НЕГАТИВНЫЕ СПОСОБЫ

БЕЗОПАСНОСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ

Обработка и интерпретация результатов

Итоговые показатели психологического климата по данной шкале находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов.

Высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42 – 65 баллов; сред­ней благоприятности - 31 – 41 балл; незначительной благоприятности – 20 – 30 баллов.

Количественные показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.

 

Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.
Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность).
У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.
Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.
Все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.

Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности и защите. Безопасность — чрезвычайно важный фактор межличностного общения, одно из главнейших условий для нормального развития человека. Говоря о безопасности, мы имеем в виду не только физическую, но и психологическую безопасность. Человек, находясь в психологически опасной ситуации, испытывает тревогу и страх.
Чувство страха порождает защитные реакции, которые могут проявляться в различных формах поведения.
Под влиянием страха человек иногда старается стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является для него потенциальным источником угрозы.
Другой часто встречающейся формой защитного поведения является агрессия. Выражение «Нападение — лучшее средство защиты» как нельзя лучше характеризует этот тип поведения.
Еще один способ скрыть собственный страх — это использование различных масок, с помощью которых человек приспосабливается к ситуации, дистанцируясь от других.
Защита от страха может проявляться и в виде отчуждения, отношения с другими людьми при этом характеризуются дистантностью и равнодушием.
Если ситуация опасности становится для человека хронической, то описанные формы поведения закрепляются и становятся основными способами взаимодействия с миром.

Самым распространенным источником эмоциональных переживаний человека являются его отношения с другими людьми. Искренность в отношениях между людьми в значительной степени зависит от того, насколько они умеют выражать свои чувства.
Человек может использовать самые разнообразные способы для передачи своего эмоционального состояния.
К ним, в частности, относятся так называемые невербальные формы коммуникации — интонация, мимика, жесты. Нередко эти формы являются более значимыми для собеседника, чем смысл сказанного. Даже нейтральная по своему содержанию фраза, произнесенная с угрожающей интонацией, будет воспринята как агрессивная.
По позе, мимике, интонации человека, произносящего ничего не значащие фразы, мы легко догадываемся о том, что ему грустно, что он обижен и т.п.
Можно также выделить следующие способы для передачи эмоционального состояния.

Риторические вопросы. Например: «Как ты смеешь так вести себя?» Такой вопрос свидетельствует о возмущении, досаде, раздражении. С помощью риторических вопросов человек зачастую пытается привлечь внимание собеседника к своим чувствам, переживаниям и желаниям, не называя их.

Приказы и запреты. Например: «Не смей вести себя так в моем присутствии!», «Немедленно извинись передо мной!». Человек, произносящий подобные фразы, фактически пытается контролировать поведение другого человека, для того чтобы уменьшить неприятные для себя эмоциональные переживания. Не правильнее ли в этом случае сказать: «Не делай этого, потому что, когда ты это делаешь, я чувствую то-то и то-то».

Выговоры и претензии. Например: «Ты никогда не думаешь о том, как мне тяжело». Подобные высказывания опосредованно выражают чувства недовольства, раздражения, жалости к себе. Часто вызывают у собеседника протест и ответные претензии.

Ирония и сарказм используется с целью вызвать у человека чувство смущения или стыда. Обычно это делается, для того чтобы замаскировать неприятные эмоции, которые переживает сам говорящий.