ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перспективные модели сотрудничества региональных художественных музеев и образовательных учреждений

То

487 человек .

Какие экскурсии и лекции предлагались школьникам? «Классицизм феодальной аристократии XVIII века», «Академизм чиновного дворянства первой половины XIX в.», «Натурализм разночинной интеллигенции 60-70-х гг.», «Эстетизм и стилизация буржуазии конца XIX в.». По мнению музейных специалистов 1930-х гг., «такое распределение соответствует плану прохождения литературного материала в школах, дает возможность осуществить увязку со школьной работой13.

Обратим внимание на формулировку тем. Используемые словосочетания «чиновное дворянство», «феодальная аристократия» несли ярко выраженный негативный оттенок. Культура дореволюционного общества трактовалась как культура паразитирующего эксплуататорского

Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ, Рос. институт культурологии. М.,2001. С. 106.

12 ГАКК. Ф. Р-1674. Оп.1. Д. 3. Л. 4 об.; Д. 4. Л. 5.

13 ГАКК. Ф. Р-1674. Оп. 1. Д. 4. Л. 7.


класса. Это вполне соответствовало известному высказыванию В.И. Ленина о двух культурах в классовом обществе.

В Краснодарском художественном музее открывались специальные школьные комнаты, где были сосредоточены репродукционные материалы, необходимые для более углубленного изучения учебных программ.

В 1930-е гг. происходило обогащение форм совместной деятельности школы и музея, что создало положительный пример для будущего. Особенно интересной и поучительной была работа учителя и ученика. Педагог обязан был сам проводить экскурсии, а не перекладывать эту работу на музейного экскурсовода. В данной ситуации музеи выступили с интересной инициативой проведения краткосрочных курсов для учителей по методике проведения экскурсий, а также инструктивных бесед14.

Но традиция осмотра музея с учителем, которая существует во многих странах, в России не была воплощена. Работа со всеми категориями посетителей, в том числе с учащимися, стала считаться исключительно делом музейного сотрудника, так как только он может обеспечить ее профессиональный уровень. Эта точка зрения господствовала в музеях страны долгие годы. Учитель не осуществлял работу в музее по ряду причин. Среди них - незаинтересованность музейных работников, так как не была предусмотрена дополнительная оплата за эту часть труда.

Другое направление сотрудничества со школой - работа с учащимися на материалах музея. Для ее осуществления были проведены организационные мероприятия. При Музейном отделе Наркомпроса в 1934 г. организуется упомянутая выше школьная комиссия, а аналогичные ей создаются в музеях (первая - еще в 1931 г. в Русском музее). В составе

14 Карапетян Л.А., Серова М.И, Музееведение и охрана памятников: Учеб. пособие. Краснодар, 2003. С. 220.


комиссий - учителя и представители РОНО и ОБЛОНО. При областных отделах народного образования возникают научно-методические советы, куда входили музейные работники. Организуются конкурсы на лучшую работу со школой15. Их проведение стало важным событием в истории развития деятельности советских музеев. В 1934 г. в конкурсе на лучшую работу со школой могли принять участие все центральные, краевые, областные и районные музеи. Его проведение сыграло заметную роль в оживлении всех форм работы музеев со школьной аудиторией. Цели конкурса были сформулированы таким образом: «1. Широкое развертывание работы музеев с детьми... 2. Выявление достижений музеев в этой области. 3. Мобилизация внимания педагогов на использование музеев в выполнении задач, поставленных партией и правительством по повышению качества и активности в обучении и организации разумного досуга»16. Таким образом, условия конкурса ориентировали музеи в двух основных направлениях: помощь в поднятии качества учебы и организации досуга. Конкурс проводился в два этапа: с мая 1934 по январь 1935 гг. и с января по июнь 1935 г17. Архивные документы и статьи в журналах того времени не всегда позволяют судить о его прохождении во всей полноте. Так, в архиве Государственного Русского музея помимо общих материалов имеется лишь социалистическое обязательство музейной школьной комиссии по включению во Всесоюзный конкурс . В то же время в архиве Государственной Третьяковской галереи хранится много материалов, раскрывающих ее участие в конкурсе. Сотрудники галереи искали новые формы школьной работы и, что чрезвычайно важно, задумывались об эффективности их влияния на учащихся. Они применяли различные методы работы - групповые и индивидуальные. Например,

15 См.: Юхневич М.Ю, Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной
педагогике / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии. М,, 2001. С. 108.

16 Рашитова Р.С. Работа музеев РСФСР со школьниками (1920 - 1930 гг.) //
Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М.,
1989. С. 134.

17 Итоги работы со школой // Сов. музей. 1936. № 2. С. 76.


сразу после экскурсии дети получали задание «разобрать и сравнить» два живописных произведения. Иногда такой разбор становился докладом школьника и обсуждался группой тут же, у картины. Разрабатывались

контрольные вопросы, на которые учащиеся устно и письменно отвечали .

В музеях устраиваются школьные кабинеты, которые представляют собой комнаты наглядных пособий. В художественных музеях особо популярными становятся выставки репродукций для школ. С конца 1930-х гг. в Краснодарском музее особое распространение получили передвижные выставки, сформированные на подлинных произведениях изобразительного искусства. С 1937 г. организованным группам, посещающим музей в порядке учебной и школьной программы, предусматривался бесплатный вход во все музеи РСФСР. Отметим, что лучшие образцы довоенного сотрудничества не были реализованы в будущем и не дожили до сегодняшнего дня.

Музейная деятельность постепенно начинала играть все более заметную роль в выполнении учебного плана. В 1934 г. появился термин «Музейный урок». Эта форма работы со школьниками впервые внедрена в практику. Урок рассматривался как коллективная, систематическая и углубленная проработка определенной части экспозиции музея, при которой сведения прочно отпечатываются в памяти, а не скользят по поверхности сознания, как может случиться на экскурсии, которая охватывает больше материала, но неминуемо в ущерб четкости восприятия20.

По существу, речь идет о единственно возможной форме, которую привносит в образовательную практику музея учитель, проводивший музейные уроки. Обозначение новой формы данным термином объясняется также тем, что он вообще стал актуальным для середины 1930-х гг.: урок после его отмены в 1920-е гг. снова был признан основной

18 РапштоваР.С. Работа музеев РСФСР со школьниками (1920 -1930 гг.). С. 134.

19 Там же. С. 135.


формой учебной работы в школе в это время. Однако нельзя недооценить того, что музейные уроки стали средством активизации познавательной деятельности учащихся в музее, так как предполагали не пассивное слушание и созерцание, а самостоятельную предварительную проработку школьниками музейной темы по заданию педагога, участие самих ребят в показе и интерпретации материала21.

Поиски музеев 1930-х гг. были направлены в сторону активных методов работы с учащимися. Тогда же ставился отнюдь не потерявший своей актуальности вопрос о необходимости подготовки учащихся к посещению музея и закрепления музейного материала. Признается приоритет проведения цикловых тематических экскурсий для школьных групп над проведением обзорных экскурсий. В производственном плане за 1932 г. Краснодарского художественного музея сообщалось об организации тематических экскурсий для групп рабочих и учащихся, подобно экскурсиям для студентов Рабфака и пединститута. Планировалось организовать эпизодические лекции в музее по актуальным вопросам художественного строительства. Например: «О творческом методе», «О современных художественных группировках». В целях привлечения учащихся в музей устанавливалась связь с Городским отделом народного образования (ГорОНО) и школами".

Музей осуществлял попытку выстроить систему многообразных контактов со школой, апеллируя и к учителю, и к учащимся.

Середина 1930-х гг. во взаимоотношениях музея и школы характеризуется как переломный период. Как столичные, так и региональные художественные музеи преодолевают негативное отношение к работе со школой и достигают в ней значительных успехов. В их

2и См.; Самсонов Т. Музейный урок // Сов. музей. 1934. № 2. С. 90.

См.: Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии. М., 2001. С. 109. 22 ГАКК. Ф. Р-1674, Оп. 1. Д. 4. Л. 8.


арсенале - такие идеи и конкретные формы работы, которые ничуть не потеряли своей актуальности.

В этот период характерной формой сотрудничества региональных художественных музеев со школой являлось чтение лекций. Именно посредством организации лекций Краснодарский художественный музей налаживал тесные контакты с различными предприятиями, учреждениями, школами. Не случайно, что из года в год с расширением лекционной работы росла посещаемость музея.

Художественные музеи Краснодара и Ростова пытались перейти к долгосрочным контактам с образовательными учреждениями начиная с 1950-х гг. Усилия музейных работников были направлены на преодоление ситуации, когда взаимоотношения музея и школы складывались стихийно. Причинами нестабильного взаимодействия были территориальная удаленность музея от школы, недостаток музейных сотрудников, перегруженность учителя и др.

В газете «Советская Кубань» от 6 января 1953 г. сообщается, что в Краснодарском художественном музее для учащихся организуются обзорные экскурсии, специальные лекции, соответствующие курсу литературы и истории в старших классах. Такими специальными лекциями охватывается изобразительное искусство XVIII в., первая и вторая половины XIX в. Предлагался ряд монографических лекций о жизни и творчестве отдельных художников. Школам рассылались проспекты с характеристиками музейных коллекций и планы лекционной работы, рассчитанной на слушателя - ученика23.

«Казалось, руководители школ, - пишет старший научный сотрудник Краснодарского музея М.П. Богоявленский, - преподаватели литературы и истории должны были учесть и оценить роль музея в воспитании учащихся и использовать его возможности в полной мере.

23 Богоявленский М.П. Художественный музей и школа // Сов. Кубань. 1953. 6 яив. С. 3.


156 Однако факты говорят о другом. За исключением краснодарских школ

№№ 45, 48, 19, 58, которые установили более или менее прочные связи с

музеем, руководители остальных школ мало интересуются музеем, не

организуют экскурсий, тем самым явно недооценивают значение

художественного воспитания учащихся... Мы, работники музея,

настойчиво добиваемся установления прочных связей со школами

Краснодарского края, но не встречаем нужной поддержки со стороны

отделов образования» ,

Организация лекционной работы в музее постепенно приобретала крупные масштабы, при этом крепли и расширялись контакты учреждений культуры и образования города.

Со второй половины 1950-х гг. в музейно-просветительской работе появляются новые тенденции, что получило отражение в деятельности музейных учреждений изучаемого региона. Так, в Краснодарском художественном музее стали использоваться отдельные методические разработки к экскурсиям, нацеленные на историко-искусствоведческий и монографический подходы к картине, тогда как ранее экскурсоводами осваивались пособия в виде статей или очерков. Появляются новые методики ведения экскурсий, эстетические циклы для молодежи.25

Сотрудничеству со школой способствовала студийная работа с детьми, которая началась в Ставропольском музее изобразительных искусств. В 1962 г. Виктор Муссович Чемсо (ныне заслуженный художник России) возглавил художественную студию при музее. Через два года она стала школой, получив официальный статус детского художественного

Богоявленский М.П. Художественный музей и школа // Сов. Кубань. 1953. 6 янв, С. 3.

25 В помощь школе: Тематический план лекций и экскурсий Краснодарского краевого художественного музея им. А.В. Луначарского. Краснодар, 1956. С. 2.


учебного заведения. Первый директор школы - широко известный ставропольский искусствовед, первый директор музея Б.А. Бендик .

Конец 1960-х гг. был ознаменован новым всплеском интереса музейной деятельности и, вследствие этого, резким увеличением потока посетителей. Насущной стала проблема поиска контактов с широкой аудиторией, особенно детской и юношеской.

В 1970 г. в Краснодарском художественном музее была создана специализированная просветительская служба - отдел научной пропаганды изобразительного искусства. Просветительская деятельность музея достигла невиданной ранее активности. Ее формы были разнообразны и охватывали самые широкие слои населения - школьников и учащуюся молодежь, интеллигенцию и рабочих .

Большое внимание уделялось планированию совместной деятельности, главным элементом которого становится заключение договоров на посещение музея учащимися в течение года. Эти договоры, связывая взаимными обязательствами музей и школу, придавали их отношениям устойчивость. Взамен разрозненных мероприятий от случая к случаю они предлагали регулярность контактов. Договоры заключались, как правило, в начале учебного года, чтобы музеи могли регулировать работу со школой. Условием планирования являлась хорошо налаженная информация об образовательных программах музея, для чего использовались выступления на ежегодных августовских совещаниях учителей, собраниях учителей-предметников, в системе повышения квалификации. Средством информации становятся афиши, листовки, буклеты и другие виды рекламы под девизом «Музей - школе».

См.: Бендюк О.Б, Декоративная композиция и ее основы дизайн-образования в ДХШ края. Роль детской художественной школы в Ставрополе // Ставропольский музей изобразительного искусства: Сб, ст. Ставрополь, 2004. С. 81.

27 Маркова О.Н. Просветительская и образовательная деятельность Краснодарского художественного музея // Музей и школа: Сб. сообщ. КХМ. Краснодар, 1997. С. 32.


Региональные художественные музеи ежегодно готовили (часто с институтом усовершенствования учителей) и распространяли через органы народного образования тематические списки экскурсий для школьников, а некоторые - методические рекомендации для учителя о том, как подготовить школьников к посещению музея. Большой эффект давали выходы музейных сотрудников непосредственно в школы - для проведения бесед о музейных коллекциях, с обзорами экспозиций, выставок и образовательных программ.

Важное место в просветительской деятельности художественных музеев занимала работа с детско-юношеской аудиторией. Для детей были разработаны циклы тематических экскурсий по постоянной экспозиции и лекции по истории отечественного и зарубежного искусства. Естественно,

приоритеты отдавались искусству «социалистического реализма» .

Систематическая работа со школой проявлялась в кружковых секциях. С небольшой, постоянно действующей группой детей «Азбука искусств» или школой выходного дня «Здравствуй, музей» работали сотрудники Краснодарского музея, что давало возможность для поиска новых методологических подходов29. Деятельность музейных кружков носила не только просветительский, но и исследовательский характер.

В 1970-1980-х гг. музеи Кубани, Дона, Ставрополья проводят работу, нацеленную на массовое привлечение посетителей. Музеи составляют «посетительские планы», при этом категория школьников в количественном отношении становится самой большой. Отчеты Краснодарского художественного музея по посещаемости за 1975-1977 гг. содержат сообщения о том, что школьники составили основную

Об этом свидетельствует многочисленные брошюры музея. См.: В помощь школе: Тематический план лекций и экскурсий Краснодарского краевого художественного музея им. А.В. Луначарского. Краснодар, 1985. С. 3-17.

29См.: Маркова О.Н. Просветительская и образовательная деятельность Краснодарского художественного музея // Музей и школа: Сб. сообщ. КХМ. Краснодар, 1997. С. 33.


категорию посетителей, в среднем около 30 тысяч человек . Данная информация позволяет заключить, что музей планомерно осуществлял сотрудничество со школами, выполняя массовую просветительскую работу.

Наряду с планированием велся учет посещаемости экспозиций учащимися на основе картотек или журналов учета, где фиксировался класс, пришедший в музей, дата посещения, тематика проведенного мероприятия. По данным учета легко прослеживается степень активности школы по отношению к музею, системность контактов с образовательными учреждениями. Данные о посещаемости, как правило, направлялись в местные органы народного образования для административного контроля над использованием музея в учебно-воспитательных целях.

Помимо названных организационных мероприятий музеи использовали средства по укреплению контактов со школой, которые призваны изменить содержание их взаимоотношений. Все большее распространение получали формы, которые предполагали длительное воздействие на школьную аудиторию: экскурсионные абонементы, циклы лекций, музейные факультативы . С начала 1980-х гг. в городах южнороссийского региона в Краснодаре, Ростове, Ставрополе - создаются общегородские долгосрочные программы занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста.

Таким образом, музеи, от которых теперь в основном исходила инициатива, направляли значительные усилия на создание системы приобщения учащихся к музею, предполагающей его регулярное посещение, поэтапное освоение культурного наследия, вхождение музея в образовательный процесс школы.

30ГАКК. Ф. Р-1674. Д. 50. Л. 5.

31 Гаврюсева Т. Музей и публика//Художник к публика: Сб, науч. тр. Л., 1981. С. 78.


К концу 1980-х - началу 1990-х гг. со всей определенностью обозначались следующие тенденции: меняется просветительская концепция регионального музея. Музей пытается отказаться от прежних достаточно жестких идеологических установок и стремиться развить свою образовательную деятельность в рамках культурной коммуникации. Музейная аудитория начинает восприниматься не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, встает вопрос об объединении различных форм работы с аудиторией в определенную систему. В этот период впервые серьезно рассматривается проблема результативности культурно-образовательного процесса: в практике южнороссийских художественных музеев городов Ставрополя, Краснодара появляются социологические исследования посетительских аудиторий. Проводится анкетирование посетителей временных и постоянных экспозиций.

Через музейные залы Ставропольского музея изобразительных искусств проходит около 50 000 человек, 75% составляют дошкольники, школьники и студенты32. В связи с этим создаются новые музейно-образовательные программы, где основной упор сделан на учебные программы по изобразительному искусству, мировой художественной культуре. Как варианты музейных уроков включены темы для начальной школы; «Четыре времени года» (мир природы в изобразительном искусстве), «Конкурс знатоков любимых героев сказок», «О чем говорят краски», «Встреча со ставропольскими художниками» и др. Ведущим средством эстетического воспитания выступает экспозиция. В 1996 г. в музее проведено 640 экскурсий, демонстрировалось 23 выставки, из них с использованием регионального компонента: «Весна России» (пейзаж в творчестве российских и ставропольских художников), «В.Г. Кленов.

32 См.: Образцова В.Г.. Музей в художественной жизни города и края //
Ставропольский музей изобразительного искусства: Сб. ст. Ставрополь, 2004. С. 41.

33 Там же. С. 42.


Страницы жизни и творчества» (к 100-летию со дня рождения ставропольского художника), «Алафузовы и художественная культура XIX века» (эта выставка предоставила уникальные возможности познакомить детей с «золотым» фондом музейного собрания)34.

Активно включаясь в сферу образования, художественные музеи изучаемого региона берут на себя миссию образовательного учреждения, интегрированного в систему традиционных образовательных институтов: дошкольных, школьных, вузов. Уникальность такого взаимодействия заключается в том, что музей одновременно оказывает воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности. Образовательная деятельность музея наиболее эффективно реализуется в долговременных комплексных программах, основанных на новых педагогических технологиях.

При всем различии концептуальных подходов и методического обеспечения, конечной целью таких программ признается формирование в ходе межсубъектного диалога коммуникации творчески развитой личности, которая способна воспринять в свое сознание ценностный потенциал иных культур, при этом не отказываясь от своих собственных суждений и взглядов и развивая «определенную форму мировидения, характерную для этой культуры»35.

Итак, новую тенденцию во взаимодействии музея и школы можно определить как стремление к партнерству, т.е. к интеграции, но на основе разделения функций, дифференциации. Это воплотилось в музейной политике и вызвало к жизни явления, которые впервые в нашей стране прослеживаются только с 1990-х гг. - начала XXI вв.

3 См.: Образцова В.Г. Музей в художественной жизни города и края // Ставропольский музей изобразительного искусства: Сб. ст. Ставрополь, 2004. С. 42.

35 Библер B.C. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы: Сб. ст. Кемерово, 1993. С. 35.


В современной образовательной практике художественных музеев региона сложились разнообразные модели сотрудничества со школой. Самая распространенная и исторически сложившаяся модель-просветительская, которая выражается в совместной работе по организации и проведению учебной экскурсии в музее, различных музейных занятий, мероприятий в условиях экспозиции. В данной модели главенствующую роль в музейно-педагогическом процессе занимает подлинник, находящейся в условиях музейного пространства.

Художественные музеи Кубани, Дона, Ставрополья продолжают активно создавать систему приобщения учащихся к музею, предполагающую регулярное посещение выставок, организуют классические «Дни музеев в школе», разнообразные тематические экскурсии на материалах собственных коллекций. Коснемся опыта Краснодарского художественного музея, а именно материалов дидактических выставок, которые дают возможность нетрадиционных форм работы с детской аудиторией. Началом такого рода деятельности послужила выставка «Цвет в изобразительном искусстве» (1998 г., куратор Д.И. Конкина). Эффективной формой работы на экспозиции оказались учебные экскурсии, посвященные истории живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

В рамках данной модели в Краснодарском художественном музее распространена организация передвижных выставок в учебных заведениях Кубани. Наибольшую активность эта форма работы получила в период закрытия основного здания музея на реконструкцию, с 2000 по 2005 гг. Выполняя практическую задачу по популяризации музейного собрания, сотрудники музея сформировали тематические выставки на материале его коллекций: «Цветы России», «Художники о войне», «Край наш кубанский». Все выездные мероприятия проходили в рамках программы


«Музей - жителям Кубани». Для восполнения закрытой постоянной экспозиции учебным заведениям региона были предложены передвижные выставки художественных копий - «Русское искусство XVI-XIX вв.» и «Зарубежное искусство XVII-XIX», где воспроизводились известные произведения из фондов музея. С приобретением мультимедийного оборудования у музейных сотрудников появилась возможность расширить спектр экскурсионно-лекционных услуг и тематических уроков, предлагаемых образовательным учреждениям.

Перспективной моделью сотрудничества считают долгосрочные программы. Практика конца 1990-х гг. показала, что наиболее эффективной моделью приобщения к изобразительному искусству в художественных музеях Кубани, Дона, Ставрополья являются музейно-педагогические цикловые курсы, разработанные с учетом специфики коллекции конкретного художественного музея и современных педагогических методик. Обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, они являются основой моделирования взаимодействия музея и образования.

В столичных центрах и регионах страны начинают создаваться специальные программы, ориентированные на творческое взаимодействие музейного педагога с учителем. В качестве примера приведем самую приоритетную программу для российского региона - это программа «Здравствуй, музей!», разработанная Российским центром по проблемам музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (автор концепции Б.А. Столяров). Цель программы - объединить усилия музейного педагога, работника дошкольного учреждения, школьного учителя и преподавателя вуза с целью воспитания эстетически развитого, обогащенного художественным опытом и знаниями человека. Программа имеет многоуровневый характер, то есть охватывает

36Столяров Б. А, Педагогика художественного музея: от истоков до современности: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 122.


возрастные периоды от детского сада до вуза и ориентирована на творческое взаимодействие педагога, работающего в условиях учебного заведения обычного типа, и музейного специалиста. Интеграция программы «Здравствуй, музей!» в школьный учебно-воспитательный процесс опирается на интенсивное и плодотворное сотрудничество музейных сотрудников с учителями и администрацией школ и управлений народного образования. Первоначальное базовое образование на специализированных курсах в Русском музее, закладывающее основы музейно-педагогической работы учителей, логически связано с системой последующих консультаций, анализа уроков и методического обобщения опыта. Тем самым приобретаемые в процессе музейного обучения навыки работы с произведениями искусства дают возможность школьному учителю и воспитателю детского сада стать реальным воспитателем и вдохновителем общения ребенка с изобразительным искусством и музеем в целом.

В основе концепции программы, построенной на опыте Русского музея и других отечественных и зарубежных музеев, лежит установка на восприятие как на процесс непрерывного контакта с окружающим миром. И если целью программы является приобщение к музею и развитие художественного восприятия, то в основе ее задач - поэтапное развитие визуального мышления, дополняемое знанием истории изобразительного

искусства и методов художественного анализа памятников искусства .

В связи с тем, что успех полноценного общения с искусством зависит от степени художественного развития личности, авторы программы в первых ее разделах сконцентрировали главное внимание на формировании основ визуального мышления и понимания органической взаимосвязи изобразительного искусства с окружающей средой. И лишь

Основы музейной педагогики: Учебный курс для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Сост. Б.А. Столяров, С.Г. Маслова, В.Г. Лысюк, НА. Алексеева. СПб., 1998; Мир музея: Учебный курс для педагогов начальной школы / Сост. Б.А. Столяров, Н.Д. Рева, Н. Н. Корякина. СПб,, 1998.


затем, через ознакомление с жанрово-видовой спецификой изобразительного искусства, осуществляется переход к его истории в тесной связи с историей культуры, социальной историей38.

Взаимодействие специалистов возникло уже на стадии подготовки программы «Здравствуй, музей!», авторами которой стали не только сотрудники музея, но и работники образования. Их сотрудничество было углублено в процессе ее реализации. Согласно замыслу, занятия по программе - в детском саду, школе, в вузе или в музее - под кураторством и при участии музейного педагога проводят преподаватели. Их профессиональная готовность к подобной деятельности обеспечивается тем, что для работников образования музей организует действующие музейно-педагогические курсы, выпускники которых получают необходимые методические материалы и комплекты слайдов. Таков один из механизмов партнерских отношении между музеем и школой .

На основе петербургской модели и при участии специалистов Русского музея долгосрочные программы стали создаваться во многих городах России, включая Краснодар, Ростов - на - Дону, Ставрополь, Астрахань и др.

Так, в Краснодарском краевом художественном музее сотрудничество с образовательными учреждениями сложилось в практической реализации модели долгосрочных музейно-педагогических программ, решающих задачи художественного развития детей. Первоначально работа сотрудников музея строилась на материалах программы «Здравствуй, музей» (ГРМ). Поиск путей более тесного сотрудничества музея с образовательными учреждениями выявляет и такую перспективу, как участие музейных сотрудников в разработке

38Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 122.

35 Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ, Рос. институт культурологии. М., 2001. С. 112.


оригинальных специализированных программ для общеобразовательных учреждений. Долгое время музей осуществлял сотрудничество с Музыкальной школой-гимназией имени С. Рахманинова, Педагогическим колледжем №3.

С 1996 г. действовала модель сотрудничества (автор Ю.А. Солодовников), построенная на основе взаимодействия художественного музея и школы. Была разработана «Схема построения единого образовательного пространства в гуманитарной сфере», осуществляемая через взаимодействие культурно-просветительского и образовательного учреждений. Со стороны культуры партнером в этом взаимодействии выступает музей; со стороны образования - гимназия № 88 города Краснодара. Автором концепции разработан ряд основных положений и программ, суть которых сводится к следующему.

Единую гуманитарную сферу первого блока (1-4 классы) составляют образовательные программы Государственного Русского Музея «Здравствуй, музей!», содержание которой трансформировано к условиям Краснодарского краевого художественного музея и предметам гуманитарного цикла начальной школы. Методологической основой построения единого образовательного пространства данного блока является сближение программ гуманитарно-эстетического цикла на основе общности изучаемых произведений.

Единую гуманитарную сферу второго блока (5-9 классы) составляет разработанный на основе программ ГРМ и КХМ абонементный цикл, приближенный по содержанию к предметам гуманитарно-эстетического подбора предметов литературы, истории, музыки, изобразительного искусства. Также использован курс «Мировая художественная культура», содержание которого построено по предложенной Ю,А. Солодовниковым «Аксиологотипологической модели учебного предмета интегративного типа», реализованной им в учебном процессе «Человек в мировой художественной культуре». Методологической основой построения


единого образовательного пространства данного блока является отработка совместного историко-художественного материала, а также понимание «Мировой художественной культуры» как специфической формы процесса познания и самопознания, результаты которого зафиксированы в произведениях искусства.

Единую гуманитарную сферу четвертого блока (10-11 классы) составляет спецкурс «Основы искусствознания и экскурсионной работы в художественном музее» (автор - Ю.А. Солодовников), в котором обобщаются на новом мировоззренческом и практическом уровне фактологические знания первых трех блоков40.

Отдельным аспектом этой концепции на современном этапе взаимодействия является внедрение и разработка музейной программы по курсу «Кубановедение», введенная в систему образования в соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края № 018/889 от 27.05.2004 «Об утверждении регионального БУП (а) Краснодарского края на 2004/2005 учебный год». В 2006 г. в помощь учителям созданы первые экземпляры мультимедийных CD-дисков с методическим обеспечением и разработкой пяти тематических уроков и использованием музейного фонда кубанского изобразительного искусства.

Традиции сотрудничества с образовательными учреждениями сложились и в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств.

«С 1993 г., на основе сотрудничества со Всероссийским научно-практическим центром музейной педагогики при Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург), нами ведется целенаправленная работа с учебными заведениями г. Ставрополя по внедрению в практику работы образовательных музейных программ, - сообщает директор

40 Солодовников Ю.А, Методические аспекты построения модели единого образовательного пространства в гуманитарной сфере: (На примере сотрудничества КХМ и гимназии № 88 г. Краснодара) // Образовательная деятельность художественного музея: Тр. Рос. науч.-практ. центра по проблемам музейной педагогики. СПб,, 2000. С. 194.


Ставропольского художественного музея З.А. Белая. - Сделать изобразительное искусство междисциплинарной основой освоения предметов гуманитарного цикла - такую задачу мы ставим, разработав собственные образовательные программы «Искусство и история», «Искусство и литература», «Искусство и экология»», «Художественное краеведение», «Классическое наследие»; сделать часть музейной коллекции востребованной для образования школьников и молодежи путем организации небольших дидактических выставок подлинных произведений, привлечь к освоению материала вспомогательные фонды репродукций»41.

Взаимодействие с системой образования формировалось в несколько этапов. Первый - это привлечение и изучение зрительской аудитории, изучение потребностей каждой из возрастных и социальных групп, составление программ для каждой из них. Наблюдение показало, что основной контингент посетителей - это воспитанники детских садов и учащиеся начальной школы, затем идут школьники средних и старших классов и небольшой процент студентов. Самой малочисленной группой является взрослый посетитель, причем, в основном - пенсионеры42.

Первоначальной задачей разработки программы стало укрепление связей с уже устоявшейся группой дошкольников, расширение этого круга. Для этого были изучены программы по изобразительной деятельности для детских садов, как общепринятые, так и разработанные кафедрой образования Ставропольского госуниверситета («Планета детства»), был определен круг детских садов города, в которых работают по целевым программам эстетического и художественного образования. На основе всего этого сотрудниками музея были разработаны циклы бесед для детей

41 Интервью Т.А. Сальниковой с директором СКМИИ З.А. Белой. Ставрополь,
1998. Май.

42 Бендюк О.Б. Социальная роль образовательной деятельности музея. От
искусствоведения к культурным практикам // Образовательная деятельность
художественного музея. СПб., 2000. Вып. VI. С.150.


по темам: «Виды и жанры изобразительного искусства», «Народные промыслы и ремесла». Параллельно шло комплектование фонда предметов традиционных российских ремесел и промыслов, а также ремесел народов, населяющих Северный Кавказ, казачества в том числе. И, помимо знакомства с историей развития и особенностями промыслов средней полосы России, сразу лее был включен компонент региональной культуры - жизнь, быт, промыслы местных народностей.

Использовались как выездные формы работы - организация передвижных выставок (из подлинных предметов) и бесед, - так и стационарные формы - встречи в музее (в открытом фондохранилище), на экспозиции «Горница».

Второй этап заключался в том, чтобы привлечь в музей следующую категорию посетителей - школьников. По программе МХК разрабатывались лекции и беседы, основанные на использовании видеоматериалов - слайдов и видеофильмов, по возможности, с включением подлинных предметов из собрания музея. Первоначально на краевых курсах повышения квалификации работников образования в период зимних каникул для преподавателей МХК был организован лекторий по программе МХК. Из городских средних школ г. Ставрополя была выбрана гимназия № 25, старшеклассники которой (тогда еще 9-Ю классы) обучались по дополнительным программам.

Так, для гуманитарных классов преподавателями гимназии и университета (тогда пединститута), музейными сотрудниками была разработана так называемая «сквозная» программа. Она заключалась в том, что каждая историческая эпоха, цивилизация изучалась школьниками в полном объеме - история, религия, культура, наука, литература, театр, изобразительное искусство, философия и прочие дисциплины, характеризующие данный исторический период.


Все эти наработки стали основой для создания музейной программы «Музей и дети»43. В нее вошли основные этапы работы с дошкольниками и учащимися начальной школы (циклы вводных тем «Виды и жанры» и «Народное искусство» - выездные выставки и лекции, беседы в музее), а также работа со школьниками (курс МХК и экскурсионная работа на выставках, организуемых с учетом направлений школьных программ, при этом экскурсии разрабатывались как музейный урок - ставились соответствующие цели, задачи, разрабатывались форма диалога, контрольные вопросы).

В 1997 гг. совместно с кафедрой культурологии Ставропольского государственного университета А.А. Дуровым была разработана концепция «Малой Академии региональной культуры», основными задачами которой являются не только художественное и эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства в целом, но и изучение путем включения в образовательный процесс соответствующего компонента культуры региона, а также подготовка педагогических кадров. Студенты кафедры культурологии в течение первого и части второго семестра посещают музей, где прослушивают курс «Музееведение» и знакомятся с историей изобразительного искусства через историю и смену стилей в искусстве, на подлинных предметах из фондов музея (принцип «погружения в эпоху, среду»). Часть второго семестра - это

г 44

самостоятельная работа студентов - культурная практика .

Так, в 1998 г. это был студенческий театрально-выставочный фестиваль «Театр времен». Из изученных эпох (стилей) были выбраны пять - классицизма, романтизма, реализма, импрессионизма,

Подробнее об этом: Бендкж О.Б. Из опыта работы музея с учебно-воспитательными учреждениями города // Ставропольский краевой музей изобразительного искусства: Сб. ст. Ставрополь, 2004. С. 47.

44 Бендкж О.Б. Социальная роль образовательной деятельности музея. От искусствоведения к культурным практикам // Образовательная деятельность художественного музея. СПб,, 2000. Вып. VI. С.144.


абстракционизма, - взяты подлинные предметы из фондов, характеризующие данную эпоху, написан сценарий каждой из них, где в качестве основы был выбран главный моральный и нравственный императив эпохи, а сам проект осуществлялся совместно с учащимися средней школы № 25, которые посещали музей по своим экскурсионно-лекционным планам. «Мы работаем с краевым музеем изобразительных искусств г. Ставрополя, - отмечает Е.Г. Тюрина, - по четко составленному плану, и встречи в музее проходят не от случая к случаю, а плавно перетекают одна в другую, служат продолжением одна другой... Самое главное - это тот особый мир, в который попадают наши дети, посещая музей... за 3 года сотрудничества ни один урок в стенах музея не повторился. Постепенно меняются способы построения занятий, место проведения, техническое обеспечение» 5.

В течение десяти лет в Ростовском областном музее изобразительных искусств ведется систематическая работа, направленная на развитие нетрадиционных методов взаимодействия музея и школы. Так, совместно с преподавателем изобразительного искусства гимназии № 45 г. Ростова Е.С. Гребень, был разработан цикл занятий, рассчитанный на три года, для 5-7 классов. Занятия проводятся в залах музея. В их основе -программа уроков изобразительного искусства общеобразовательной школы Б. Неменского. Основные задачи: расширение круга знаний, понятий о музее, изобразительном искусстве.

По программе 5 класса было разработано и проведено 3 занятия, каждое из которых органично вписывалось в систему школьных уроков ИЗО: «Где живет искусство?» (знакомство с музеем, с его структурой), «Волшебной кисти мастерство» («Помощники художника-живописца»,

Тюрина Е.Г. Воспитание художественно-нравственной и коммуникативной культуры гимназистов через различные формы работы с краевым музеем изобразительных искусств // Образовательная деятельность художественного музея. СПб., 2000. Вып. VI. С.186.


«Пейзаж в изобразительном искусстве»), «Человек и мир вещей» (натюрморт и портрет в изобразительном искусстве)46.

В ходе занятий активно привлекались предметы, находящиеся в постоянной экспозиции из фондов, фотодокументы, разнообразный методический материал.

Работа в 6-м классе построена иначе. Одним из ее важнейших компонентов стала самостоятельная деятельность учащихся. Для сотрудников музея задача также усложнилась, необходимо было работать с каждым ребенком индивидуально, - каждый ученик имел свою тему о творчестве какого-либо русского или зарубежного мастера. «В процессе подготовки к занятиям, - отмечает искусствовед РОМИИ Ю.П. Степаненко, - нами широко использовалась возможность привлечения экспонатов из фондов музея. Готовя материал, ребята несколько раз посещали музейную библиотеку, хранилище, где знакомились не только с произведениями искусства, но и с их документами - научными карточками. Урок начинался с экскурсии, которую по очереди ведут 4 ученика, представляя того или иного художника, произведения, которыми его творчество представлено в залах музея, рассказывая об истории их создания.

В завершение курса ИЗО в 6 классе ученики сдают экзамен, который обычно проводится в школе. Решение провести экзамен в залах музея дало возможность ввести в экзаменационные билеты вопросы, связанные с

постоянной экспозицией музея» .

В 7 классе таким же образом была проведена работа над темой «Декоративно - прикладное искусство. Народные промыслы России».

Поиски вариантов сотрудничества и поиски приоритетных способов взаимодействия со школой - это то, над чем постоянно работают музейные

46 Степаненко Ю.П. Художественное образование детей в системе школьного образования средствами музейной педагогики на базе Ростовского областного музея изобразительных искусств // Произведение искусства в образовательном процессе. СПб., 2000. С. 97.


педагоги. Рассмотренная модель сотрудничества, реализованная на действии долгосрочной специализированной программы, имеет типологический характер и ориентирована на развитие просветительско-образовательной деятельности художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья,

Сегодня художественный музей, выступающий в качестве одного из ключевых факторов коммуникативных связей региона, обеспечивает создание культурно-образовательного пространства в системе взаимодействия «музей - школа».

Следующая модель - это модель педагогических инноваций^ которая реализуется в виде подготовки и проведения обучающих, научно-практических семинаров, конференций, циклов занятий по проблемам взаимодействия с педагогическим составом образовательных учреждений.

Серьезным вкладом в теоретическое и методологическое осмысление образовательной деятельности художественных музеев стали организация и проведение Центром музейной педагогики Русского музея профильных семинаров и конференций. Работники региональных музеев неоднократно получали возможность стажировки в Санкт-Петербурге. В период с 1994 по 1997 гг. они прошли обучение в Центре по проблемам музейной педагогики Русского музея по программе «Здравствуй, музей!» . Возможность ежегодной стажировки в Центре получали сотрудники художественных музеев Краснодара, Ростова, Ставрополя.

На базе музеев также организовывались обучающие занятия с приглашением столичных коллег. С 1996 г. ежегодно в Ставропольском музее изобразительных искусств проходят краевые и региональные научно-практические семинары и конференции. Помимо специальных профессиональных тем, заслушиваемых на музейных секциях, в работе каждого семинара или конференции есть секция образования. Здесь

Степаненко ЮЛ. Указ. соч. С. 97.


рассматриваются сообщения, поднимаются вопросы, напрямую связанные с художественным и эстетическим воспитанием. В работе секции принимают участие музейные сотрудники, художники, искусствоведы, социологи. Специалисты края, Ростова-на-Дону, Краснодара съезжаются в Ставрополь49.

Так, в 1999 г. Ставропольский музей изобразительного искусства
стал местом проведения семинара и мастер — класса музейного педагога из
Санкт-Петербурга СВ. Масловой; мероприятие было организованно
совместно с Центром по проблемам музейной педагогики

Государственного Русского музея для воспитателей детских садов города, педагогов общеобразовательных школ и сотрудников художественных музеев Юга России. Эта совместная работа музейных работников и педагогов выявила огромный потенциал развития культурно-образовательных программ.

Наряду с этим, совместно с городским отделом образования, велась работа с преподавателями: на базе музея были проведены методические совещания учителей-предметников гуманитарного цикла - МХК (Мировой художественной культуры), изобразительного искусства, историков. В начале учебного года состоялась встреча, носившая ознакомительный характер: учителя получили информацию об основных направлениях работы музея с детьми, о возможностях художественного музея применительно к педагогической деятельности, о годовом плане выставочной работы. Следующие две встречи были посвящены осмотру экспозиций на выставках «Зодчие. Прогулки по Ставрополю» (посвященной 220-летию основания города), «Эмальерное искусство

ставропольских художников» .

48 См.: Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до
современности: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 144.

49 Бенднж О.Б. Из опыта работы музея с учебно-воспитательными
учреждениями города // Ставропольский краевой музей изобразительного искусства:
сб. ст. Ставрополь, 2004, С. 47.

50 Там же. С. 48.


В 2003-2004 гг. на базе Краснодарского краевого художественного музея был организован цикл научно-практических семинаров различной направленности, мастер-классы для учителей школ и воспитателей детских садов города. Так, для учителей ИЗО (изобразительного искусства) образовательных школ был проведен проблемный семинар, который затронул вопросы использования и формирования фонда детского творчества музея. Особая роль отводилась вопросам создания выставок детского рисунка, значению художественного музея в работе школьных кружков ИЗО, созданию мультимедийных программ в музейно-педагогическом процессе.

Определение перспективных моделей сотрудничества региональных художественных музеев и образовательных учреждений выявляет динамику позитивной совместной деятельности, позволяет сделать теоретическое обоснование эмпирических открытий как специалистов по музейной работе, так и учительско-преподавательских кадров, акцентировать наиболее важные аспекты и открыть новые направления в педагогическом процессе.

Выводы по главе

Охарактеризовав опыт взаимодействия региональных

художественных музеев и образовательных учреждений в исторической ретроспективе, выделим данное взаимодействие как неотъемлемую составляющую деятельности музея на различных этапах.

В начале XX в. музей рассматривался и реально являлся дополнением к системе образования. Интерес образовательных учреждений к музею становится стимулом для развития музея и фактором формирования его культурно-образовательной функции.

В 1920-е и, особенно активно, в 1930-е гг. идет процесс превращения музея в институт переустройства системы образования. Взаимодействие художественных музеев и образовательных учреждений находилось в полной зависимости от учебного процесса.


С середины 1930-х гг. в работе художественных музеев появляются конкретные формы образовательной деятельности, основанные на подготовке учащегося к посещению действующих экспозиций. Альтернативой обзорной экскурсии становятся циклы тематических занятий.

С начала 1960-х гг. контакты художественных музеев региона и образовательных учреждений напрямую зависят от инициативы музейного работника. В совместной работе особая роль принадлежит планированию.

В 1970-е гг. большое распространение получают формы, нацеленные на долгосрочное сотрудничество: музейные абонементы, факультативы, лекции. Важным аспектом коммуникации становятся научно-практические семинары и конференции.

К концу 1980 - началу 1990-х гг. возникла необходимость пересмотра сотрудничества региональных художественных музеев и образовательных учреждений, связанная с идеями развития партнерского сотрудничества, курсом на обновление концепции образования.

Поиски путей оптимизации сотрудничества со школой - это то, над чем постоянно работают музейные педагоги. Рассмотренные региональные модели сотрудничества на примере деятельности музеев и образовательных учреждений Кубани, Дона, Ставрополья ориентированы именно на развитие культурно-просветительских инициатив.

Сегодня художественный музей, выступающий в качестве одного из ключевых субъектов коммуникации изучаемого региона, обеспечивает создание культурно-образовательного пространства в системе взаимодействия музей - школа. Используя комплексный подход, объединяющий педагогическую и музейную деятельность, художественные музеи Кубани, Дона, Ставрополья тем самым повышают свой рейтинг в культурно-образовательной сфере.


Данная диссертация - первая попытка изучения художественного музея в коммуникационном пространстве региона.

Исследование показало, что социокультурные трансформации, стимулировавшие изменения в формах и интенсивности коммуникации, воплотились в процесс генезиса художественных музеев сначала в центре, а затем и в регионах.

Юг России относится к числу тех регионов страны, где первые публичные музеи возникли по инициативе передовой общественности, признавшей необходимость широкого распространения культуры. Важным стимулом к созданию художественных музеев в регионе стала деятельность Товарищества передвижных художественных выставок, а также гражданская инициатива любителей искусств, которая приобрела во второй трети XIX -начале XX в. общественное значение. Возникновение художественных музеев формировало новые каналы культурной коммуникации внутри региона и стимулировало межрегиональную коммуникацию.

Екатеринодарская картинная галерея, основанная в 1904 г., оказалась первым и единственным публичным художественным музеем дореволюционных лет в изучаемом регионе. В ее основу легла частная коллекция кубанского коллекционера Ф.А. Коваленко. Именно начало XX в. стало определяющим периодом в деле становления и развития городских музеев Таганрога, Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Ставрополя, куда входили художественные коллекции.

После Октября 1917 г., а на Юге России - с начала 1920-х гг., государственная форма владения художественными ценностями становится повсеместной и обязательной. В южнороссийском регионе, как и в других регионах страны, политика советской власти была направлена на сохранение исторических и культурных ценностей, пополнение музейных фондов за счет национализации частных коллекций и перераспределения художественных


178 ресурсов между столичными и региональными музеями, создание новых

музеев.

Реорганизация в сфере музейного строительства, предпринимавшаяся на протяжении 1920-х гг., серьезно осложнила деятельность Краснодарского художественного музея. Несмотря на это, музей приобрел значение одного из лучших музеев страны, что во многом объяснялось интенсивным пополнением его фондов ценными экспонатами из крупнейших музейных коллекций. Период 1920-1930-х гг. был самым плодотворным в комплектовании региональных музейных фондов.

В конце 1930-х гг. в регионе начался процесс организации художественных музеев на основании выделения фондов краеведческих музеев. В 1937 г. в связи с созданием Ростовской области и областного музея краеведения фонды «изоискусства» вошли в состав музея в качестве отдела. Но уже в ноябре 1938 г. художественный отдел Ростовского музея краеведения получил статус музея изобразительных искусств.

В годы Великой Отечественной войны собрания многих региональных художественных музеев, в том числе и музеев и художественных отделов музеев Кубани, Дона, Ставрополья, испытали на себе сложности поспешной эвакуации или оккупации. Экспонаты из фондовых коллекций безвозвратно утрачены. Многие планы и начинания региональных музеев не осуществились.

В 1950-1960 гг. развитие художественных музеев получило новый импульс за счет выделения фондов художественных отделов из состава краеведческих музеев. Был организован художественный музей в Ставрополе (1961 г.). В 1968 г. в самостоятельное учреждение выделилась Таганрогская картинная галерея. С начала 1970-х гг. открыты художественные музеи в Сочи (1971г.), Сальске (1978 г.), Майкопе (1980 г.). Особое внимание при комплектовании фондов уделялось искусству и культуре региона.

Формирование сети художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья представляло собою длительный процесс, связанный с


179 особенностями государственной политики в области музейного дела,

социокультурной ситуации, общественной инициативы.

Структурно коммуникационное пространство художественных музеев региона не только было ориентировано на заказ, спускавшийся художественным музеям государственной властью, но и отвечало на вызовы эпохи, рождало и активизировало инициативы снизу, создавало разветвленные социокультурные связи внутри региональных сообществ. Изменения в общественно-политической и в культурной ситуации в стране с середины 1980-х гг. поставили перед музеями новые проблемы и задачи, связанные с преодолением всесторонней идеологизации, с отказом от директивного руководства сверху, с адаптацией к новым рыночным условиям.

Среди основных тенденций, определяющих современное развитие региональных художественных музеев, отметим положительную динамику развития музейной сети в целом при значительном сокращении количества общественных музеев и картинных галерей, увеличении фондовых коллекций, а также повышении выставочной активности,

В начале 1990-х гг. посещаемость художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья резко упала, а в последнее десятилетие существенно возросла. Возросший приток посетителей связан с расширением спектра услуг музеев и разнообразием выставочных проектов.

Современное развитие региональных художественных музеев определяется постепенной адаптацией к вызовам рыночной экономики, общемировым тенденциям музейной жизни. Но именно ориентация на актуализацию регионального компонента позволяет сохранять своеобразие и органичную включенность в региональное коммуникационное пространство.

Изучение взаимодействия с такими субъектами музейной коммуникации, как художник, коллекционер, любители искусства в исторической ретроспективе позволяет констатировать, что региональный музей в подобной цепочке взаимоотношений фактически выступает в роли


180 своеобразного транспортера или ретранслятора тех или иных

информационных потоков, инициатором культурного диалога. Это в равной

степени характерно как для художественных музеев Кубани, Дона,

Ставрополья, так и для художественных музеев страны в целом.

Местные художники принимали и продолжают принимать участие в различных формах работы музеев. При этом обеспечивается содержание регионального компонента в фондовой, экспозиционной и просветительной деятельности. Музей формирует соответствующий архивный материал. Архив художника, оседающий в музее, стимулирует научно-исследовательскую работу в области регионального искусства.

Результатом сотрудничества региональных музеев и художников стал значительный фонд регионального искусства в государственных собраниях художественных музеев Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополя, составляющий в каждом из них около 2 000 произведений.

В диссертации рассмотрены взаимоотношения музея с коллекционерами, где особая роль отведена изучению частных коллекции в собраниях художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья.

Частные коллекции в собраниях региональных художественных музеев являются важными составляющими их фондов и вызывают научный интерес у многих специалистов. Владельцами частных коллекций выступают сами коллекционеры, художники-авторы произведений изобразительного искусства, наследники собирателей. У музеев есть несколько путей приобретения коллекций, но в первую очередь это дарения и закупки. Особый размах приобретает деятельность музея, направленная на сотрудничество, трансформированное в полноценное комплектование фондов коллекции современных художников и частных собирателей. В региональных музейных собраниях хранятся частные коллекции: в Краснодарском краевом художественном музее - коллекция его основателя Ф.А. Коваленко, академика Л.Ф. Ильичева, библиографа А.И. Слуцкого, персоналии многих кубанских художников, в частности В.А. Пташинского,


181 А.Е. Глуховцева, Г.А. Аветисьяна. Из частных собраний Ростовского

областного музея изобразительных искусств нами рассмотрено наследие

художника В.А. Гринберга и местного коллекционера Б.Г. Пьянкова, в

Ставропольском краевом музее изобразительных искусств - авторская

коллекция выдающегося русского художника А. П. Боголюбова,

двадцатитысячное собрание экслибриса Г.Ф. Полковского.

Внешняя коммуникация регионального музея с любителями искусства - это своеобразный инструментарий для выявления и привлечения к решению музейных проблем дополнительных ресурсов: интеллектуальных, информационных, организационных, финансовых - для более продуктивной партнерской деятельности.

С начала XX в. художественный музей становится вспомогательным инструментом в реформах системы образования. Взаимодействие с учебными заведениями региона способствовало развитию культурно-образовательной функции музея.

С середины 1920-х гг. музей начинает рассматриваться как средство переустройства системы образования. Взаимодействие художественных музеев и школы определяется подчинением учебно-воспитательному процессу.

С середины 1930-х гг. в работе художественных музеев страны в целом, и музеев региона в частности, появились конкретные формы просветительской деятельности, основанные на подготовке учащегося к посещению действующих экспозиций, причем приоритет отдается не прежней обзорной экскурсии, а циклам тематических занятий.

В 1960-е-1970-е гг. контакты художественных музеев и образовательных учреждений региона напрямую зависели от инициативы музейных работников. Появляются формы сотрудничества, нацеленные на долгосрочные программы взаимоотношений. Содержательным аспектом взаимодействия выступают научно-практические семинары и конференции.


182 С конца 1980-х - начала 1990-х гг. происходит переосмысление

сотрудничества художественных музеев и образовательных учреждений, которое в первую очередь ориентировано на развитие культурно-просветительских инициатив. Наиболее перспективны обучающие программы Ю.А. Солодовникова, Е.В. Саврасова, О.Б. Бендюк, Ю.П. Степаненко, нашедшие практическую реализацию в художественных музеях Краснодара, Ростова - на - Дону, Ставрополя.

Сотрудничество музея и образовательных учреждений в рамках региона обладает большим потенциалом, связанным с актуальностью повышения качества преподавания предметов естественнонаучного и гуманитарно-художественных циклов.


183 Список сокращений

ГАКК - Государственный архив Краснодарского края ГАРО - Государственный архив Ростовской области КГИАМЗ - Краснодарский государственный историко-

археологический музей заповедник имени Е.Д. Фелицыиа

ККХМ - Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.

Коваленко

КСХ - Краснодарский Союз художников НИИ-Научно-исследовательский институт

РОМИИ - Ростовский областной музей изобразительных искусств СМИИ - Ставропольский музей изобразительного искусства ТПХВ - Товарищество передвижных художественных выставок ЦДНИКК - Центр документации новейшей истории Краснодарского

края