ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТУДЕНЧЕСТВА И

Г

Литература

Справочные издания

1.8.1. Аполлон [Текст]. Изобразительное и декоративное искусство. Архи­
тектура: терминологический словарь / под общ. ред. A.M. Кантора. - М: Элис
Лак, 1997. -736 с.

1.8.2. Бакштейн, И. О месте московского концептуализма в истории русского
искусства [Текст]: словарь терминов московской концептуальной школы / И.
Бакштейн. - М., 1999. - 530с.

1.8.3. Виноградов, В.Б. История Кубани в отечественном и зарубежном
изобразительном искусстве (досоветский период) [Текст]: учеб. вспом.-справ.
материал / В.Б Виноградов, Л.Н, Чернова; АГПИ, Армавир, сред. шк. № 3,
Армавир, ин-т усовершенствования учителей. - Армавир, 1995. - 76 с.

1.8.4. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств [Текст]. В 2 т. / Н.А.
Дмитриева. -М.: Искусство, 1968.

1.8.5. Екатеринодар - Краснодар [Текст]. 1793 - 1993: справочник / ред. и сост. И.Ю. Бондарь. -Краснодар: Кн. изд-во, 1993. - 800 с.

1.8.6. Искусство России [Текст]: справочник-каталог. - СПб.: СканРус, 2004. -Вып.3.-456с.

1.8.7. Кондаков, С.Н. Список русских художников к Юбилейному
справочнику Императорской Академии художеств [Текст] / С.Н. Кондаков. -
М.: Изд-во ЗАО «Антик-Бизнес-Центр», 2002. - 710 с.

1.8.8. Очерки истории Ставропольского края [Текст]. Т.1. /ред. П.В. Шацого, В.П. Невской. - Ставрополь, 1984. - 675 с.

1.8.9. Российская музейная энциклопедия [Текст]. В 2 т.-М., 2001.

1.8.10. Северюхин, Д.Я. Золотой век художественных объединений в России
и СССР (1820 - 1932) [Текст]; справочник / Д.Я. Северюхин, О.Л. Лейкинд. -
СПб., 1992.-512 с.

1.8.11. Союзу художников Кубани 50 лет [Изоматериал]: альбом. -


Краснодар, 1989. - 256 с.

1.8.12. Художественная жизнь современного общества [Текст].
Государственная культурная политика в документах и материалах. - СПб.,
2001.-Т. 4.-467 с.

1.8.13. Художественные музеи России [Текст]; справочник-путеводитель. -СПб., 1999.-273 с.

1.8.14. Художники народов СССР [Текст]: библиогр. словарь в 6 т. - М., 1976.

1.8.15. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших
времен до октября 1917 г. [Текст] / сост., науч. ред., рук. авт. кол-ва Б.А.
Трехбратов. - Краснодар: Эдви, 1997. - 560 с.

1.8.16. Энциклопедия русской живописи [Текст] / под ред. Т.В.
Калашниковой. - М.: «Олма-Пресс», 1999. - 351 с.

1. Алимурзаева, Г.С. Музей и художественная культура края [Текст] / Г.С. Алимурзаева // Научно-исследовательская работа в художественных музеях Юга Российской Федерации. - Ростов н/Д, 1992. - С. 2-11.

2. Анисимов, Г.Г. Охрана памятников истории и культуры [Текст]: сб. док, /Г.Г. Анисимов. -М., 1973. - 567 с.

3. Анисимова, В.Н. Становление профессионального изобразительного искусства на Кубани [Текст]: (конец XVIII-начало XX вв.) / В.Н. Анисимова // Художественный музей в контексте культуры. - Краснодар, 1999.-С. 41^17.

4. Архив современного искусства в интервью и диалогах [Текст]. - М., 1997.-325 с.

5. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева
[Текст]. -М.: Белый город, 2002. -65 с.


6. Ахназарян, A.M. У истоков художественного образования [Текст] / A.M. Ахназарян // Донские страницы. - Ростов н/Д, 1987. - Вып. 5. -С. 103-107.

7. Бажанов, Л.А. Музейно-выставочная практика в области современного искусства [Текст] / Л.А. Бажанов // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. -М.: Лилия ЛТД, 1998. - С. 12-17.

8. Бакушинский, А.В. Исследование и статьи [Текст] / А.В. Бакушинский, - М., 1981.-568 с.

9. Бакушинский, А.В. Художественные экскурсии систематического типа [Текст] / А.В. Бакушинский // Методы и практика экскурсионного дела.-М., 1925.-122 с.

10. Балаева, О.Е. Реальность и эстетика: к вопросу о взаимоотношениях [Текст] / О.Е. Балаева // Красноярские музейные биеннале. -Красноярск, 1995. - 75 с.

11. Барг, М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма [Текст] / М.А. Барг, -М., 1987. -286 с.

12. Бардадым, В.П. Кисть и резец. Художники на Кубани [Текст] / В.П. Бардадым. - Краснодар: Сов. Кубань, 2003. - 256 с.

13. Бардадым, В.П. Этюды о Екатеринодаре [Текст] / В.П. Бардадым. -Краснодар, 1995.-189 с.

14. Бардадым, В.П. Этюды о прошлом и настоящем Краснодара [Текст] / В.П. Бардадым. - Краснодар, 1978. - 297 с.

15. Батракова, С. Искусство и утопия [Текст] / С. Батракова. - М., 1990. -490 с.

16. Белая, З.А. Из истории создания Ставропольского краевого музея изобразительного искусства [Текст] / З.А. Белая // Ставропольский


музей изобразительного искусства; сб. ст. - Ставрополь, 2004. - С. 27-34.

17. Белая, З.А. Из истории формирования коллекции и художественной жизни Ставрополя [Текст] / З.А. Белая // Ставропольский краевой музей изобразительного искусства: сб. ст. - Ставрополь, 2004. - С. 15-25.

18. Белая, З.А. Купцы Алафузовы и их художественная коллекция [Текст] / З.А. Белая // Ставропольский краевой музей изобразительного искусства: сб. ст. - Ставрополь, 2004. - С. 2-22.

19. Белецкий, СВ. О взаимоотношении музея и коллекционера [Текст]: (на примере сфрагистического коллекционирования) / СВ. Белецкий, А.А. Купранис // Музей в современной культуре: сб. науч. тр. - СПб., 1997.-С 23-45.

20. Беломыцева, В.Ф. Творчество кубанских художников 40-х и 50-х годов [Текст] / В.Ф. Беломыцева // Наследие XX века. - Краснодар, 1995. - С. 31-37.

21. Беломыцева, В.Ф. Ф.А. Коваленко и молодые художники [Текст] / В.Ф. Беломыцева//Памяти Коваленко.-Краснодар, 1994.-С. 35-41.

22. Бельфор, Н.Н. Мир музея [Текст] / Н.Н. Бельфор, Н.Д. Соколова, Б.А. Столяров. - СПб., 2000. - 207 с.

23. Бендюк, О.Б. Социальная роль образовательной деятельности музея
[Текст]. От искусствоведения к культурным практикам / О.Б. Бендюк //
Образовательная деятельность художественного музея. - СПб., 2000. -
Вып. VI.-С 143-150.

24. Бобринская, Е.А. Концептуализм [Текст] / авт.-сост. Е.А. Бобринская. -М.:ГАЛАРТ, 1993.-187 с.

25. Борьба против музея, или демонстрация искусства в тоталитарном пространстве [Текст] // Советское богатство: статьи о культуре,


литературе и кино. К 60-летию Хапса Гюнтера / под ред. М. Балиной, Е. Добренко, Ю. Мурашова. - СПб.: Акад. Проект, 2002. - С. 37-51.

26. Брилинг, Н. Коллекционирование произведений художников-шестидесятников [Текст]: от частного собирательства к музейной коллекции современного искусства / Н. Брилинг // Авангардные направления в советском изобразительном искусстве. - Екатеринбург, 1993.-231 с.

27. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм [Текст]. В 3 т. / Ф. Бродель. -М., 1986-1992.

28. Ващенко, И.И. Советская эпоха - в собрании Краснодарского художественного музея [Текст]: интерпретация и анализ / И.И. Ващенко // Художественный музей в контексте культуры. - Краснодар, 1999.-С. 27-31.

29. Взаимодействие школы и музеев [Текст]: сб. теорет.-метод. материалов / под ред. А.Г. Козловой и Е.В. Пролет. - СПб.: Образование, 1995. - Вып. 3. - 203 с.

30. Виноградов, Е.С. Н.А. Ярошенко в Кисловодске [Текст] / Е.С. Виноградов. -Кисловодск, 1997. - 177 с.

31. Водонос, Е.И. История комплектования коллекции Саратовского государственного музея имени А.Н. Радищева [Текст] / Е.И. Водонос // Художественный музей и культура края. - Саратов, 1994. - С. 3-23.

32. Выставочный аспект художественной жизни российских регионов [Текст]: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. - М.: Лилия ЛТД, 1998.-211 с.

33. Газалов, К.М. К вопросу централизации сети государственных музеев российской Федерации [Текст] / К.М. Газалов, B.C. Евстегнеев // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. - М., 1985.


34. Галич, Т.И. Художественный музей и публика [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Галич Т.И. -Л., 1986. -26 с.

35. Гнедовский, М.Б. Анализ музейной сети и проблема юіассификации музеев [Текст] / М.Б, Гнедовский // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. - М., 1985.-С. 50-58.

36. Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования [Текст] / М.Б, Гнедовский, В.Ю. Дукельский // Музейное дело: сб. науч. ст. / Музей революции. - М., 1992.- Вып. 21.-С. 5-37.

37. Головкина, Г.И. Работа музея по пропаганде творчества художников Дона [Текст]. Проблема экспозиционной площади / Г.И, Головкина // Из опыта научно-исследовательской работы художественных музеев Юга Российской Федерации: из материалов науч.-практ. конф. «100-летие художественного образования на Дону»: сб. сообщ. - Ростов н/Д, 1998,- С 38-39.

38. Голомшток, И. Тоталитарное искусство [Текст] / И. Голомшток. - М., 1994.-345 с.

39. Гонтарь, СМ, Библиотека Ф.А. Коваленко [Текст] / СМ. Гонтарь // Памяти Ф.А. Коваленко. - Краснодар, 1994. - С 28-35.

40. Громов, В.П. Художественная культура Кубани в начале XX в. [Текст] / В.П. Громов // Новейшие исследования по социально-экономической и культурной истории дореволюционной Кубани. - Краснодар, 1989. -С.107-120.

41. Громов, Е.С. Сталин: власть и искусство XX века. Судьба и облик России [Текст] /В.П. Громов. -М.: Наука, 1999. -367 с.

42. Гузанов, А.И. Художественные коллекции Павловского дворца и путешествие графа и графини Северных [Текст] / А.И. Гузанов //


Частное коллекционирование в России. - М.: Изд-во ГМИИ им. Пушкина, 1995.- С. 65-76.

43. Гуревич, П.С. Философия культуры [Текст]: пособие для вузов / П.С. Гуревич. -М.: Аспект Пресс, 1994. -342 с.

44. Демиденко, Ю. Шустер С.А. Коллекционер среди коллекционеров [Текст] / Ю. Демиденко // Наше наследие. - 1999. - № 48. - С. 136-145.

45. Денвир, Б. Импрессионизм [Текст]. Художники и картины / Б. Денвир. - М.: Искусство, 1994.-467 с.

46. Дудкина, Т.А. О прошлом память сохрани [Текст] / ТА. Дудкина. -Кисловодск, 1990. - 219 с.

47. Дукельский, В.Ю. Музей и культурно-историческая среда [Текст] / В.Ю. Дукельский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М., 1989. - С. 32-55.

48. Егоров, Ю.С. Развитие музейной сети в условиях зрелого социализма [Текст]: (1960- 70-е гг.). Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе / Ю.С. Егоров. -М„ 1985.-124 с.

49. Еремеева, А.Н. Картинная галерея им. Ф.А. Коваленко в годы революции и гражданской войны (1917- 1920) [Текст] / А.Н. Еремеева // Наследие XX века. - Краснодар, 1995. - С. 83-86.

50. Еремеева, А.Н, Организации любителей искусства дореволюционной Кубани [Текст] / А.Н. Еремеева // Сборник работ преподавателей гуманитарных наук. - Краснодар, 1994.-С. 151-156.

51. Ефименко, В.А. Из опыта работы просветительского отдела КОМИИ с дошкольными учреждениями [Текст] / В.А. Ефименко // Провинциальный музей: новые формы работы: материалы конф. посвященной 30-летию Кемеровского областного музея изобразительных искусств, - Кемерово: Кемеровский обл. музей изобразительных искусств, 2000, - С. 78-81.


52. Жвитиашвили, Н.Ю. Выставка детского творчества в Русском музее [Текст]: проблемы, перспективы / Н.Ю. Жвитиашвили, О.В. Платонова // Музей и подрастающее поколение: тр. науч. практ. центра по проблемам музейной педагогики / Гос. Рус. Музей. - СПб., 1993. -Вып. 3.-С. 162-174.

53. Живопись и графика из коллекции академика Л.Ф. Ильичева, переданная в дар Краснодарскому краевому художественному музею имени А.В. Луначарского [Изоматериал]: альбом. - М.: Изобраз. искусство, 1988. - 54 с.

54. Зенки, Е.М. Научно-просветительная работа художественных музеев РСФСР в первые годы советской власти (1917-1923 гг.) [Текст]: автореф. дис. / Зенки Е.М. - М, 1971.-132 с,

55. Зименков, В.Н. Провинциальный музей как хранитель исторической памяти и традиции края [Текст] / В.Н. Зименков // Судьбы малых городов: материалы межвуз. науч.-теорет. конф. - Тула, 2000. - С. 231-234.

56. Золотарева, И.Д. Б.М. Городецкий и Ф.А. Коваленко [Текст]. Из истории творческих взаимоотношений и становления художественного образования на Кубани / И.Д. Золотарева // Художественный музей в контексте культуры: сб. сообщ. КХМ. - Краснодар, 1999. - С. 53-59.

57. Иванова, Е.В. Социокультурные функции современного музея изобразительного искусства [Текст] / Е.В. Иванова // Культура как целостное явление. - СПб., 1983.-С. 115-123.

58. Иконникова, С.Н. Культурология в свете гуманитарных наук: междисциплинарные связи [Текст] / С.Н. Иконникова. - СПб., 1995. -170 с.

59. Иксанова, И.В. Опыт разработки модели регионального музейного объединения [Текст] / И.В. Иксанова // Музееведение. Вопросы теории и методики. - М., 1987.


60. Каган, М.С. Основы теории художественной культуры [Текст]: учеб. пособие / М.С, Каган, П.С. Соболев, Л.М. Мосолова; под общ. ред. Л.М. Мосоловой. - СПб., 2001. - 245 с.

61. Калининский, А.А. Романтический монтаж [Текст] / А.А. Калининский. - М.: Сов. художник, 1989. - 498 с.

62. Калугина, Т.П. Истоки культурно-коммуникативной функции [Текст] / Т.П. Калугина // Проблемы культурной коммуникации художественного музея. - М., 1989.-С. 111-154.

63. Калугина, Т.П. Общественное сознание и художественный музей [Текст] / Т.П. Калугина // Музееведение. Музеи мира. - М., 1991. - С. 234-267.

64. Кантор, A.M. Выставка в музее [Текст] / A.M. Кантор // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. - М.: Лилия ЛТД, 1998. - С. 3-11.

65. Карелин, А. Условия устройства и бытия городских художественных и исторических музеев [Текст] / А. Карелин // Тр. Всерос. съезда художников в Петрограде (дек. 1911 - янв. 1912). - П., 1915. - Т. 3. -С. 11-23.

66. Каспаринская, С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII - начало XX в.) [Текст] / С.А. Каспаринская//Музей и власть.-М., 1991.-Вып. 1,-С. 68-79.

67. Каулен, М.Е. Музейные утопии первой четверти двадцатого века [Текст] / М.Е. Каулен // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций. Т. 1. (XVIII-XX вв.).- Омск, 1995.- С. 139-142.

68. Кауфман, Р.К, Русская и советская художественная критика с середины XIX века до 1941 года [Текст] / Р.К. Кауфман. - М., 1978. -302 с.


69. Киракозова, Н.А. Работа Ставропольского музея изобразительных искусств на селе [Текст] / Н.А. Киракозова // Художественные музеи и эстетическое воспитание трудящихся. - М., 1974, - С- 74-78.

70. Кислякова, И.В. Советское искусство послевоенного периода [Текст] / И.В. Кислякова. -М.: Сов, художник, 1963. - 543 с.

71. Коваль, Л.М. Идеи музея в философии Н.Ф.Федорова [Текст] / Л.М. Коваль // Визуальная пропаганда книжных памятников: сб. науч. тр. -М., 1989.- С. 149-156.

72. Кокорев, Б.В. Роль рекламы в выставочной деятельности [Текст] / Б.В. Кокорев.-М., 1992.-112 с.

73. Кондаков, И.В. Культурология: История культуры России [Текст]: курс лекций / И.В. Кондаков. - М., 2003. - 201 с.

74. Коник, М.А. Музей и школа: размышления художника [Текст] / М.А.
Коник // Эстетическое воспитание и экология культуры. - М., 1988. -
С.113-135.

75. Конкина, Д.И. Театр в музее? К проблеме «игры» в музейной работе с
детьми [Текст] / Д.И. Конкина // Музей и школа: сб. сообщ. КХМ. ~-
Краснодар, 1997.- С. 38-47.

76. Конухова, Е.Н. Из истории работы русских и советских
художественных музеев с детьми [Текст] / Е.Н. Конухова // Музей.
Художественные собрания СССР. -М., 1987. - Вып. 7. - С. 34-67.

77. Корнилова, В.И. Лекционная работа государственной Пермской художественной галереи [Текст] / В.И. Корнилова // Вопросы массовой работы художественных и литературных музеев: сб. НИИ Музееведения, - М., 1960.- С. 88-92.

78. Косопойко, Е.А. Материалы к библиографии Кубани: 1904-2001 [Текст] / Е.А. Косопойко; авт. вступ, ст. И.И. Пашнина. - Краснодар, 2001.-160 с.


79. Коссова, И.М. Музей в современных условиях [Текст] / И.М. Коссова // Музеи российской глубинки: материалы науч.-практ. конф. -Екатеринбург, 1998. - С. 4-14.

80. Куклинова, И.А. Музеи российской и французской провинции во второй половине XIX века [Текст] / И.А. Куклинова // Культура российской провинции: век XX - XXI веку: материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Калуга, 2000. - С. 96-98.

81. Кукушкина, С.А. О деятельности Екатеринодарского художественного кружка при городской картинной галерее [Текст] / С.А. Кукушкина // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. - Краснодар, 1991. - С. 38-47.

82. Курбатов, В. Об устройстве провинциальных художественных музеев [Текст] / В. Курбатов // Тр. Всерос. съезда художников в Петрограде (дек. 1911-янв. 1912).-П., 1915.- Т. 3.-С. 15-27.

83. Лебедева, Е.Б. Выставочный комплекс в провинциальном музее [Текст] / Е.Б. Лебедева // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. - М.: Лилия ЛТД, 1998. - С. 77-79.

84. Лебедянский, М.С. Становление и развитие русской советской живописи 1917- начала 1930-х гг. [Текст] / М.С. Лебедянский. - Л., 1976.- 360 с.

85. Личенко, СИ. Научно-методическая программа по музейной педагогике, отражающая образовательную концепцию Калужского областного художественного музея: музей - образовательный, воспитательный, культурный центр [Текст] / СИ. Личенко // Тр. регион, конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. -Калуга, 2001. -Вып. 2. - С 239-244.

86. Лихачев, Д.С. Русское искусство от древности до авангарда [Текст] / Д.С. Лихачев. - М: Искусство, 1992.


87. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начала XIX века) [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1994. - 580 с.

88. Лучинский, Ю.В. Художественный музей в оценке прессы: время и объективность [Текст]: (К постановке проблемы) / Ю.В. Лучинский // Художественный музей в контексте культуры: сб. сообщ. ККХМ. -Краснодар, 1999. - С. 63-65.

89. Мазный, Н.В, Кинетические принципы организации музейных выставок и проблема сохранения музейной специфики [Текст] / Н.В. Мазный.-М., 1997.-230 с.

90. Майстровская, М.Т. Художественные музеи РСФСР [Текст]. Современное состояние и тенденции развития сети / М.Т. Майстровская // Региональные проблемы развития музейного дела. -М, 1990.-С. 167-198.

91. Макарова, Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен [Текст]: автореф. дис.,.. канд. филос. наук / Макарова Н.Г. - М., 1987. - 24 с.

92. Манин, B.C. Искусство в резервации [Текст]: (Художественная жизнь России 1917-1941 гг.) / B.C. Манин. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. -560 с.

93. Мастеница, Е.Н. Взаимодействие музея и культурного наследия как научная проблема [Текст]: (регион, аспект) / Е.Н. Мастеница, Л.М. Шляхтина // Культура российской провинции: век XX - XXI веку; материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Калуга, 2000. - С. 195-199.

94. Мемориальный музей-усадьба художника Н.Я. Ярошенко г. Кисловодск [Текст]. - М.: Белый город, 2003. - 80 с.

95. Минц, С.С. Рождение культурологии [Текст] / С.С. Минц. - СПб., 1999.-320 с.

96. Морозов, Л.И. Конец утопии [Текст]: (Из истории искусства в СССР 1930-хгодов)/Л.И.Морозов.- М.: ГАЛАРТ, 1995.-240с.


97. Мосолова, Л.М. Современный музей в едином культурно-
образовательном пространстве России [Текст] / Л.М. Мосолова //
Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. - СПб., 1995. -
Вып. 1.-С. 66-77.

98. Музееведение. Концептуальные проблемы музейной энциклопедии [Текст]: сб. науч. тр./НИИкультуры. - М., 1990.-450 с.

99. Музееведение: На пути к музею XXI века [Текст]. - М., 1989. - 270 с.

100. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы [Текст]: сб. науч. тр. - СПб., 1996. - Вып. 2.-180 с.

101. Музей будущего [Текст]: информ. менеджмент / АНОК «Музей
будущего». - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 167 с.

102. Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела. XVIII-XX вв. [Текст]: сб. науч. тр / НИИ культуры. - М., 1988.-202 с.

103. Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела. XVIII-XX вв. [Текст]: сб. науч. тр /НИИ культуры. - М., 1992. - 230 с.

104. Музей и коммуникация [Текст]: Концепция развития Самарского
областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина / Рос. ин-т
культурологии. - Самара, 1998. - 135 с.

105. Музей и общество [Текст]: материалы междунар. конф., г. Красноярск, 11-13 сент. 2002 г. - Красноярск: Ситалл, 2002.-470 с.

106. Музей и современный художественный процесс [Текст]: сб. тез. науч. конф. музейных работников. - Красноярск, 1989. - 320 с.

107. Музей и школа [Текст]: пособие для учителя. - М., 1985. - 204 с.

108. Музейная педагогика в школе [Текст]. - СПб.: СпецЛит, 2000.

109. Музейная педагогика за рубежом: Работа музеев с детской аудиторией
[Текст]: (учеб. пособие) / М-во культуры РФ, Рос. Акад. наук, Рос. ин-т
культурологии. - М., 1997. -260 с.

ПО. Музейное дело: Музей- культура- общество [Текст]: сб. науч. тр. - М., 1992. ^30 с.


111. Мызина, Л.И. Новые формы работы Кемеровского музея
изобразительных искусств [Текст] / Л.И. Мызина // Провинциальный
музей: новые формы работы. - Кемерово: Кемеровский музей
изобразительных искусств, 2000. - С. 22-34.

112. Мысливцева, Г.Ю. Педагогические проекты художественных музеев
Омска: история и современность [Текст] / Г.Ю. Мысливцева //
Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций. Т. 1. (XVIII -
XXвв.).- Омск, 1995.-С. 187-190.

ИЗ. Мысливцива, Г.Ю. Новые Омские музеи. Тенденции образования и развития. 1990-е гг. [Текст] / Г.Ю. Мысливцива, Н.А. Шугаева // Провинциальный музей: новые формы работы. - Кемерово, 2000. - С. 37-43.

114. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века [Текст] / М.Г. Неклюдова. - М.: Искусство, 1991.-346 с.

115. Никишин, Н.А. Музей в пограничном регионе [Текст] / Н.А. Никишин // Панарама культурной жизни стран СНГ и Балтии. - М., 1996. - С. 27-40.

116. Новиков, А.И. История русской философии [Текст] / А.И. Новиков. -СПб., 1998.-135 с.

117. Овсянникова, С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы 11-й ПОЛ, Л.ІА — нач. XX века [Текст] / С.А. Овсянникова // Тр. науч.-исслед. ин-тамузееведения.- М., 1962.- Вып.УП.-С. 118-141.

118. Огарева, Н.В. Станица Привольная. Колхоз имени В.И. Ленина. Народная картинная галерея [Текст] / Н.В. Огарева. - М., 1990. - 279 с.

119. Ольшевский, В.И. В искусстве и в жизни: очерки и статьи [Текст] / В.И. Ольшевский. - Л.: Художник РСФСР, 1975. - 456 с.


120. Петрова, Н.Ф. Частные коллекции, меценатство, музеи [Текст]: (социокультурный анализ) I Н.Ф. Петрова // СоцИс. - 1996. - № 7. -С. 67-76.

121. Петровская, Н.А. На пути к созданию экспериментальной программы [Текст] / Н.А. Петровская // Взаимодействие музея и школы. - СПб., 1992.-Вып. 1.-365 с.

122. Петрунина, Л.Я. Музей изобразительных искусств как социальный институт [Текст] / Л.Я. Петрунина // Музейное дело. Музей- культура-общество: сб. науч. тр. - М., 1992. - Вып. 21. - С. 112-125.

123. Пищулин, Ю.П. Музейная аудитория [Текст]: (к постановке вопроса) / Ю.П. Пищулин, Д.А. Равикович // Музей и современность: Проблемы совершенствования музейного дела. - М., 1977.

124. Плаггенборг, Ш. Революция и культура [Текст]: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма / Ш. Плаггенборг; пер. с нем. И. Карташевой. - СПб.: Нева, 2000.-675 с.

125. Поздняева, З.М. Живая душа искусства [Текст]. Страницы истории культуры Ставрополья / З.М. Поздняева. - Ставрополь, 2002. - 205 с.

126. Поляков, Т.П. Как делать музей?: (О методах проектирования музейной экспозиции) [Текст]: учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по спец. «Музееведение» / Т.П. Поляков; М-во культуры РФ, Рос. Акад. наук, Рос. ин-т культурологии. - М., 1996. - 125 с.

127. Попова, Е.П. Роль музея в жизни многонационального региона: На материалах музеев Ставропольского края ХІХ-ХХ вв. [Текст]: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 17.00.07 / Попова Е.П. - М., 1993. -198 с.


128. Пыхтина, С.Н. Ф.А. Коваленко - основатель музея [Текст] / С.Н. Пыхтина // Памяти Ф.А. Коваленко: сб. сообщ. - Краснодар, 1994. -С. 5-20.

129. Равикович, Д.А. Местные художественные музеи во 2-й пол. XIX - нач. XX века [Текст] / Д.А. Равикович // Тр. НИИ Музееведения. - М., 1962. -Вып. 7.-С. 71-95.

130. Размустова, Т.О. Феномен местного музея в контексте культуры российской провинции [Текст] / Т.О. Размустова // Ориентиры культурной политики: инф. вып. -М., 1994. - № 3. - С. 61-66.

131. Ребенок в музее [Текст]: (социологический и психолого-педагоги­ческий аспекты) / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии. - М., 1993. -220 с.

132. Рева, Н.Д. Теория и практика экскурсионной работы художественных музеев со школьниками [Текст]: метод, рек. для худож. музеев России / Н.Д. Рева; Гос. Рус. Музей. - СПб., 1993.

133. Решетников, Н. Музей - хранилище социальной памяти [Текст] / Н. Решетников // Философия бессмертия и воскрешения. - М., 1996. -Вып. 1.- С. 220-235.

134. Рашитова, Р.С. Работа музеев РСФСР со школьниками (1920-1930 гг.) [Текст] / Р.С. Рашитова // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М., 1989.-С. 129-138.

135. Роль художественных музеев в эстетическом воспитании молодежи [Текст]: Всесоюз. науч. конф. музейных работников. - Л., 1986. - 118 с.

136. Рощин, А.А. Музейная экспозиция и контекст современной культуры [Текст]: социологический анализ проблемы / А.А. Рощин, В.В. Селиванов // Музей и современный художественный процесс. -Красноярск, 1989. - 167 с.

137. Рудницкая, Ю. Художники Дона [Текст] / Ю. Рудницкая. - Л., 1960. -123 с.


138. Рылова, Т.А. Анализ работы художественного музея с городским сообществом [Текст] / Т.А. Рылова // Музей и общество: материалы Междунар. конф. - Красноярск: Ситалл, 2002. - С. 24-56.

139. Сапанжа, О.С. Культурологические основания образовательной миссии современного музея [Текст] / О.С. Сапанжа // Российская культура глазами молодых ученых: сб. ст. - СПб., 2002. - С. 209-218.

140. Сарабьянов, Д.В. Стиль модерн [Текст]: Истоки. История. Проблемы / Д.В. Сарабьянов. -М., 1989.

141. Слуцкий, А.И. Архив художника как историко-культурный текст [Текст] / А.И. Слуцкий // Психологические свойства современного исторического знания: материалы II Междунар. рабочего семинара по ист. психологии, г. Краснодар, 8 февраля 2003 г. / отв. ред. С.С. Минц. - Краснодар, 2003. - С. 53-54.

142. Слуцкий, А.И. О возможностях использования источников личного происхождения в историко-культурных исследованиях [Текст] / А.И. Слуцкий // Особенности историко-психологического исследования: материалы 1-й межрегион, рабочего семинара по ист. психологии. -Краснодар, Куб. гос. ун-т.; МНЦИПИ, 2002. - С. 50-57.

143. Соколов, Э.В. Культурология [Текст]. Очерки теории культуры / Э.В. Соколов. - М., 1994. - 121 с.

144. Солодовников, Ю.А. Методические аспекты построения модели единого образовательного пространства в гуманитарной сфере [Текст]: (на примере сотрудничества КХМ и гимназии № 88 г. Краснодара) / Ю.А. Солодовников // Образовательная деятельность художественного музея.- СПб., 2000. - Вып. VI. - С. 191-194.

145. Солодовников, Ю.А. Образование и культура: пути сближения [Текст] / Ю.А. Солодовников // Пед. вестн. Кубани. - 1999. - № 1. - С. 8-9.


146. Соустин, С. К вопросу зависимости от условий функционирования музея [Текст] / С. Соустин // Проблемы экспозиционной и научно-просветительской работы музеев: труды, - М,, 1982. - С. 93-107.

147. Сохранение культурного достояния юга России [Текст]: сб. метод, материалов.-Краснодар, 2003.-230 с.

148. Станюкович, Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук [Текст] / Т.В. Станюкович. - М.-Л., 1953. - 327 с.

149. Степаненко, Ю.П. Художественное образование детей в системе школьного образования средствами музейной педагогики на базе Ростовского областного музея изобразительных искусств [Текст] / Ю.П. Степаненко // Произведения искусства в образовательном процессе. - СПб., 2000. - С. 96-98.

150. Степанян, Н.С. Искусство России XX века [Текст]. Взгляд из 90-х / Н.С. Степанян. -М.: Эксмо-Пресс, 1999. - 450 с.

151. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX в. 1870-89-е гг. [Текст]/Г,Ю. Стернин.-М, 1997.-350 с.

152. Столяров, Б. А. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования [Текст] / Б.А. Столяров, А.Г. Бойко // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб., 1998. - С. 3-24.

153. Сундиева, А. Деятельность музеев: музеи Российской Федерации на рубеже тысячелетий [Текст]: (аналит. обзор) / А. Сундиева, М. Каулен, И. Чувилова. -М-, 2001. - 180 с.

154. Сушко, Л.Г. Новые аспекты музейной педагогики в тульском регионе [Текст] / Л.Г. Сушко // Произведение искусства в образовательном процессе. - СПб., 2000. - С. 101-104.

155. Тажидинова, И.Г. Краснодарский филиал Ассоциации художников Революционной России [Текст] / И.Г. Тажидинова // Наследие XX века. - Краснодар, 1995. - С. 87-93,


156. Уваров, М.С. Постсоветский постмодернизм в антропологическом горизонте [Текст] / М.С. Уваров // Человек постсоветсткого пространства: сб. материалов конф. / под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. - С. 447-452

157. Ушенко, И.В. Художественная жизнь Краснодара после изгнания фашистских оккупантов [Текст]: [по материалам газеты "Большевик" ("Советская Кубань") 1943-1947 гг.] / И.В. Ушенко // Историческая мысль Кубани на пороге третьего тысячелетия / под ред. А.Н. Еремеевой. - Краснодар, 2000. - С. 120-123.

158. Федоров-Давыдов, А. Советский художественный музей [Текст] / А. Федоров-Давыдов. - М, 1933. - 60 с.

159. Федоров, Н.Ф. Собр. соч. [Текст]: в 4 т. /Н.Ф. Федоров. -М., 1995.

160. Федорова, Е.П. О роли художественно-эстетического образования [Текст] / Е.П. Федорова // Провинциальный музей: новые формы работы: материалы конф. посвященной 30-летию Кемеровского областного музея изобразительных искусств. - Кемерово: Кемеровский обл. музей изобразительных искусств, 2000. - С. 75-81.

161. Фролов, А.И. Из истории становления музееведческих центров России [Текст] / А.И. Фролов // Музей и власть. - М., 1995. - Вып. 2.

162. Фролов, А.И. Основатели российских музеев [Текст] / А.И. Фролов. -М.: Искусство, 1991.

163. Ходякова, О. А. Художественные коллекции графского рода Шереметевых в петербургском Фонтанном доме [Текст] / О.А. Ходякова // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций. Т. 1. (XVIII-XXвв.).- Омск, 1995.-С. 152-155.

164. Холмогорова, О.В. Соц-Арт [Изоматериал]: альбом / О.В. Холмогорова. -М., 1994. -120 с.

165. Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое [Текст]. - СПб.: Алетейя, 2001. - 360 с.


166. Целмс, Е.М. Художественная ценность и социокультурный контекст [Текст] / Е.М. Целмс // Художественно-эстетические ценности в системе культуры. - Саранск: Изд-во МГУ, 1990. - С. 8-11.

167. Цыганкова, Е.Н. Творческое служение искусству [Текст] / Е.Н. Цыганкова // Донской временник 1999. - Ростов н/Д, 1998. - С. 77-80.

168. Чертогова, М.Ю. Путь к концепции [Текст]: (к вопросу о формировании коллекции КОМИИ) / М.Ю. Чертогова // Провинциальный музей: новые формы работы. - Кемерово: Кемеровский музей изобразительных искусств, 2000. - С. 41-44.

169. Чотчаева, Р.Н. Культура и история [Текст]. К вопросу о полифункциональности музея в условиях национальной автономии / Р.Н. Чотчаева // Художественный музей в контексте культуры: сб. сообщ. ККХМ. - Краснодар, 1999. - С. 63-65.

170. Чувилова, И.В. Формирование художественных коллекций в провинции в первой половине XIX в.: (Центральный и Поволжский р-ны) [Текст]: автореф. дис.... канд. ист. наук / Чувилова И.В. - М., 1999. -27 с.

171. Чумалова, Т.В. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чумалова Т.В.-М., 1995.-25 с.

172. Шварц, Е. Живу беспокойно... [Текст]. Из дневников / Е. Шварц. - М., 1982.

173. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. и гуманитарных вузов / Л.М. Шляхтина, СВ. Фокин. -СПб., 2000.-160 с.

174. Шмит, Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи [Текст]. Очерк истории и теории музейного дела / Ф.И. Шмит. -Харьков, 1919.


175. Шубский, М.П. Новое миропонимание и музейная практика [Текст] / М.П. Шубский // Красноярские биеннале. - Красноярск, 1995. - С. 45-48.

176. Шулепова, Э.А. Музеефикация памятников как механизм использования культурного наследия в регионе [Текст]: автореф. дис. ... канд. культурологии / Шулепова Э.А. - М., 1998. - 28 с.

177. Шулепова, Э.А. Музей на службе общества: проблемы взаимодействия [Текст] / Э.А.' Шулепова // Ориентиры культурной политики: информ. сб./М-во культуры РФ; ГИВЦ.- М.,2000.- Вып. 6.-С. 29-37.

178. Шулепова, Э.А. Региональное наследие: опыт изучения и музеефикации памятников Дона [Текст] / Э.А. Шулепова; М-во культуры РФ, Рос. Акад. наук, Рос. ин-т культурологии. - М., 1998. -165 с.

179. Щербина, Е. Традиции и современность [Текст]: Серия выставок как основа культурной программы музея / Е. Щербина // Мир музея. -2000.- №5.-С. 52-62.

180. Юренева, Т.Ю. Формирование кадров советских музейных работников 1917-1941 гг. [Текст]^.автореф. дис. ... канд. ист. наук /Юренева Т.Ю. -М., 1991.-24 с.

181. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей [Текст]: учеб. пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич; М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии. - М., 2001. - 224 с.

182. Якимович, А.К. Магическая вселенная [Текст]. Очерки по искусству, философии и литературе XX века / А.К. Якимович. - М.: ГАЛАРТ, 1995.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................... 3

Глава 1. Взаимодействие студенчества и музеев в России

(XVI11-XX вв.); историографический аспект.................................... 12

Глава 2. Ценностные ориентации студенчества и музей..................... 63

§LСовременное студенчество как потенциальная и

реальная аудитория музеев................................................................... 63

§2.Музей в системе культурных потребностей и запросов

студенчества.......................................................................................... 73

§З.Посещение музеев студентами: мотивы и интересы.................. 80

§4,Музей в представлении студентов.................. *.......................... 103

Глава 3.Перспективы взаимодействия музея и студентов................. 118

§],Культурно-образовательная деятельность музея в контексте

его социальных функций*................................................................... 118

§2.Формы и методы работы современных музеев со

студенческой аудиторией................................................................... 125

§З.Музей для студентов: анализ представлений теоретиков и
практиков музейной деятельности
.................................................... 132

ч

Заключение................................................................................................ 153

Список использованной литературы..................................................... 164


з

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях особую важность приобретает обращение к культурному наследию прошлого, духовному опыту, накопленному человечеством за многие века отечественной и мировой истории. Не только в философии и культурологии, но и в повседневной практике сегодня наблюдается поиск ориентиров, определяющих вектор развития России и мира в новом столетии. Именно поэтому в наши дни обретают такую высокую значимость музеи как хранители ценностей прошлого, по-новому притягивающие к себе студенческую молодежь, на плечи которой в недалеком будущем ляжет ответственность за судьбы России и всего человечества.

Актуальность предпринятого исследования заключается прежде всего в том, что оно обращено к современному российскому студенчеству, которому в ближайшие десятилетия предстоит принимать участие и осуществлять руководство в различных сферах производства и управления. Именно студенческая молодежь призвана сыграть особую роль в развитии духовных основ современной отечественной культуры в новом тысячелетии.

Трудно переоценить в связи с этим то значение, которое в настоящих
условиях приобретают музеи как центры культуры, обогащая молодежь
знанием прошлого, способствуя развитию ее ценностного сознания и духовной
зрелости. Противоречия современной истории изменяют содержание
потребностей и запросов студентов, создают особые препятствия в их поисках
новых идеалов и нравственных ориентиров. Изучение меняющихся интересов и
потребностей студентов в современных условиях является актуальной задачей в
наши дни, во многом определяющей способность учебно-просветительных и.
научных учреждений оказывать положительное влияние на становление нового
поколения граждан России. Особую важность решения этих задач приобретают
для музеев и музейных сотрудников, включенных в работу по расширению
кругозора, повышению уровня культуры студенческой молодежи. Не менее
значимым решение этих вопросов является и для преподавателей вузов,
имеющих возможность органически включать различные формы

взаимодействия с музеями в холе организации учебного процесса. Совместные усилия музеев и высших учебных заведений по развитию и углублению


культуры студенчества являются одним из важнейших звеньев подготовки духовно зрелой, хорошо образованной и высококультурной смены, нового поколения России XXI века.

Студенчество особо выделяется среди различных категорий посетителей музея, притом не только своими возрастными характеристиками и спецификой психологического строя, но и той социальной ролью, которую учащиеся вузов призваны сыграть в развитии общества. Это позволяет видеть в них аудиторию, объективно обладающую пробуждающимися потребностями в расширении своих знаний и представлений об окружающем мире, углублении своей культуры. Для музейных работников это оборачивается повышенной восприимчивостью данной аудитории, актуальностью интересов к музейным экспонатам, способствующим их духовному развитию, стремлением к диалогу и взаимодействию с теми, кто хранит, показывает, интерпретирует сосредоточенные в музеях памятники.

Согласно результатам исследований, осуществленных в последние годы, отношение студенческой аудитории к музею в настоящее время представляет собой неоднозначную и противоречивую картину. Активность студентов в освоении культурного потенциала, сконцентрированного в музеях, признается недостаточной, но вместе с тем положительная установка по отношению к музею в целом, потребность в нем, интерес к конкретным музеям присущи определенной части студенчества. Во многих случаях уважительное и почтительное отношение к музею, чувство восторга и восхищения, признание . огромных возможностей для духовного роста и развития личности, . предоставляемых данным социокультурным институтом, сочетается в действительности с их недостаточным использованием.

При выяснении причин данной парадоксальной ситуации необходимо принять во внимание общепризнанное положение о том, что взаимодействие музея и конкретной категории его посетителей может быть наиболее успешным, а осуществление процесса музейной коммуникации - эффективным, если в основе разработки специализированных программ, использования определенных форм и методов работы лежит адекватное понимание интересов, запросов данной аудитории, мотивов ее обращения к музею, ожиданий от


5

встречи с ним. Это становится достижимым при условии изучения потребностно-мотивационной сферы посетителей постижения ЭМОЦИЙ, связанных с образом музея, воссозданием присущего им представления о музее. При этом весь опыт работы музеев с данной категорией посетителей следует подвергнуть тщательному анализу.

Разрешение проблемы, находящейся в фокусе нашего внимания, требует всестороннего рассмотрения современной студенческой аудитории музеев, выявления его социально-демографических и Психологических характеристик, определения того значения, которое имеет му^ей для студентов в настоящее время, что подразумевает изучение потребности в общении с музейными ценностями на общем фоне их культурной активности, мотивов посещения .wyaeiav лшфогімигюванносга jj гшствделелия штерт-соя между хояхретнымм музеями, представлений о музее, формирующихся у студентов. Необходимо четко уяснить, какие возможности открывает перед студентами обращение к музею, какова роль, которую способен играть музей в их духовной жизни, в чем заключается смысл музенно-педагогического процесса, когда его объектом становится современный российский студент, кроме того, требуется оценить, в какой мере процесс взаимодействия музеев и Студенчества и результаты этих контактов отвечают исходным целям и задачам музейно-педагогической работы с данной аудиторией.

Состояние научной разработанности проблемы

Взаимодействие музеев и студенчества, Особенности этого процесса, его основные направления и результаты освещается в работах отечественных авторов по истории, социологии, психологии данной социальной группы, в трудах, посвященных изучению музейной аудитории и разрабатывающих пути и способы воспитания и образования студенчеству музейными средствами.

Благодаря исследованиям Э.А. АбгарЯца, НГ. Еагдасарьян, ИЛ, Еогачевой, М.Б. Глотова, В.И. ДобрЫНиной, Г.А. Журавлевой, С.Н-Иконниковой, Т.Н. Кухтевич, В.Т, Лисовского, КБ. Николаевой, Т.Э. Петровой, Ю.Н. Петровой, В,В. Селиванова, А,н. Семашко, З.В. Сикевич, У.Ф. Суна, М.Х. Титма и других авторов становится возможным составление целостной картины образа жизни и духовного м^ра студенчества.


Некоторые аспекты взаимодействия музеев и студенчества затрагиваются
в работах многих авторов, как правило, в контексте постановки и разрешения
актуальных проблем изучения и развития эстетической культуры студентов. В
ходе рассмотрения художественной культуры студенчества получают
освещение характер, мотивы, частота общения с производителями искусства в
музеях, качество художественного восприятия и вкусовых предпочтений,
информированность в области изобразительного искусства, его значение и
функции в жизни учащейся молодежи. •'

Основой при изучении психологических особенностей студенческого возраста являются фундаментальные труды отечественных психологов Т.С. Абрамовой, Б,Г\ Ананьева, JLH. Грановской, А.Н. Леонтьева, Е,Ф. Рыбалко, TLB, Симонова, С Д. Смирнова, Е.И Степановой и других.

Основные направления изучения музейной аудитории формируются в кашей стране в 1920-1930-е года и отражены в работах Н. Вертинского, СЁ. Воларовича, В,Р. Герценберга, AM. Кобылиной, Л, В. Розенталя, Е.М. Штейна и других авторов. В центре их внимания находились: 1) вопросы организации и методики проведения социологических исследований в музее; 2) количест­венные и социально-демографические характеристики посетителей; 3) степень подготовленности аудитории к восприятию музейной информации; 4) процесс осмотра экспозиций и характер ее восприятия; 5) вкусы, предпочтения и пожелания посетителей. В данных исследованиях студенчество также фигурирует в качестве особой категории посетителей музеев,

С конца 1930-х и до начала 1960-х годов социологические исследования в нашей стране не проводились в связи с критикой вульгарной социологии. И только в 1960-е годы происходит возобновление и появление новых работ, посвященных изучению музейной аудитории.

В рамках комплексного социологического исследования "Мууей и посетитель", осуществленного в 1970-1980-е годы отделом музееведения НИИ культуры на базе краеведческих и историко-архитектурных музеев-заповедников молодежная, аудитория (главным образом, учащаяся молодежь) также становилась объектом изучения. Так в работах И,В. Иксановой, Ю.Н. Пищулиш, Д.А, Равикович, М,Ю, Юхневич указываются качества, отличающие


студенчество в массе молодежной аудитории музеев, раскрываются мотивационные механизмы, инициирующие обращение учащихся вузов к музеям > рассматриваются особенности восприятия молодежью музейной информации, предпринимаются попытки типологизации этого процесса, выявляются факторы, направляющие внимание студентов на экспозиции определяются показатели эффективности воздействия музейных памятников.

Различные аспекты взаимодействия студентов и художественных музеев отражены в работах И. А. Богачевой, Н.В. Бродской, Г.А. Васильевой, Т.И Галич, С З.Кудрявцевой, Д.А.Мачинского, Т.О.Одерышевской, MB. Потаповой, К.В.Романова, А.А,Рощина, ИБ.Сарафановой, С.П.Стародубцева, Б, А. Столярова, Л.СТоршиной, М. А. Хай даровой, НЛШарандак, Т.В, Шелепановой, В этих публикациях рассматриваются посещаемость студентами художественных музеев и выставок, ее динамика, мотивы обращения учащихся вузов к музеям данного профиля, особенности восприятия студентами произведений искусства и экспозиции.

Следует особо выделить труды Е.Г. Артемова, Е.Г. Вансловой, Е.Е. Герасименко, М.Б. Гне донского, Е.В. Ивановой, О.Н. Кокшайской, Е.Н, Мастеницы, ЕЛ. Окладниковой, Т.В. Чумаловой, ЛА1 Шляхтиной, М.Ю. Юхневич, в которых содержится описание и анализ основных форм и методов, а также специализированных музей но-педагогических программ, адресованных студенческой аудитории.

Отдельные вопросы истории взаимодействия между музеями и студентами России и его традиционных направлений, затрагиваются в работах МИ. Бурлыкиной, М,Ш. Доминова, Н.Н. Позднякова, А*М Разгона и других исследователей.

В целом работы отечественных музео логов, рассматривающих взаимодействие музеев и студенчества, немногочисленны и, как правило, ограничиваются изучением аудитории конкретных музеев или же отдельных профильных групп музеев и экспозиций (в подавляющем большинстве случаев, художественных), практически не затрагивая потенциальных посетителей.

Представление студентов о музее, формирующийся у них образ музея, во многом предопределяющий ход и результаты общения с ним, становится

I


предметом исследования лишь только в единичных публикациях. Кроме того, опыт работы со студенчеством, накопленный в отечественном музейном деле, требует всестороннего рассмотрения, анализа и обобщения.

Цель исследования - раскрыть особенности социокультурного взаимодействия музея со студенчеством в современных социальных условиях посредством выявления основных характеристик данной категории музейной аудитории и форм реализации ее запросов в деятельности музеев.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:

1) Рассмотреть основные подходы к изучению взаимодействия музеев и студенчества в истории России.

2) Исследовать отношение современного российского студенчества к музеям, принимая во внимание активность студентов в общении с музеями (регулярность и частота посещений), информированность о музеях, распределение интересов между музеями (желание посещать конкретные музеи), мотивы посещения музеев.

 

3) Раскрыть особенности представлений студентов о музее (реальном и идеальном).

4) Проанализировать основные направления музейной деятельности, адре­сованной студенчеству, рассмотреть подходы, формы, принципы и методы, на основе которых строится взаимодействие музеев и студенчества.

5) Выявить представления музейных сотрудников о студенческой аудитории и
ее отношении к музею, сопоставить эти материалы с данными,
характеризующими интерес студентов к музею, их восприятие музея как
социокультурного института.

Объектом исследования выступает современное студенчество как категория музейной аудитории.

Предметом исследования являются ценностные ориентации современного российского студенчества как фактор, определяющий закономерности и . механизмы социокультурного взаимодействия музеев и студенчества.

В теор етико-мето яр л о ги чес ком отно ше ни иданная работа следует принципам, определившимся в отечественной науке последних лет при изучении


9

проблем студенчества, музейной педагогики и взаимодействия студенческой аудитории с музеем. Среди исследователей, на труды которых опирается диссертант, прежде всего следует назвать Е,Г\ Ванслову, Е.В. Волкову, М.Б. Гнедовского, С.К Иконникову, Ю,А, Леваду, В,Т. Лисовского, ЮЛ. Пишулина, ДА. Равикович, А,Н. Семашко, Б.А. Столярова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Т.В. Чумалову, JLM. Шляхтину, МЮ, Юхневич, В.АЧ Ядова.

На различных уровнях исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов; 1) сравнительно-исторический метод применен для оценки направленности и содержания исследовании студенчества, проводившихся в разные годы; 2) типологический метод использовался для обобщения эмпирического материала при выявлении влияния профессхотл&ной шеддштаадя/ дз отношение студентов к щ'зєю; 3} аналитический метод был использован для выделения отдельных элементов при характеристике ценностных ориентации студентов и восприятия музеев учащимися ВУЗов; 4)системный метод применился для выявления взаимосвязей между позициями студентов, выражающими их отношение к музею и построения образа музея в сознании студентов; 5) социологические методы (анкетные опросы массовой студенческой аудитории и экспертный опрос) использовались при сборе эмпирического материала и его первичной обработке.

Эмпирической базой исследованияявляются социологические данные, полученные в результате опросов, проведённых автором диссертации:

1) данные экспертного опроса 50-ти специалистов, работающих в музеях Санкт-Петербурга различных типов, видов и профилей: Государственном Эрмитаже, Меншиковском дворце (филиале Государственного Эрмитажа), Государственном Русском музее, Музее антропологии и этнографии (Кунсткамере) им, Петра Великого, Российском музее этнографии, Зоологическом музее, Центральном военно-морском музее, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее-квартире А.А.Блока (филиале Государственного музее истории Санкт-Петербурга), Государственном музее политической истории России, Центральном музее железнодорожного транспорта, Музее-квартире А,И, Куинджи, Мемориальном музее-квартире


Н.А.Римского-Корсакова, Музее декоративно-прикладного искусства СПб художественно-промышленной академии и др.

2) данные опросов 189-ти студентов ВУЗ^в Санкт-Петербурга различных профилей:

Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (ранее СПб государственной академии культуры), Российского государственного педагогического университета имени А,И. Герцена, СПб государственного академического институту живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, СПб государственной академии театрального искусства, СПб государственного технологического института {технического университета), СПб государственного института точной механики и оптики

(Политехнического института), СПб государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, СПб государ стаєнно** педиатрической медицинской академии, Высшего воєнно-морского инженерного института.

Хронологические рамки исследования: исследование проводится с 1996 года по настоящее время.

Научная новизна исследованиязаключается в том, что

1) осуществлена целостная системная характеристика взаимодействия музеев и студенческой аудитории в конце 1990-х годов;

2) введены в научный оборот полученные на основе социологических опросов новые данные о ценностных ориентациях и информированности студентов по отношению к музеям Санкт-Петербурга;

3) определены ведущие мотивы посещения студентами петербургских музеев в 1990-е годы;

4) выявлен собирательный образ музея в сознании студентов, определяющий их активность в использовании культурного потенциала музеев Санкт-Петербурга;

5) раскрыто влияние профессиональной специализации на восприятие музеев студентами;

6) определено содержание оценок характерЦЬіх особенностей и запросов
студенческой аудитории со стороны музейных работников, выявлены
противоречия между реальными запросами студентов и представлениями об


этом музейных работников, рассмотрены возможные пути преодоления этих противоречий.

Практическая значимость исследовании состоит в том, что его выводы:

- позволяют расширить область представлений о духовных запросах
современного российского студенчества;

- способствуют пониманию причин и определению факторов, обусловливающих
специфику отношения студентов к музею, восприятие данного социального
института, а также характер их активности при взаимодействии с ним;

- предполагают пересмотр и корректировку исходных представлений о
студенческой аудитории, служащих ориентиром при выборе конкретных форм и
методов музейно-педагогической деятельностиt объектом которой выступают
учащиеся вузов;

- позволяют прогнозировать результаты осуществления приоритетных
направлений музеино-педагогической деятельности» адресованной
студенчеству.

Материалы и результаты исследований могут быть использованы в ходе лекционных и семинарских занятий по музейно-педагогической тематике, для совершенствования работы музеев со студенческой аудиторией, в педагогической деятельности, направленной на развитие культуры и обогащение духовной жизни студенчества.

Цели и задачи исследования предопределили структуру настоящей работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


ІЗ

Глава 1.

МУЗЕЕВ (XVIII- XX вв.)

Прежде чем приступить к исследованию взаимодействия студенчества и. музеев России необходимо обозначить тот рубеж, с которого начинается история российского студенчества и ведут начало своего существования музеи в России. К первым высшим учебным заведениям, существовавшим на территории России, может быть отнесена созданная в 1631 году русско-украинская Киево-Печерская коллегия, а также и Московская елавяно-греко-латинская академия, появившаяся в 1685 году. В исследованиях, посвященных истории высшего образования в России, отмечается, что именно Петром Первым было положено начало отечественной высшей профессиональной школы. Согласно его распоряжениям были организованы Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, Горная школы, сочетавшие в себе черты средней школы и элементы Высших учебных заведений [62,С*41]. Кроме этих нововведений, рассчитанных на подготовку собственных российских кадров для развития приоритетных сфер новой государственной политики, Петр I становится основателем и первого в России образовательного учреждения особого тина — университета, который мог послужить основой для появления отечественных научных кадров, пе уступающих по своим качествам зарубежным, формирования отечественной научной школы и распространения знаний среди россиян [62, С.46], [171, С35],

і н

Университет был учрежден Петром ї в 1724 году при Академии наук в Санкт-Петербурге [261, С.12]. В это же время происходит передача в ведение Академии наук и первого русского общедоступного музея — Кунсткамеры, основанной в 1714 году [120, С.15], [283, С.49]. Итак, в первой четверти XVIII века в России наблюдается одновременное становление высших учебных заведений, имевших целью подготовку отечественных профессиональных и научных кадров, и музеев как собраний преимущественно редких и курьезных


предметов для пробуждения у публики интереса к различным областям знаний,
представленных в слабо дифференцированных коллекциях того времени,
распространения достижений науки и техники и использования собранных
вещей в качестве моделей и образцов в процессе обучения самым

необходимым для государственных нужд профессиям.

Таким образом, Академия наук, университет и музей (Кунсткамера) по замыслу Петра I существовали неотделимо друг от друга. Каждое звено этого комплекса служило единой цели, выполняя свою собственную задачу: Академия наук была научным центром, развивающим отрасли знания, в которых государство испытывало острую потребность и способствующим практическому использованию научных знаний. Университет готовил кадры для Академии наук, которые были бы способны выполнить эту высокую миссию. Музей с его коллекциями служил базой и основой для научных разысканий, выполнял учебную функцию, так как предметы из состава коллекций могли использоваться в качестве наглядных пособий в учебном процессе, а также способствовать просвещению населения России, пробуждению интереса к наукам.

Между высшей школой и музеем в России изначально существовала непосредственная и глубокая связь, что удается проследить далее на протяжении истории появления, развития и взаимодействия этих учреждений. Так в течение ХУШ-го и ХГХ-ro столетий появление каждого нового высшего учебного заведения сопровождалось появлением нового музея, который неизбежно возникал вместе с учебным заведением как его подразделение.

При обращении к XVIII веку это можно проиллюстрировать следующими примерами. При открытии в 1755 году Московского университета в нем также были сразу же образованы музей естественной истории и физический кабинет [39,СЛ7], [159, С.16-17]. Одновременно с Академией художеств был основан в 1758 году музей Академии художеств, коллекция которого, включая произведения жив описи, собрания слепков и произведения выпускников, использовалась в учебных целях [190, С.9]. Создание музея Горного института также преследовало цель обеспечения наглядности обучения и проведения


научных исследований [152, СЛ6]. Причем многочисленные музеи, созданные при высших учебных заведениях и имевшие первоначально вспомогательное значение, позднее превращаются в крупнейшие самостоятельные научные, учебные и просветительские центры. Тесное и непосредственное взаимодействие музеев и высших учебных заведений, которое предполагалось и подразумевалось их создателями, все же не было реализовано в России на протяжении XVIII века. К такому выводу подводит нас оценка роли музеев в жизни студенчества в этот период российской истории. Это в первую очередь вызвано тем, что в данный период времени студенчество как социальная группа еще только начинает формироваться в России. Так выпуск студентов в основанном Петром I университете при Академии наук начинается спустя более чем 10 лет после смерти его основателя. Учебный процесс в первом университете постоянно прерывался ввиду недостаточного количества слушателей, их слабой подготовки, неспособности воспринимать лекции иностранных профессоров, читаемых на латинском и немецком языках. Это в конечном итоге привело к закрытию университета в Санкт-Петербурге [62, С.53].

Количество слушателей в Московском университете, открытого в 1755 году через несколько лет после его открытия составляло около сотни человек. Постоянная нехватка средств, отсутствие автономии отмечались профессорами университета в числе причин, препятствовавших их деятельности.

Университетское образование не стало в XVIII веке условием принятия на государственную службу и более успешного ее прохождения. Дворянское сословие в этот период предпочитает военные учебные заведения, остававшиеся наиболее престижными [62,С.2бО], [119, СП].

Благодаря деятельности Петра І в России открывается первый общедоступный музей — Петербургская Кунсткамера[2КЗ, С.27-2В]. XVIII век отмечен созданием ряда крупных предмузейных собраний [129, СЛ9], однако они являются закрытыми для широкой публики, как, к примеру, модель-камера - прообраз Морского музея[239,С.214], Давшее начало Артиллерийскому музею собрание оружия Петербургского арсенала также носило закрытый характер [240, СЛ42]. Крупнейшая в России художественная коллекция Эрмитажа была


доступна почти исключительно придворному кругу лиц и почетным гостям [27, С. 322]. Музей Академии художеств открывал свои двери публике лишь раз в год - во время художественных выставок [129,СЛ8]. Таким образом, предмузейные собрания, имевшиеся в России в XVIII столетии, не были доступны широкой публике, будучи достоянием ограниченного круга лиц в силу их сословной либо профессиональной принадлежности. Все это позволяет нам прийти к заключению о том, что потенциальные возможности воздействия на широкую и разнообразную аудиторию не были актуализированы первыми российскими музеями на этом раннем отрезке их существования.

При появлении в России первых высших учебных заведений и музеев признавалось необходимым декларировать родство и общность их целей, их взаимодополняемость, необходимость взаимодействия, однако эти возможности не были осуществлены на практике. XVIII век был для этих социальных институтов периодом становления и начальным этапом развертывания функций. Появившиеся в этот период проекты и идеи, касающиеся развития в России просвещения и высшего образования, затрагивающие также область применения музейных собраний, получают свое продолжение и находят воплощение на следующем этапе российской истории,

В истории высшего образования в России XIX века примечателен постепенным формированием определенной системы высших учебных заведений, отвечавших государственным интересам. Так, в начале XIX века кроме Москвы и Санкт-Петербурга университетскими центрами становятся Казань, Харьков, Вильно, Дерпт [119,С8]. В 1804 году издается первый Университетский Устав, регламентирующий и организующий деятельность российских университетов [62,С68]. Немаловажным фактором, способствовавшим увеличению притока студентов в университет и росту заинтересованности дворянской молодежи в получении университетского образования, становится издание в 1809 году Указа об обязательном экзамене на чин, согласно которому для производства в гражданские чины высокого класса было необходимо свидетельство об окончании университета или сдача специального экзамена [62, С. 72].


16

Кроме новых университетов в первой половине XIX столетия появляется ряд гуманитарных и технических вузов. Так в ходе реформирования университетского образования в начале XIX века предусматривалось создание педагогических институтов при каждом университете [208, С.43]. Важнейшим центром подготовки технических кадров остается Институт корпуса горных инженеров {бывшее Горное училище), а также созданный в начале XIX века Институт корпуса инженеров путей сообщения [62, С.145-146]. Для подготовки топографов, землемеров, чиновников в лесном хозяйстве учреждается в 1811 году Лесной и Межевой институт[153,С.108]. В 1831 году открывается Технологический институт в Санкт-Петербурге, призванный выпускать специалистов для грамотного управления промышленными предприятиями, а годом позднее - Московское техническое училище. Строительное училище производит первый набор студентов в 1842 году [62, С,147], [153, С.109-110]. Для подготовки чиновников Министерства юстиции было организовано привилегированное учебное заведение для дворян — Училище правоведения [153, С. 76].

Появление целого ряда новых университетов и специализированных