Расчетные задачи

 

Задача 1. а) Каждый месяц цены растут на 2%. Каков ожидаемый уровень инфляции за год?

б) Уровень инфляции в марте составил 2%, в апреле – 1%, в мае – 3%. Каков индекс инфляции за рассматриваемый период?

 

Задача 2. Определить отпускные цены на модели А и В методом балльных оценок. Средняя рыночная цена товара равна 60 у.е. Все данные отражены в таблице 5.23.

Табл. 5.23

Фактор Вес Экспертная оценка
А В
Удобство пользования 0,45
Дизайн 0,35
Упаковка 0,2

Пояснение к решению задачи.

Зная среднюю рыночную цену товара, необходимо определить среднюю рыночную цену одного балла по формуле:

ср. рыночная цена одного балла = ср. рыночная цена товара : ср. экспертная оценка

На основании средней рыночной цены одного балла и определяется отпускная цена модели:

Отпускная цена модели = ср. рыночная цена одного балла х сумма баллов модели

 

Задача 3. Объем продаж равен 1000 единиц товара, цена реализации единицы продукции 60 у.е., а переменные затраты на единицу продукции – 35 у.е. Предполагаемое повышение цены реализации на 10% не создает дополнительных постоянных и переменных затрат. Определить процент безубыточного изменения объема продаж.

 

Задача 4. Рассчитайте точку безубыточности в стоимостном и натуральном выражении для предприятий логистической системы, если известно, что постоянные издержки составляют 1,28 млн. ден. ед., фактический материалопоток равен 3500 ед. товара, цена единицы материалопотока – 630 ден. ед., переменные издержки на осуществление единицы материалопотока – 340 ед.

Пояснение к решению задачи.

В стоимостном выражении точка безубыточности определяется по формуле:

, (5.3)

где – значение точки безубыточности;

– соответственно, постоянные и переменные издержки на материальный поток, ден. ед.;

– объем материального потока, ден. ед.

В натуральном выражении точка безубыточности определяется по формуле:

(5.4)

где – материальный поток в точке безубыточности, ед.

– цена единицы материалопотока, ден. ед.

Для решения задачи следует первоначально определить значение выполненного материалопотока в стоимостном выражении ( ):

(5.5)

где – выполненный материалопоток, ед.

 

Задача 5. Рассчитайте экономический эффект от рекламной компании по дегустации новой марки коньяка в ресторане «Репортер-Ностальжи». Торгово-посредническая компания «Лудинг» затратила на рекламную презентацию 1,32 млн. у.е. Торговая наценка на коньяк принята – 30%. Информация о товарообороте приведена в табл. 5.24

Табл. 5.24

Период Число дней Товарооборот тыс. у.е. Среднедневной оборот тыс. у.е. Темп роста, %
До проведения рекламы  
После проведения рекламы 255,6

Пояснение к решению задачи.

Экономический эффект от рекламной компании определяется по формуле:

(5.6)

где – экономический эффект от рекламного мероприятия, у.е.;

– среднедневной оборот в дорекламный период, у.е.;

– прирост среднедневного товарооборота, %;

– число дней учета товарооборота в послерекламный период;

– торговая наценка на товар, %;

– затраты на рекламу.

 

Задача 6. Предельная торговая надбавка для товара «А» равна 20%.

Какова доля торговой скидки в розничной цене?

Пояснение к решению задачи.

Розничная цена состоит из цены закупки товара у поставщика и торговой скидки (надбавки):

(5.7)

 

Задача 7. Примите планово-управленческое решение – имеет ли смысл заниматься посреднической деятельностью, если ваша цена закупки равна 100 тыс. у.е.; издержки обращения составляют 50 тыс. у.е.; минимальная приемлемая рентабельность – 20%; максимально возможная цена реализации – 180 тыс. у.е.?

Пояснение к решению задачи.

Для принятия решения необходимо прежде всего вычислить посредническое вознаграждение, абсолютную величину прибыли, затем уровень рентабельности и обосновать ответ.

 

Задача 8. Примите решение по выбору канала распределения товара по критерию эффективности (млн. руб.).

а) канал нулевого уровня:

· расходы содержания собственной розничной торговой сети – 150;

· издержки обращения – 100;

· прибыль от реализации товара – 500.

б) одноуровневый канал (использование посредника – розничной торговли):

· издержки обращения (оплата труда продавцов, транспортировка товара, хранение, расфасовка, упаковка, комплектация) – 60;

· прибыль – 30.

в) двухуровневый канал (использование оптового и розничного посредника):

· издержки обращения – 40;

· прибыль – 120.

 

Задача 9. Объем реализации товара фирмы А – 6000 ед., фирмы В – 3600 ед. Точка безубыточности продуктов фирмы А и В соответственно 5848 у.е. и 3509 у.е. Удельная прибыль продуктов А и В составляет соответственно 54 у.е. и 24 у.е. за единицу.

Определите возможную прибыль или убыток.

 

Задача 10. Годовой спрос Д = 1200 единиц, стоимость подачи заказа (определение нужного объема заказа, оформление счет-фактур, проверка партии на количество и качество, перемещение запасов на хранение). Со = 50 ден. ед. / заказ, закупочная цена С = 60 ден. ед. / единицу, годовая стоимость хранения одной единицы составляет 35% ее цены. Можно получить скидку 5% у поставщиков, если размер заказа будет не меньше 90 единиц. Стоит ли воспользоваться скидкой?

 

Задача 11. Рассчитайте количество поставок в месяц, если стоимость товара – 80 у.е.; месячный оборот склада по данной позиции – 1000 ед. товара; доля затрат на хранение – 5% от его цены; транспортно-заготовительные расходы, связанные с реализацией и доставкой товара - 0,5 тыс. у.е.

Пояснение к решению задачи.

При решении задачи используйте формулу Уилсона, которая определяет оптимальный размер единовременно доставляемой партии товара:

(5.8)

где – оптимальный размер партии товара;

– месячный оборот склада по данной позиции;

– транспортно-заготовительные расходы;

–доля затрат на хранение, %.

 

Задача 12. Предприятие рассматривает вопрос о выборе одного поставщика из трех (А, В, С). Все данные отраженные в таблице 5.25.

Табл. 5.25

Фактор Вес А В С
Качество 0,4
Цена 0,2
Соблюдение условий поставки 0,4

Выбрать поставщика с помощью метода взвешенных оценок.

Задача 13. Годовой спрос на комплектующие детали Д = 400 единиц, стоимость подачи заказа Со = 40 ден. ед. / заказ (затраты на подготовительно-заготовительные операции, не зависящие от объема заказа). Издержки хранения одной единицы Сh = 250 ден. ед. / год, время доставки 6 дней, 1 год = 250 рабочих дней.

Найти оптимальный размер заказа, издержки, уровень повторного заказа, число циклов / заказов за год, расстояние между циклами.

Пояснение к решению задачи.

Предпосылки управления запасами: спрос равномерный и постоянный; время поставки постоянно; отсутствие запасов не допустимо; каждый раз заказывается постоянное количество – оптимальный размер заказа.

Издержки = подача + хранение = заказа (5.9)

где – оптимальный размер заказа;

– средний объем хранимого запаса.

Решением этой оптимальной задачи будет значение:

(5.10)

 

Задача 14. Определите объем перевозок с предприятий оптовой торговли, если известно, что: товарооборот склада составляет 150 млрд. руб.; объем перевозок, отнесенных к 1 млрд. руб. товарооборота, - 2748 т / млрд. руб.; плановый и расчетный уровень механизации соответственно равен – 0,85 и 0,83; плановый и расчетный удельный вес децентрализованных перевозок составляет – 0,15 и 0,11.

Пояснение к решению задачи.

Для определения объема перевозок с предприятий оптовой торговли используется формула:

(5.11)

где – прогнозируемый объем перевозок с предприятий оптовой торговли, тн.;

– удельный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млрд. руб. товарооборота склада, тн/млрд. руб.

– товарооборот склада, млрд. руб.

Удельный показатель объема перевозок, который приходится на 1 млрд. руб. товарооборота ( ), определяется по формуле:

(5.12)

где – расчетный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млрд. руб. товарооборота, тн.;

– плановый и расчетный уровни механизации погрузочно-разгрузочных работ;

– плановый и расчетный удельный вес децентрализованных перевозок.

 

Задача 15. На плановый период производственная программа предприятия предусматривает выпуск 15360 изделий. Рассчитать объем закупок материальных ресурсов, если их расход на одно изделие составляет 1,1 кг, переходящие запасы равны 1750 кг, в том числе страховой запас равен 1683 кг (10% от потребности предприятия в материальных ресурсах).

Пояснение к решению задачи.

Объем закупок на определенный период определяется по формуле:

(5.13)

где – объем закупок материальных ресурсов, тн.;

– потребность фирмы в материальных ресурсах, тн.;

– запасы (остаток) материала на складе на начало периода, тн.;

– запас материала на складе на конец периода, тн.;

– заказанная поставщику, но не поступившая на склад снабжения предприятия партия материала, тн.

 

Задача 16.Рассчитайте общий объем находящихся в процессе транспортировки товарно-материальных запасов, если известно, что средний спрос на товар в день составляет 1200 изделий. По договору поставка товара осуществляется через каждые 10 дней.

 

Задача 17. В табл. 5.26 даны сведения о деятельности отдельной структуры маркетинга. Требуется оценить эффективность работы каждого подразделения.

Табл. 5.26