ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ

Инструкция

МОЙ УСПЕХ

ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ

Инструкция

МОКРАЯ СОБАКА

Память о наших неудачах и поражениях является одной из причин понижения самооценки. Следующее упражнение поможет детям избавиться от неприятных воспоминаний.

Я хочу показать вам, как можно избавиться от неприятных чувств. Часто мы несем в себе воспоминания о прошлых неприятностях и неудачах. Это отнимает у нас много сил, делает нас неуверенными в себе. Например, кто-то из вас может подумать: «За последний диктант я получил двойку. У меня и на этот раз ничего не получится», или «Я совсем не симпатичная, никому не понравлюсь».
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается мокрая собака. Она трясет и спиной, и головой, и хвостом, так что вода разлетается во все стороны. Давайте сделаем примерно то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самом себе — слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. Потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос. Представьте себе, как весь неприятный груз слетает с вас, вы становитесь бодрее, веселее.

Привычка фиксировать свои успехи поможет ребенку не поддаваться унынию и не чувствовать себя неудачником. Пусть каждый ученик заведет дневник достижений.
Детям предлагается сначала записать свои прежние достижения (можно их нарисовать), а потом регулярно (раз в одну-две недели) фиксировать новые успехи. Речь, конечно же, не идет о каких-то грандиозных завоеваниях. Даже самое маленькое достижение должно быть зафиксировано. Хорошо, если бы дети могли вклеивать в этот дневник свои удачные работы по различным предметам.
Необходимо учитывать тот факт, что успехи одних детей могут быть самым заурядным событием в глазах других. Поэтому такой дневник должен быть личным, не стоит обсуждать его со всем классом. Учителю следует помочь тем детям, которым трудно увидеть свои достижения. Стоит также обсудить с ребенком, кто помог ему достичь успеха, какие способности и таланты развиты у него больше всего.

Для того чтобы достичь какой-то цели, важно уметь настроиться на успех, предвосхитить его, представить его себе во всех деталях. Такое умение можно приобрести с помощью следующей игры.

Подумайте, чего бы вы хотели добиться в этом году, чему вы хотели бы научиться. Подумайте, как без слов показать нам то, чему вы хотели бы научиться.
Дети некоторое время готовятся, затем каждому дается две минуты, чтобы он показал свою пантомиму. Одноклассники угадывают, что показывает каждый ученик. В больших классах можно объединять детей в группы по 6–7 человек.
После выполнения упражнения стоит обсудить с детьми следующие вопросы.

Насколько трудно было выбрать цель?
Что ты чувствовал, когда изображал ее?
Веришь ли ты, что сможешь добиться этой цели за один год?
Что для этого нужно сделать?
Достижима ли эта цель?

Детям важно понять, что внешнее поведение человека может быть только маской, под которой он скрывает истинные чувства.
Прежде всего следует спросить учащихся, знают ли они кого-нибудь, кто изображает из себя клоуна или пускает пыль в глаза, для того чтобы скрыть то, что творится у него в душе. Ни в коем случае нельзя называть имен, нужно только описать поведение такого человека. Выясните у детей, что, по их мнению, такой человек пытается скрыть от других.
Предложите детям лист бумаги, разделенный пополам. На одной половине сверху напишите «внутри», на другой — «снаружи». (Можно приготовить фигурки человека, одетого в бронежилет или в представительский костюм. Спереди на этой фигурке напишите «снаружи», сзади — «внутри».)
Попросите детей написать под словом «внутри» то, что они сами стараются скрыть от других. («На самом деле меня беспокоят мои отметки, но я этого не показываю» или «Я иногда чувствую неуверенность в себе».)
На другой части листа дети должны описать свое поведение. («Я держусь невозмутимо и уверенно», «Я веду себя так, будто мне все равно, какие у меня отметки».)
Обсудите с детьми, надо или нет показывать другим свои истинные чувства. (Любят ли другие людей «в масках»? Трудно или легко жить человеку «в маске»? Что нужно делать, чтобы не бояться показать людям, какой ты есть на самом деле?)