ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ПЕТИ

МЕЛОЧИ НЕУДАЧ

Анкета

ОЦЕНКА САМООТНОШЕНИЯ

Для того чтобы оценить, сформировано ли у ребенка позитивное самоотношение, можно предложить ему ответить на вопросы небольшой анкеты. При этом необходимо предупредить, что его ответы не станут известны одноклассникам (сделать это лучше в письменном виде, отметив это в инструкции).

1. Я могу назвать, по крайней мере, два своих положительных качества, например: «Я — хороший спортсмен». (Да, нет)

2. Для того чтобы на меня обратили внимание, мне не надо хулиганить или пускать людям пыль в глаза. (Да, нет)

3. Каждый раз, когда я допускаю ошибку, я чувствую себя неудачником. (Да, нет)

4. Если я хорошо выполнил какую-нибудь работу, я обычно жду, чтобы кто-нибудь сказал мне об этом. (Да, нет)

5. Когда я сталкиваюсь с новой или трудной ситуацией, я обычно говорю сам себе: «Я смогу справиться с этим». (Да, нет)

6. Ребята из моего класса любят меня. Мне не нужно притворяться или делать что-то, что мне не нравится, чтобы угодить им. (Да, нет)

7. Когда кто-нибудь говорит мне комплимент, я обычно считаю, что я этого заслуживаю. (Да, нет)

8. Если кто-то начинает «давить» на меня, я чувствую себя абсолютно беспомощным. (Да, нет)

9. Мне бывает трудно сказать другим что-то приятное, поэтому я обычно этого не делаю. (Да, нет)

10. Если бы я выглядел лучше, ребята любили бы меня больше. (Да, нет)

Безусловно, отношение ребенка к самому себе во многом зависит от учителя. Последний способен поддерживать ребенка, демонстрируя его принятие в любых ситуациях, может помочь ему повысить самоуважение, используя специальные приемы.
Уверенность в себе, позитивное самоотношение подвергается испытаниям, если человек сталкивается с неудачами и неприятностями. Очень важно помочь детям осознать, что самооценка может меняться в зависимости от внешних обстоятельств, в том числе и от мелочей. С этой целью можно использовать следующий прием.
Ведущий зачитывает или рассказывает детям историю о ребенке, в которой описывается его обычный день. Детям предлагается оценить, какие чувства вызвали у героя рассказа те или иные события (нужно написать на листочке соответственно знак «плюс» или «минус»).

Было солнечное утро. Громко зазвонил будильник. Петя потянулся в кровати, повернулся на другой бок и решил еще немного поспать. В это время раздался голос старшего брата: «Вставай немедленно, ты опоздаешь в школу. Небось, опять не сделал уроки, лентяй!»
(Дети должны поставить свой знак.)
В школе учительница Анна Ивановна сказала: «Тишина в классе! Петя, ты опять не сделал задание по математике. Это уже третий раз за последнюю неделю. Останешься сегодня после уроков и не пойдешь на футбол!»
На глазах у Пети выступили слезы. Он забыл тетрадь по математике дома, так как очень спешил в школу, из-за того что проспал.

(Дети должны поставить свой знак.)
Когда Петя вернулся домой, он включил свою любимую музыку. В это время послышались шаги. В комнату вошла мама. Она сказала: «Я так устала на работе, а ты сидишь и слушаешь свою музыку. Я же просила тебя подогреть обед. Ради бога, выключи магнитофон».
(Дети должны поставить свой знак.)
«Столько неприятностей за один день, — подумал Петя. — Я чувствую себя таким несчастным, я — просто настоящий неудачник».
В это время раздался телефонный звонок. Звонил лучший друг Пети: «Привет, мы собрались смотреть видео. Присоединяйся. С тобой всегда так весело».
(Дети должны поставить свой знак.)

После подсчета плюсов и минусов следует провести обсуждение с помощью следующих вопросов.

  • Часто ли у вас бывают дни, похожие на этот?
  • Что люди чувствуют, когда таких неудачных дней бывает слишком много?
  • Что делать с этими неприятными чувствами? (Учиться любить себя, хорошо относиться к другим и это отношение вернется к тебе.)

Как мы можем помочь людям, которым не везет и они чувствуют себя неудачниками?