БИЛЕТ 10

Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние несколько факторов.
1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохозяйственного машиностроения. Судостроительные заводы располагаются в портовых центрах, либо морских: Санкт-Петербург, Калининград, Северодвинск, Астрахань и т.д., либо речных: Москва, Нижний Новгород, Сыктывкар, Зеленодольск, Волгоград, Красноярск, Усть-Кут, Хабаровск и т.д.
Сельскохозяйственное машиностроение (особенно комбайностроение) также тяготеет к потребителю. Поэтому крупнейшие центры производства зерноуборочных комбайнов расположены в главных зерновых регионах — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону и Таганрог), на юге Западной Сибири (Новосибирск), картофелеуборочных — в Рязани, льноуборочных — в Бежецке (Тверская область). Основные тракторные заводы также расположены в главных сельскохозяйственных регионах: Волгоград — в Повожье, Челябинск — на юге Урала, Липецк — в Центральночернозёмном районе, Владимир — в Центральном, Рубцовск — на юге Западной Сибири; производство трелёвочных тракторов (для лесной промышленности) — в Петрозаводске.
2) Тяжёлое машиностроение тяготеет к металлургическим центрам — сырьевой фактор (Екатеринбург, Орск), либо к местам добычи полезных ископаемых — потребительский фактор (Воркута, Новокузнецк, Иркутск, Нерюпгри, Мирный).
3) Транспортный фактор размещения характерен для предприятий автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения, поэтому главные автомобильные заводы нашей страны расположены в бассейне Волги (Тольятти, Нижний Новгород, Ульяновск, Энгельс, Москва, Серпухов, Ликино-Дулёво, Набережные Челны и т.д.), а важнейшие центры железнодорожного машиностроения — на пересечении первых железных дорог с водными путями (Санкт-Петербург, Коломна, Муром, Калуга, Людиново, Тверь).
4) Фактор трудовых ресурсов характерен для предприятий электротехнической и часовой промышленности, поэтому они расположены преимущественно в Центральной, Северо-Западной России и в Поволжье (Москва, Зеленоград, Александров, Углич, Нижний Новгород, Воронеж, Санкт-Петербург, Петродворец, Казань, Самара, Пенза и т.д.).
5) Фактор наукоёмкости является определяющим при размещении авиакосмической промышленности (Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск) и электроники (Москва, Зеленоград, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск).
6) Фактор безопасности характерен для предприятий оборонного комплекса, поэтому предприятия этого комплекса располагаются преимущественно во внутренних регионах страны — в Центральной России, в Поволжье, на Урале, в Сибири. Например, главные центры авиаракетной промышленности — Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, танкостроения и производства бронетехники — Нижний Тагил, Курган, Волгоград, Омск, Барнаул, артиллерийского вооружения — Пермь, стрелкового оружия — Тула, Ковров, Ижевск.

 

 

1) Европейский Север: экономико-географическая характеристика хозяйства.

Отраслями промышленной специализации Европейского Севера являются добывающая промышленность, чёрная и цветная металлургия, отдельные швы машиностроения, химической и лёгкой промышленности, лесная и пищевая промышленность.
В Северном экономическом районе развиты все виды добывающей промышленности. На востоке региона в республике Коми получили развитие все виды топливной промышленности: угольная, базирующаяся на коксующихся углях Печорского бассейна (Воркута и Ипта), нефтяная (Ухта, Усинск, Вуктыл) и газовая промышленность (Войвож). На западе района в Карелии и в Мурманской области развиты горнорудная – добыча железных (Костомукша, Ковдор, Олепегорск), алюминиевых (Кировск), медных (Печенга) и никелевых (Никель) руд и горнохимическая промышленность — добыча апатитов (Апатиты).
Чёрная металлургия района, базирующаяся на коксующихся углях Печорского бассейна, железных рудах Карелии и Мурманской области, а также привозных рудах КМ А, представлена одним из крупнейших в России комбинатом «Северсталь» в Череповце.
Среди отраслей цветной металлургии получили развитие металлургия алюминия (Кандалакша, Надвоицы), металлургия меди и никеля (Мончегорск), где используется не только местное сырьё, по и медно-никелевые концентраты из Норильска, доставляемые Северным морским путём.
Среди отраслей машиностроительного комплекса важнейшее значение для хозяйства региона имеют морское (Архангельск, Северодвинск) и речное судостроение (Котлас, Великий Устюг), судоремонт (Мурманск), производство горно-шахтного оборудования (Воркута) и производство трелёвочных тракторов (Петрозаводск).
Среди отраслей химической промышленности выделяются развитием нефтеперерабатывающая промышленность (Ухта) и производство азотных удобрений (Череповец).
На Европейском Севере развиты все виды лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Район занимает первое место в России по заготовке древесины и производству бумаги. Главными центрами лесной и деревообрабатывающей промышленности являются Архангельск, Сыктывкар, Мурманск, Петрозаводск, а целлюлозно-бумажной промышленности — Архангельск и Сыктывкар.
Среди отраслей лёгкой промышленности особое место в районе занимает льняная промышленность (Вологда).
В пищевой промышленности выделяются развитием молочная (Вологда) и рыбная промышленность (Мурманск, Архангельск, Петрозаводск).
Территорию района можно разделить на три сельскохозяйственных региона: на севере вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана простирается оленеводческо-промысловый район, специализирующийся на традиционных занятиях народов Севера и поморов (оленеводство, охота, рыболовство и промысел морского зверя); большую часть Европейского Севера занимает лесо-промысловый район, специализирующийся в молочном скотоводстве, выращиванием в долинах рек неприхотливых овощных культур, охоте и лесных промыслах; на юге района размещается льно-животноводческий район, где развиты молочное скотоводство, производство ржи, ячменя, овса, картофеля, овощей, кормовых культур и льна.
Важной отраслью хозяйства Северного района является морское хозяйство. Мурманск и Архангельск называют «воротами в Арктику», здесь начинается Северный морской путь.
Постепенно развивается и рекреационное хозяйство региона: Хибины — излюбленное место любителей горнолыжного спорта, Карелия — водных видов спорта, а Кижи привлекают любителей русского деревянного зодчества.

 

2) Вам предстоит совершить перелёт зимой из Калининграда в Читу. К каким изменениям погодных условий вы должны быть готовы? Обоснуйте различие климатических показателей, используя карты атласа и другие источники географической информации. Объясните различия в климате этих двух городов.

Калининград расположен на западе Русской равнины на побережье Балтийского моря (приморское положение) в умеренном климатическом поясе, его умеренно континентальной области находящейся под влиянием Атлантического океана. Поэтому для Калининграда характерны мягкая зима, прохладное лето, небольшие годовые амплитуды температур воздуха и значительное количество осадков: средняя температура января здесь составляет примерно — 3°С, а июля — +17°С (амплитуда составляет всего 20°С) и за год выпадает более 800 мм осадков.
Чита расположена на юге Восточной Сибири (в горах Южной Сибири) и имеет внутриконтинентальное положение. Чита находится, также как и Калининград, в умеренном климатическом поясе, но в резко континентальной области, которая характеризуется очень суровой зимой, тёплым летом, большой годовой амплитудой температур и малым количеством осадков: средняя температура января в Чите опускается до -24°С, средняя температура июля составляет +18°С (амплитуда составляет 42°С), а за год выпадает чуть больше 300 мм осадков.
Поэтому при перелёте из Калининграда в Читу в зимнее время мы должны быть готовы к более холодной температуре воздуха (в то же время сухой холодный воздух Сибири переносится легче, чем более тёплый, но влажный воздух Прибалтики). Летом разница в температуре воздуха в среднем будет незначительна, однако в Чите возможен прогрев воздуха и до +30°С.