На местности, план, карта, масштабы

Стороны горизонта, ориентирование

Лабораторных (практических) работ

Порядок выполнения и требования к оформлению

 

При выполнении и оформлении результатов лабораторных (практических) работ рекомендуется придерживаться следующего порядка:

а) назвать тему лабораторной (практической) работы;

б) определить цели работы;

в) перечислить используемые материалы и оборудование;

г) кратко изложить порядок работы с приведением примеров необходимых расчётов, рисунков, таблиц (это наиболее важная и требующая детальной и основательной проработки часть работы, характеризующая её сущность, методику проведения и содержащая результаты работы, в том числе и необходимый картографический и иллюстрационный материал);

д) сформулировать вывод, где провести краткий анализ полученных результатов.

 

Пример

 

Тема лабораторной (практической) работы: исследование земной поверхности.

Цель работы: приобретение навыков геодезических работ в процессе проведения тахеометрической съёмки участка местности с построением её топографического плана.

Оборудование: тахеометр 2Т30П, нивелировочные рейки, вешки и колышки.

Порядок работы. Здесь излагается ход работы, приводятся примеры проведённых расчётов, таблицы, отражающие их результаты, и полученный картографический материал.

Выводы. Формулируются краткие выводы по результатам проведённой работы. Выводы не должны быть формальными, типа «Мы научились производить тахеометрическую съёмку», но обязаны раскрывать объективную сущность полученных результатов, например: «Исследованный участок местности в восточной его части представляет собой пологий склон второй речной террасы с перепадами высот от 115 до 128 м над уровнем моря, а в западной части – плоскую пойму реки…» и т.д.

 

Работы оформляются в специальных тетрадях от руки. Графический материал в соответствии с особенностями задания представляется на ватмане или на миллиметровке, выполненный тушью.

 


Работа 1

 

Цель работы: освоение терминов, применение которых необходимо для ориентирования на местности, использования геодезических инструментов и изготовления картографического материала.

Оборудование: гномон, компас, часы, простейшие дальномеры, геодезические инструменты (астролябия, буссоль, теодолит, эккер, мерные ленты), географические карты и планы местности.

 

 

Порядок работы

 

1. Дать определение понятиям «горизонт», «стороны горизонта», изложить методы определения сторон горизонта с использованием гномона, по звёздам, по солнцу и часам (в том числе солнечным), по местным признакам, по компасу (кратко описать устройство компаса), привести соответствующие рисунки.

2. Дать определение понятиям «азимут», «дирекционный угол», «румб», научиться определять дирекционные углы и румбы (в геодезическом понимании), дать соответствующие рисунки.

3. Привести и основательно запомнить основные формулы перевода азимутов в румбы, и наоборот, в зависимости от того, в какой четверти компаса находится линия визирования.

4. Перечислить основные геодезические инструменты с указанием их назначения и назвать наиболее важные части угломерных геодезических инструментов (астролябия, буссоль, гониометр, кипрегель, теодолит, тахеометр), которыми являются лимб, алидада (с диоптрами и верньерами), компас, уровни, отвес, штатив, крепёжные и юстировочные детали.

5. Дать определение плана, карты, глобуса, масштаба с разъяснением, какие бывают планы, карты, глобусы и масштабы. Назвать различия между планом и картой.

6. Выполнить индивидуальное задание (прил. 1) по теме «Масштаб», результаты которого представить в форме таблицы (см. пример выполнения данного задания в табл. 1).

Таблица 1