Результаты изучения температурных условий в учебной аудитории

Изучение температурных условий

В свободной атмосфере необходимо защищать резервуар термометра от солнечной радиации, а в помещениях – от горячих или холодных поверхностей, находящихся вблизи. На метеорологических станциях термометры защищают с помощью психрометрических будок со стенками из деревянных жалюзи, обеспечивающих свободное прохождение через них воздуха. При эпизодических наблюдениях защита термометров достигается посредством ширм из белого картона или фанеры, при наличии же аспирационного психрометра (следующий раздел) температуру определяют по показаниям имеющегося в нем сухого термометра. Во время измерения температуры термометры следует подвешивать на специальном штативе, а не держать в руках и не наклоняться к ним близко.

Для изучения температурных условий в помещениях различного назначения выбирают несколько точек, в которых можно прогнозировать влияние на температуру воздуха того или иного фактора. Например, в жилых помещениях, учебных аудиториях выбирают, как минимум три точки, в которых с помощью термометров, помещенных на специальные штативы на высоте 0,1,:0,75:1,5м от пола (или 0,1 и 1,5 м) измеряют температуру воздуха через 10 минут после начала определения. Как правило, для определения равномерности температуры в горизонтальном направлении измеряют температуру на расстоянии 0,2м от наружной стены, посредине помещения, у внутренней стены. Разница по горизонтали от стен с окнами до противоположных им стен не должна превышать в жилых помещениях и учебных аудиториях 2°С. Разница по вертикали (0,1,-1,5 м) не должна превышать 2,5°С. Разница между средней температурой воздуха в помещении и температурой ограждающих поверхностей не должна превышать 5°С. Оптимальными температурами воздуха считаются 18-22°С.

Следует иметь в виду, что порядок оценки температурных условий на открытых площадках и в помещениях различного назначения регламентирован в различных нормативных и методических документах Роспотребнадзора. Ниже приводится самый простой пример изучения температурных условий.

Пример изучения температурного режима в учебной аудитории. Согласно приведенным выше регламентам проведено изучение температурного режима в аудитории № 4 кафедры гигиены ГОУ ВПО «ВГМУ Росздрава» в период практических занятий в группе, численность которой составляла 12 человек. В результате были получены данные, приведенные в таблице 4.

Таблица 4

Точки измерения по вертикали 0,2 м от оконной поверхности Середина аудитории 0,2 м от входной двери Разница температуры воздуха по горизонтали
0,1м от пола 12°С 15,5°С 17,4°С 5,4°С
1,5м от пола 15,8°С 16,8°С 18,1°С 2,3°С
Разница температуры воздуха по вертикали 3,8°С 1,3°С 0,7°С  

По результатам измерений рассчитывается средняя температура воздуха в аудитории, которая в данном случае равна 15,9°С. Кроме того, определяется температура ограждающих поверхностей с помощью электротермометра, которая при измерении в различных точках была в приводимом примере 5,1°С (минимальная величина). То есть разница между средней температурой воздуха в помещении с минимальной температурой ограждающих поверхностей составила 10,8°С.

Заключение по результатам изучения температурного режима в учебной аудитории № 4 кафедры гигиены ГОУ ВПО «ВГМУ Росздрава». При изучении температурного режима в аудитории № 4 кафедры гигиены ГОУ ВПО «ВГМУ Росздрава» во время практических занятий установлено, что средняя температура воздуха в помещении на 2,1°С ниже минимальных допустимых нормативов, что может способствовать при длительном, до 4 учебных часов, пребывании студентов и преподавателей в данной аудитории нарушению процессов терморегуляции, переохлаждению, развитию или обострению различных заболеваний. Указанные последствия тем более прогнозируемы, что как по вертикали, так особенно по горизонтали, перепады температур превышают допустимые пределы. В значительной степени может способствовать указанным выше последствиям разница между средней температурой воздуха в аудитории и минимальной температурой ограждающих поверхностей, которая более чем в два раза превышает нормативы, что может обусловливать интенсивную теплоотдачу за счет радиации в сторону ограждающих поверхностей.

Таким образом, температурный режим в аудитории № 4 кафедры гигиены ГОУ ВПО «ВГМУ Росздрава» не отвечает гигиеническим регламентам и может способствовать нарушению здоровья студентов и преподавателей.

Примечание. Если иметь целью изучение влияние факторов микроклимата различных помещений на тепловое состояние человека, то температурный режим должен оцениваться в комплексе с такими факторами, как влажность, скорость движения воздуха, лучистое тепло.