Нивелира

Топографического плана с помощью школьного

Изучение земной поверхности. Построение

Топографического плана

Изучение земной поверхности. Построение

 

Цель работы: освоение навыков топографической съёмки участка местности методом разбивки его на квадраты и вычерчивание топографического (в горизонталях) плана этого участка.

Оборудование: нивелир 2Н-10Л, нивелировочные рейки, эккер, мерная лента, геодезические вешки и колышки.

 

 

Порядок работы

 

1. Разбить участок местности на квадраты с помощью эккера и мерной ленты (работу можно выполнить с помощью того же нивелира 2Н-10Л, но для приобретения навыка работы с эккером разбивку участка местности на квадраты рекомендуется проводить именно таким способом).

2. Определить высотное положение начальной (нулевой) точки нивелирования относительно ближайшего репера, определив тем самым её абсолютную высоту (в Череповце можно использовать отметку уреза воды в Рыбинском водохранилище, значение которой постоянно – 101,0 м над уровнем моря).

3. Определить чёрные отметки вершин квадратов с помощью нивелира и нивелировочных реек.

4. Определить красные отметки вершин квадратов относительно нулевой точки как разницу между значением их чёрных отметок (красная отметка нулевой вершины принимается за 0,00).

5. Определить отметки поверхности вершин квадратов, используя отметку поверхности нулевой точки и красные отметки остальных вершин. Процесс вычисления отметок может быть продемонстрирован на примере следующего квадрата:

 

0 1

0,27 2,38 0,00 -2,11 8,50 6,39   8,75 6,89 +0,25 -1,61 0,02 1,88

2 3

 

Пример расчёта красных отметок

и отметок поверхности

 

 

6. Определить места прохождения горизонталей на сторонах квадратов методом интерполирования. Для расчёта нужно знать длину стороны квадрата, вычерченного на бумаге в соответствующем масштабе. Например, примем, что сторона квадрата равна 5 см, сечение горизонталей – 1 м и соответствует целым числам. В этом случае превышение одной точки над другой следует отнести к 5, а разницу между отметкой поверхности и отметкой ближайшей горизонтали отнести к «х» и, исходя из пропорциональности, решить данную задачу. Например, для верхней стороны нашего квадрата можно составить следующее соотношение:

 

2,11 – 5,00,

 

0,50 – х,

х = 1,19 см, т.е. горизонталь «8» пойдёт на чертеже на расстоянии 1,19 см от вершины «0», а горизонталь «7» (рассчитываем тем же способом):

 

2,11 ­– 5,00,

1,50 ­– х

 

на расстоянии 3,55 см от неё. Если количество горизонталей более двух, то места прохождения рассчитываются лишь для двух крайних, а расстояние между ними распределяется пропорционально количеству остальных. Подобная операция производится для всех съёмочных квадратов.

7. В соответствии с индивидуальным заданием (прил. 1 и 4) оформить топографический план местности, соединив на всех квадратах места прохождения одноимённых горизонталей красными линиями. Уклон местности указать бергштрихами (красным цветом). Чертёж оконтурить, указать масштаб, сечение горизонталей и направление на север (пример дан в прил. 11).

Вывод.

 

 

Работа 5

Цель работы: овладение навыками топографической съёмки местности с помощью «школьного» нивелира и вычерчивание топографического плана холма (карьера).

Оборудование: мерная лента, «школьный» нивелир, геодезические вешки и колышки, измерительные и чертёжные инструменты.

 

 

Порядок работы

 

1. С помощью «школьного» нивелира (высота инструмента – 1 м) и мерной ленты определить места расположения горизонталей и расстояния между горизонталями на склоне холма (карьера).

2. На основании полученных результатов вычертить топографический (в горизонталях) план объекта согласно индивидуального задания, которое определяется содержанием прил. 1 и 5 (масштаб горизонтальный 1:1000; масштаб вертикальный 1:100; сечение горизонталей – 1 м) (пример приведён в прил. 11).

3. Построить профиль холма (карьера) по линии «запад – восток», для чего необходимо последовательно, с учётом сечения горизонталей и принятого масштаба, отпускать перпендикуляр из мест пересечения прямой «запад – восток» с горизонталями на некую начальную прямую (нулевая горизонталь). Горизонтали вычерчиваются красным цветом. Уклон местности показывается бергштрихами (тоже красного цвета). Внутренняя ситуация наносится в соответствии с принятыми условными обозначениями. Если на чертеже отдельные высотные пояса отразить каким-то цветом, то такой план называется гипсометрическим (пример).

Вывод.

 

Работа 6