Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
Машиностроение - одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль оно возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии.
Машиностроение обеспечивает оборудованием и машинами другие отрасли хозяйства, производит многие предметы бытового и культурного назначения.
По числу занятых (более 80 млн. человек) и по стоимости продукции оно занимает I место среди всех отраслей мировой промышленности.
По уровню развития машиностроения судят об уровне развития экономики любой страны.
Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения:
1) станкостроение;
2) приборостроение;
3) электротехническая и электронная промышленность;
4) вычислительная техника;
5) железнодорожное машиностроение;
6) автомобилестроение;
7) судостроение;
8) авиационная и ракетная промышленность;
9) тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т.д.
На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы.
Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоёмких) отраслей - и сырьевой.
В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т.д.
В мире можно выделить четыре машиностроительных региона:
1) Северная Америка: где производится практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой сложности.
Крупнейшие корпорации:
· автомобильные (США): «Дженерал моторс», «Форд мотор», «Крайслер»;
· вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»;
· электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т.д.
2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ): производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях.
Крупнейшие корпорации:
· автомобильная (ФРГ): «Даймлер - Бенц»; «Фольксвагенверк»;
· электроника: ФРГ - «Сименс», Нидерланды - «Филипс» и т.д.
3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония.
Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии - центров науки.
Крупные корпорации:
· автомобили (Япония): «Тоёта мотор», «Нисан мотор»;
· электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т.д.
4) Содружество Независимых Государств: в нём лидируют Россия, Украина, Белоруссия.
В последнее время в регионе снизились темпы развития машиностроения, хотя он и выпускает широкий спектр машиностроительной продукции.
Развивающиеся страны производят менее 1/10 мировой машиностроительной продукции. В большинстве этих государств существует не машиностроение, а правильнее назвать - металлообработка, кроме этого немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии.
Но в последнее время в некоторых из них - Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике - машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.
По нижеизложенному плану ответа можно охарактеризовать любое государство мира.
Возьмём к примеру, Японию - это одна из 7-ми экономически развитых стран мира.
Для ответа использовались: статистические материалы; карты отраслей хозяйства мира; карты атласа по Японии (экономика).
Импорт в Японии (ввоз продукции):
1) сырьё: топливное - 49 %, рудное, для текстильной промышленности (текстильное волокно) и пр.;
2) продукция химической промышленности (кислоты, щёлочи, удобрения, нефтепродукты);
3) продовольственные товары (зерно и т.п.).
Экспорт в Японии: продукция, изделия следующих отраслей:
1) машиностроения (автомобили, суда, электроника, станки, часы);
2) чёрной металлургии (сталь, прокат);
3) цветной металлургии;
4) химической промышленности (синтетические волокна, каучук);
5) лёгкой промышленности (ткани, одежда).
Из выше перечисленного можно сделать вывод: в Японии, как в одной из развитых стран, наблюдается следующая тенденция: ввоз в основном сырья и продуктов питания (предпочтительно из развивающихся государств) из-за недостатка собственных природных ресурсов; и вывоз готовой дорогостоящей продукции, как в развивающиеся страны Азии, так и в развитые - Европы и Америки.