Тестовая методика

Г) перенесите полученные результаты на график ( рис. График результатов теста)

Б) ответьте на вопросы теста в тетради

А) прочитайте инструкцию к тестовой методике

Задание 2.

Б) найдите в определениях под литерами А. и В. указание на связь социально-психологического климата с эффективностью (продуктивностью) деятельности членов коллектива. Запишите выделенную связь в тетрадь.

А) выделите в каждом из приведенных определений ключевые слова.

Задание 1.

Ключ

N

где

S(+) - количество положительных ответов, содержащихся в столбце,

S(-) - количество отрица­тельных ответов,

n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании.

Причем, в вопросах 4 и 7 присваиваются следующие знаки:

 

Отмечен балл
Присваивается знак - - - + + +

 

В вопросах 2 и 8 присваиваются следующие знаки:

Отмечен балл Да, конечно Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет, конечно
Присваивается знак + + - -

Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части:

от -1 до -0,33;

от -0,33 до +0,33;

от+0,33 до+1.

Средние оценки, попадающие

· в первый интервал, будем считать отрицательными,

· во второй - противоречивыми, неопределенными,

· в третий - положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1) Полностью положительное;

2) Положительное;

3) Полностью отрицательное;

4) Отрицательное;

5) Противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный; в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

На опросном листе

· к эмоциональному компоненту относятся вопросы 1, 4 и 7;

· к поведенческому - 2, 5, 8;

· к когнитивному - 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

Обследование по данной методике может прово­диться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования - 5-10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.

 

 

Тест

Инструкция: Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершен­ствование психологического климата в Вашем коллективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

1. Внимательно прочитать варианты ответа;

2. Выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению;

3. Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа.

 

1) Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди.  
В нашем коллективе есть всякие люди.  
Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные  

2) Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?

Нет, конечно.  
Скорее нет, чем да.  
Не знаю, не задумывался об этом.  
Скорее да, чем нет.  
Да, конечно.  

3) Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

  Да Пожалуй, да Не знаю Пожалуй, нет Нет
Деловых качеств большинства членов коллектива          
Личных качеств большинства членов коллектива          

4) Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень не нравится, а цифра 9 - коллектив, который Вам очень нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.

5) Если бы у Вас возникла возможность отдохнуть вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне устроило  
Не знаю, не задумывался над этим  
Это меня бы совершенно не устроило  

 

6) Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива с кем они охотно общаются по деловым вопросам:

Нет, не мог бы  
Не задумывался над этим  
Да, мог бы  

7) Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9 наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.

8) Как Вы думаете, если Вы уйдете на другую работу, будете ли стремиться встречаться с членами Вашего коллектива?

Да, конечно  
Скорее да, чем нет.  
Затрудняюсь ответить  
Скорее нет, чем да.  
Нет, конечно.  

 

Внимательно прочитайте приведенные ниже определения «Социально-психологический климат», (А., Б., В.), данные разными авторами. Ответьте на вопросы:

в) в определениях имеются непрямые указания на структуру социально-психологического климата (элементы, факторы, признаки и пр.) Определите, какая из схем, приведенных под всеми определениями ( рис. Схема а); рис. Схема b); рис. Схема c)) может более полно представить структуру Социально-психологического климата. Перенесите схему в тетрадь. Заполните.

г) как вы понимаете последнее выражение в определении социально-психологического климата, приведенное под литером В.: «Это одна из сторон жизнедеятельности и взаимоотношений людей»? Можно ли использовать данное выражение применительно к малой группе - семья? Замените это выражение собственным. Запишите.

А. Социально-психологический климат (климат морально-психологический, климат психологический, атмосфера психологическая) – качественная сторона межличностных отношений, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы к друг другу; 2) доброжелательная и деловая критика; 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 4) отсутствие давления у руководителя на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и о состоянии дел; 6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу; 7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (неудовлетворенность) у кого-либо из членов коллектива; 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Между состоянием климата развитого коллектива и эффективностью деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и климатом в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. Как специальные меры обычно применяются для сохранения благоприятного психологического климата в коллективе: 1) научно-обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящего состава; 2) комплектование первичных коллективов с учетом психологической совместимости; 3) применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного запоминания и взаимодействия (например социально-психологический тренинг, деловая игра и пр.)

Социально-психологический климат зависит от стиля руководства. В своей деятельности по его оптимизации руководителю следует опираться на наиболее активных, сознательных и авторитетных членов коллектива.[6, Сс. 219-220]

Б. Социально- психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это отдельные элементы социально-психологического климат.[4, С. ].

В. Термин «климат» (от греческого «наклон») пришел в общественные науки из метеорологии, где им обозначается совокупность метеорологических условий, свойственных какой-либо местности. Социально – психологический климат - есть состояние группового настроения и качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации. Климат – это одна из сторон жизнедеятельности и взаимоотношений людей. [8, Сс.285 - 286]

 

 

рис. Схем а )

 

рис. Схема b)

рис. Схема c)

в) просчитайте полученные результаты, суммируя все «+» по указанным в конце теста 7-ми основным позициям: Ответственность, коллективизм, сплоченность и т.д.