От Анд до острова Пасхи
Быть может, только подводные раскопки — будь то исследования на дне озера Титикака или в пучинах Тихого океана — смогут приоткрыть завесу тайны над древними цивилизациями Южной Америки. Испанские конкистадоры в XVI веке захватили государство инков, занимавшее площадь около 2 миллионов квадратных километров и протянувшееся более чем на 4000 километров вдоль тихоокеанского побережья. Своеобразная цивилизация инков, варварски уничтоженная завоевателями, была наследницей более древних культур. Корни их уходят в глубь веков. Одни исследователи склонны считать, что истоки этих культур — в цивилизации Древнего Египта, которая, по их мнению, лежит в основе всех высоких культур древности. Другие называли еще более далекий «адрес» — долину Двуречья (так, в работе супругов Веррил перечислялось более 40 случаев совпадения языка и культуры древних перуанцев и шумеров). Некоторые исследователи предполагают даже, что цивилизации Южной Америки обязаны своим происхождением древнейшей культуре Нового Света, остатки которой скрывает «зеленый ад» джунглей Амазонии.
Уже упоминавшийся нами профессор Познанский, в течение нескольких лет изучавший архитектурный комплекс Тиагуанако, пришел к выводу, что не только Ворота Солнца, но и весь комплекс монументальных построек представляет собой «гигантский каменный календарь, отразивший астрономические явления», происходившие около 20 тысяч лет назад. Легенды индейцев говорят о том, что именно здесь, в Тиагуанако, возникло первое на Земле поселение людей и впервые зародилась человеческая культура. Артур Познанский в своей книге «Тиагуанако, колыбель американского человека» утверждает, что данные археологии и его «дешифровки комплекса» доказывают правоту индейских легенд.
Возраст древнейших поселений Старого Света не превышает 8–9 тысячелетий, то есть, если верить Познанскому, он в два раза меньше возраста Тиагуанако. Однако и такая колоссальная цифра показалась слишком «маленькой» некоторым исследователям. Беллами увеличил ее… до 250 тысяч лет, а его коллега, французский писатель Дени Сера, — даже до 300 тысяч лет. Наконец, советский фантаст Александр Казанцев объявил, что пресловутый календарь на Воротах Солнца имеет внеземное происхождение и оставлен в память посещения Земли пришельцами из космоса (по данным Казанцева, гости были с планеты Венера).
Читатель, вероятно, почувствовал, как шаг за шагом от рискованных научных гипотез мы перешли уже в область чистой фантастики. Оставим ее писателям-фантастам. По мнению одного из крупнейших специалистов, проводивших раскопки в Тиагуанако, немецкого американиста Диссельгофа, «сегодня ясно, что патриотически настроенные романтики неправы, когда они, основываясь на притянутых за волосы «доказательствах» из области астрономии или геологии, награждают Тиагуанако легендарным возрастом». Современная американистика датирует постройки Ворот Солнца и других монументов Тиагуанако VI–X веками нашей эры,[12]а создателями их считает не пришельцев из Египта, Двуречья или с планеты Венера, а коренных жителей — индейцев.
Впрочем, обязательно ли нужно отыскивать «пришельцев», создавших Тиагуанако? Быть может, стоит поставить вопрос по-иному: а не могли ли творцы этого грандиозного комплекса, безусловно, обладавшие высокой культурой, сами повлиять на другие культуры? Археологи нашли бесспорные доказательства тому, что цивилизация Тиагуанако оказывала сильное влияние на более поздние культуры древнего Перу и Боливии; а на «окраинах» области распространения этой цивилизации, в Колумбии, отдельные очаги ее сохранялись вплоть до вторжения испанских завоевателей. Но, быть может, она распространялась и дальше — и не только по континенту Южной Америки, но и на запад, в океан, и достигла островов Полинезии?
Этот вопрос был поставлен знаменитым норвежским исследователем Туром Хейердалом. Нет нужды пересказывать его увлекательную книгу «Путешествие на “Кон-Тики”» — все доводы «за» Хейердал изложил в ней достаточно ясно. Но смелый рейс доказал лишь прекрасные мореходные качества перуанских плотов. Следующий шаг был сделан при раскопках на островах Галапагос.
Острова Галапагос, или Черепашьи (от испанского слова «галапаго» — «черепаха»), — архипелаг, состоящий из десяти больших и множества мелких островов, расположенных в экваториальных водах Тихого океана, примерно в 1000 километров от берегов республики Эквадор. Черепашьи острова получили свое название в 1535 году «в честь» гигантских черепах, в великом множестве обитавших на архипелаге. Направляясь от берегов Панамского перешейка к побережью Перу, судно испанского епископа Берланги отклонилось от побережья Южной Америки далеко на запад. После восьми дней плавания в океане испанцы открыли острова Галапагос: безлюдные, они были населены разнообразными и причудливыми птицами, черепахами, огромными ящерицами.
В конце того же XVI столетия испанцы направили экспедицию на острова, открытые Берлангой, но обнаружить их не удалось. Вплоть до конца XVII века никто из европейских мореплавателей не мог повторить рейс Берланги. И поэтому Галапагосские острова получили название «Лас Ислас Энкантадос» — «Зачарованные острова».
В начале XIX века на Галапагосе обосновываются британские китобои и делают их своей базою. В 1832 году острова объявляются владением республики Эквадор, которой принадлежат и поныне. После второй мировой войны США основали на островах Галапагос военно-морскую базу.
Расположенные в центральной части Тихого океана, острова Галапагос занимают прекрасную стратегическую позицию. Но не этим они интересны ученым. У берегов Галапагос встречаются воды двух могучих течений — теплого Южного Пассатного и холодного Перуанского. Взаимодействие этих двух «рек» в океане внимательно изучают океанографы. Натуралисты, исследуя фауну и флору Черепашьих островов, получают богатейший материал для сопоставлений и обобщений. И недаром одним из толчков, заставивших Дарвина прийти к теории эволюции, был удивительный мир Галапагосов, где бок о бок уживаются животные и растения тропических и заполярных районов (Дарвин посетил острова во время своего путешествия на корабле «Бигль» в 1831–1836 годах).
Лианы тропиков и мхи Заполярья; яркие птицы джунглей и антарктические чайки; попугаи и пингвины; холодолюбивые тюлени и теплолюбивые черепахи-гиганты — таковы разительные контрасты островов Галапагос. Но, пожалуй, самую широкую известность из обитателей животного мира архипелага снискали огромные ящерицы, похожие на сказочных драконов. Близкие их «родственники» сохранились лишь еще в одном месте земного шара — на индонезийском острове Комодо, а «предки» вымерли много десятков миллионов лет назад.
Издавна считалось, что острова Галапагос — это своеобразный заповедник, куда до прихода европейцев не ступала нога человека. И совсем недавно выяснилось, что не только океанографы и натуралисты, но и археологи могут найти для себя много интересного на Черепашьих островах.
Первым, кто указал на это, были… ботаники. Среди растений архипелага они обнаружили ряд видов, которые возделывались и были выведены индейцами северо-восточного побережья Перу. Значит, на Галапагосах когда-то жили люди.
Гипотезу ботаников подтвердили археологические раскопки, организованные и возглавленные прославленным норвежским исследователем, капитаном «Кон-Тики» Туром Хейердалом. Оказалось, что Галапагосские острова посещались за много веков до того, как их открыл епископ Берланга.
Около двух тысяч изделий обнаружила экспедиция Хейердала на островах Галапагос. Изделия из камня, обломки кувшинов для воды, декоративные вазы, посуда, покрытая орнаментом… Причем изделия относились к разным стилям и эпохам, к разным культурам, существовавшим на побережье Перу до испанского завоевания. Очевидно, Галапагосские острова были хорошо известны индейцам, плававшим по океану на плотах из бальсового дерева.
Что заставило первооткрывателей покинуть архипелаг? О причине этого позволяют предполагать пласты лазы, которыми покрыты кое-где остатки древних поселений. Очевидно, несколько столетий назад вулканическая деятельность заставила индейцев покинуть острова и вернуться на родину. Или, может быть, извержение имело характер катастрофы и колонисты Черепашьих островов погибли? Фауна и флора островов Галапагос допускает мысль о том, что архипелаг когда-то соединялся с материком. Быть может, опускания суши произошли в то время, когда на Черепашьих островах жили не только черепахи, но и люди? Правда, тот факт, что здесь сохранились реликты древней фауны и флоры, говорит за то, что сухопутной мост опустился очень давно. Но, быть может, оставались долгое время на поверхности отдельные «мостики», отдельные острова и островки, облегчившие индейским мореплавателям путь к архипелагу Галапагос?
Напомним, что европейцам в течение очень долгого времени не удавалось отыскать «Зачарованные острова», — а ведь у них были и компас, и хорошо оснащенные суда. Как же могли совершать регулярные рейсы — в течение долгого времени (о чем говорит керамика, найденная на островах) — индейцы, техника мореплавания которых значительно уступала европейской? Не служили ли им ориентирами — и даже пунктами временной остановки — участки суши, ныне находящиеся на тихоокеанском дне?
От берегов Америки к архипелагу Галапагос протянулся длинный подводный хребет, названный Кокосовым — по острову Кокос, единственному участку суши, оставшемуся на поверхности и не ушедшему на дно. Остров Кокос знаменит сокровищами, которые, как уверяют старинные карты и документы, запрятаны в его пещерах или зарыты на берегу. Но, быть может, подводные исследования откроют на этом «острове сокровищ» другие сокровища — археологические? Быть может, и остров Кокос, и архипелаг Галапагос вместе с другими островами и островками этой части Тихого океана служили «промежуточными пунктами» для индейских мореходов во время их плаваний в водах Великого океана?
В двух главах — «Раскопки на островах Галапагос» и «Остров Кокос — база доиспанского индейского судоходства», входящих в последнюю книгу Тура Хейердала «Приключения одной теории» (она издана Гидрометеоиздатом в 1969 году), приводятся весьма убедительные доводы, что это действительно так. Следы пребывания индейских мореплавателей на Галапагосе найдены. На острове Кокос единственным «следом» являются плантации кокосовых пальм, созданные, по всей видимости, задолго до прихода европейцев. По мнению Хейердала, остров Кокос, лежащий на пути из Эквадора в Гватемалу, был идеальной промежуточной гаванью в открытом море между областями двух великих культур доколумбовой Америки — андской и центральноамериканской. В настоящее время американисты находят все больше доказательств тому, что между этими культурными областями в древности существовали контакты. Вполне возможно, что они осуществлялись не по суше, через труднопроходимые леса Колумбии и Панамы, а морским путем. И, быть может, водный путь облегчали не только остров Кокос, но и другие островки, ныне исчезнувшие под водой.
Величественная горная система Кордильеры — Анды тянется вдоль всего тихоокеанского побережья Америки. Известный советский геолог В. В. Белоусов считает, что эти горы — лишь восточная — и «надземная» — часть огромной зоны. Западная же часть этой зоны находится на дне океана. По мнению Белоусова, когда-то подводные горы выходили на поверхность и подводное плато Альбатрос было надводным. Ныне же от него остались лишь острова Галапагос и маленький остров Кокос, вершина подводного Кокосового хребта. Исследования показали, что хребет этот погрузился под воду сравнительно недавно.
Не могли ли и другие островки, части Кокосового хребта, использоваться индейскими мореходами в качестве «вех» во время их плаваний на плотах по водам Великого озера? Причем плавания индейцев могли идти в двух направлениях — на север, от берегов Перу и Эквадора к берегам Центральной Америки, где существовали культуры майя и сапотеков, и на запад, к островам Океании, населенным полинезийцами?[13]
Вопрос этот только поставлен — ответить же на него могут лишь исследования археологов-подводников. Извержения вулканов и страшные землетрясения, то и дело происходящие в этом районе, как на суше, так и на океанском дне, говорят, что земная кора здесь и по сей день неспокойна.
Читатели книги Хейердала «Аку-Аку», вероятно, хорошо помнят о раскопках на острове Пасхи и в восточной части Тихого океана — на Рапа-Ити и других островах. Помнят они, вероятно, и доводы, приводимые норвежским исследователем в пользу того, что первыми обитателями Восточной Полинезии были мореплаватели из древнего Перу. Быть может, их путь в открытом океане облегчали ныне исчезнувшие острова? Прямо от побережья Перу начинается подводный хребет Наска, тянущийся в юго-западном направлении от 15 до 28° южной широты. Не так давно здесь обнаружена большая группа плосковершинных подводных гор, гайотов, причем некоторые из них погружены всего лишь на глубину 500, 400, а то и 300–200 метров, то есть не так давно они были не подводными, а надводными горами, а возможно, и островами (толщина коры в этом районе в несколько раз превышает толщину обычной океанической коры).
Неподалеку от окончания хребта Наска начинается другой подводный хребет, тянущийся, почти параллельно 25° южной широты, на добрых 2000 километров. На поверхность океана выходят лишь угрюмые скалы острова Сала-и-Гомес (по этому острову назван и сам хребет). Быть может, в не такое уж отдаленное время и другие вершины хребта выходили на поверхность? Если это так, то от побережья Перу — через хребет Наска, а затем хребет Сала-и-Гомес — протягивается длинная цепочка, ведущая прямо к острову Пасхи, отделенному от острова Сала-и-Гомес совсем небольшим расстоянием.[14]Не позволяли ли острова и островки, ныне находящиеся под водой, индейским мореплавателям делать промежуточные остановки и не служили ли они отличными ориентирами во время их плавания по трассе Перу — остров Пасхи? Ответ на этот вопрос, интересный как для историков, так и для океанографов, может дать подводная археология.
«Каинга нуинуи» — «огромная страна»
А как же сам остров Пасхи? Пускай за тысячелетия, истекшие со дня появления людей в Океании, его береговая линия «не понизилась ни на ярд», как утверждает океанограф Чабб. Но ведь могли же в окрестностях острова существовать острова, и даже населенные, которые видел капитан Дэвис! Или, как считает большинство современных ученых, в том числе и Тур Хейердал, Дэвис видел какие-то другие острова Полинезии, например Мангареву и Тимоэ, внешний вид которых вполне соответствует данному им описанию.
Океанографы отмечают, что дно в пределах огромной юго-восточной части Тихого океана (то есть там, где находится остров Пасхи) «необычно во многих отношениях». Здесь мощность коры равна не 3–5 километрам, как это свойственно типичной океанической, а 20–30 километрам, что близко к мощности континентальной коры. Здесь же находится центр сильных землетрясений. Наконец, на острове Пасхи геологи нашли образцы пород (например, риолиты), необычайно редко встречающихся в Тихом океане и свойственных скорее вулканам островных дуг, чем открытым частям океана. Остров Пасхи входит в состав гигантского Восточно-Тихоокеанского поднятия, образования геологически молодого, сохраняющего и по сей день активность. (Это поднятие — огромная подводная страна, вздымающаяся со дна океана на высоту 2–3 километров, шириной 2000–4000 километров и длиной около 15 тысяч километров — размеры, соответствующие размерам целого континента!)
«Рельеф и структура восточной части Тихого океана, а также структуры прилегающей части материка начали развиваться, по-видимому, в раннетретичное время и до сих пор продолжают оставаться тектонически активными», — пишет лучший знаток подводной Пацифики профессор Менард. Большая часть специалистов соглашается с тем, что в районе острова Пасхи когда-то существовала суша — быть может, большой массив, а скорей всего — группа островов, ушедших затем на дно океана. Но когда это произошло? По мнению тех же специалистов — очень давно, в «дочеловеческие» времена или же, в самом лучшем случае, во времена окончания последнего ледникового периода, то есть 10–12 тысяч лет назад. Культура острова Пасхи не может похвастаться такой седой древностью: древнейшие следы пребывания человека на таинственном острове относятся к IV веку нашей эры.
Возможно, что дата IV зек нашей эры — не самая древняя и в будущем археологам удастся найти следы более раннего пребывания людей на острове Пасхи. Тем не менее ясно, что человек проник сюда где-то на рубеже нашей эры, быть может, за несколько вековдо ее наступления — но отнюдь не тысячелетий.Великие перемены, происходившие на нашей планете 10–12 тысяч лет назад, когда окончился последний период оледенения, возможно, и имеют отношение к геологической истории острова Пасхи и окружающей его Пацифики, но они не могут служить ключом к загадкам его удивительной культуры… И все-таки есть ряд фактов, которые заставляют снова вспомнить гипотезы Мензбира, Брауна и Зубова.
Единственным из европейцев, кто мог видеть дощечки кохау ронго-ронго не в числе 12–20 (это все, что хранится ныне в музеях), а в большом количестве, был миссионер Эжен Эйро. И он сообщает о том, что на дощечках, имевшихся «во всех домах», иероглифические знаки изображали «фигуры неизвестных на острове животных». Вскоре сотни и тысячи бесценных памятников письма острова Пасхи были уничтожены. И когда жалкие их остатки попали в руки первому исследователю письменности кохау ронго-ронго, епископу Тепано Жоссану, тот не нашел в них ни изображений неизвестных на острове Пасхи животных, ни «каких-либо других ценных следов древности, о которых сообщал брат Эжен Эйро». Жоссан сделал вывод, что древние дощечки погибли: «Какое несчастье, что ни одна из дощечек не дошла до нас! Те, которые я спас, были, судя по всему, недавнего времени, они заставили меня считать, что это только остаток прежнего письма».
Письмена кохау ронго-ронго не расшифрованы и по сей день. Поэтому нам остается только, строить гипотезы о том, что кроется за этими странными иероглифами. А гадать о том, что же представляли собой сожженные дощечки, можно бесконечно долго — и, разумеется, это ничего не даст. Вполне вероятно, что миссионер Эйро, невеликий знаток древних письменностей, ошибся и на самом деле иероглифы, запечатленные на уничтоженных дощечках, изображали то же самое, что и иероглифы на дошедших до нас (стилизованные рисунки рыб, птиц, растений, культовых и бытовых предметов, оружия, людей и мифологических существ — такова тематика каталога знаков кохау ронго-ронго, составленного на материале сохранившихся текстов). Ведь его легко могла сбить с толку условность изображений иероглифов, вырезанных зубом акулы по твердому дереву,
Но вот другой факт, из области топонимики. Жители острова Пасхи называют свою родину «Те-Пито-о-те-Хенуа» («Пуп Земли»). По мнению Тура Хейердала, «остров Пасхи с его развитой культурой предстает перед нами краеугольным камнем в древней истории восточной части Тихого океана», ибо «ни один другой остров не мог позволить себе присвоить громкое имя “Пуп Земли”». Возможно и другое объяснение: многим племенам и народам, особенно живущим изолированно от своих соседей, свойственно считать свою родину «центром вселенной» (ведь и древние иудеи именовали город Иерусалим «пупом земли»!). Обе трактовки названия острова Пасхи весьма правдоподобны, но… существует и третье объяснение названия, причем его дают сами островитяне, верней, их древние предания: вспомните великана Увоке (или Уоке), разрушившего большую землю, остатком которой является остров Пасхи, с тех пор получивший наименование Те-Пито-о-те-Хенуа, или Пуп Земли!
Правда, долгое время существовало сомнение в древности легенды о великане Уоке. Ведь первые собиратели местного фольклора о ней ничего не сообщали, а после посещения острова Пасхи Брауном, усиленно разыскивавшим следы затонувшего континента, «рассказ о «большой земле», погибшей в волнах океана, прочно вошел в местный фольклор». Так писал автор этих строк в своей книге «Великаны острова Пасхи», вышедшей в 1964 году. Однако анализ тетрадей, добытых Туром Хейердалом во время работы Норвежской археологической экспедиции на острове Пасхи (в книге «Аку-Аку» увлекательно рассказана история находки этих тетрадей, а в книге «Приключения одной теории» дан научный отчет об их открытии и тематике), показывает, что легенда об Уоке весьма древняя.
В тетрадях содержатся тексты, повествующие о заселении острова Пасхи; есть там текст, который, по всей видимости, был «азбучным» — с него начинали обучение письму кохау ронго-ронго, когда знатоки иероглифики еще были живы. И среди этих текстов имеется запись об Уоке и «Каинге Нуинуи», то есть «Огромной стране». Вот как звучит повесть о сотворении острова Пасхи, записанная в одной из тетрадей, найденных Хейердалом, и переведенная на русский с языка острова Пасхи автором этих строк.
«Юноша Теа Вака сказал:
— Наша земля раньше была большой страной, очень большой страной.
Куукуу спросил его:
— Почему же страна стала маленькой? Теа Вака ответил:
— На нее опустил свой посох Увоке. Он опустил свой посох на местность Охиро. Поднялись волны, и страна сделалась маленькой. Она стала зваться Те-Пито-о-те-Хенуа. Посох Увоке сломался о гору Пуку-Пухипухи.
Теа Вака и Куукуу разговаривали в местности Kо-те-Томонга-о-Теа Вака («Место высадки Теа Вака»). Затем на берег высадился арики (вождь) Хоту Матуа и поселился на острове. Куукуу сказал ему:
— Раньше эта земля была большой.
Друг Теа Вака сказал:
— Земля затонула.
Потом Теа Вака сказал:
— Эта местность называется Ко-те-Томонга-о-Теа Вака.
Арики Хоту Матуа спросил:
— Почему земля затонула?
— Увоке сделал это; он опустил землю, — ответил Теа Вака. — Страна стала зваться Те-Пито-о-те-Хенуа. Когда посох Увоке был большим, земля проваливалась в бездну. Пуку-Пухипухи, так зовется место, где сломался посох Увоке.
Арики Хоту Матуа сказал Теа Вака:
— Друг, это был не посох Увоке. Это была молния бога Макемаке.
Арики Хоту Матуа стал жить на острове.»
Здесь текст кончается. Хоту Матуа, или «Хоту-Отец», — имя, хорошо известное на острове Пасхи. Это легендарный первый здешний поселенец, прибывший на остров Пасхи с востока, из далекой земли Марае-Ренга. Куукуу — имя одного из семи разведчиков, которых, согласно преданиям, Хоту Матуа послал на остров Пасхи, прежде чем отправиться в путь со многими сотнями своих людей. Макемаке — верховный бог острова Пасхи, создатель человека; одним из его атрибутов была молния. Имя Теа Вака (по другим версиям легенды — Ратаваке, Нгата Ваке) также известно исследователям фольклора острова Пасхи. Хотя, согласно преданию о заселении острова Пасхи, он был необитаем, разведчики, посланные Хоту Матуа, встретили здесь людей; одного из них звали Теа Вака.
«Фигура умолчания» употребляется не только в речах дипломатов, но и в фольклорных текстах, и в исторических преданиях, в том числе и жителей Океании. Очевидно, остров Пасхи был заселен задолго до прибытия Хоту Матуа, но первые поселенцы впоследствии просто-напросто были «вычеркнуты» из памяти и заслуга открытия острова стала приписываться Хоту Матуа. Такой вывод был сделан сначала лишь на основании «оговорки», упоминания о каких-то людях, с которыми встретились на острове Пасхи разведчики Хоту Матуа. Однако археологические раскопки полностью подтвердили его правильность. Если верить родословной первого правителя острова, Хоту Матуа, то он прибыл сюда в XV, XIII, в крайнем случае — в XI веке новой эры. А остров, как известно, был заселен уже в IV веке!
Быть может, в мифе о сотворении острова Пасхи, который мы привели выше, отразилась борьба двух традиций: Хоту Матуа склонен приписывать все достижения, в том числе и создание «Пупа Земли», своему богу Макемаке. А более древнее население считает остров остатком большой земли, разрушенной Увоке (Уоке) и погрузившейся в пучины океана! Не означает ли это, что первые поселенцы были свидетелями больших погружений суши в этом районе? Ведь археологи и историки за столетие, прошедшее со времени сенсационных раскопок Шлимана, научились с уважением и вниманием относиться к преданиям и легендам, какими бы неправдоподобными они ни казались на первый взгляд. Океанографы считают, что опускание суши в районе острова Пасхи произошло по крайней мере миллион лет назад, а последнее значительное повышение уровня океана — около 12 тысяч лет назад.
Предания островитян также говорят о наступлении моря. Вряд ли люди каменного века проводили современные геофизические исследования океанского дна. Вряд ли знакомы они и с историей ледникового периода. Логичнее предположить, что жители острова Пасхи были свидетелями погружений суши… а это означает, что они происходили не миллионы лет назад, а гораздо позже, уже на памяти человека.
Если это так, то в мифах и преданиях других обитателей островов Океании, по всей вероятности, также должны быть упоминания о затопленных землях. И действительно, обратившись к фольклору и мифологии жителей других островов и архипелагов, расположенных в восточной части Тихого океана, поблизости от острова Пасхи (впрочем, «близость» здесь относительная, она измеряется сотнями километров), мы находим сведения о «потопе» и «гибели большой земли».