Мистификаторы и мистики

 

«Под волнующимся, беспокойным морем покоятся тайны забытых цивилизаций. Смыты волнами, полупогребены под песками, раздавлены огромным давлением остатки культуры, мало известной в наши дни. Там, где теперь могучий Тихий океан величественно катит свои волны на тысячи миль, некогда находился обширный материк. Эта земля называлась Лемурия, а ее жители лемурийцами. Если вы любите тайны, неизведанное, сверхъестественное — читайте эту книгу», — так рекламируют розенкрейцеры, адепты «древнего мистического Ордена Розы и Креста», книгу, посвященную затонувшему материку в Тихом океане.

«Во времена Лемурийского периода общее расположение суши было несколько странным: Северный полюс был огромным материком, звезднообразно выдававшимся от Северного полюса большими полуостровами, обращенными в разные стороны. Гренландия — один из сохранившихся полуостровов, одна из частей звезды. В то время не было ни одного нынешнего материка в нынешних их очертаниях. Широкая полоса земли охватывала экватор на громадном протяжении и глубоко спускалась к югу. Она включала Австралию, Новую Зеландию, огромное число островов Тихого океана. Это был огромный материк в виде полумесяца в противовес Северной звезде», — писал один из членов так называемого «Теософского общества» Чарльз Ледбитр. А основательница этого общества, Елена Петровна Блаватская, безапелляционно объявляла возраст культуры острова Пасхи равным… четырем миллионам лет.

И Блаватская, и теософы вроде Ледбитра, и розенкрейцеры науку не жаловали. Свои сведения о «Лемурии» (название было заимствовано ими у английского зоогеографа Склэтера; только последний имел в виду гипотетическую сушу в Индийском океане, «мост» между лемурами Мадагаскара и Индостана) они черпали из «тайных архивов», доступных лишь «посвященным», и «сверхфизических изысканий», проделанных «наиболее продвинувшимися» оккультистами.

«Науке пока нечего делать с высказываниями теософов», — писал когда-то русский поэт и ученый Валерий Брюсов. Слова его остаются справедливыми и по сей день. Никаких «тайных архивов», содержащих сведения о тихоокеанском материке Лемурии, не обнаружено. «Сверхфизические изыскания» оккультистов и по сей день не «продвинули» их дальше психиатрических лечебниц (не говоря уже о разоблачениях всяческих трюков с медиумами, ясновидцами и т. п.). Но не только мистики жаждали обнаружить следы материка, затонувшего в Тихом океане.

В одном из субботних номеров газеты «Бруклин таймс» за 1890 год было опубликовано письмо некоего Уильяма Черчуорда, начинавшееся словами:

«Остатки угасшей расы!

Затонувший континент Тихоокеанских островов!

Только высочайшие пики этой земли поднимаются сейчас над волнами, но они возбуждают интерес и у путешественников, и у ученых-очконосцев».

Далее Уильям Черчуорд сетовал на то, что «всем известно об Атлантиде; Атлантиду даже дети могут показать на карте, указав ее размеры; однако никто, увы, не может набросать контуры Лемурии. А между тем Лемурия столь же велика, как знаменитая Атлантида, но никто толком не знает, где она находилась».

Прошло несколько десятилетий — и вот в начале тридцатых годов нашего века в Нью-Йорке появилась книга сына Уильяма Черчуорда, Джеймса, под названием «Затонувший континент Му». Она имела шумный успех и выдержала сразу же несколько изданий. Еще бы! Джеймс Черчуорд заявлял, что ему удалось исполнить завет отца: он отыскал Лемурию (сокращено — «Му»), обнаружив письменные памятники, говорящие о гибели «Тихоокеанской Атлантиды».

Находясь в Индии, рассказывал Черчуорд, он занимался изучением древних письмен. В то время как он расшифровывал одну из надписей на барельефе, к нему подошел старый индийский жрец. Состоялось знакомство, переросшее в дружбу. Целых два года обучал жрец таинственному языку терпеливого Джеймса Черчуорда. Язык этот, по словам жреца, являлся изначальным языком человечества. Время шло — и, проникшись к Черчуорду полным доверием, старый жрец показал ему неизвестные науке таблички. Они оказались «подлинными летописями страны Му», континента, затонувшего много тысячелетий назад в Тихом океане. Спасаясь от катастрофы, его жители первоначально обосновались в Индии и Бирме. Это было более 15 000 лет назад. Из Индии они принесли свою высокую культуру в Египет, Палестину, Двуречье и даже в Америку. О пребывании лемурийцев в Новом Свете, писал далее Черчуорд, говорят надписи на 25 000 камней, которые нашел некто Уильям Нивен в Мексике. Прочитав «летописи страны Му» из Индии и камни с надписями из Мексики (и вдобавок «изучив письменные памятники всех древних цивилизаций»), Черчуорд пришел к неопровержимому, по его мнению, выводу: «в глубочайшей древности на Земле существовала цивилизация, во многих отношениях превосходившая нашу», ибо она «была далеко впереди нас в некоторых жизненно важных областях, которые современный мир только начинает познавать». Найденные им таблички и «другие памятники письменности служат доказательством того удивительного факта, что цивилизация Индии, Вавилонии, Персии, Египта и Юкатана представляют собой не что иное, как последние остатки первой в мире великой цивилизации».

Первый человек, говорит далее Черчуорд, возник на земле исчезнувшего континента Му. Задолго до наступления «каменного века на этом континенте существовала развитая культура». И «не цивилизация возникла из дикости, а дикость из цивилизации». До того, как погибла в водах Тихого океана цветущая страна Му, человечество было культурным. После же гибели этого континента началась деградация, люди не могли создать ничего, кроме грубых каменных орудий, и наступил каменный век.

В стране Му (а по словам Черчуорда, «на великом континенте весело и счастливо жило более 64 миллионов человек») господствовали «люди белой расы, необычайно красивые, с ярко-белой или оливковой кожей, большими нежными темными глазами и прямыми черными волосами». Под мудрым руководством красавцев «жизнь кипела в этой роскошной стране»… пока не случилась мировая катастрофа, погубившая великую цивилизацию и отбросившая человечество на многие тысячи лет назад в своем развитии.

Упоминание об этой катастрофе можно найти в легендах и преданиях многих народов мира, развивал свою мысль Черчуорд. Говорят о ней и прочтенные им «летописи страны Му», и мексиканские камни с надписями, и прочитанная французом Ле Плонжоном рукопись майя: «Страна Глиняных Холмов, земля Му, была обречена на гибель. Испытав двукратно сильные колебания, она внезапно исчезла в течение ночи. Почва непрестанно тряслась от действия подземных сил, поднимавших и опускавших ее во многих местах, так что она оседала. Страны отделились одна от другой, она провалилась, увлекая за собой 64 миллиона жителей. Это произошло за 8000 лет до составления сей книги».

Ле Плонжон считал, что описание катастрофы — это письменное свидетельство гибели Атлантиды. Но из текста нельзя установить, где находилась «земля Му», в Атлантическом или Тихом океане. Черчуорд, ссылаясь на другие прочтенные им письменные документы, отнес это свидетельство рукописи майя к материку, погребенному под волнами Тихого океана, но…

Уже самые первые строки «подлинной летописи страны Му» вызвали сильнейшее сомнение.

Вот как описывается в них эта страна: «Над прохладной рекой, в тени деревьев, реяли яркие бабочки, взлетая и опускаясь, как маленькие феи, словно бы желая получше разглядеть свою блестящую красоту в зеркале природы. Колибри порхали там и сям от цветка к цветку, сверкая в лучах солнца, как живые драгоценные камни; пернатые птицы в лесу распевали песни одну прекраснее другой». Каждому, кто читал сухие и деловитые исторические документы, дошедшие до нас, станет ясно, что «реянье ярких бабочек» и «порхание колибри» не может попасть в летопись.

Не менее нелепы, с точки зрения историков, и тексты, якобы прочитанные Черчуордом на «камнях из Мексики». К тому же он датирует их ни много ни мало как 20 тысячелетиями: в то время, по данным археологии, на территории Мексики царил каменный век, и письменные документы появилось только 180 столетиями (!) позднее! А утверждение, что он, Черчуорд, «изучил письменные памятники всех древних цивилизаций», вообще выглядело как самое обычное бахвальство (ни один ученый в мире не рискнул бы сделать такое самонадеянное заявление). Впрочем, и весь стиль книги Черчуорда и приемы, которыми он пользуется, отнюдь не новы — «они свойственны всем профессиональным авантюристам и авторам псевдонаучных произведений», как справедливо замечает американский ученый Уокоп.

Не помогла и ссылка на рукописи майя, в которых говорится о «гибнущей земле Му». Еще в прошлом веке было установлено, что перевод, предложенный Ле Плонжоном, — не более чем плод чистейшей фантазии (с таким же успехом другой энтузиаст прочитал календарную дату, записанную иероглифами-цифрами майя, как сообщение о гибели Атлантиды).

Никакой критики не выдерживала и сама концепция Черчуорда, пытавшегося поставить всемирную историю «с ног на голову». Утверждение, будто бы «не цивилизация возникла из дикости, а дикость — из цивилизации», противоречит всем данным археологии, этнографии, антропологии. Описание же страны, где процветала «мудрая белая раса», которой подчинялись расы с другим цветом кожи, отдавало неприкрытым расизмом. Объяснение причины гибели континента Му взрывом подземных пустот, как это делал Черчуорд, могло вызвать только смех у геологов — настолько оно было нелепым и невежественным.

«Фальшивка, к тому же не очень умелая», — таков был единодушный приговор ученых «подлинным летописям страны Му», опубликованным Черчуордом. Однако сей автор вплоть до 1938 года продолжал публиковать писания, посвященные затонувшему континенту, приводя все новые и новые детали, почерпнутые им из состряпанных им же самим «летописей».

Однако не следует думать, что только мистики или мистификаторы, подобные Черчуорду, пытались разрешить загадку цивилизации острова Пасхи и других островов Океании с помощью гипотезы о затонувшем материке. Полвека назад английский этнограф, специалист по Океании, Макмиллан Браун выпустил в Лондоне объемистую монографию, называвшуюся «Загадки Тихого океана». В ней были суммированы все данные, от геологических до этнографических, говорящие в пользу Пацифиды, материка, затонувшего в Тихом океане.

 

«Если бы Лондон затонул»…

 

«Если бы Лондон затонул и над водой торчала только верхушка Вестминстерского собора…» — такими словами начиналась монография Макмиллана Брауна. Основной упор в ней делался на культуру острова Пасхи — причем в самой истории его открытия английский ученый находил доказательства в пользу былого существования Пацифиды.

В 1578 году, шесть лет спустя после открытия у побережья Чили безлюдных островов, испанский мореплаватель Хуан Фернандес направился в юго-восточную часть Тихого океана в надежде открыть Неведомую Южную Землю, которую тщетно разыскивали его предшественники и современники. Буря отогнала корабль далеко на юг от намеченного курса. И тут мореплаватели увидели обширную страну, орошаемую величественными реками и населенную «людьми, такими же белыми и так хорошо одетыми и во всем так отличными от жителей Чили и Перу». И хотя Хуан Фернандес не высаживался на берег, он решил, что страна, открытая им, это и есть Неведомая Южная Земля.

Испанский мореход вернулся в Чили и стал готовить большую экспедицию к неведомой земле, скрыв обстоятельства своего великого открытия. Однако, не успев подготовить экспедицию, Хуан Фернандес внезапно умер и вместе с ним погиб и его замысел. Лишь много десятков лет спустя удалось узнать об открытии испанского мореплавателя (острова же, обнаруженные им во время первого плаванья, и по сей день носят имя Хуана Фернандеса).

Сто девять лет спустя восточную часть Тихого океана бороздил корабль английского пирата Эдуарда Дэвиса, называвшийся «Удовольствие холостяка». Сначала Дэвис посетил архипелаг Галапагос (излюбленное прибежище тихоокеанских пиратов той эпохи), затем круто повернул на юг и, пройдя около 4000 километров, в 500 морских милях от чилийского берега, под 27° 20′ южной широты обнаружил низкий песчаный берег. К западу от этого берега, в нескольких десятках миль, была видна длинная высокая полоса суши. Дэвис сделал запись в судовом журнале о своем открытии, однако, подобно Хуану Фернандесу, на берег высаживаться не стал.

Тридцать лет спустя, 6 апреля 1772 года, эскадра голландского адмирала Роггевена открыла в той части океана, где некогда побывали Хуан Фернандес и Эдуард Дэвис, маленький скалистый остров, названный островом Пасхи. Никаких земель и отровов поблизости не было видно…

Не означает ли все это, делал вывод Макмиллан Браун, что мы имеем здесь дело с документальными свидетельствами гибели последних остатков Пацифиды?

Катастрофа постигла остров Пасхи в промежутке между плаваниями Дэвиса и Роггевена, т. е. между 1687 и 1722 годом, — тогда же прервались работы в каменоломнях и начался упадок таинственной цивилизации острова.

Браун предполагал, что остров Пасхи был своеобразным «мавзолеем» для королей и знати империи, существовавшей на затонувшем материке. Имя одного из правителей донесли до нас легенды: это первый владыка острова, Хоту Матуа (Хоту-Отец). Каменные изваяния, считал Браун, были скульптурными портретами жителей Тихоокеанского материка — людей сильных и властных, с растянутыми мочками ушей, выпяченными вперед подбородками, надменно сжатыми ртами и глубоко запавшими глазами. Остатками погибшей культуры Пацифиды, по мысли Брауна, являются и нерасшифрованные иероглифические письмена кохау ронго-ронго, и разнообразные и своеобразные памятники культуры острова Пасхи (статуэтки из дерева, петроглифы, мелкая пластика в камне и др.). Ко временам погибшей империи относил Браун и некоторые обряды, существовавшие на острове Пасхи и не встречавшиеся более нигде в Полинезии, в остальной Океании, да и во всем мире (вроде удивительного религиозно-спортивного обряда выбора «человека-птицы»).

Если остров Пасхи Макмиллан Браун считал «островом-мавзолеем», то столицей исчезнувшей в океанских пучинах державы был, по его мнению, Нан-Мадол, «Венеция Тихого океана». Находилась она в нескольких тысячах километров к западу от Пупа Земли, в Микронезии, на острове Понапе. Здесь еще в прошлом веке были обнаружены руины циклопических сооружений. Их базальтовые стены имеют шестиметровую толщину, а плиты весом до 25 тонн подняты почти на двадцатиметровую высоту. Выполнить такую работу под силу лишь многим тысячам рабочих. А ведь в наши дни в радиусе двух тысяч километров от Понапе можно найти не более двух тысяч человек, способных к тяжелому труду каменотеса и строителя. Да и живут они на островах и островках, разделенных сотнями километров. Немыслимо, чтобы они могли добраться до Понапе на своих утлых суденышках, чтобы принять участие в строительстве Нан-Мадола. Более разумно, считал Браун, предположить, что некогда Понапе был частью обширной суши, населенной многотысячным народом.

Письменность появляется с рождением государства, возникновением классов и необходимости вести точную и постоянную фиксацию фактов и событий в жизни общества. Значит, на острове Пасхи, имеющем самобытное иероглифическое письмо, такое государство — или зародыш его — существовало.

В 1913 году, во время поездки по островам Тихого океана, Макмиллан Браун нашел следы существования письменности и в противоположном углу Океании, в Микронезии, на крохотном атолле Волеаи, «население которого, насчитывающее всего-навсего 600 человек, вынуждено из-за бедности почвы и опустошительного действия периодических циклонов вести постоянную и трудную борьбу за существование». Пять из этих 600 человек, населявших Волеаи, владели письменностью, не похожей ни на одну из известных письменностей земного шара!

Макмиллан Браун пришел к выводу, что, хотя «в настоящее время рассматриваемая письменность известна всего-навсего пяти жителям острова», все же когда-то «она была, вероятно, широко распространена по всему архипелагу», ибо «нет оснований думать, чтоб эта письменность была изобретена одним из пяти человек».

История письма знает случаи, когда в Северной Америке, Западной Африке, на Аляске местные жители изобретали оригинальную письменность, после того как узнавали от европейцев о существовании буквенного письма. Но, писал Браун, если бы эта письменность острова Волеаи «была изобретена после прихода европейцев, она обязательно использовала бы форму букв европейского алфавита или очертания предметов купли и продажи». Но ни того, ни другого среди знаков письма Волеаи обнаружить не удалось.

Макмиллан Браун сделал такой вывод из этого факта: письмо долгое время использовалось руководителями большой и хорошо организованной общины, «иными словами, оно было достоянием правящего класса довольно обширного государства, который нуждался в постоянной фиксации различных факторов жизни общества».

Таким образом, констатировал английский ученый, на двух концах Тихого океана мы находим монументы и письменность — существеннейшие признаки цивилизации и государства. Не означает ли это, что в Микронезии и на острове Пасхи сохранились последние остатки высокой цивилизации Пацифиды, империи, сокрушенной катастрофой — опусканием больших участков суши и отдельных островов на дно Великого океана?

Доводы Макмиллана Брауна, так же как и Мензбира, выпустившего свою книгу почти одновременно с английским ученым, выглядели очень убедительно. Это были подлинные факты, требовавшие объяснения, а не «откровения» оккультистов или фальшивки, вроде «летописей земли Му». Но и Браун, и Мензбир объясняли факты с помощью гипотезы о затонувшем материке, Пацифиде. Но доказать правоту этой гипотезы — или опровергнуть ее — могла не зоогеография или антропология, этнография или археология, а океанография, и только она. Морская геология — вот какая дисциплина могла бы дать окончательный ответ на загадку «Тихоокеанской Атлантиды». Между тем во времена Брауна и Мензбира, полвека назад, подводная страна, лежащая под многокилометровыми толщами вод Тихого океана, была столь же мало изучена, как в начале эпохи Великих географических открытий — Тихий океан. И если поиски «Неведомой Южной Земли» капитанами 16—18-го столетий оказались безрезультатны, то за последние полвека на карту были положены основные контуры «Неведомой Подводной Страны» — страны с горами и каньонами, вулканами и пропастями, хребтами и равнинами, скрытыми океанскими пучинами.