Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

Машиностроение - одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль оно возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии.

Машиностроение обеспечивает оборудованием и машинами другие отрасли хозяйства, производит многие предметы бытового и культурного назначения.

По числу занятых (более 80 млн. человек) и по стоимости продукции оно занимает I место среди всех отраслей мировой промышленности.

По уровню развития машиностроения судят об уровне развития экономики любой страны.

Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения:

1) станкостроение;

2) приборостроение;

3) электротехническая и электронная промышленность;

4) вычислительная техника;

5) железнодорожное машиностроение;

6) автомобилестроение;

7) судостроение;

8) авиационная и ракетная промышленность;

9) тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т.д.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы.

Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоёмких) отраслей - и сырьевой.

В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т.д.

В мире можно выделить четыре машиностроительных региона:

1) Северная Америка: где производится практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой сложности.

Крупнейшие корпорации:

· автомобильные (США): «Дженерал моторс», «Форд мотор», «Крайслер»;

· вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»;

· электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т.д.

2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ): производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях.

Крупнейшие корпорации:

· автомобильная (ФРГ): «Даймлер - Бенц»; «Фольксвагенверк»;

· электроника: ФРГ - «Сименс», Нидерланды - «Филипс» и т.д.

3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония.

Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии - центров науки.

Крупные корпорации:

· автомобили (Япония): «Тоёта мотор», «Нисан мотор»;

· электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т.д.

4) Содружество Независимых Государств: в нём лидируют Россия, Украина, Белоруссия.

В последнее время в регионе снизились темпы развития машиностроения, хотя он и выпускает широкий спектр машиностроительной продукции.

Развивающиеся страны производят менее 1/10 мировой машиностроительной продукции. В большинстве этих государств существует не машиностроение, а правильнее назвать - металлообработка, кроме этого немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии.

Но в последнее время в некоторых из них - Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике - машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.

 

По нижеизложенному плану ответа можно охарактеризовать любое государство мира.

Возьмём к примеру, Японию - это одна из 7-ми экономически развитых стран мира.

Для ответа использовались: статистические материалы; карты отраслей хозяйства мира; карты атласа по Японии (экономика).

Импорт в Японии (ввоз продукции):

1) сырьё: топливное - 49 %, рудное, для текстильной промышленности (текстильное волокно) и пр.;

2) продукция химической промышленности (кислоты, щёлочи, удобрения, нефтепродукты);

3) продовольственные товары (зерно и т.п.).

Экспорт в Японии: продукция, изделия следующих отраслей:

1) машиностроения (автомобили, суда, электроника, станки, часы);

2) чёрной металлургии (сталь, прокат);

3) цветной металлургии;

4) химической промышленности (синтетические волокна, каучук);

5) лёгкой промышленности (ткани, одежда).

Из выше перечисленного можно сделать вывод: в Японии, как в одной из развитых стран, наблюдается следующая тенденция: ввоз в основном сырья и продуктов питания (предпочтительно из развивающихся государств) из-за недостатка собственных природных ресурсов; и вывоз готовой дорогостоящей продукции, как в развивающиеся страны Азии, так и в развитые - Европы и Америки.