ОТ ТУНИССКОГО ЗАЛИВА ДО ПОРТА БИЗЕРТА

ОТ ТУНИССКОГО ЗАЛИВА ДО МЫСА АЙН-БХАР

В восточную часть этого берега вдается бухта Бизерта, соединенная проливом Гуле-дю-Лак с большим озером Бизерта; в юго-западной части бухты Бизерта оборудован порт Бизерта.

В западную часть берега вдается несколько небольших бухт, доступных только для малых судов; все эти бухты мелководны и изобилуют скалами. У этого участка берега оборудована гавань Табарка.

Вблизи скалистых участков берега лежит много надводных и подводных скал.

Глубины. На участке от Тунисского залива до мыса Айн-Бхар дно неровное. Среди больших глубин во многих местах имеются значительны поднятия дна; особенно неравномерны глубины вблизи скал и островов.

Ветры. В описываемом районе, за исключением отдельных пунктов, господствуют сильные восточные и северо-западные ветры, которые разводят здесь волнение.

Между Тунисским заливом и мысом Айн-Бхар имеются районы боевой подготовки.

Вдоль берега простирается отмель с глубинами менее 10 м; на отмели находится много скал и затонувших судов.

В пределах 6 миль от берега лежат острова Кани и остров Пилау.

ПОРТ БИЗЕРТАоборудован в юго-западной части бухты бизерта.

Порт доступен для судов длиной 300 м и с осадкой до 10 м.

По сведениям Французской лоции изд. 1981 г., нефтеналивному причалу «А», расположенному с западной стороны восточного мола, могут подходить суда с осадкой до 12 м. Танкерам и большим судам входить в порт или выходить из него в темное время суток запрещено.

К акватории порта Бизерта относятся: юго-западная часть бухты Бизерта; пролив Гуле-дю-Лак, соединяющий бухту Бизерта с озером Бизерта, и озеро бизерта.

Северо-восточная часть акватории порта Бизерта; являющееся аванпортов, защищена волноломом и двумя молами; у внутренних стенок молов сооружены причалы для больших сухогрузных судов и танкеров.

Гидрометеорологические сведения. Приливные колебания уровня моря в порту составляют 0.2-0.3м.

Большое влияние на уровень воды в порту оказывают обильные дожди, и свежие северо-западные и восточные ветры.

Западнее МЫСАЭт-Тиб в берег вдается обширный Тунисский залив. Между мысами Эт – Тиб и Айн – Бхар берег большей частью приглуб, за исключением западного берега и берега вершины Тунисского залива, который окаймлены отмелями.

Системы разделения движений. В Тунисском проливе к NE от мыса Эт – Тиб и к N от острова Кани установлены системы разделения движения. Каждая система разделения движения состоит из зоны разделения движения шириной 2 мили и двух полос движения шириной по 3 мили.

Тунисский залив.Тунисский залив вдается в берег материка между мысом Эт – Тиб и находящимся в 37 милях к WNW от него мысом Сиди – Али – эль – Мекки. Вершиной залива является Тунисская бухта, к W от которой находится большое озеро Тунис; у западного берега озера расположен порт Тунис. В районе средней части песчаной косы, отделяющей озеро Тунис от Тунисской бухты, у входа в Тунисский канал оборудован порт Хальк – эль – Уэд.

В районе входных мысов Тунисского залива расположено несколько скалистых островов.

Глубины и грунт. Глубины во входе в Тунисский залив 100-140 м; далее к вершине залива глубины постепенно уменьшаются. Юго-восточный берег залива приглубый, а западный – отмелый.

Грунт в заливе преимущественно ил; в вершине залива встречаются глина, а вблизи скалистого берега – скала.

Предупреждение. Сети для лова тунца выставляются с апреля по август в бухте против селения Эль-Хавария, в районе мыса Эль-Ахмар и на подходах к бухте Умсетрен. Концы сетей ограждаются сферическими топовыми фигурами или огнями, обходить которые надлежит на достаточном расстоянии. Особое внимание следует обращать на сеть у мыса Эль-Ахмар, так как ее конец может находиться в 1.4 мили к S от острова Зембретта.

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ БЕРЕГ ТУНИССКОГО ЗАЛИВА,простирающийся от мыса Эт-Тиб до озера Тунис, образован склонами горной цепи Джебель-Абд-эр-Рахман. Берег преимущественно скалист и местами довольно высок.

Между мысом Эль-Ахмар и отстоящим на 9 миль к SW от него мысом Рас-Дегби-Марса от берега выступают скалистые мысы, разделенными песчаными пляжами, южнее мыса Эль-Ахмар в берег вдается мелководная бухта Умсетрен.

Остров Зембретта, или Джамур-эс-Срис, высотой 49 м плоский находится в 7.8 мили к W от мыса Эт-Тиб. Остров окаймлен неширокой отмелью с глубинами менее 10м. Остров Зембретта хорошо виден на экране радиолокатора с 16-20 миль.

Мыс Эль-Ахмар, низкий и скалистый, выступает от юго-восточного берега Тунисского залива в 6.5 мили к WSW от мыса Эт-Тиб. Мыс Эль-Ахмар окаймлен рифами, простирающимися от него на расстояние до 3 кбт.

Риф с глубиной 0.6м лежит в 9 кбт к ENE от мыса Эль-Ахмар.

Мыс Рас-Дегби-Марса,невысокий и утесистый, незначительно выступает от берега в 6.6 мили к SW от бухты Умсетрен. На протяжении 6 миль к WSW от мыса берег окаймлен песчаным пляжем .

Мыс Раль-эль-Фортас, восточный входной мыс Тунисской бухты, обрывист и скалист. Вблизи мыса на высоте около 100 метров видны развалины строений.

Скалы подводные лежат в 3 кбт к WNW и WSW от мыса Рас-эль- Фортас.

Якорное место находится к E от мыса Рас-эль-Фортас. Грунт здесь песок и водоросли. Якорное место не защищено от ветров и волнения.

Мыс Эр-Рейсскалистый выступает от берега в 4.5 мили к SSW от мыса Рас-Дурдас. Мыс Эр-Рейс образован западным склоном хребта Джебель-Бу- Корбус. В 3.6 мили к SW от мыса Эр-Рейс расположен пост береговой охраны.

Отмель Сиди-Эр-Рейс с глубинами менее 10 м простирается на 1.4 мили к NW от берега в 1.6 мили к SSW от мыса Эр-Рейс. На отмели разбросаны скалы с глубинами менее 5 м, самой мористой из которых является скала с глубиной 1.3 м, лежащая в 2.1 мили к SW от мыса Эр-Рейс.

Светящий буй №1 ограждает отмель Сиди-эр-Рейс с N.

Мыс Марса-Таль-Фан,низкий и скалистый, выступает от южного берега Тунисской бухты в 5 милях к SW от мыса Эр-Рейс.

В пределах 3 кбт от мыса Марса-Таль-Фан на отмели лежат скалы и камни. В 1.6 и 1.8 мили к W от мыса имеются банки с глубинами соответственно 5 и 4м.

ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ ТУНИССКОГО ЗАЛИВА от озера Тунисс до расположенного в 22 милях к N от него мыса Сиди-Али-эль-Мекки почти на всем протяжении низкий, песчаный, окаймленный дюнами, за которыми видна цепь холмов; к западу от холмов находятся невысокие горы; лишь к югу от мыса Гамарт небольшой участок берега представляет собой группу утесов высотой до 90 м.

В 12 милях к NNW от мыса Гамарт в северо-западную часть Тунисского залива впадает река Меджерда – самая крупная река Тунисса. Между устьем этой реки и мысом Сиди-Али-эль-Мекки в берег вдается бухта Марса-Адреа.

В юго-западной части Тунисского залива расположены порты Хальк-эль-Уэд и Тунис, к которым примыкают соответственно города Хальк-эль-Уэд и Тунис.

Якорные места находятся в 1 мили к SSW и WSW от мыса Сиди-Али-эль-Мекки. Первое якорное место является лучшим в тунисском заливе.

Приметные пункты. При плавании вдоль западного берега Тунисского залива ориентирами служат: гора Джебель-Нахли высотой 236 м и гора Джебель-Амхар высотой 328 м, находящиеся соответственно в 9.8 и 13.6 мили к W от мыса Картаж; холм Блед-Рауат высотой 25 метров, расположенный в 6.4 мили к WNW от мыса Гамарт.

Порт Хальк-эль-Уэд,оборудован во входе в Тунисский канал, ведущий в порт Тунис через озеро Тунис. Он является аванпортом порта Тунис. Вход в порт Хальк-эль-Уэд защищен с востока дугообразными Северным и Южным молами. Порт доступен для судов с осадной до 9.7 м. Суда длинной 200 м могут входить в порт при условии перемещения одной из швартовных бочек, выставляемых у причалов, предназначенных для погрузки руды. Администрация порта Хальк-эль-Уэддолжна быть извещена о заходе такого судна не менее чем за сутки до предпологаемого времени прибытия.

Акватория порта Хальк-эль-Уэд состоит из Южного и Северного бассейнов и Внешней гавани. Основные причальные сооружения порта расположены во входе в Тунисский канал, а Внешняя гавань находится на северной стороне входа в Тунисский канал.

Лоцманская служба. Лоцманская проводка в порты Хальк-эль-Уэд и Тунис для всех судов обязательна. Место встречи лоцманов расположено в 3 кбт к E от светящегося буя №1. Во время шторма от NE лоцмана можно принять на борт у Северного мола портаХальк-эль-Уэд. Заявку на лоцмана надлежит подавать через портовую радиостанцию за 30 мин до прибытия судна к святящему бую № 1. Связь с лоцманом поддерживается на УКВ, канал 16.

Ремонт. В порту можно произвести ремонт двигателей судна. Есть водолазы. Имеется эллинг для судов водоизмещением до 300т.

Снабжение. В южном бассейне у причала для танкеров можно принять жидкое топливо. Вода подведена к набережным, на рейд вода доставляется водоналивной баржей. Можно пополнить запасы продовольствия.

Станция и сигналы. Сигнальная станция с флагштоком находится вблизи лоцманской станции в 2.7 кбт от NNW от оконечности Южного мола.

Предупреждение. Судам запрещается при входе на подходный фарватер и при выходе с него пересекать кромки фарватера. Приближаясь к входу на фарватер, следует соблюдать осторожность, так как здесь могут вестись дноуглубительные работы. При северо-восточном ветре, как только носовая часть входящего судна окажется под защитой северных сооружений порта, нужно остерегаться внезапного броска носа судна вправо.

Фарватер ведущий из Тунисской бухты в порт Хальк-эль-Уэд, начинается 2.4 мили к ESE от оконечности Южного мола. Ширина фарватера 100 м. Глубина на нем 12.85 м.

Внешняя гавань для рыболовных судов, яхт т кораблей ВМС Туниса оборудована на северной стороне входа в Тунисский канал; она ограничена Северным молом и Северным пирсом. Глубины в гавани 2.2-4.4м.

Причальные сооружения. Во входе в Тунисский канал на его северной стороне оборудована северная торговая набережная длинной 1100м, которая имеет восемь причалов; глубина у причалов 8.4м. В юго-восточной части набережной расположен морской вокзал, оборудованный причалом для ролкеров.

На южной стороне канала находится причал для танкеров длинной 170 м и осадкой 8.4м, причал для судов- зерновозов валовой вместимостью 99050м³ ( 35000 рег. т. ), два причала для погрузки руды и причал для погрузки фосфатов. У этой стороны канала выставляется несколько швартовных бочек.

Глубина у южной стороны канала в Южном бассейне 11м, в бассейне, расположенном в западной части порта, 8м ( 1968г.).

Паромная переправа пересекает Тунисский канал в западной части порта Хальк-эль-Уэд. При подходе к ней суда должны подать звуковой сигнал свистком или сиреной.

Огни установлены на северной и южной сторонах канала у паромной переправы.

Якорные места находятся в 1 - 2 милях к N от входа на подходный фарватер; глубины на якорных местах 11-12м, к берегу они уменьшаются постепенно; грунт якоря держит хорошо. Якорные места защищены от западных и южных ветров.

Якорное место для малых судов находится в 9 кбт к N от входа в порт; глубина здесь 8.5 м.

Тунисский канал, ведущий через мелководное озеро Тунис от входа в порт Хальк-эль-Уэд до порта Тунис, проходит на 5 миль к

WSW; ширина его 45м. Канал углублен до 6.7 м (1986г) и доступен для судов длинной не более 144 м. О допустимой осадке судов сведения следует получит в управлении порта Тунис. Средняя часть канала наиболее широкая, здесь возможно расхождение судов.

С севера и юга Тунисский канал защищен дамбами. На южной стороне канала у западного входа в порт Хальк-эль-Уэд сооружаются причалы. Приливные течения в канале имеют скорость не более 1 узла.

Навигационное оборудование. Тунисский канал ограждается парами огней, установленными по обеим сторонам оси канала.

По оси канала ведут узкие секторы огней светящего знак оси Тунисского канала, расположенного в 9.6 кбт к WNW от конечности северного мола порта Хальк-эль-Уэд, и светящего знака Тунис, установленного на западной набережной центрального бассейна порта Тунис.

Прежде чем войти в Тунисский канал, капитан судна обязан убедиться в том, что канал свободен; об этом можно судить по отсутствию сигналов на флагштоке сигнальной станции порта Хальк-эль-Уэд.

При входе в канал через порт Хальк-эль-Уэд следует соблюдать осторожность, так как в западной части этого порта курсирует паром. При подходе к паромной переправе суда должны подать звуковой сигнал свистком или сиреной.

Максимальная скорость судна при следовании по Тунисскому каналу устанавливается для каждого судна в зависимости от его водоизмещения.

Суда должны держаться точно по оси канала. При следовании по нему в темное время суток надлежит удерживать огонь светящего знака Тунис посредине между каждой парой огней, установленным по обеим осям стороны канала. Эту рекомендацию должны соблюдать суда с осадкой 5м и более, так как ширина канала по дну меньше, чем на поверхности.