РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

И


от друга. Но наш «экипаж», видно, настолько психологическ
совместим, что такой проблемы мы не испытываем»1. "n"'i

Как видим, высокая совместимость в большой мере обеспе чивается сознательным усилием, направленным на поддержание нормальной атмосферы. Это касается как семьи, так и любой другой социальной группы.

В "экспериментальных исследованиях выявлено, что психоло­гическую совместимость и успех совместной деятельности обус­ловливают «общность идеологических взглядов; высокая мотива­ция; оптимальные психофизиологические качества каждого участ­ника; разнополярность индивидуально-психологических особен­ностей (возможность выделения лидера); высокая критичность к себе и терпимость к окружающим (интеллигентность); полное доверие друг к другу на основе жизненной взаимозависимости; максимально возможная загруженность целенаправленной дея­тельностью; возможная степень уединения каждого из участ­ников; определенность стоящей задачи»2.

Эти выводы сделаны на основе экспериментальных исследо­ваний малых групп в условиях многосуточной изоляции, т. е. в условиях более жестких по сравнению с деятельностью обыч­ных коллективов. Тем не менее учет этих выводов необходим при. организации любых коллективов.

Лучшие педагоги, организуя жизнь детей, всегда учитывали фактор психологической совместимости.

A. С. Макаренко высоко ценил в своих активистах умение
тонко разбираться в людях и подбирать первичные коллективы
с учетом психологической совместимости их членов. «Комсомоль­
цами замечательно были составлены новые отряды. Гений Жорки,
Горьковского и Жевелия позволил им развести куряжан по отря­
дам с аптекарской точностью, принять во внимание узы дружбы
и бездны ненависти, характеры, наклонности, стремления и укло­
нения. Недаром в течение двух недель передовой сводный ходил
по спальням.

С таким же добросовестным вниманием были распределены и горьковцы: сильные и слабые, энергичные и шляпы, суровые и веселые, люди настоящие и люди приблизительные — все нашли для себя место в зависимости от разных соображений» ,— чи­таем мы в «Педагогической поэме».

B. А. Сухомлинский всегда подчеркивал необходимость так
организовывать деятельность школьников, чтобы было преду­
смотрено и насыщенное общение и уединение. «Длительное пре­
бывание в коллективе требует смены обстановки — одиночества,
полного отдыха от того напряжения, которое требует духовное

1 Всем штормам назло.— Коме, правда, 1976, 4 сентября.

2 Пушкина И. П., Зухарь В. П. К вопросу о принципах изучения психологи
ческой совместимости в малых группах.— В кн.: Материалы IV Всесоюзной
съезда общества психологов. Тбилиси, 1971, с. 199.

3 Макаренко А. С. Соч. М., 1957, т. I, с. 533.


общение... Длительный отдых от коллектива необходим после целых периодов школьной жизни. После каждой учебной чет­верти подросток должен побыть наедине с собою, в кругу семьи»1,— писал педагог.

В. А. Сухомлинский рекомендовал проводить собрания во вто­рой половине дня, когда учащиеся после уроков уже побывают дома, отдохнут от умственной нагрузки. Самым оптимальным вариантом проведения собраний он считал период после физиче­ского труда на свежем воздухе. Лучшим местом проведения — или класс, или сад.

-- Уменьшение количества конфликтных ситуаций — серьезная практическая проблема, стоящая перед руководителями как дет­ских, так и взрослых коллективов. -. Можно условно различить «вредные» и «полезные» конфликты р коллективе. «Полезные» конфликты помогают вскрыть и изме­нить нездоровые отношения (равнодушие, скептицизм) и взаимо­отношения. В руках опытного педагога конфликт может быть эф­фективным средством воспитания. Блестящий опыт А. С. Мака­ренко — убедительное тому свидетельство. Однако рациональное использование конфликта возможно лишь в условиях сложив­шегося коллектива и его общественного мнения.

В то же время мы непозволительно часто встречаемся с «вред-, ными» конфликтами, которые не могут решать никаких воспи­тательных задач, а лишь наносят ущерб общему климату, нерв­ной системе окружающих («дергание» людей, бестактные заме­чания, ущемление человеческого достоинства и др.).

Социологи утверждают, что потери времени от конфликтов и послеконфликтных переживаний составляют до 15% рабочего времени.

В. Б. Ольшанский выделяет три группы причин, вызывающих конфликтные ситуации в деятельности трудовых коллективов. . I. Недостатки, связанные с организацией производства.

2. Недостатки в области управления, вызванные неумением расставить людей в соответствии с их квалификацией и психоло­гическими особенностями, попытки администрирования и др.

3. Недостатки, связанные с межличностными отношениями внутри коллектива (противоречия между передовыми и отстаю­щими, старыми работниками и новичками и т. д.).

Таким образом, ПК коллектива зависит от личности руково­дителя, компетентности исполнителей и их совместимости при выполнении коллективной работы.

В качестве основных характеристик ПК коллектива взрослых психологи выделяют следующие показатели:

удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;

— преобладающее настроение;

Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971, с. 107—108.


 




— взаимопонимание и авторитетность руководителей и под­чиненных;

— степень участия членов коллектива в управлении и само­управлении коллектива;

— сплоченность (вокруг целей деятельности.— Я. Л.);

— сознательная дисциплина;

— продуктивность работы1.

Это также относится к любым коллективам, в том числе и педагогическим.

Конечно, ПК детских коллективов имеет свою специфику. Неизмеримый вклад в теорию детского коллектива внес А. С. Ма­каренко. Именно в его работах мы находим ценную информацию о здоровой атмосфере коллектива воспитанников. Как известно, педагог не пользовался термином ПК, а использовал такие по­нятия, как «стиль», «тон». Нормальным тоном коллектива он считал только мажорный тон. В качестве основных признаков мажорного тона (или нормального ПК — по современной тер­минологии) А. С. Макаренко выдвигал следующие:

1. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоян­ная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собст­венного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.

2. Единство коллектива, дружеское единение его членов. Во внутренних отношениях можно критиковать отдельных воспи­танников, наказывать, но вне этих специальных форм воздейст­вия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, за­щищать его перед посторонними, не причинять -ему никаких огорчений, не позорить его.

3. Защищенность всех членов коллектива. Ни один воспи­танник, как бы он ни был мал, слабосилен и т. д., не должен чув­ствовать своего обособления дали беззащитности,

4. Разумная и полезная активность всех членов коллектива.

5. Умение быть .сдержанным в движениях, словах. В коллек­тиве, (руководимом А. С. М&кареишо, дасижгааникам было запре­щено (присшшяаьея ж сжяе, держаться за шермжа лвеетии, валить­ся «а стл, .разв&лшва-пьея аа дашан-е2,, т: t А, С. Мяжарешта относил к тону коллектива не только взаимные ©твошеяия и (внутреннее самочувствие каждого, но и внешний жид членов коллектива, что является немаловажным признаком общей атмосферы.

Самочувствие ребенка в школе определяется прежде всего взаимоотношениями в первичном коллективе. Поэтому основ­ной акцент следующих глав будет сделан на анализе возмож­ностей педагога в регуляции отношений ребенка в детском кол­лективе.


Так как основной структурной единицей школьного коллекти­ва является, учебный класс, то примеры, использованные автором, касаются в основном класса, хотя теоретические и методические положения по руководству детским коллективом (изменение внутриколлежгивных позиций; школьников, структура внутри коллективных отношений, влияние стиля педагогического руко водства на самочувствие детей и т. д.) являются общими и для внутришкольных клубов, кружков, групп продленного дня и пр.

В последующих главах книги будет показана роль ПК дет­ского коллектива в становлении и развитии личности ребенка, определены основные пути организации ПК в детском коллективе, рассмотрена психологическая атмосфера педагогического кол­лектива как важное условие руководства детским коллективом.


1 См.: Кузьмин Е. С, Волков И. П., Емельянов 10. Я. руководитель
коллектив. Л., 1974, с. 98—99.

2 См.: Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса-
Соч. М., 1958, т. V, с.82—85.


Глава 2