Обведите цифру на шкале, которая наиболее соответствует характеру отношений в Вашей команде в данный момент.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Понятие о психологическом климате в коллективе .... 4
Глава 2. Роль психологического климата детского коллектива в формирова­
нии личности ребенка...................................................... 16

Глава 3. Организация психологического климата в детском коллективе 34

Глава 4. Обучение школьников способам общения............... 62

Глава 5. Истшэлоа-ичеекий климат в педагогическом коллективе . , . 77


Аникеева Нелли Петровна

УЧИТЕЛЮ

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КЛИМАТЕ

В КОЛЛЕКТИВЕ

Редактор А. И. Лунькоа

Художник В. И. Олифереико

Художественный редактор Е. Л Ссорина

Технические редакторы И, И. Бажанова, О. И Савельева

Корректор А: А. Гусельникова

ИБ 8147

Сдано в набор 22.03.83. Подписано к печати 31.08.83. Формат 60 X 90'/is- Бум. типограф. № 3. Гарнит. лит. Печать высокая. Усл. печ. л. 6,0. Усл. кр. отт. 6,38. Уч.-изд. л. 6,36 Тираж 185 000 экз.

Заказ 578. Цена 20 кол.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41

Саратовский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Росглавлолиграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжкой торговли.

Саратов, ул. Чернышевского, 59.


В 1980—1983 гг. издательство «Просвещение» выпустило следующие книги по психологии для учителей:

Волков К. Н. Психологи о педагогических пробле­мах. 1.981.

Кон И. С. Психология старшеклассника. 1982.

Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. 1980.

Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. 1983.

Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Девочка-подросток-девушка. 1981; Мальчик-подросток-юкоша. 1982.

Шкала
Мои идеи или предложения никогда не были достойно выслушаны. Мои идеи и предложения всегда внимательно выслушивают.
Я чувствую, что моему непосредственному руководителю не интересно моё мнение. Я чувствую, что моему непосредственному руководителю очень интересны мои идеи и мое мнение.
Я получаю одобрения и поощрения за улучшения и нововведения в работе .Нет никаких стимулов для совершенствования в нововведений и работе
Мне очень не хочется, чтобы руководителю стало известно о моих ошибках. Я могу достаточно спокойно обсуждать с руководителем ошибки, которые иногда случаются.
Я наделен достаточными полномочиями, чтобы делать свою работу качественно. Я не наделен достаточными полномочиями, чтобы качественно выполнять свою работу.
Чтобы реально иметь успех в организации, нужно быть другом шефа или его родственником. В этой организации по настоящему ценят профессионалов.
В этой организации я выполняю работу, которую делаю лучше всего. В данной организации есть другая работа, которую я бы предпочел делать.
В этой организации ко мне относятся ко мне с недоверием. В этой организации ко мне относятся с доверием.
Руководители с трудом справляются с непредвиденными ситуациями. Руководители легко справляются с непредвиденными ситуациями и хаосом.
В организации высокие стандарты качества работы. В организации низкие (нечеткие) критерии выполнения качества работы.
Руководитель предвзято относится к тому, что я делаю. Руководитель опирается на объективные критерии при оценке результатов работы.
Руководитель не заинтересован в том, что я делаю. Руководитель проявляет интерес к тому, что я делаю.
Здесь никому не интересен мой опыт и мнение по улучшению качества работы. Здесь ценят мой опыт и прислушиваются к предложениям по улучшению качества.
В организации много условий и правил, неприемлемых для меня. В организации созданы условия и правила, которые я одобряю.
Ошибки в организации разбираются и служат поводом для развития и учебы. Ошибки в работе организации скрываются и не признаются.
Не поощряется взаимоподдержка, каждый заботиться только о своем. В организации поощряется взаимозаменяемость и забота об общем результате.
Мне мешает мелочный контроль со стороны руководства. В организации создана оптимальная система контроля труда.
Круг моих обязанностей не совсем определен и часто меняется. Мне понятен круг моих обязанностей.
Часто я плохо понимаю, как выполнить то или иное поручение. Мне вполне ясна технология выполнения своих обязанностей.
Я так сильно утомляюсь на работе, что не успеваю восстановиться за выходные, и это меня беспокоит. Я не испытываю чрезмерных нагрузок на работе и, если утомляюсь, то легко восстанавливаюсь.