Функциональные и объемно-планировочные принципы организации музеев.
Музейных залов.
Рис.2. Примеры организации естественного освещения
Рис.1 Схема маршрута по иерархической модели организации экспозиции
Современные тенденции в развитии музейно-выставочных учреждений направлены на универсализацию основных пространств, привлечение внимания посетителей к новым, иногда аттракционным и игровым формам подачи информации, что характерно для политехнических, естественнонаучных, музыкальных, истории спорта и т.п. музеев. Это приводит к новой нетрадиционной трактовке музейного пространства. В каком-то смысле, музейное дело стремится вернуться к античному "музейону" - пристанищу всех муз в качественно новом решении.
Интерьеры музеев.Существует несколько принципиальных подходов к формированию интерьерного пространства музеев, которые можно свести к трем основным:
o интерьер должен быть фоном для экспонатов и не мешать их восприятию,
o интерьер должен быть составляющей экспозиции, информационно и эмоционально поддерживать её,
o интерьер должен существовать сам по себе, обеспечивая отвлекающую, рекреационную, разгрузочную функцию при информационно и эмоционально насыщенном характере экспозиции.
Выбор направления, по которому разрабатывается интерьер, целиком зависит от авторского замысла и напрямую связан с тематикой музея. Образное решение интерьерного пространства в большинстве случаев может быть согласовано с экстерьером, но автор вправе их даже противопоставить, если это продиктовано особыми творческими задачами.
Параметры экспозиционных пространств напрямую связаны с габаритами экспонатов, способами их осмотра. При разработке экспозиционных помещений музея особое внимание следует уделить удобству коммуникаций между ними, комфортности осмотра и пребывания посетителей, если иное не заложено в характере экспозиции и особых приемах подачи информации.
Особое внимание следует уделить естественному и искусственному освещению экспонатов (Рис.2). При этом нужно учесть, что часть экспонатов должна быть защищена от попадания прямого солнечного света.
Размеры музея характеризуются различными показателями.
Площадь экспозициизависит от тематики музея (см. Таб.1) и архитектурно-художественных приемов демонстрации экспонатов. Площадь музеев, включая вспомогательные помещения, как правило, от 200 до 4000м2.
Плотность экспозиции – количество экспонатов на 100м2. Для художественных музеев России, в среднем, - это порядка 90 экспонатов на 100м2.
Количество посещений в год – условный показатель, усредняющий неравномерность посещения музея, зависящую от сезона, наплыва туристов, школьных каникул и т.д. По России – 200-15000 посещений в год.
Таб.1 Ориентировочные показатели музейного здания для города с численностью населения около 1 млн. человек (Ростов-на-Дону)
Музеи | Экспозиционная площадь | Количество посещений в год | Количество экспонатов в экспозиции |
Краеведческие | 2 500 | 3 000 | 15 000 |
Исторические | 2 200 | 3 000 | 15 000 |
Историко-мемориальные | 1 000 | 2 000 | 6 000 |
Художественные | 1 300 | 1 400 |
Музеи делят по объему на малые - 10-30 тыс.м3, средние – 30-80 тыс.м3, крупные – 80-300 тыс.м3. В числе прочего, этот показатель характеризует габариты экспонатов и высоту помещений.
В рамках курсовой работы рекомендуется проектирование малого или среднего музея – 20-50 тыс.м3. Это вызывает необходимость ограничить перечень и площади научно-просветительской и административно-обслуживающей групп помещений.
Основными функциями современного музея являются: собственно демонстрация экспонатов и их хранение, образовательная, просветительская, научно-исследовательская, методическая и клубная деятельность.
С учетом функционально-технологической организации музея выделяют следующие основные группы помещений.
Входная группа – помещения и пространства до контроля и после. В зоне «до контроля» в вестибюлях располагают кассы, киоски продажи информационных материалов и сувениров, связанных с тематикой музея, стенды с информацией о работе музея, порядке осмотра экспозиции, гардероб, пост охраны и т.п. Гардероб рассчитывают на 0,25% от числа посетителей за день. В зоне «после контроля» находятся, как правило, зоны сбора экскурсий, помещения буфета, санузлов, курительной. Из этой же зоны должны быть организованы удобные коммуникации в лекционный зал, библиотеку, административные помещения. Питание в музеях организуют, как правило, в буфетах без горячих блюд.
Экспозиционная группа помещений предназначена для постоянной экспозиции и временных выставок. Как правило, размеры залов - 50-60м2, высота – 4,2-4,5м, для больших экспонатов – 6-8м. Необходимо предусматривать возможность трансформации помещений. При проектировании музеев с большим объемом экспозиции во внимание принимаются психофизические характеристики посетителей, поскольку посещение музеев связано с заметной физической нагрузкой (долгие передвижения по залам), умственным и эмоциональным напряжением. Поэтому, с учетом возможной утомляемости необходимо делать перерывы в осмотре каждые 1,5-2 часа, с организацией специальных зон отдыха, минимизировать пешеходные коммуникации, а промежуточные пространства между залами должны создавать разгрузочные паузы в осмотре экспозиции.
Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо, а при многоуровневом решении - сверху вниз.
Существуют три основных схемы организации маршрута - принудительная, свободная и комбинированная.
Принудительный порядок осмотра всех разделов в определенной последовательности - характерен для дидактических, обучающих экспозиций.
В анфиладных залах организуется сквозное движение с последовательным осмотром всех залов. Неудачным является решение с тупиковой анфиладой, при котором возникают встречные потоки и посетитель должен возвращаться через ранее пройденные залы.
Кольцевой замкнутый график движения исключает необходимость обратного прохода, но не дает возможности выборочного осмотра экспозиции.
Примыкание тупиковых залов к центральному распределительному пространству не создает возвратных потоков движения и позволяет осуществлять на выбор - последовательный осмотр всей экспозиции или выборочное посещение отдельных разделов.
Взаимосвязь помещений музея может быть устроена по-разному (Ри.3), но во всех случаях должен соблюдаться принцип разделения потоков посетителей и путей перемещения экспонатов.