Пояснительная записка
Дополнительная профессиональная программа
Православная педагогика в вузе
__________________________________________________
Название программы
Составитель:Джишкариани Т.Д.,
к.п.н., доцент кафедры педагогики и специального образования Шуйского филиала ИвГУ
Шуя 2015
Пояснительная записка
Православная педагогика является историческим фундаментом традиционной русской школы. Обращение κ духовно-нравственным истокам отечественного образования наиболее перспективно для восстановления традиции, уклада жизни и национального самосознания.
Целью курса является раскрытие в образовательном процессе сущности отечественной педагогики с позиций православного мировоззрения.
В данном курсе рассматриваются историко-педагогические аспекты православной педагогики, ее общие и теоретические проблемы. Особое внимание уделяется механизмам расширения воспитательного потенциала у будущих педагогов.
Возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит κ восстановлению утерянной полноты в сфере современной педагогики. Теоретическое осмысление и практический опыт духовно-нравственного становления традиционно хранились Православной Церковью и развивался в трудах отцов и учителей Церкви, православных богословов и мыслителей религиозной философии, в процессе обучения и воспитания в духовных школах, в теоретических работах практической деятельности подвижников благочестия, видевших в педагогической деятельности свое служение.
В задачи курса входят:
· Ознакомление с основами православной педагогики;
· формирование представления о научных и мировоззренческих подходах к пониманию проблемы духовности и нравственности в свете Православия;
· формирование представления о значимости возрождения национальных традиций и опыта русской классической педагогики (дореволюционной эпохи) в духовно-нравственном воспитании будущего поколения;
· ознакомление с образовательными нормативно-правовыми документами, позволяющими реализацию идей православной педагогики как традиционного педагогического наследия в современную образовательную систему;
· формирование представления о педагогическом сотрудничестве участников (социальных институтов) воспитательного процесса, в том числе с русской православной церковью;
· формирование основ организации духовно-нравственного воспитания и просвещения учащейся молодежи через осмысление православных ценностей средствами неаудиторной деятельности;
· развитие способностей в области организации комплекса мероприятий и социального проектирования по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи в современных условиях через приобщение их к ценностям православной педагогической культуре.
- Цели реализации программы
Цель: содействие развитию профессиональных компетенций слушателей, необходимых для выполнения учебно-воспитательной и социально-культурной деятельности в свете православной педагогики.
Планируемые результаты обучения
Слушатель должен
знать:
• сущность основных понятий православной педагогики и ο современном ее состоянии;
• основные идеи и подходы традиционной отечественной педагогики к формированию личности в свете православного мировоззрения;
• теоретические основы духовно-нравственного воспитания в контексте православной педагогики в системе высшего и общего образования.
Уметь:
• содействовать формированию активного духовно-нравственного сознания учащейся молодежи в свете православной педагогики, как традиционной русской классической педагогики;
• уметь анализировать проблемы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, формирования у них национального самосознания и находить пути решения средствами православной педагогики в современных условиях;
• использовать на практике знания православной педагогики в учебно-просветительской деятельности;
• применять комплекс методов и средств для формирования у учащейся молодежи представлений и потребности приобщения к ценностям традиционной отечественной духовной культуры в свете православного мировоззрения.
Владеть:
• основными методами и средствами в области духовно-нравственного воспитания и культурного просвещения учащейся молодежи в свете православной педагогики;
• способами планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению учащейся молодежи в свете православной педагогики;
• технологиями социального проектирования с использованием ценностей православной педагогики.