Музей и коллекционер: частные коллекции в фондах региональных художественных музеев

По

Музеи региона, осуществляя научно-исследовательскую работу, восполняют творческие пробелы коллекций отдельных художников. Музейные работники формировали архивы выставок, библиографические материалы местных мастеров, публиковали очерки, буклеты, брошюры и, несомненно, способствовали популяризации изобразительного искусства.

Так, еще в 1959 г. Ростовским областным музеем изобразительных искусств было опубликовано 8 материалов о творчестве художников Дона. При тесном сотрудничестве с Союзом художников сотрудниками музея была оказана консультативная помощь художникам по работе над новыми произведениями, путем посещения мастерских и подборе материала в библиотеке музея .

Восстановлению многих пробелов, воссоздающих те или иные черты культурного развития довоенного и послевоенного времени, помогают старейшие донские художники такие, как С.С. Скопцов, Т.Ф. Теряев, К.Е. Баланова, А.С. Кулагин, В.М. Кленов, а также их родственники. На Кубани этой деятельностью занимаются Г.А. Булгаков, И.К. Халюткин, В.И. Сидоров, В.И. Бирюков.

Художественные музеи Кубани, Дона, Ставрополья имеют немалые возможности для популяризации творческого наследия художника. Одной из форм взаимодействия с художником в музеях региона являются просветительские мероприятия, которые стали традиционными. Проведение их осуществляется на различных фондовых и коммерческих выставках, участником-экспонентом которых является местный художник.

Обычно на различные церемонии чествования художников, посвященные знаменательным памятным датам, приглашаются сами мастера, которые знакомят посетителей музея со своим творениями, с планами выставочной деятельности. Нередко в период функционирования выставки на ней проходит встреча художника-экспонента с посетителем. Таких

художественных музеев Юга Российской Федерации: Из материалов науч.-практ. конф. «100-летие художественного образования на Дону»: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 1998. С. 38.


Ill

примеров можно привести множество, тем более, если рассматривать мероприятие в ретроспективе сотрудничества музеев с художественным сообществом региона.

За последний период в Краснодарском художественном музее прошло большое количество научно-просветительских мероприятий с участием кубанских художников. Так, в 2003 г, в преддверии праздника «Памяти Великой Победы» музей собрал 16 художников - ветеранов, членов краевого Союза художников. По краевой целевой программе был подготовлен выставочный проект «И была война», включавший произведения этих художников из фондов музея. К событию был издан буклет под тем же названием. Сотрудники музея организовали встречу художников с посетителями музея, вручили ветеранам памятные призы.

Ставропольский музей изобразительных искусств не только осуществляет новые выставочные проекты, но и совместно с художниками создает образовательные программы. Примером может служить сотрудничество музея с художником, членом Союза художников России, педагогом детской художественной школы г. Ставрополя - Евгением Саврасовым. Ему принадлежит особое место в художественной жизни края и педагогической деятельности. Е, Саврасов разработал специальный курс «Введение в художественное конструирование»54 для детских художественных школ, который уже к началу 1990-х гг. стал самостоятельной авторской программой.

В центре данной программы - преподавание первооснов художественного конструирования, дизайна. Методика уникальна по своему содержанию: это целостная система, ставящая своей целью воспитать чувство гармонии формы и цвета, умение приводить в соответствие внешнее внутреннему содержанию. Е. Саврасов был участником выставки

53 ГАРО. Ф. 4399. Оп.1. Д. 44. Л. 21.

54См.: Бендюк О.Б. Дети. Форма. Цвет, или Арт-педагогика Евгения Саврасова // Динамическая симметрия в науке, искусстве и реальной жизни: Сб. материалов к фестивалю симметрии. Ставрополь, 2003. С. 229.


112 «Творчество преподавателей детских художественных центров», которая

демонстрировалась в Москве в павильоне «Культура» в 1994 г55. В настоящее

время музей реализовывает свои образовательные возможности, проводя

просветительские мероприятия, и мастер классы художника.

Художественные музеи региона склонны рассматривать все формы сотрудничества с художниками как многоплановую проблему, которая охватывает все аспекты профессиональной работы. Определяющим условием успеха формирования коммуникационных каналов является тесное взаимодействие с местным Союзом художников, а также точность и объективность критериев тех явлений регионального искусства, с которыми приходится иметь дело, отбирая произведения для коллекции, создавая экспозиции, ведя их изучение и последующую популяризацию.

Взаимодействие музея и художника нацелено на дальнейшее совершенствование организационных форм всей музейной деятельности.

Коллекционирование произведений искусства как культурно-социологический феномен всегда отражает не только личность, интересы и вкусы собирателя, но также и уровень существующей культуры, позволяя проследить степень восприимчивости общества к художественным ценностям. Представляя собой продукт культуры и зачастую соседствуя с меценатством, коллекционирование является одним из интереснейших видов человеческой деятельности и по отношению к некоторым сферам художественной жизни имеет «руководящий» характер, так как собиратели всегда воздействуют на состояние современной им культуры и ее будущее.

Белая З.А. Ученики ростовского художественного училища имени М.Б. Грекова на Ставрополье: Материал к выступлению на науч.-практ. конф. «Столетие художественного образования на Дону» // Из опыта научно-исследовательской работы художественных музеев Юга Российской Федерации: Из материалов науч.-практ. конф. «100-летие художественного образования на Дону»: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 3998. С. 44.


113 Отношения между музеем и коллекционерами прошли долгий путь

развития. Они определялись как существовавшими в тот или иной период

правовыми нормами, так и взаимоотношениями конкретных музейных

работников и коллекционеров. Иногда плодотворному сотрудничеству

мешал определенный своеобразный «снобизм» музейных работников, иногда

- явная боязнь коллекционеров потерять свои сокровища. Собиратель

подспудно видел в музее государство, готовое в любой момент отобрать

коллекцию.

В советские годы собирать предметы искусства в нашей стране не стали меньше, хотя органы государственной власти противились чрезмерной концентрации художественных ценностей в частных руках56. Именно последнее обстоятельство способствовало тому, что пути и способы создания коллекций в советскую эпоху были нередко прихотливы и загадочны. Петербургский художник Валерий Мишин утверждает, что за парадоксальной чередой обменов стояли реальные люди и реальные коллекции. Как бы то ни было, в советский период возникли интереснейшие частные собрания. Коллекционировали все: народную игрушку, экслибрисы, игральные карты, художественное оружие, иконы, палехскую миниатюру, каслинское литье и т.д.з7

Однако самую высокую ступень в своеобразной иерархии коллекционерских увлечений, за неимением в нашей стране античных и прочих средиземноморских древностей, занимала живопись. Коллекционерская страсть охватывала в равной мере академиков и простых инженеров, педагогов и врачей, артистов и партийных деятелей.

Во все времена коллекционеры играли заметную роль в культурной жизни. Они охотно рассказывали о предмете своего увлечения. В советский период работниками музеев проводилась кампания по привлечению частных собраний в музей. Для этого составлялись списки коллекционеров.

56 См.: Золотарев А.В. Судьба одной коллекции // Коллекционер. 1997. № 5. С. 28.


114 Собирателям произведений искусства объясняли, что все делается для их же

блага, чтобы избежать хищений: государственная ценность должна

защищаться. Однако люди не верили в искренность государства и осторожно

относились к обещаниям. Реально коллекционеры всегда находились под

подозрением у советского государства.

В 1970-1980-е гг. комитеты по культуре Москвы и Ленинграда

пытались заняться учетом частных коллекций . Конечно, только с

разрешения их владельцев, которым постановка коллекций на

государственный учет давала солидные льготы. Например, владелец

коллекции мог получить благоустроенную квартиру, приобретал право на

внеочередную установку телефона, его жилье ставили на специальную

охрану .

Только в конце 1980-х гг. для многих коллекционеров стали возможными свободный обмен или продажа коллекционных предметов, выезды за рубеж и т.п. Организованные в то время Советский фонд культуры и Клуб коллекционеров много внимания уделяли устройству выставок из частных собраний, сначала - внутри страны. Эти выставки, собиравшие множество посетителей, стали предвестием новых веяний, свободы в области культуры и искусства. Они официально заявили об огромном значении и ценности частных коллекций. Между государственными музеями и частными собирателями иногда разворачивалась настоящая конкуренция за обладание той или иной картиной. Данное соперничество, в равной степени лестное и для собирателей, и для музеев, свидетельствовало о хорошем глазе, по-настоящему профессиональном подходе коллекционеров, стремившихся приобрести вещи музейного уровня.

Демиденко Ю. С.А. Шустер: Коллекционер среди коллекционеров // Наше наследие. 1999. №48. С.138.

58 См.: Михайлова Н.В. Историко-культурное наследие России: проблемы охраны.
М., 1999. С. 7; Селютин В. Н. К вопросу и законодательных основах политики охраны
культурных и исторических ценностей нашей Родины // Музей и туризм: подготовка
кадров, Опыт и перспективы. СПб., 2005. С. 23.

59 См.: Частные коллекции в России <Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.>.


115 Формирование частных коллекций, поступивших в собрание музеев

региона, развивалось по двум направлениям: 1) поступление собраний от

коллекционеров, дарителей; 2) произведения художников, принадлежавшие

наследникам мастеров.

Не случайно крупные музейные выставки нередко проходили при участии работ из собраний частных коллекционеров. В августе 1958 г. в Краснодарском художественном музее состоялся первый опыт подобного рода - выставка живописи, графики, прикладного искусства из частных собрании города и края .

Музей через средства массовой информации обратился к жителям Кубани с просьбой предоставить ему возможность показать имеющиеся у них картин, скульптуры и вещи прикладного искусства на организуемой музеем выставке художественных произведений частных собраний.

Первая такая сборная выставка не могла отличаться полнотой. Музей не предусматривал какого-нибудь определенного тематического плана выставки, а собрал все, в какой-то мере отвечающее требованиям искусства. Но даже и при этих условиях на выставке оказались произведения подлинно художественного качества. Например, Краснодарский Дворец пионеров представил очень хороший пейзаж художника Е.Э. Дюкера, который в 1872 г. в Петербурге принимал участие во второй выставке художников-

£ 1

передвижников .

Во владении краснодарского коллекционера С.А. Довбия находился отличный этюд «Голова крестьянина» работы художника В.Е. Маковского. Предположительно, эта работа в 1909 г. выставлялась на 37-й выставке передвижников в Петербурге и Москве. С согласия владельца эта картина приобретена музеем. Из собрания сочинского коллекционера Г.П. Гурьянова

См.: Екатеринодар - Краснодар. 1793 - 1993: Справочник / Ред, и сост. И.Ю. Бондарь, Краснодар, 1993. С. 668.

61 Богоявленский М. Интересная выставка //Сов. Кубань. 1958. 27авг. С. 3.


экспонировались зарисовки Парижа и Рима, сделанные академиком A.M. Герасимовым во время его путешествия во Францию и Италию в 1934 г.

Нашлось и несколько очень интересных произведений прикладного искусства, главным образом, фарфора русских фарфоровых заводов первой половины XIX в. и саксонского фарфора XVIII в.

Первый опыт показа частных собраний продемонстрировал положительный ресурс продуктивного сотрудничества музея с владельцами художественных произведений, а дальнейшее взаимодействие с ними позволило организовывать лучшие музейные экспозиции, приобрести качественные работы.

Вероятно, высокий смысл труда коллекционеров в том и заключается, чтобы восполнять те лакуны, которые есть в крупных музейных собраниях. Государственная культурная политика, экономические условия, официальная история искусства, личные увлечения музейных хранителей и директората -все влияет на политику комплектования музейных фондов. Однако дух времени и вкус эпохи точнее всего сказываются именно в собраниях частных

лиц .

Исследования в области коммуникативных связей музея и коллекционера очень сложны, так как сложна степень доверия между музеем и владельцем коллекций. Очень трудно перейти на новые грани взаимодействия, когда сложился негативный опыт недоверия коллекционера к государственному учреждению. Опыт таких сложных контактов с частными коллекционерами имел место в Краснодарском краевом художественном музее. По свидетельству работников музея, с 1979 г. между музеем и краснодарским коллекционером Виталием Сергеевичем Смирновым шли переговоры о приобретении его личной коллекции. Данное собрание было представлено произведениями конца XVII - начала XX вв.,

62 Богоявленский М. Интересная выставка //Сов, Кубань, 1958. 27авг. С. 3.

63 См,: Демиденко Ю. С.А. Шустер: Коллекционер среди коллекционеров // Наше
наследие. 1999. №48. С.145.


117 преимущественно русского и западноевропейского искусства. Особую

ценность представляли работы русского живописца Н.В. Харитонова.

Коллекционер совместно с работниками музея занимался поиском сведений

о самом мастере и его произведениях. В Государственном архиве

Краснодарского края хранится переписка B.C. Смирнова с искусствоведом

Е.М. Беликовой. Е.М. Беликова в своем письме B.C. Смирнову от 5 апреля

1976 г. писала «...Я послала вашему музею список существующих картин

Харитонова. Их около 20, но местонахождение неизвестно. Этот список я

перепишу, и если это Вас интересует, я Вам его пришлю. Когда я

освобожусь, то съезжу в Академию Художеств, а там должны быть следы его

учебы и деятельности. Получил ли музей мое письмо? Я его послала, т.к. там

много интересных сведений. Я не знаю, что будет музей делать дальше»64.

А музей готовился к приобретению коллекции. На начальной стадии переговоров планировалось организовать в залах музея выставку из собрания коллекционера с последующей закупкой произведений. В своем письме от 4 февраля 1982 г. Е. М, Беликова советовала B.C. Смирнову: «... свои картины харитоновские Вы, безусловно, должны завещать музею, чтобы они не разошлись по разным рукам»65.

К сожалению, эта частная коллекция так и не стала достоянием музея. Основная причина - невозможность финансирования. Однако были и другие причины. Коллекционер готов был даже подарить свою коллекцию городу с последующей передачей в музей, но выдвинул условие о сохранении в постоянной экспозиции - зала имени B.C. Смирнова. Данное требование не устроило музейных работников. Со стороны музея были предприняты попытки осмотра коллекции, но своей практической реализации ни в виде выставочного проекта, ни в виде приобретения это собрание не получило .

м ГАКК. Ф, Р-1609. Оп. 8. Д. 63. Л. 91.

65 Там же. Л. 92.

66 Интервью Т.А. Сальниковой со старшим научным сотрудником ККХМ
С.Н. Пыхтиной. Краснодар, 2004. Июнь.


118 В настоящее время коллекция принадлежит единственной дочери B.C.

Смирнова - Елене Смирновой. Музей привлекал отдельные работы из этого

собрания на свои монографические проекты, например выставку

произведений Н.В. Харитонова67. Пример этой частной коллекции, так и не

попавшей в музей, отражает негативный опыт сотрудничества музея и

коллекционера в советскую эпоху.

Частное собрание и музей - это вопрос особый и в наши дни, чаще всего болезненный. Выставки68 и консультации, каталоги - замечательные примеры совместной деятельности, но долгая история отношений музеев и собирателей породила массу недоговоренностей и взаимных обид. Коллекционеры не всегда доверяют музейным экспертизам, при этом сами не очень заботятся о точной истории вещей. Работники музея на собственном опыте убедились, что в любом частном собрании есть сомнительные по атрибуции произведения, однако и музейные сотрудники не застрахованы от ошибок. Государственные музеи не всегда имели возможность выполнить условия дарения с одной стороны, с другой - не всегда имеют возможность потребовать от наследников точного выполнения завещания.

Негативные примеры взаимоотношений между музеем и коллекционером складывались не только на региональном, но и на столичном уровне.

Собрание известного петербургского коллекционера А.И. Шустера после его смерти было передано в Государственный Эрмитаж, но, вопреки обещаниям музейной администрации, в экспозицию вошли лишь некоторые произведения из коллекции. Еще совсем недавно многие собиратели Москвы и Петербурга готовы были завещать свои собрания Третьяковской галерее или Русскому музею, но только в том случае, если они будут в полном

Методические рекомендации к проведению экскурсий по выставке «Наследие Ф.А. Коваленко»: Рукопись, Архив Краснодарского краевого художественного музея, Краснодар, 1994. С. 3.

68 Так, в Краснодарском художественном музее в разное время прошли такие проекты, как «Выставка произведений художника А,П. Мочалова» (1986 г.), «Наследие Ф.А. Коваленко» (1994 г.), «Метаморфозы от Никаса» (2004 г,).


составе включены в постоянную экспозицию. Это не устраивало

государственные собрания, и без того задыхающиеся от недостатка экспозиционных площадей69.

Сотрудничество между музеями и частными коллекционерами не должно ограничиваться экспертизой, атрибуцией, консультациями по вопросам реставрации. Самое важное - это ввести разрозненный материал личных коллекций в общий контекст истории отечественного искусства. Поэтому опыт взаимодействия с коллекционерами у региональных художественных музеев сложился богатый и многогранный, нацеленный со стороны музея в первую очередь на успешное комплектование фондов,

В музеях хранятся частные коллекции, приобретенные в результате дара или закупки у собирателя-земляка. Примечательно, что в XIX в. большинство художественных музеев в регионах России начинают свое становление на основе частных собраний. К таким музеям относится и Краснодарский художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

В фондах музея находятся частные коллекции: его основателя Ф.А.Коваленко, академика Л.Ф. Ильичева, библиографа А.И. Слуцкого, персоналии многих кубанских художников, в частности, В.А. Пташинского, А.Е. Глуховцева, Г.А, Аветисъяна. Часть частных собраний хорошо изучена рядом специалистов . Исследования С.Н. Пыхтиной, В.Н. Мазуриной, О.В. Гармаш дают представление о художественных достоинствах коллекций Ф.А. Коваленко, Н.И. Воробьева, Л.Ф.Ильичева, А.Е. Глуховцева. Коллекции произведений В.А. Пташинского, Г.А. Аветисьяна подверглись исследованию, но подробно не изучались. Комплексного исследования

69 См.; Подробнее об этом: Демидеико Ю. С.А.Шустер: Коллекционер среди коллекционеров // Наше наследие. 1999. № 48. С.145.