В Стандарте старшей школы информатики профильного уровня более практические понятия, чем в других стандартах.
Лабораторная работа №11-12.
Разработка темы «Программирование».
Задание 1. Представление темы в нормативных документах.
1) Изучить представление темы в стандарте. Ответить на вопросы:
a. На какой ступени обучения теме «Основы программирования» уделяется больше времени?
Больше времени на изучение данной темы уделяется в Стандарте старшей школы информатики профильного уровня. Так как здесь данная тема изучается более подробно.
b. На какой ступени обучения тема «Основы программирования» наиболее насыщена теоретическими понятиями?
В стандарте основной школы информатики более насыщенно понятиями чем в остальных стандартах, здесь более подробно раскрыты почти все понятия программирования.
c. На какой ступени обучения тема «Основы программирования» наиболее насыщена практическими понятиями?
В Стандарте старшей школы информатики профильного уровня более практические понятия, чем в других стандартах.
d. Как отражена данная тема в обязательном минимуме содержания образования по информатике (по уровням: базовый и профильный)?
Основная школа: Компьютер как универсальное устройство обработки
информации. Основные компоненты компьютера и их функции.
Программный принцип работы компьютера. Командное
взаимодействие пользователя с компьютером, графический
интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура.
Программное обеспечение общего назначения. Представление о
программировании.
Базовый: Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности
Профильный: Математические модели: примеры логических и алгоритмических языков, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и технологии, в том числе физических, биологических, экономических процессов, информационных процессов в технических, биологических и социальных системах. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Язык программирования.Основные конструкции языка программирования, позволяющие: работать с числами, массивами и строками; использовать изучаемые в школьной математике функции, псевдослучайные числа; создавать программы, разбивая задачу на подзадачи и объединяя строящиеся алгоритмы; записывать и выполнять алгоритмы для вычислительных задач курса, статистической обработки данных; сохранять результаты вычислений в форме, удобной для их графического представления; давать определение вычислимой функции в терминах языка программирования.
2) Познакомиться с содержанием темы, представленной в примерных и авторских программах. Ответить на вопросы:
a. Каково место данной темы в школьном курсе информатики (в каком классе изучается данная тема и почему)?
В связи с изучением базового курса предмета в 7-9 классах, программирование в 9 классе стало изучаться в меньшем объеме, на уровне знакомства с одним из языков программирования, но основные конструкции языка были востребованы в некоторых других разделах информатики (устройство компьютера, логика, электронные таблицы). У детей сложилось не однозначное отношение к изучению темы. Некоторые считали, что информатику можно знать без темы «Алгоритмизация и программирование», хотя значимость темы никто не отрицал. Поэтому, как выход из положения, считаю, что практическое применение и дополнительные часы для работы можно найти при изучении темы «Моделирование». Например, при обработке табличного типа данных в программных средах Excel, Word и Pascal. Если учесть, что объектно-ориентированное программирование продолжает изучаться в 10-11 классах (Н.Угринович Информатика и информационные технологии), то считаю, что при правильной методике преподавания, ученики должны получить необходимый объем знаний по этой теме