Вспомогательные методические материалы.

Методические разработки практических занятий.

· Петров В.А. Физиологические экспресс-методы в гигиенических исследованиях: Методическая разработка практического занятия / В.А. Петров, А.Г. Черток. – Владивосток, 2002. – 9 с.

· Петров В.А. Простейшие методы статистического анализа в практике государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в гигиенических исследованиях: Методическая разработка практического занятия / В.А. Петров. – Владивосток, 2002. – 66 с.

· Петров В.А. Оценка санитарно-эпидемиологического режима в амбулаторно-поликлинических учреждениях стоматологического профиля: Методическая разработка практического занятия / В.А. Петров, Е.В. Семанив. – Владивосток, 2003. – 42 с.

· Петров В.А. Оценка санитарно-эпидемиологического режима аптечных организаций (аптек): Методическая разработка практического занятия / В.А. Петров. – Владивосток, 2003. – 44 с.

· Петров В.А. Гигиенические требования к предприятиям фармацевтической промышленности: Методическая разработка практического занятия / В.А. Петров, Е.В. Семанив. – Владивосток, 2003. – 40 с.

· Петров В.А. Гигиенические требования к контрольно-аналитическим лабораториям и аптечным складам системы лекарственного обеспечения: Методическая разработка практического занятия / В.А. Петров, Е.В. Семанив. – Владивосток, 2003. – 34 с.

· Методы комплексной физиолого-гигиенической оценки метеорологических и микроклиматических факторов: Методическая разработка практического занятия / В.А. Петров [и др.]. – Владивосток, 2003. – 29 с.

· Посохова А.В. Оценка санитарно-эпидемиологического режима лечебно-профилактических учреждений: Методическая разработка практического занятия / А.В. Посохова. – Владивосток, 2004. – 67 с.

· Тарасенко Г.А. Гигиеническая оценка и прогнозирование изменений здоровья военнослужащих в зависимости от условий учебно-боевой деятельности и коммунально-бытового обустройства: Методическая разработка практического занятия / Г.А. Тарасенко. – Владивосток, 2004. – 14 с.


· Эталоны решения ситуационных задач к практическому занятию «Методы комплексной физиолого-гигиенической оценки метеорологических и микроклиматических факторов» / В.А. Петров [и др.]. – Владивосток, 2003. – 22 с.

· Посохова А.В. Эталоны решения ситуационных задач практического занятия «Оценка санитарно-эпидемиологического режима лечебно-профилактических учреждений» / А.В. Посохова. – Владивосток, 2004. – 35 с.

· Посохова А.В. Эталоны решения ситуационных задач по регламентации некоторых физических факторов среды обитания человека. К практической подготовке по теме « Методы измерения и гигиеническая оценка некоторых физических факторов среды обитания человека» / А.В. Посохова. – Владивосток, 2006.

Методические материалы, используемые непосредственно при усвоении материала настоящего методического пособия.

· Настоящий методический документ (полностью обеспечивает выполнение самостоятельной работы обучаемых, выдается в методическом кабинете кафедры).

· Петров В.А. Гигиенические аспекты солнечной радиации и ее искусственных аналогов: Лекция / В.А. Петров. – Владивосток, 2004. – 46 с.

· Петров В.А. Основы биоклиматологии в приложении к гигиеническим проблемам: Лекция / В.А. Петров. – Владивосток, 2004. – 45 с.

· Методы комплексной физиолого-гигиенической оценки метеорологических и микроклиматических факторов: Методическая разработка практического занятия / В.А. Петров [и др.]. – Владивосток, 2003. – 29 с.

· Эталоны решения ситуационных задач к практическому занятию «Методы комплексной физиолого-гигиенической оценки метеорологических и микроклиматических факторов» / В.А. Петров [и др.]. – Владивосток, 2003. – 22 с.

· Посохова А.В. Эталоны решения ситуационных задач по регламентации некоторых физических факторов среды обитания человека. К практической подготовке по теме « Методы измерения и гигиеническая оценка некоторых физических факторов среды обитания человека» / А.В. Посохова. – Владивосток, 2006.

Наглядное обеспечение практической подготовки (ниже приведены коды и названия слайдов, демонстрируемых преподавателем в помощь обучаемым при выполнении самостоятельной работы).

В качестве наглядных материалов используются:

· 105 слайдов для демонстрации с помощью оверхеда;

· слайдовая мультимедийная дорожка, содержащая 214 слайдов;

· настольные наглядные материалы в количестве 56.

Техническое обеспечение.

· термометры ртутные с различным диапазоном измеряемых температур;

· термометры спиртовые бытовые, укрепленные на деревянных стойках;

· электротермометры ПТЭМ-1;

· термографы;

· психрометры стационарные (психрометры станционные, психрометры Августа);

· психрометры аспирационные (психрометры Ассмана);

· психрометры бытовые;

· гигрометры волосяные;

· гигрографы;

· анемометры чашечные;

· анемометры крыльчатые;

· кататермометры шаровые;

· вентиляторы электрические;

· стаканы химические на 80 мл;

· марлевые салфетки;

· штативы лабораторные;

· секундомеры;

· актинометры ЛИОТ-Н;

· шаровые термометры;

· барометры-анероиды;

· барографы;

· биодозиметры;

· калькуляторы;

· оверхед;

· экран.

Учебные вопросы для самостоятельной подготовки обучаемого контингента

· Теоретические основы терморегуляции организма человека.

· Общая характеристика тепловых поражений и переохлаждения.

· Общая характеристика и гигиеническая факторов окружающей среды, определяющих тепловое состояние человека, и методы их измерения (температура воздуха, перепады температуры воздуха во времени и пространстве, различие температуры воздуха и ограждающих поверхностей, радиационная тепловая нагрузка, влажность воздуха, скорость движения воздуха).

· Общие физиолого-гигиенические аспекты и методы определения и оценки комплексного влияния метеорологических и микроклиматических факторов окружающей среды на организм человека при различных температурных условиях.

· Методы определения и оценки теплового состояния и теплообмена организма человека.

· Гигиенические аспекты, методы измерения и оценки атмосферного давления.

· Методы измерения интенсивности и спектрального состава ультрафиолетового излучения; регламенты его применения в лечебных и профилактических целях, для санации воздушной среды.

· Гигиенические аспекты аэроионизации, методы контроля и гигиенической оценки (уровень знакомства).

Содержание аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы обучаемого контингента.

· Измерение и оценка показателей микроклимата в аудитории.

· Решение ситуационных задач по различным аспектам гигиенической оценки физических факторов среды обитания человека.

Пояснения к аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе обучаемого контингента.

· Непременным условием аудиторной самостоятельной работы обучаемого контингента является внеаудиторная подготовка по настоящему учебно-методическому пособию, выдаваемому каждому обучаемому на предшествующем занятии, а также усвоение материалов лекций, библиографические данные которых представлены выше.

· При освоении учебного материала в рамках ВСР данное учебно-методическое пособие является самодостаточной при условии предварительного изучения обучаемыми лекционного материала.

· Особое внимание обучаемыми контингентами должно быть уделено усвоению терминологии в области измерения и оценки физических факторов среды обитания человека, представленной соответствующих законодательных актах и нормативных документах, в лекционном материале, а также в разделе 2 настоящего методического документа.

· При самостоятельной работе по повышению квалификации, а также при заочной и очно-заочной формах повышения квалификации специалистов Роспотребнадзора кроме настоящего методического документа используются законодательные, нормативные и методические документы, указанные выше.

· Непосредственно в процессе занятия обучаемыми измеряется температура, влажность, скорость движения воздуха в учебной аудитории и дается гигиеническая оценка полученным результатам.

· Температурные условия в аудитории определяются по методике, изложенной в настоящем пособии.

· Для усвоения порядка работы с анемометрами и актинометром ЛИОТ-Н имитируются движение воздуха с помощью вентилятора и поток инфракрасного излучения от электрической плитки, которые измеряются в процессе занятия.

· С целью усвоения материала практической подготовки обучаемыми решаются ситуационные задачи по определению и оценке различных показателей, характеризующих физические факторы среды обитания человека, а также по оценке результатов некоторых физиологических исследований для определения теплового состояния организма. Ситуационные задачи представлены ниже (обучаемые на последипломных этапах решают по одной задаче из каждой группы задач, студенты решают по одной ситуационной задач из групп, выделенных курсивом).

1) Ситуационные задачи по расчету и оценке средней радиационной температуры (СРТ) с помощью номограммы.