Почвы. Морфологическое строение. Почвенные карты
Сведения о некоторых минералах и горных породах
Минералы и горные породы
И площадей различными способами
Результаты измерения расстояний
Показатель и способ измерения | Результат измерения на бумаге, см (см2) | На местности это соответствует в масштабе, км (км2) | Точность измерения, % | |
1:25 000 | 1:100 000 | |||
Измерение прямых линий: - линейкой - курвиметром - алгебраически | ||||
Измерение кривых линий: - нитью и линейкой - курвиметром - алгебраически | ||||
Измерение площадей: - разбивкой на простые фигуры - палеткой - планиметром - алгебраически |
Вывод.
Работа 8
Цель работы: ознакомление с коллекцией минералов и горных пород.
Оборудование: коллекция минералов и горных пород.
Порядок работы
Минералы и горные породы образуют литосферу планеты. В некоторых преимущественно горных, районах магматические породы выходят на поверхность, но чаще всего земная поверхность представлена осадочными породами – результатом процессов выветривания, имеющего самое непосредственное отношение к формированию рельефа Земли. Для выполнения задания студентам предлагается следующее:
1. Дать определение минералов и горных пород.
2. Привести классификацию минералов и горных пород, назвав наиболее распространённые и характерные минералы и горные породы.
3. Перечислить физические свойства минералов.
4. Сведения о 35-45 наиболее известных и присутствующих в коллекции минералах представить в виде следующей таблицы:
Название минерала (горной породы) | Химическая формула (для минералов) | Группа | Цвет | Блеск | Прозрачность | Состояние |
Сфалерит | ZnS | Сульфиды | Буро-жёлтый | Алмазный | Не прозрачный | Твёрдое |
Кварц | SiO2 | Окислы | Светло-серый | Стеклянный | Не прозрачный | Твёрдое |
и т.д. |
5. В соответствии с индивидуальным заданием подробно охарактеризовать один из минералов или одну из горных пород (прил. 1).
Работа 9
Цель работы: ознакомление с морфологическим строением почв, распространённых в близлежащей местности.
Оборудование: почвенные разрезы; почвенные карты; почвенные разности.
Порядок работы
Почвы являются связующим звеном в цепи «литосфера – живое вещество». Именно в почве мёртвая органика (детрит) под воздействием микроорганизмов (редуценты) преобразуется в минеральные вещества. Почва, обладая плодородием, является средой обитания для большинства растений. Процессы выветривания и почвообразования очень тесно связаны с процессами формирования рельефа планеты. Студентам предлагается следующее:
1. Дать определение почвы, морфологического строения почв и почвенных горизонтов.
2. Перечислить факторы почвообразования и раскрыть их роль в почвообразовании.
3. Назвать основные режимы увлажнения и раскрыть их особенности.
4. Ознакомиться с классификацией почв и распространением отдельных типов почв на поверхности планеты (в том числе на территории России и Вологодской области), научиться пользоваться почвенными картами.
5. Дать определение механического состава почв, иметь представление об окраске, структуре, сложении, включениях и новообразованиях, влажности, наличии органических веществ, глубине почвенного вскипания.
6. Разобраться с особенностями морфологического строения почв как основного признака их классификации, знать номенклатуру почвенных горизонтов.
7. В соответствии с индивидуальным заданием (прил. 1) дать подробную характеристику одного из типов почв, зарисовать почвенный профиль и привести его характеристику в виде следующей таблицы (рядом с профилем):
Морфологическое строение (назвать какой) почвы (пример)
Почвенный профиль | Название горизонта | Индекс | Глубина залегания, см | Мощность, см | Цвет | Механический состав | Влажность | Включения и новообразо-вания |
Рисунок | Лесная подстилка | А0 | 0-4 | бурый | - | сырой | нет |
Вывод.
Работа 10