На скрипучей лошади.

Малые фольклорные жанры

 

Потешки, прибаутки и пестушки – это произведения устного народного творчества, маленькие веселые стихотворения, которыми забавляют детей.

Потешка– это небольшой забавный стишок, героями которого являются животные, насекомые; они в потешке действуют , как люди. Или это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Задача жанра – учить жестам, ведущий уровень – слово , которое вызывает жест. Детей при знакомстве с этим жанром учат отличать от других, выявлять сходство и различие потешек и сказок о животных выявлять общее в потешках разных народов, показывают роль созвучий в потешках.

Пестушкиимеют цель – забавлять, потешать, успокаивать младенцев, комментировать его движения и действия: агуканье и гуление, потягивание, первые шаги и т.д.

Прибаутки: их назначение - развеселить, рассмешить детей.

Примеры самых известных потешек (прибауток): «Ладушки-ладушки», «Сорока, сорока-белобока), «Идет коза рогатая», «Шла лисичка по мосту» и др.( см. стр 110 «Котенька- коток»).

 

Считалка – короткое рифмованное произведение которое помогает установить порядок в игре (определить очередность, выбрать водящего). Ведущий уровень - жест, который командует; при расчёте обязательно выдерживается особый ритмический рисунок. Считалки есть как фольклорного, так и литературного происхождения. Кроме основной задачи считалки являются хранителем истории того времени, когда они были созданы, бытовали. Тематика их очень разнообразна.

 

Небылицы – жанр шуточного фольклора. Небылицы адресованы не только детям, но дети их очень любят: в них искажаются реальные отношения , намеренно устанавливаются неверные связи между предметом и действием («загорелася вода»), предметом и его признаком («на скрипучей лошади»), между разными предметами («ехала телега мимо колеса»), между действием и местом («середь моря овин горит») и т.д. Такое смещение реальных связей создает комический эффект, который особенно обостренно воспринимают дети младшего возраста: для них интересен и забавен текст, где связи сознательно нарушены. Небылицы – принятое название этого жанра. В народе о них еще говорят – «небывальщина да неслыхальщина». Среди небылиц можно выделить такую разновидность, где искажение смысла происходит из-за того, что перепутаны местами два слова:

 

Он на сивой на телеге,

Слова достаточно поменять местами, чтобы стало все правильно. Такой вид небылиц иногда называют путаницей, перевертышем. Небылицы есть у разных народов, по типу народных небылиц создаются шутливые стихи для детей (Произведения Чуковского, Маршака Д.Хармса, Ю.Мориц , Б.Заходера и др.)

 

Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорки и чистоговорки– это малые формы фольклора. В скороговорке человек играет словами. Это интересно, весело, а еще и полезно, так как играя, дети учатся быстро, четко, понятно говорить. А забавляет скороговорка тем, что при ее выговаривании люди часто сбиваются и произносят забавные, смешные слова и выражения. Учитель должен учить детей работать со скороговоркой: первый раз читай медленно (но не по слогам), четко проговаривая звуки; второй – с обычной скоростью; третий раз – как можно быстрее. Скороговорка учит управлять своим дыханием.

На уроках обучения грамоте и чтения они используются как специальные упражнения для развития артикуляционного аппарата (чистоговорка предназначена для тренировки произнесения одного звука в окружении других, а скороговорка – произнесения сочетаний звуков, близких или далеких по способу и месту образования). У скороговорки есть свой звуковой рисунок, тематика их разнообразна. Бывают скороговорки, в которых:

- повторяются слова с одним и тем же корнем (Боронила борона по боронованному полю.);

- переставляются одни и те же слова (В доме одна Домна. Думает Домна: «Дай, приберу в доме». Прибрала Домна в доме, а у Домны дом вверх дном.);

- переставляются или меняются звуки в словах (Макар да кошка, комар да мошка.)

Скороговорки и чистоговорки можно включать в урок и как знакомство с новым фольклорным жанром, и как упражнение по подготовке к выразительному чтению учащихся.

 

 

Побасёнка – композиционно построена на диалоге, небылица – нечто небывалое в занимательной форме ( с целью рассмешить, позабавить, сравнить).Можно предложить детям после работы с такими произведениями самим сочинить по аналогии побасенки, небылицы, считалки , чистоговорки и др.