География международных туристических потоков , особености и тенденции их развития
География туристских центров
Туристский центр — это территория, располагающая туристскими ресурсами и соответствующей инфраструктурой (транспортные пути, гостиницы, рестораны, развлечения, урбанизация и т.п.) для обслуживания значительных туристских контингентов.
В туризме различают два типа географического места, которые по-разному генерируют туристскую деятельность, — отправляющие и принимающие центры.
В десятку самых успешных стран, принимающих туристов, входили Франция, Испания, США, Италия, Китай, Великобритания, Гонконг (Китай), Мексика, Германия, Австрия; страны – поставщики туристов – Германия, США, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Канада, Россия, Китай.
Мировым лидером по количеству международных туристских прибытий в дальнейшем остается Франция,. Второе место занимает Испания , далее следуют США, Тайланд и Китай.
По функциональной структуре туристские центры можно классифицировать следующим образом:
· климатические центры, предлагающие солнечные ванны, — холодные пляжи (Северное, Балтийское моря) и жаркие пляжи (Средиземное, Карибское моря);
· бальнеологические — с минеральными источниками;
· природные — с национальными парками, нетронутой природой;
· спортивные — для традиционных видов спорта (плавание, зимние виды, гольф) и центры спорта и приключений (сафари, рыбалка, Олимпийские игры);
· исторические, располагающие архитектурными памятниками (египетские пирамиды, музеи Лувр, Эрмитаж);
· религиозные, отражающие различные религиозные события и являющиеся символами веры (Иерусалим, Мекка, Лурд);
· фольклорные, основанные на национальном искусстве, праздниках, ярмарках, музыке;
· культурные, предлагающие посещение выставок, концертов, сезоны оперы, театра, кино, конференции, съезды;
· деловые и торговые, предлагающие посещение ярмарок, различных выставок, организацию деловых встреч;
· центры конгрессов, семинаров, симпозиумов, предлагающие проведение этих научных и политических форумов;
· центры развлечений — зоологические парки, казино, парки аттракционов и др.
Классификация туристских центров и территорий производится на основании данных о суммарных посещениях туристов и поступлении денежных средств (за один день в долл. США):
первая группа территорий (20-50 млн туристов) — Западная и Южная Европа (размер денежных затрат от 250 до 500 долл. одним туристом в день) и США(500- 1000 долл.);
вторая группа территорий (10-20 млн туристов) — Восточная Европа, Канада (250-500 долл.);
третья группа территорий (5-10 млн туристов) — Мексика (500-1000 долл.), Ближний Восток (500-1000 долл.), Китай (100-250 долл.);
четвертая группа территорий (1-5 млн туристов) — Карибское море (500-1000 долл.), Индия (500-1000 долл.), Юго- Восточная Азия (250-500 долл.).
По прогнозам ВТО, перспективными направлениями развития туризма в ХХI веке будут:
· Приключенческий туризм. Туристов все более заинтересовывают путешествия в не освоенные или ранее не доступные территории. Все больше будет привлекать Китай, Океания, Антарктида, полюс холода в северном полушарии, Тибет, Джомолунгма и другие территории.
· Круизный туризм. Этот сектор туризма развивается феноменальными темпами, благодаря сочетанию ряда факторов, таких как комфортабельность, престижность, информативность, доступность.
· Экологический туризм. Данный вид туризма основан на посещении и ознакомлении туристов с объектами и явлениями экологически чистой природы.
· Культурно-познавательный туризм. Туристские потоки данного типа больше сосредоточены в Европе, Азии и на Ближнем Востоке.
· Тематический туризм. Предусматривает повышенный интерес к какому-то явлению (например, флора или фауна определенной местности), северное сияние.
Наряду с этими видами туризма будет соседствовать лечебно-оздоровительный туризм, религиозный и другие.