РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
И
от друга. Но наш «экипаж», видно, настолько психологическ
совместим, что такой проблемы мы не испытываем»1. "n"'i
Как видим, высокая совместимость в большой мере обеспе чивается сознательным усилием, направленным на поддержание нормальной атмосферы. Это касается как семьи, так и любой другой социальной группы.
В "экспериментальных исследованиях выявлено, что психологическую совместимость и успех совместной деятельности обусловливают «общность идеологических взглядов; высокая мотивация; оптимальные психофизиологические качества каждого участника; разнополярность индивидуально-психологических особенностей (возможность выделения лидера); высокая критичность к себе и терпимость к окружающим (интеллигентность); полное доверие друг к другу на основе жизненной взаимозависимости; максимально возможная загруженность целенаправленной деятельностью; возможная степень уединения каждого из участников; определенность стоящей задачи»2.
Эти выводы сделаны на основе экспериментальных исследований малых групп в условиях многосуточной изоляции, т. е. в условиях более жестких по сравнению с деятельностью обычных коллективов. Тем не менее учет этих выводов необходим при. организации любых коллективов.
Лучшие педагоги, организуя жизнь детей, всегда учитывали фактор психологической совместимости.
A. С. Макаренко высоко ценил в своих активистах умение
тонко разбираться в людях и подбирать первичные коллективы
с учетом психологической совместимости их членов. «Комсомоль
цами замечательно были составлены новые отряды. Гений Жорки,
Горьковского и Жевелия позволил им развести куряжан по отря
дам с аптекарской точностью, принять во внимание узы дружбы
и бездны ненависти, характеры, наклонности, стремления и укло
нения. Недаром в течение двух недель передовой сводный ходил
по спальням.
С таким же добросовестным вниманием были распределены и горьковцы: сильные и слабые, энергичные и шляпы, суровые и веселые, люди настоящие и люди приблизительные — все нашли для себя место в зависимости от разных соображений» ,— читаем мы в «Педагогической поэме».
B. А. Сухомлинский всегда подчеркивал необходимость так
организовывать деятельность школьников, чтобы было преду
смотрено и насыщенное общение и уединение. «Длительное пре
бывание в коллективе требует смены обстановки — одиночества,
полного отдыха от того напряжения, которое требует духовное
1 Всем штормам назло.— Коме, правда, 1976, 4 сентября.
2 Пушкина И. П., Зухарь В. П. К вопросу о принципах изучения психологи
ческой совместимости в малых группах.— В кн.: Материалы IV Всесоюзной
съезда общества психологов. Тбилиси, 1971, с. 199.
3 Макаренко А. С. Соч. М., 1957, т. I, с. 533.
общение... Длительный отдых от коллектива необходим после целых периодов школьной жизни. После каждой учебной четверти подросток должен побыть наедине с собою, в кругу семьи»1,— писал педагог.
В. А. Сухомлинский рекомендовал проводить собрания во второй половине дня, когда учащиеся после уроков уже побывают дома, отдохнут от умственной нагрузки. Самым оптимальным вариантом проведения собраний он считал период после физического труда на свежем воздухе. Лучшим местом проведения — или класс, или сад.
-- Уменьшение количества конфликтных ситуаций — серьезная практическая проблема, стоящая перед руководителями как детских, так и взрослых коллективов. -. Можно условно различить «вредные» и «полезные» конфликты р коллективе. «Полезные» конфликты помогают вскрыть и изменить нездоровые отношения (равнодушие, скептицизм) и взаимоотношения. В руках опытного педагога конфликт может быть эффективным средством воспитания. Блестящий опыт А. С. Макаренко — убедительное тому свидетельство. Однако рациональное использование конфликта возможно лишь в условиях сложившегося коллектива и его общественного мнения.
В то же время мы непозволительно часто встречаемся с «вред-, ными» конфликтами, которые не могут решать никаких воспитательных задач, а лишь наносят ущерб общему климату, нервной системе окружающих («дергание» людей, бестактные замечания, ущемление человеческого достоинства и др.).
Социологи утверждают, что потери времени от конфликтов и послеконфликтных переживаний составляют до 15% рабочего времени.
В. Б. Ольшанский выделяет три группы причин, вызывающих конфликтные ситуации в деятельности трудовых коллективов. . I. Недостатки, связанные с организацией производства.
2. Недостатки в области управления, вызванные неумением расставить людей в соответствии с их квалификацией и психологическими особенностями, попытки администрирования и др.
3. Недостатки, связанные с межличностными отношениями внутри коллектива (противоречия между передовыми и отстающими, старыми работниками и новичками и т. д.).
Таким образом, ПК коллектива зависит от личности руководителя, компетентности исполнителей и их совместимости при выполнении коллективной работы.
В качестве основных характеристик ПК коллектива взрослых психологи выделяют следующие показатели:
удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;
— преобладающее настроение;
Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971, с. 107—108.
— взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных;
— степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллектива;
— сплоченность (вокруг целей деятельности.— Я. Л.);
— сознательная дисциплина;
— продуктивность работы1.
Это также относится к любым коллективам, в том числе и педагогическим.
Конечно, ПК детских коллективов имеет свою специфику. Неизмеримый вклад в теорию детского коллектива внес А. С. Макаренко. Именно в его работах мы находим ценную информацию о здоровой атмосфере коллектива воспитанников. Как известно, педагог не пользовался термином ПК, а использовал такие понятия, как «стиль», «тон». Нормальным тоном коллектива он считал только мажорный тон. В качестве основных признаков мажорного тона (или нормального ПК — по современной терминологии) А. С. Макаренко выдвигал следующие:
1. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.
2. Единство коллектива, дружеское единение его членов. Во внутренних отношениях можно критиковать отдельных воспитанников, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его перед посторонними, не причинять -ему никаких огорчений, не позорить его.
3. Защищенность всех членов коллектива. Ни один воспитанник, как бы он ни был мал, слабосилен и т. д., не должен чувствовать своего обособления дали беззащитности,
4. Разумная и полезная активность всех членов коллектива.
5. Умение быть .сдержанным в движениях, словах. В коллективе, (руководимом А. С. М&кареишо, дасижгааникам было запрещено (присшшяаьея ж сжяе, держаться за шермжа лвеетии, валиться «а стл, .разв&лшва-пьея аа дашан-е2,, т: t А, С. Мяжарешта относил к тону коллектива не только взаимные ©твошеяия и (внутреннее самочувствие каждого, но и внешний жид членов коллектива, что является немаловажным признаком общей атмосферы.
Самочувствие ребенка в школе определяется прежде всего взаимоотношениями в первичном коллективе. Поэтому основной акцент следующих глав будет сделан на анализе возможностей педагога в регуляции отношений ребенка в детском коллективе.
Так как основной структурной единицей школьного коллектива является, учебный класс, то примеры, использованные автором, касаются в основном класса, хотя теоретические и методические положения по руководству детским коллективом (изменение внутриколлежгивных позиций; школьников, структура внутри коллективных отношений, влияние стиля педагогического руко водства на самочувствие детей и т. д.) являются общими и для внутришкольных клубов, кружков, групп продленного дня и пр.
В последующих главах книги будет показана роль ПК детского коллектива в становлении и развитии личности ребенка, определены основные пути организации ПК в детском коллективе, рассмотрена психологическая атмосфера педагогического коллектива как важное условие руководства детским коллективом.
1 См.: Кузьмин Е. С, Волков И. П., Емельянов 10. Я. руководитель
коллектив. Л., 1974, с. 98—99.
2 См.: Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса-
Соч. М., 1958, т. V, с.82—85.
Глава 2