Основные экономические и социальные показатели

Таюблица 4.1 Калининградская область на сентябрь 2002г.(млн. рублей)

  Абсолютные данные   В % к соответствующему периоду 2001   Справочно: январь-сентябрь 2001 в % к январю-сентябрю 2000
сентябрь 2002 январь-сентябрь 2002   сентябрь 2002 январь-сентябрь 2002
Объем промышленной продукции 2408,8 17124,3   101,7 111,7   110,7
Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда 195,1 1506,3   102,5 113,4   76,9
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м 31,7 94,5   122,2 106,5   90,4
Грузооборот предприятий транспорта, млн. т-км 272,4 2512,6   117,4 134,3   100,4
в том числе железнодорожного 177,0 1589,0   132,1 168,0   117,2
Объем услуг связи 193,4 1369,0   118,5 124,9   125,2
Оборот розничной торговли 1406,5 10949,8   99,6 95,6   85,8
Оборот общественного питания 66,1 567,2   107,9 107,2   90,5
Объем платных услуг населению 515,6 3938,1   106,5 104,6   99,6
Индекс потребительских цен, % 100,7 106,41)   х х   116,11)
Индекс цен производителей промышленной продукции, % 102,6 124,21)   х х   110,21)
Средняя численность работающих в экономике, включая предприятия малого предпринимательства (за август, январь-август), тыс. человек 278,9 274,6   105,2 101,7   104,9
Численность официально зарегистрированных безработных (на конец отчетного периода), тыс. человек 9,2 х   131,4 х   109,4
Реальные денежные доходы населения (в августе, январе-августе) х х   106,1 102,1   93,9
Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, включая предприятия малого предпринимательства (в августе, январе-августе):              
номинальная, рублей 3710,9 3427,7   131,6 132,6   147,6
Реальная х х   119,2 113,5   121,2
1) Сентябрь к декабрю предыдущего года.

Изменение основных показателей производства товаров и услуг в январе-сентябре 2001-2002 гг. (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Изменение основных показателей
социальной сферы в январе-сентябре 2001-2002 гг.
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

 

 

Ни для кого не секрет, что инвестиционная привлекательность калининградского региона зависит напрямую от «проблемы 2004 года». А именно, как подготовится наша область к вступлению Литвы и Польши в Евросоюз. Рассмотрим основных игроков вокруг данного вопроса. Ведь судьба анклава волнует как ЕС и кандидатов в него, так и Россию. Правда на этом сходство заканчивается и начинаются проблемы.

1). Россия считает главными решение проблем визового режима и транзита. "С точки зрения географического положения Калининград имеет хорошие перспективы стать "финансовым городом", обслуживающим не просто соседние регионы, но и целые страны" (М.Касьянов, "Время mn", 06.02).
2). Евросоюз в большей степени беспокоят защита окружающей среды, борьба с организованной преступностью, нелегальная эмиграция и демилитаризация анклава. Объединенная Европа заинтересована в решении проблем вышеотмеченных "особенностей" Калининградской области по нескольким причинам:
· Для снижения контраста между российским анклавом и будущими территориями ЕС;
· ЕС уже вложил в область около 40 млн. евро.
3). Польша позиционирует себя как центр влияния США в Европе, соответственно ее политика по отношению к Калининградской области будет адекватной этой стратегии. Для Калининградской же области Польша презентует себя как "лоббист взаимовыгодного решения калининградской проблемы". При этом надо понимать, что в последнюю очередь Польша хочет портить отношения с ЕС и потому визы она, конечно же, вводит. Отмечу также, что 23 ноября НАТО огласила список очередных кандидатов на вступление, куда вошли Литва и Латвия.

4). Литва планирует создать европейскую структуру охраны своей границы к 2007-2008 года. Прозрачность границ естественно будет диверсифицированной: с Калининградом – контрольно-пропускные пункты и визовый режим, а с Польшей и Латвией – свободный режим. Вильнюс ясно дал понять, что в решении визовой политики для Калининграда он участвовать будет, но от шенгенских стандартов отклоняться не намерен.
5). Германия внимательно следит за военным присутствием в Калининградской области, особенно за ее геостратегическим развитием. В СМИ периодически появляются слухи о том, что Германия намерена, обанкротив область, вернуть себе бывшую Кенигсбергскую область. В частности в СМИ зафиксирован ряд вбросов о том, что "фракцией ХДС/ХСС в германском бундестаге создана рабочая группа под названием "Северная часть Восточной Пруссии", которая разрабатывает проект освоения российского анклава ("Грани.ру", 05.03)

Западные СМИ воспринимают Калининградскую область как "троянского коня Путина внутри европейской крепости" ("The Guardian", 05.03).
· В Европе идет информационная кампания, призванная навязать представление о Калининградской области как о серьезном источнике нестабильности в Балтийском регионе. В списке ярлыков Калининградской области значится немало не лестных эпитетов:
· На западе при словосочетании "Калининградская область" возникают ассоциации с некоей "черной дырой" на границе. Хит-парад возглавляет нелегальная эмиграция через Калининградскую область, переправка дешевой российской водки и перегон нелегального товара, в первую очередь, машин из Европы;
· Националистические круги Польши и Литвы в открытую заявляют о "нежизнеспособности" области, якобы превратившейся в запущенную военную колонию. В этой связи России "предлагается уменьшить количество вооружения в области, о котором ходят целые легенды"

· Западными СМИ настойчиво вбрасываются слухи о перебазировании в анклав ядерного оружия. Специфика ситуации в том, что западные СМИ взвинчивают истерию по поводу милитаризации области, а российские СМИ параллельно тиражируют заявления главы МИД РФ Игоря Иванова о том, что "численность российских войск в Калининградской области отвечает требованиям безопасности России", и "уровень военного присутствия в этом регионе будет таким, который необходим для обеспечения нашей безопасности".

В довершение всех несчастий янтарному краю, объявленному банкротом Счетной палатой угрожает международное банкротство. Немецкий "Дрезднер-Банк", предоставивший областной администрации Леонида Горбенко в 1998 году пятилетний кредит на 10 миллионов долларов для закупки оборудования для птицефабрики, собирается инициировать дело о признании региона банкротом. Таким образом, Калининградская область остается единственным регионом России, имеющим неурегулированную внешнюю задолженность. Несмотря на то, что аналитики считают сомнительными шансы немецких инвесторов добиться своего, долговые хвосты могут оказать долгосрочное отрицательное влияние на инвестиционный климат области и кредитный рейтинг региона.

Профиль областной экономики может быть определен как рыбопромыслово-индустриально-транспортный. Предпринимательство большей частью мелкое и среднее. Регион, несомненно, обладает богатым ресурсным потенциалом.
Однако:
1). Несмотря на то, что, на его территории находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, запасы которого составляют более 90 проц. всех разведанных мировых запасов, в настоящее время область не использует свои возможности для контроля над рынком янтаря. Доходы от его добычи, обработки и экспорта идут мимо областного бюджета. Как отмечают СМИ, в налоговых поступлениях областного бюджета "янтарная" доля не превышает одного процента ("Транспорт России", 25.02).
2). Вопреки тому, что перспективные геологические ресурсы нефти региона оцениваются в 275 млн тонн, вопреки тому, что область располагает месторождениями каменной соли, оцениваемой в несколько десятков тысяч тонн, запасами бурого угля в 1,5 млрд тонн, торфа - 2,5-3 млрд куб.м за последние 10 лет промышленное производство в регионе сократилось на 60 проц. - в большей степени, чем в среднем по России.
3). Калининградская область имеет статус особой экономической зоны, что предполагает беспошлинный ввоз товаров и вывоз продукции, произведенной в области, освобождение от обязательной продажи валютных поступлений при экспорте этой продукции. Однако внешняя торговля имеет устойчиво-отрицательное сальдо торгового баланса, а импорт многократно превышает экспорт. Особый статус области изначально был задуман для создания там экспортно-ориентированного производства.

Однако, во-первых, в регионе предпочтение отдавали свободному ввозу иностранных товаров с их последующей переработкой и поставкой на внутренний российский рынок, а во-вторых, то, что зарабатывается областью за счет своего особого статуса, тут же ею просто проедается. В результате Калининградская область отстала от России в целом по величине валового продукта на душу населения более чем в 1,5 раза, уровню инвестиций в основной капитал - в два раза.

Выходит, за 10 лет статус Калининградской области не сделал ее не только донором, прибыльным для экономики России, но даже самоокупаемой. Наблюдатели отмечают, что область оказалась неконкурентоспособной даже в России, не говоря уже о Европе. И может жить только на основе эксклюзивных внешнеторговых преференций. Сейчас по рейтингу инвестиционной привлекательности Калининградская область занимает среди субъектов Федерации почетное 35-е место, пропуская вперед почти половину субъектов Федерации, не имеющих статуса ни свободной, ни особой экономической зоны (данные "Транспорт России", 25.02).

Принимая во внимание ряд современных тенденций, политическая и экономическая картина эксклава в 2004 году (когда Литва и Польша предположительно вступят в Евросоюз) в отсутствие внимания и активности может приобрести глубокие кризисные черты сразу по нескольким показателям.

1). Калининградская область – регион энергетически несамостоятельный, 98 проц. своих потребностей в электроэнергии область удовлетворяет за счет ее поставок из России (Ленинградская область) и Литвы через сети Белоруссии и стран Балтии, что не только удорожает электроэнергию, но и ослабляет безопасность региона в энергетической сфере.

2). После вступления Польши и Литвы в ЕС Калининградскую область может ждать транспортная изоляция. Уже сейчас Польша и Литва выполняют одно из основных требований для вступления в Евросоюз. А “область полностью зависит от России, как ребенок от матери" (В.Устюгов, "Время mn", 20.02).
3). Неадаптированная к ценам и условиям Евросоюза Калининградская область может окончательно потерять инвестиционную привлекательность: "При пересечении границ сопредельных государств для области действуют международные тарифы. Из-за стоимости перевозок и транзита энергоносителей продукция калининградских предприятий, несмотря на все льготы, становится по своей цене неконкурентоспособной. Если к этому будет введен и визовый режим плюс все прелести пограничного контроля и таможенного оформления, то с Калининградской областью вообще будет неинтересно работать" (Сенатор от области Валерий Устюгов, "Время МН", 20.02).

Конечно, введение безвизового режима между Россией и ЕС стало бы всеобъемлющим решением транзитно-визового аспекта калининградской проблематики. Однако, всем ясно, что это – долгосрочная перспектива.

Главным образом потому, что для ее реализации Россия должна будет навести порядок на своих границах и решить проблему неконтролируемой миграции.

Подписание договоров о реадмиссии, возвращении нелегальных мигрантов. (Россия обязалась завершить переговоры с Литвой и заключить соглашение о реадмиссии не позднее 30 июня 2003 г., а также уже в этом году приступить к обсуждению параметров аналогичного документа с ЕС). Ранее Россия успешно уклонялась от подписания подобных документов. Дело в том, что для реализации подобных соглашений потребуются материальные ресурсы для возвращения нелегальных мигрантов, проникших на территорию Литвы и ЕС через Россию. В условиях фактического отсутствия оборудованной границы на южных рубежах страны, планируемого сокращения группировки пограничных войск на Северо-Западе и наличия безвизового режима практически со всеми странами СНГ, Россия может превратиться в отстойник нелегальных мигрантов. В такой ситуации уже оказывалась Литва, которая на свои средства содержит лагерь содержания нелегальных мигрантов на бывшей советской военной базе в местечке Пабраде под Вильнюсом. Основной процент содержащихся в нем – граждане Пакистана, Афганистана, Бангладеш, проникшие в Литву через территорию России и Беларуси.

Соглашение с ЕС о транзите через Литву может оказаться совершенно бесполезным, если исключать что эрозия российско-белорусской дружбы может привести к введению виз и повышению транзитных тарифов.

Перспективным направлением является развитие транзита белорусского экспорта через порты Калининградской области, в том числе через создание белорусских терминалов и флота в Калининградском порту. Экспортный потенциал Беларуси достаточно высок, однако, пока основной его поток (около 3 млн. тонн в год) направляется через Латвию, даже несмотря на наличие серьезных политических противоречий

Однако пока регион остается принципиально не готовым к условиям открытой конкуренции в Европе и может оказаться в экономической самоизоляции уже только в силу нарастания своей хозяйственной отсталости. Реально ожидать, что отставание Калининграда будет усиливаться. По рыночным меркам сегодняшний Калининград экономически неконкурентоспособен и удерживается на плаву лишь благодаря монопольному статусу ОЭЗ и эксклюзивному режиму беспошлинной торговли.

Задача успешной адаптации Калининграда к условиям европейского окружения с последующим выведением областной экономики в режим устойчивого роста потребует не только сжатых исторических сроков, но и специальных технологий - подобных тем, которые ЕС применяет сегодня к странам-кандидатам.

Развитие Калининграда в соответствии с планом согласованных действий должно превратить регион из жертвы в элемент европейской интеграции, привлечь к нему дополнительные ресурсы, изначально ввести в регулируемое русло многие болезненные для него процессы, вызванные укреплением внутреннего порядка и внешних границ ЕС.

Тем самым мировая общественность получит сигнал о наличии между Россией и руководством стран ЕС (включая стран-кандидатов) долгосрочных рабочих договоренностей, а это лучшая инвестиционная гарантия для бизнеса со стороны государства.

 

В довершении всего рассмотрим положение Калининградской области в рейтинге российских регионов на с 1995 по 2002 года.