Введение Актуальность темы исследования
З
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ КУБАНИ, ДОНА, СТАВРОПОЛЬЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИИ XX -НАЧАЛА XXI ВВ.
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЬШ МУЗЕЙ КАК СУБЪЕКТ КОММУНИКАЦИИ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
На правах рукописи
Краснодар 2006
Пространстве региона
Художественный музей в коммуникационном
Сальникова, Татьяна Андреевна
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в
Российская государственная библиотека
diss.rsl.ru 2007
Сальникова, Татьяна Андреевна.
Художественный музей в коммуникационном пространстве региона [Электронный ресурс]: дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.03. - Краснодар: РГБ, 2007. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Полный текст:
http://diss.rsl.ru/diss/07/0191/070191028.pdf
фонде РГБ:
Российская государственная библиотека, 2007 (электронный текст)
61:07-24/43 КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
САЛЬНИКОВА ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
РЕГИОНА
Специальность 24. 00. 03 - музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии
Научный руководитель:
доктор исторических наук,
профессор А.Н. Еремеева
Краснодар - 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Художественный музей как субъект коммуникации 29
1.2. Генезис региональных художественных музеев 40
1.3. Основные тенденции развития региональных художественных музеев на современном этапе 68
ГЛАВА П. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СООБЩЕСТВО
2.1. Музей и художник: основные формы сотрудничества 86
2.2. Музей и коллекционер: частные коллекции в фондах региональных художественных музеев 112
2.3. Музей как пространство коммуникации любителей искусства 128
ГЛАВА Ш. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. Взаимодействие музея и школы в исторической ретроспективе 146
3.2. Перспективные модели сотрудничества региональных художественных музеев и образовательных
учреждений 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177
СПИСОК СОКРОЩЕНИЙ 183
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 184
Художественный музей наряду с другими институтами культуры и
образования играет значительную роль в гуманитарном развитии
личности. Осмысление места музея в современном социуме является
одной из актуальных научных проблем. Художественный музей имеет
огромный потенциал саморазвития. Помимо выполнения традиционных
функций сохранения и трансляции культурного наследия, музей является
местом продуктивного межкультурного взаимодействия,
информационного и ценностного обмена между различными профессиональными общностями. Являясь частью культуры общества, музей защищает его от разрушения и духовной девальвации.
В современных теоретических концепциях деятельность музея все чаще соотносится с термином «коммуникация». Модели музейной коммуникации - познавательная, эстетическая, знаковая, диалоговая, информационно-коммуникативная, междисциплинарная - нуждаются в более детальной разработке с учетом богатого исторического опыта деятельности отечественных (столичных и региональных) и зарубежных музеев1.
В современном музееведении вопрос о специфике коммуникационных процессов является достаточно дискуссионным. Смысл полемики обращен, в первую очередь, к тем задачам, которые решаются в ходе музейной коммуникации, и к их инсталляции в общую концепцию музея. Необходимость не только определить основные составляющие и особенности коммуникационного процесса, но и сформулировать принципы, на основании которых музей выстраивает
1 Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 53.
4 коммуникационную политику, является тем вопросом, от решения
которого в значительной степени зависит положение и роль музея в XXI в.
В данной диссертации на основе анализа истории и современного состояния художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья исследуются актуальные аспекты внешней музейной коммуникации.
Изучение деятельности художественного музея в коммуникационном пространстве региона позволит обобщить исторический опыт и современные тенденции развития художественных музеев, определить перспективные подходы к внешней музейной коммуникации, восполнить отдельные пробелы в изучении региональной культурологии.