Образ музейного здания.

 

Помимо решения функционально-планировочных и технологических задач, при проектировании музея студентам следует особое внимание уделить образу музейного здания и художественному проектированию экспозиции.

Поиск образного решения здания музея, следует начинать с четкого определения тематики выставленной экспозиции.

При выборе тематики музейной экспозиции, студенты должны представлять себе различия в способах её показа в зависимости от характеристик и параметров экспонатов. При всём разнообразии рассматриваемых вариантов в выборе тематики, окончательный её выбор не должен быть абстрактным. Экстравагантность названия не определяет выразительность архитектурно-художественного решения, а, напротив, зачастую приво­дит к трудноразрешимым проблемам при разработке образных и функционально-планировочных решений.

Следует избегать очевидных образных решений – например, придавать форму рояля музею музыки или автомобиля музею автомашин. Малообъяснимым является также решение здания в классическом стиле для музея современного искусства. Вместе с тем, средствами объемно-пространственной композиции и архитектурной пластики необходимо постараться выразить тематическую направленность музея. При создании образного решения музея необходимо полное освобождение от извест­ных примеров и общепринятых стереотипов, абстрагирование от кон­структивных, функциональных, технологических и прочих норм и тре­бований.

Вместе с тем, следует обратить внимание на климатические условия, национальные особенности местности, окружающий участок проектирования ландшафт, масштаб прилегающей городской застройки и другие факторы и условия, существенно влияющие на образное и пространственное решение музейного здания.

Возможен «девизный» поиск образа, когда для его раскрытия формулируется девиз, отражающий содержание музейной экспозиции или впечатление, которое должен этот образ произвести. Например, для музея астрономии и космонавтики выдвигается девиз – «Комета» или «Межпланетная станция» и в поисках образа авторы пытаются передать динамику движения небесного тела или космического корабля.

Существенное внимание необходимо уделить разработке входного узла, как к важному элементу, формирующему первое впечатление о музее и его художе­ственном образе.

Итак, первый этап проектирования рекомендуется посвятить поиску образа и художественного осмысления объемно-планировочных решений музейного здания. Результатом этих поисков на начальной стадии может быть клаузура, в которой студенты должны попытаться запечатлеть найденный образ и отразить возможные объемные решения в связи с выбранной тематикой и с учетом перечисленных выше факторов.

 

Для понимания задач художественного проектирования экспозиции необходимо творческое осмысление маршрута, по которому производится осмотр и разработка программы-сценария посещения, возможности проведения тематических или обзорных экскурсий, выборочного посещения залов (экспозиционных, выставочных, лекционного и т.д.). Сценарием может предусматриваться построение экспозиции по принципу «аванзал - тематический зал – зал акцентных экспонатов», когда в экспозиции аванзала приводится подготовительная информация, в тематическом зале более подробно раскрывается содержательная часть тематики, а в зале кульминационного показа размещается наиболее акцентный ряд экспонатов, наиболее полно характеризующих тему показа и являющихся наиболее ценной частью музейной коллекции (Рис.1). Таких групп экспозиционных помещений может быть несколько. Во внимание могут быть приняты изменения и дополнения к традиционной системе демонстрации музейной экспозиции - возможное применение средств цвето-светового оформления, предметного и графического дизайна, аудио-визуальных эффектов, запахов, температурного воздействия и т.д. Желательно описать эти приемы в аннотации и отразить при разработке интерьера, если программой проекта эта часть включается в перечень экспонируемых материалов.