ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

МУЗЕЙ

Выводы об уровне развития

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходи­мо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, ко­торые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

1. Оригинальность и новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

4. Наличие в игре определенных правил.

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 балловозначает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается от­дельно). 1 балл— наличие, но слабая выраженность в игре дан­ного признака. 2 балла— присутствие и отчетливая выражен­ность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребен­ком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне раз­вития фантазии.

10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов - низкий.
0-3 балла - очень низкий.

 

(крупное общественное здание

со сложной объемно-планировочной структурой)

Методические указания и

программа-задание к выполнению курсового проекта

 

Ростов-на-Дону

 

 

УДК 72.01+727.7

 

МУЗЕЙ (крупное общественное здание со сложной объемно-планировочной структурой): / Сост. А.М.Водяной - Ростов н/Д, Рост.гос.акад.архит.и искусства, 2006 - …с.

 

Методические указания и программа-задание для выполнения курсового проекта № 11 «Музей» предназначены для студентов 4 курса специальности 290100 «Архитектура» по специализации «Архитектура общественных зданий». Разработка ставит целью раскрыть особенности функционально-технологической организации и принципы построения объемно-планировочной структуры, предоставить студентам сведения о формировании архитектурно-художественного образа музейных зданий.

 

 

Рецензенты:

внутренний _________________________________________________

внешний _________________________________________________

 

 

© Ростовская государственная академия архитектуры и искусства, 2006

 

 

Музеи – это научно-исследовательские или культурно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектацию, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Название музеи получили от греческого слова «Мусейон» - храм муз. В древнейшие времена музеи были святилищами, воздвигавшимися в честь искусств и наук. В средние века и период новой истории накопление произведений искусства, исторических и экзотических раритетов, становившихся самостоятельной ценностью и предметами вложения средств, происходило в коллекциях богатой аристократии и буржуазии. В период развитого капитализма, некоторые коллекции становятся общественным достоянием, богатые меценаты не только опекают существующие собрания ценностей, но и передают свои коллекции и строят специальные здания для их экспонирования. В нашей стране, в Советский период, музеи становятся неотъемлемой частью идеологического воспитания населения, общеобразовательной и просветительской работы. Это вызвало некоторую зарегулированность в музейной практике, - например, каждый областной или краевой центр должен был иметь свой краеведческий музей, экспозиция которого зачастую не представляла реальной ценности, но, вместе с тем, играла роль подспорья для внешкольного образования.

В наше время музеи представляют собой не просто хранилище ре­ликвий и место их экспонирования - в его функции входит собирание и систематизация коллекций, проведение научно-исследовательской работы, музеи становятся местом проведения досуга и т.д. В соответствии со СНиП 2.08.02-85, музеи относятся в группе культурно-просветительных и зрелищных учреждений.

 

Классификация музеев.

 

Если у древних греков основных видов искусства было по числу Муз (дочерей Зевса и Мнемосины) всего - 9*, то по современной классификации Международного Совета музеев выделяют множество их типов: художественные, исторические, этнографические, научно-технические, естественной истории, ботанические, зоологические, музеи - архитектурные памятники. Существуют так же мемориальные музеи – в память событий или выдающихся личностей. Группы музеев весьма неоднородны в зависимости от объема и состава экспозиции. Например, группа научно-технических му­зеев может подразделяться по отдельным разделам наук - геологии, палеонтологии, океанографии или видам технических разработок - космонавтики, железнодорожного транспорта, парусного флота и другим. Художественные музеи включают в себя картинные галереи, музеи по отдельным видам изобразительных ис­кусств - скульптуры, живописи, графики, музеи различных направ­лений изобразительных искусств, музеи прикладного искусства, на­родных ремесел, музеи крупных мастеров изобразительных искусств или даже отдельных этапов их творчества.

 

Градостроительные принципы размещения музеев.

 

Здания музеев, как правило, уникальны и традиционно рассматриваются как городская достопримечательность. Важным фактором при выборе места размещения музея является его транспортная и пешеходная доступность. Важно наличие связи с городским центром, удаление от вредных производственных факторов, наличие резервной территории для расширения экспозиционных пространств в случае необходимости. Выбор участка для музейных зданий может иметь существенную тематическую связь с определенными частями города - музей истории города уместнее располагать в его исторической части, а не в районе новостроек, морской или музей речного флота – в прибрежной части и т.д.

Здания музеев по отношению к застройке, могут иметь различное расположение - островное (на свободном участке), линейное (в рядовой застройке), угловое (на пересечении улиц) или формировать ансамбль городской площади. Некоторые музеи располагают в парковой или пригородной зоне. Общей рекомендацией является отнесение здания музея на 30 м от красной линии застройки. Автостоянку и зоны с интенсивным транспортным движением или источником шума (детскими и спортивными площадками и т.д.) следует отделять от музея полосой озеленения. Перед каждым входом и выходом организуется свободная площадь не менее 0,25 кв.м на одного посетителя.

 

Студентам следует учесть, что разработка схемы генерального плана музея – первоочередная и очень ответственная часть проекта, в большой степени определяющая последующие объемно-панировочные и композиционные решения. При определении размещения здания музея на участке, следует предусмотреть входную и рекреационные зоны с озеленением и водоемами, автостоянки для индивидуального транспорта посетителей, сотрудников и экскурсионных автобусов, хозяйственную зону с площадками погрузки-выгрузки экспонатов, зоны возможного размещения наружной экспозиции и т.д. Выделение этих пространств должно быть связано и согласовано с соответствующими группами помещений музейного здания. При наличии необходимо максимально использовать возможности рельефа участка, умелый учет которого может подсказать эффектные объемные и образные решения музейного здания. Генпланом музея должны быть учтены противопожарные, санитарно-гигиенические и бытовые требования – расстояния до соседних построек, возможность пожаротушения и т.п.

Таким образом, можно сформулировать основные принципы размещения музеев:

o предпочтительность размещения в городском центре и включение музея в комплекс учреждений культуры

o желательна близость зеленой зоны

o достаточная площадь территории и наличие резервных пространств

Эти принципы не распространяются на музеи, тематика которых связана с определенным местом (мемориальные дома или квартиры-музеи, этногеографические музеи под открытым небом, археологические музеи на месте раскопок и т.д.).