Матрица, отражающая инвестиционный рейтинг российских регионов

1. Методика оценки инвестиционного климата региона

Россия является федеративным государством, состоящим из 83 относительно самостоятельных субъектов (регионов). С этой точки зрения, Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Именно такая информация должна содержаться врегиональных рейтингах инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата).

Появление в России вместо одного и единственного инвестора - государства, множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Но так как регион, или точнее говоря, субъект федерации имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методических подходов оказалось невозможным. Понимание этой специфики привело к разработке целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами.

Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях является ранжирования регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, т.е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляться группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.

На оценкекредитных рейтингов российских регионов специализируются международные консалтинговые агентства, а также российский Институт экономики города.

Наиболее интересным комплексным исследованием инвестиционного климата российских регионов, проведенным за рубежом следует отметить работу, сделанную по заказу Банка Австрии в 1995г.

Из российских работ наиболее обстоятельной по числу учитываемых факторов, но, к сожалению не имевшей дальнейшего продолжения является оценка инвестиционного климата российских регионов, выполненная к первому Конгрессу Российских предпринимателей в 1994г.

Основными недостатками упомянутых выше исследований инвестиционной привлекательности российских регионов, являются:

1. Разночтение в самом понятии "инвестиционного климата";

2. Ограниченность набора учитываемых показателей ;

3. Отсутствие учета законодательных условий инвестирования, особенно регионального законодательства;

4. Недостаточная обоснованность принципов агрегирования десятков отобранных показателей оценки;

5. Эпизодичность проведения анализа: как правило, это разовые исследования различных коллективов, проводимые на различную дату;

6. Исследования проводятся не по полному кругу 83 конституционных субъектов федерации, имеющих собственную законодательную базу и отдельные бюджеты.

Среди отечественных исследователей до сих пор существуют различные мнения не только о том, как оценивать инвестиционную привлекательность регионов, но и что это такое. Например, под «инвестиционной привлекательностью регионов» в статьях З.Котляра в «Деловом мире» и М.Акимова в журнале «Профиль» подразумевалось распределение фактических объемов привлеченных в регионы инвестиций.

Иногда оценка инвестиционной привлекательности регионов проводится по ограниченному набору, или даже по одному показателю. Существует и противоположный подход, при котором десятки и сотни показателей, характеризующих регион, механически агрегируются в один, смысл которого уловить довольно трудно.

С учетом зарубежного и отечественного опыта авторами статьи была разработана собственная методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов. Результаты исследования были опубликованы в журнале "Эксперт" в 1996г., 1997г. и 1998г.

В отличие от всех предыдущих исследований, оценка инвестиционного климата проводилась для каждого из 83 субъектов федерации. Также впервые проведен анализ общедоступных региональных законодательных актов.

В первых двух оценках (1996г. и 1997г.) ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ региона рассматривался как комплексная характеристика, состоящая из трех ключевых подсистем:

1. Инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала.

2. Инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования.

3. Законодательных условий - правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора. Законодательство влияет не только на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона.

Бурный рост в 1997-98гг. законодательной активности повсеместно избранных региональных властей в значительной степени снизил исключительность законодательных условий инвестирования, что позволило включить в рейтинге 1997-98гг. этот фактор в качестве одной из составляющих инвестиционного риска. К тому же введение законодательного риска приближает авторскую методику к методикам международных оценок инвестиционного климата.

Для составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов было использовано более сотни статистических показателей регионального развития в статике и динамике за 1992-1998гг., а также авторские расчетные показатели, такие, например, как индекс реальных доходов населения, индекс Джини и другие.

Для оценки законодательных условий инвестирования (законодательного риска) были изучены тексты около 1000 законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов, относящихся к сфере регулирования инвестиционной деятельности и налогового режима. Были привлечены также другие источники, содержащие дополнительную информацию: доклады различных исследовательских центров, статьи, монографии, картографические материалы.