Актуальность темы исследования
Степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения некоторой проблемы, вопроса, задачи (1-2 страницы).
Направления характеристики актуальности:
· Неизученность выбранной темы: заполнение пробела
· Возможность решения определенной практической задачи, которая до сих пор не решалась или решалась неэффективно
· И то, и другое
Цель или проблема исследования
Цель – образ будущего, что мы хотим получить при проведении научного иссследования.
Проблема – вопрос на границе известного и неизвестного. Поставить проблему – значит выйти на эту границу. Научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Проблема имеет несколько решений.
Понятийный аппарат научного исследования включает или цель, или проблему.
Объект и предмет исследования
Объект исследования – некоторая совокупность, процессы или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Существуют варианты определения объекта и предмета:
· Объект и предмет соотносятся как целое и часть. Объект – шире, предмет – уже, находится в границах объекта. Предмет определяет тему исследования
· Объект – некоторая совокупность вещей, процессов, явлений, а предмет– то, что у них изучается.
Гипотеза и задачи исследования
Гипотеза – предполагаемое решение проблемы. Требования к гипотезе: не должна содержать понятий, которые не уточнены; должна быть проверяема при помощи имеющихся методов.
Задачи исследования – исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели, решения проблемы, проверки сформулированной гипотезы.
Методика исследования
Методика характеризует методы, условия и объекты исследовательских действий.
Научная новизна
Новизна может быть субъективной (для самого исследователя) и объективной (новизна для общества).
Кандидатская диссертация
Предполагает обязатель-
Ное наличие объек-