Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
Билет № 7
Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
Охарактеризуем транспортную систему ФРГ и Пакистана.
Начнём с ФРГ:
На всей территории страны очень густая транспортная сеть; развиты все виды транспорта:
а) автомобильный преобладает (около 84.2 % в общем грузообороте; густота сети дорог с твёрдым покрытием - более 110 км на 100 кв. км территории;
б) железнодорожный (около 9 % в общем грузообороте);
в) воздушный (около 6.8 % в общем грузообороте);
г) речной: получил развитие в основном во внутрирайонных перевозках на реках: Рейн, Эльба, Дунай;
д) морской: крупнейший порт с грузооборотом от 20 до 90 млн. тонн - Гамбург на Северном море;
е) трубопроводный (передача нефти и газа).
Наибольшее развитие получил автомобильный вид транспорта.
Теперь рассмотрим транспорт Пакистана:
Транспортная сеть редкая и размещена неравномерно; она имеет древовидную форму, «точкой роста» которой служит морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории англичанами, которые предпочитали вывозить сырьё из страны, не развивая транспортной сеть, а осваивая только прибрежные районы.
Преобладают 4 вида транспорта (перечисление по нисходящей):
а) морской: крупнейший порт - Карачи в Аравийском море;
б) речной: главная артерия - Инд;
в) железнодорожный;
г) газопроводный.
Последние развиты в меньшей степени.
Большое значение и распространение имеет гужевой транспорт (лошади, мулы), особенно вдали от прибрежных районов.
Сходство транспорта ФРГ и Пакистана - в хорошем развитии морского вида, однако, его значение внутри самих стран различно; широко используется речной транспорт в обоих государствах.
Главные различия связаны с более низким уровнем экономического развития Пакистана, о чём свидетельствует слабое развитие железнодорожного, автомобильного и, особенно, воздушного транспортов.
Сравнение транспортных систем государств в 3-ем вопросе данного билета наиболее представительно рассматривать на примерах развитых и развивающихся стран разных регионов.
1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
3. Характеристика по картам ЭГП (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
Земельные ресурсы - вид природных ресурсов; эта твёрдая опора, та физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство).
Это в большей степени территориальные ресурсы. Их на Земле столько, сколько и суши, что составляет 29 % или 13.4 млрд. га земной поверхности. Однако, лишь 30 % земельного фонда мира - это сельскохозяйственные угодья, а остальное - это горы, районы вечной мерзлоты, пустыни, ледники, болота, непроходимые джунгли, таёжные леса.
Из отдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн. кв. км) и зарубежная Азия (27.7 млн. кв. км), а самым маленьким - зарубежная Европа (5.1 млн. кв. км) и Австралия с Океанией (8.5 млн. кв. км).
Но если рассмотреть обеспеченность регионов земельными ресурсами из расчёта на душу населения, то результат будет противоположным: на каждого жителя малонаселённой Австралии приходится по 37 га земли, а на жителя зарубежной Азии - только по 1.1 га, приблизительно столько же и в зарубежной Европе.
В земельном фонде выделяются:
- сельскохозяйственные: обрабатываемые - пашня, сады, засеянные луга, естественные луга и пастбища;
- лесные земли;
- земли, занятые под населёнными пунктами, промышленностью, транспортом;
- малопродуктивные и непродуктивные земли.
Основные массивы пахотных земель в мире сосредоточены в Западной и Восточной Европе, в Южной Сибири, в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Северной Америке.
Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель: США, Индия, Россия, Китай, Канада.
Пастбища, под которые используются 23 % земли, преобладают в Австралии, странах Центральной Азии, части стран Северной Африки, на юге Южной Америки и западе США.
Проблемы использования земельных ресурсов:
Происходит деградация сельскохозяйственных земель, в конечном итоге наблюдается сокращение обрабатываемых площадей, вследствие следующих факторов:
а) процесс опустынивания: в районе пустыни Сахары, в Юго-Западной Азии, в Северной и Южной Америке из-за «перегрузки» полей сельскохозяйственными культурами и неправильной их обработки, вырубки лесов, перевыпаса скота;
б) рост поселений людей и развития индустрии;
в) нарушение почвенного покрова в результате открытой добычи полезных ископаемых (образование карьеров, отвалов и т.п.);
г) изымание земель под создание водохранилищ;
д) эрозия почв, возникающая в результате неправильной обработки сельскохозяйственных земель.
Пути решения проблем:
1) вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель ещё неиспользованных (горные склоны, балки и т.д.);
2) расширение обрабатываемых земель за счёт моря (Нидерланды - 40 % территории отвоёвано у моря);
3) контроль за увеличением площади городов (повышение этажности зданий, расширение подземных сооружений);
4) повышение плодородия почвы и увеличение продуктивности сельского хозяйства;
5) химический синтез пищевых продуктов, промышленного культивирования микроорганизмов (биотехнологии).
Страны мира предпринимают усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. Их действия координируются специализированными органами ООН - ЮНЕСКО, ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН).
2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути её решения. Проблемы охраны окружающей среды.
Топливно-энергетическая промышленность представляет собой комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработкой топливно-энергетического сырья, его транспортировкой.
В её составе:
1) топливная промышленность: угольная, газовая, нефтяная, торфяная, сланцевая, уранодобывающая;
2) электроэнергетика: АЭС, ГЭС, ТЭС, электростанции, использование энергии солнца, ветра, приливов и отливов, энергию внутреннего тепла Земли;
3) линии электропередач, нефте- и газопроводы.
В условиях НТР роль топливно-энергетической промышленности возрастает в связи с развитием электрификации и теплофикации производств, обуславливающих интенсивный рост потребления энергии.
Топливно-энергетическая промышленность прошла в своём развитии несколько этапов:
1) угольный (до середины XX века);
2) нефтяной (до 1960 г.);
3) газовый (до 1980 г.);
4) переходный от использования минерального топлива к возобновимым и неисчерпаемым энергоресурсам: энергия солнца, ветра и т.п.(современный этап).
Особенности размещения топливно-энергетическая промышленности:
1) нефтяная: большая часть ресурсов нефти приходится на развивающиеся страны (более 4/5 запасов и около 1/2 добычи мира).
Ведущее место по добыче нефти занимают: Россия, США, Саудовская Аравия, Мексика, Китай, Ирак, Иран, ОАЭ и др.
Основные экспортёры нефти: страны Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Ирак), Карибский район (Венесуэла), Северная и Западная Африка (Тунис, Камерун), Россия.
Основные районы ввоза нефти: США, Западная и Восточная Европа, Япония.
В результате образовался огромный территориальный разрыв между основными районами добычи нефти и районами её потребления.
2) газовая:
Ведущее место по добыче занимают: Россия, США, Канада, Нидерланды, Саудовская Аравия, Алжир, Индонезия, Великобритания.
Основные экспортёры газа: Россия, Канада, Алжир, Иран, Индонезия.
Основные импортёры газа: США, Западная и Восточная Европа, Япония.
3) угольная:
По добыче угля лидируют: Китай, США, Россия, Великобритания, Австралия, Польша (в основном - в экономически развитых странах).
Основные экспортёры совпадают с основными районами добычи.
Основные импортёры: Европа и Япония.
4) электроэнергетика:
В структуре производства электрической энергии преобладают ТЭС (63 % всей выработки), затем ГЭС (20 %) и АЭС (17 %).
Большое количество ТЭС находится в России, США, Великобритании, Польше.
Обычно ТЭС тяготеют либо к угольным бассейнам, либо к районам потребления энергии.
ГЭС - в России, Канаде, США, Норвегии и др. Размещены в основном в развитых странах, но большая перспектива - у развивающихся.
АЭС - в США, Франции, Японии, ФРГ, России (в большинстве - в экономически развитых странах).
Использование альтернативных источников энергии:
- гелиостанции: в США, Франции;
- геотермальные: в США, Италии, на Филиппинах;
- приливные: во Франции, Канаде, России, КНР;
- ветровые: в США, Дании.
Страны, выделяющиеся преобладающим количеством производимой электроэнергии: США, Россия, Япония, ФРГ, Канада.
Топливно-энергетическая промышленность и окружающая среда:
1) нарушение почвенного покрова при добыче полезных ископаемых;
2) загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами;
3) выбросы вредных веществ тепловой энергетикой в окружающую среду, что изменяет газовый состав атмосферы, повышает температуру вод;
4) при строительстве ГЭС изменяется микроклимат территории, затопляются под водохранилища земли и т.п.;
5) АЭС вызывают проблемы захоронения радиоактивных отходов и глобальные масштабы загрязнения при авариях на них (Чернобыль).
Энергетические проблемы:
1) истощение запасов нефти, газа, угля;
2) возрастание цены на мировом рынке на нефть;
3) загрязнение окружающей среды.
Пути решения проблем:
1) уменьшение доли органических природных ресурсов (нефти, газа, угля), увеличение доли атомной энергетики и альтернативных источников энергии;
2) экономия сырья и топлива;
3) вовлечение в эксплуатацию новых месторождений;
4) создание очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.