РАБОТА В ЗЕМСКИХ БОЛЬНИЦАХ 33 страница

Стучу в дверь.

-- Кто там? -- слышится голос Ивана.

-- Миронов моя фамилия.

-- Слава! -- дверь распахивается. -- Заходи!

Потом он позвал еще одного общего приятеля Серегу Мазлова. Мы выпили

все спиртное, я сидел и говорил, говорил, надо было выговориться. А потом

они пошли меня провожать. По дороге взяли еще бутылку коньяка. Возле вагона

выпили ее прямо из горлышка, без закуски. В вагон какие-то нерусские

пытались погрузить тюки с товаром. По внешнему виду очень напоминали

чеченцев. Проводница кричала на них, чтобы шли к бригадиру поезда, и

договаривались с ним. Они совали ей деньги, она кричала на них. Я не

выдержал:

-- Что ты кричишь на них! Сейчас мы отберем товар, а самих спустим под

колеса. Они же духи!

-- Слава! Ты что говоришь?! -- оборвал меня Иван. -- Успокойся, все,

война закончилась.

-- Извините, мужики, не могу так быстро перестроиться.

Они посадили меня в вагон. Я проспался, и вот подъезжаю к самому

прекрасному, самому любимому городу. Вот они, мои любимые красные сопки. Вот

часовня. Господи! Я дома! Бесполезно говорить, что испытывал в тот момент.

Восторг, счастье, умиление -- не хватит эпитетов в русском языке для

перечисления всего.

На вокзале меня встречал Кострин. Мы обнялись, я не смог сдержать

чувств и прямо на перроне заплакал. Алексеевич, который старше меня, тоже не

смог сдержать себя. И вот мы как два идиота стояли посредине перрона и,

обнявшись, всхлипывали. Потом поехали к нему на работу, что напротив

Детского мира и распили пару бутылочек шампанского.

Затем он повез меня домой. Сердце учащенно билось. Я испытывал

непонятный страх. Взлетел на третий этаж на одном дыхании и позвонил в

дверь.

Залаяла моя собака и дверь распахнулась, на пороге стояла самая

прекрасная, самая любимая женщина -- моя жена.

 

 

 

Задача данного предисловия менее всего литературная. Слабые и сильные

стороны повествования Вячеслава Миронова оставим критикам.

Мне важно понять, что произошло с русским боевым офицером, с русской

армией на исходе ХХ века - на фоне трехсотлетней военной истории России.

С петровских времен армия играла в политической, экономической,

социально-психологической жизни нашей страны такую значительную роль, что

без понимания ее судеб, особенностей ее сознания, ее представлений,

невозможно понять судьбу страны и народа.

Можно сколько угодно говорить о пагубности милитаризации русской жизни

- и это чистая правда! - но бессмысленно игнорировать реальное положение

вещей: еще долго проблема военного человека будет одной из ключевых проблем

нашего общественного сознания.

Афганская и чеченская войны сделали эту проблему особенно острой.

Для того, чтобы понять происходящее в этой сфере, нужен материал,

которому можно доверять. И это, прежде всего, свидетельства участников

событий.

Исповедь капитана Миронова - из этого пласта материала.

Я не случайно употребил слово "исповедь". Это не просто воспоминания о

пережитом и увиденном. Это явная попытка извергнуть из своего сознания, из

своей памяти то самое страшное, порой - отвратительное, непереносимо

жестокое, что не дает человеку жить нормальной человеческой жизнью. Ведь

"жанр" исповеди в его изначальном - церковном варианте, - необходимость

очиститься от худшего, греховного, что происходило с исповедующимся.

Исповедующийся искренне - всегда жесток к себе. Есть серьезные подозрения,

что Жан-Жак Руссо в своей знаменитой "Исповеди" приписал себе постыдные

поступки, которых не совершал, чтобы его исповедь стала образцом жанра

саморазоблачения человека вообще, а не только конкретного Жан-Жака.

Книга капитана Миронова - страшная книга. Ужас античеловечности сгущен

в ней до предела. И неважно - происходило ли все это с самим автором или он

вбил в свой сюжет и опыт других. В любом случае - это безжалостная к себе и

миру исповедь русского офицера эпохи российско-чеченской трагедии.

Словосочетание "капитан Миронов" неизбежно будит литературную

ассоциацию (не знаю, рассчитывал ли на это автор) - "Капитанская дочка",

комендант Белгородской крепости капитан Миронов, честный служака,

беспредельно верный присяге. Но к этому капитану мы еще вернемся.

Повествование Вячеслава Миронова - в некотором роде энциклопедия не

только чеченской войны, но и боевых ситуаций и персонажей вообще. Тут и

прорыв небольшой группы сквозь контролируемую противником территорию, и бой

в окружении, и бессмысленно кровопролитные, преступно неподготовленные

атаки, и вороватый интендант, и хлыщ из Генштаба, и захваченный в плен

предатель-перебежчик, и боевое братство...

И все это приобретает фантастический колорит, когда осознаешь, что

действие разворачивается в пределах одного города - Грозного, -

превратившегося в какое-то подобие "зоны" из "Пикника на обочине"

Стругацких, пространства, вчера еще мирного, жилого, заполненного обычными

домами, предметами, но в котором сегодня может произойти все что угодно...

Стараясь писать "правду и только правду", Миронов, тем не менее, не

может избежать боевого молодечества, жутковатой романтизации происходящего.

Но это только придает психологической достоверности. Очевидно, это

неизбежный элемент ретроспективного самовосприятия сражающихся людей. Без

этого память о кровавом кошмаре была бы невыносимой.

Прекрасно знающий страшную суть войны, тонкий и интеллектуально мощный

Лермонтов, автор горького и мудрого "Валерика", в письме с Кавказа к

московскому приятелю писал: "У нас были каждый дела, и одно довольно жаркое,

которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2 000 пехоты, а их до 6

тысяч, и все время дрались штыками. У нас убыло 30 офицеров и до 300

рядовых, а их 600 тел осталось на месте, - кажется хорошо! - вообрази себе,

что в овраге, где была потеха, час после дела еще пахло кровью... Я вошел во

вкус войны..."

Если сопоставить повествование капитана Миронова с воспоминаниями

участников Кавказской войны XIX века, то открывается множество ситуационных

совпадений. Причем совпадений принципиальных.

Вот картина самосуда солдат над снайпером, перебежчиком из российской

армии к чеченцам, описанная Мироновым: "Метрах в тридцати от входа в подвал

стояли плотной стеной бойцы и что-то громко обсуждали. Я обратил внимание,

что ствол пушки танка как-то неестественно задран вверх. Подойдя ближе, мы

увидели, что со ствола свисает натянутая веревка. Бойцы, завидев нас,

расступились. Картина открылась страшная, - на конце этой веревки висел

человек, лицо его было распухшим от побоев, глаза полуоткрыты, язык

вывалился, руки связаны за спиной."

А вот что записал в дневнике в августе 1859 года русский офицер,

участник пленения Шамиля, после штурма аула Гуниб: "По дороге ниже первого

завала валялось много убитых мюридов. Они остались на тех местах, где

происходили схватки их с ширванцами (солдатами Ширванского полка. - Я.Г.)

Один из трупов, разутый, с потрескавшейся кожей, был обожжен. Это беглый

солдат, вероятно артиллерист, который стрелял по ширванцам, когда те шли в

гору; найдя его при орудии, ширванцы избили его прикладами до полусмерти,

зажгли на нем платье, и он обгорел совершенно. Несчастный получил награду по

заслугам!"

Разница только в том, что в 1995 году самосуд надо было оправдать и в

официальном документе повешенный снайпер "умер от разрыва сердца, не вынеся

мук совести", а сожженный в августе 1859 года артиллерист абсолютно никого

не интересовал - расправа на месте с перебежчиками была законным делом.

Миронов описывает как характерную ситуацию ужасающий по кровавой

бессмысленности штурм знаменитой площади "Минутка" в Грозном, спланированный

упрямым и безжалостным командованием.

Но подобные же ситуации постоянно встречаются и в мемуарах офицеров той

Кавказской войны. Будущий военный министр и реформатор русской армии Дмитрий

Милютин, молодым офицером получивший боевое крещение на Кавказе, с

бесстрастной жестокостью рассказал о штурме чеченского укрепления -

Сурхаевой башни - отрядом генерала Граббе, одного из наиболее известных

завоевателей Кавказа: "Горцы защищались с отчаянной отвагою. Кровопролитный

бой длился несколько часов; одна рота сменяла другую. Больно было видеть,

как бесплодно гибли люди в безнадежной борьбе, но генерал Граббе упорствовал

в своем намерении взять башню приступом... К середине дня страшный бой

временно притих, как будто от изнеможения обоих сторон. Егеря наши томились

от зноя и жажды на голой скале. В 4 часа генерал Граббе приказал возобновить

приступ свежими войсками. Двинуты были батальоны Кабардинского полка,

знаменитого своей беззаветной храбростью и воинственным духом, но под

впечатлением испытанных в течение целого утра неудач, кабардинские егеря шли

неохотно на убой. Новая попытка приступа осталась столь же безуспешною, как

и прежние. С наступлением темноты передовые части войск были отведены с

облитого кровью утеса."

Можно множить и множить прямые параллели между между нынешней чеченской

войной и войной позапрошлого века. Можно приводить исторические примеры

генеральского авантюризма и пренебрежения к солдатским жизням, примеры

критического отношения боевых офицеров к действиям высшего командования. То

есть всего того, о чем с такой страстью пишет наш современник капитан

Миронов.

Но между психологическим климатом этих двух войн есть и принципиальные

различия - и это главное.

Во-первых, это - бескомпромиссная ненависть к противнику. Никаких

человеческих чувств по отношению к сражающимся боевикам Миронов и его

товарищи не испытывают. Это - ВРАГ. И только.

Полтора века назад при всей ожесточенности противоборства

психологическая атмосфера была иной. Полковник Константин Бенкендорф в

воспоминаниях фиксирует парадоксальные, на нынешний взгляд, ситуации. Во

время наступления на какую-то высоту русские солдаты услышали, что ее

защитники горцы громко молятся, призывая Аллаха. - "Солдаты же, прежде чем

броситься в атаку, приостановились, и слышно было, как они говорили:

"Нехорошо, Богу молятся!" Во время изнурительного похода, перед смертельной

схваткой, русский солдат испытывает неловкость оттого, что приходится

прервать молитву противника - "Нехорошо, Богу молятся!"...

Тот же Бенкендорф рассказывает удивительный эпизод: "Однажды, в один

базарный день, возникла ссора между чеченцами и апшеронцами (солдатами

Апшеронского полка. - Я.Г.), куринцы (солдаты Куринского полка. - Я.Г.) не

преминули принять в ней серьезное участие. Но кому они пришли на помощь?

Конечно, - не апшеронцам! "Как нам не защищать чеченцев, - говорили

куринские солдаты, - они наши братья, вот уже 20 лет как мы с ними деремся!"

В ходе многолетней войны возникло парадоксальное чувство родства -

"братства" - с противником. Ничего подобного мы не найдем в повествовании

капитана Миронова. Там есть признание высоких боевых качеств противника, но

ни о каком уважении, тем более о чувствах, которые испытывали к чеченцам

куринцы, солдаты одного из самых героических кавказских полков, и речи нет.

Разумеется, боевики Дудаева и Басаева, сражающиеся за бесконтрольность

территории, вчерашние советские генералы, офицеры, партийные и комсомольские

работники, ставшие в одночасье воинами ислама, это не горские рыцари, не

представлявшие себе иной жизни, кроме той, которой они жили веками, жизни,

основанной на высокой личной независимости.

Но принципиально изменилось и сознание русского офицера. Офицер XIX

века мог критиковать пагубные распоряжения своих генералов, мог презирать

кого-то из этих генералов, но того тотального неприятия к "высшим", которое

демонстрирует капитан Миронов - и он в этом не одинок! - в то время и

представить себе было нельзя.

Кавказский офицер мог саркастически относиться к конкретным приказам,

идущим из Петербурга, где весьма туманно представляли себе кавказскую

реальность. Но выполнение своего долга перед империей и императором было для

него чем-то абсолютно непререкаемым. Да простится мне невольный каламбур -

это был нравственный императив.

Участник той Кавказской войны - генерал ли, офицер ли, солдат ли, - не

задавался гамлетовским вопросом о смысле войны. Он был послан расширять

пределы империи и отстаивать интересы этой империи. И этого было достаточно.

Для кавказских "коренных" полков Кавказ был домом. Люди проводили там

десятилетия, а иногда и всю жизнь. "Кавказцы", по утверждению одного из них,

составляли "особую партию или союз, но это союз в лучшем смысле слова, союз

уважаемый и благотворный, так как основанием его является глубокое знание

края и любовь к нему все того же края." Разумеется, это точка зрения

русского офицера, которую вряд ли бы разделили наибы Шамиля. Но как

отличается она от позиции капитана Миронова и его товарищей.

Я пишу это вовсе не в укор автору "исповеди" и его соратникам. Они -

жертвы нашей безжалостной истории. Они - солдаты, выполняющие страшной ценой

свой долг, но потерявшие ориентиры - в чем смысл их подвигов, их мучений, их

жертвенности, их жестокости к противнику?

Комендант Белгородской крепости капитан Миронов два с лишним века назад

бестрепетно пошел на казнь, но не изменил присяге, которая не подлежала ни

анализу, ни сомнению, ни обсуждению. Это была данность. Не в том дело -

хорошо это или плохо. Так было.

Сегодняшний капитан Миронов истерзан рефлексией. Он не верит никому

кроме ближайших боевых товарищей. Эта мука дезориентированности, внутренней

растерянности стократ увеличивает ожесточение, которое вымещается на

противнике - как реальном, так и предполагаемом - им может оказаться и

оказывается любой чеченец.

Является ли повествование абсолютным диагнозом происходящего? Не думаю.

Положение значительно сложнее. Психологическая модель, предложенная автором,

насколько я понимаю, не всеобъемлюща. Но "исповедь" капитана Миронова -

безусловное свидетельство глубокого кризиса взаимоотношений в армии, кризиса

представлений о задачах государства, свидетельство разрушения представлений

о задачах государства, свидетельство разрушения психологической иерархии в

армии. Это началось в Афганистане и достигло апогея в Чечне. При том, что

для России с ее историей, которую невозможно отменить или зачеркнуть, армия

и ее проблемы - существеннейший фактор общественного самосознания.

Невозможно триста лет быть военной империей и за десятилетие обернуться

государством с доминирующим гражданским обществом. Это процесс долгий и

трудный.

Российско-чеченский кризис - одно из порождений этого мучительного

процесса. И здесь не может быть вины одной стороны.

Яростное, горькое, жестокое - иногда отталкивающе жестокое, -

повествование капитана Миронова есть симптом тупиковости того положения, в

котором оказались и Россия, и Чечня. Слишком многое происшедшее за эти годы

вопиет к отмщению.

Кто ответит за гибель Майкопской бригады, с душераздирающими

подробностями описанную Мироновым? Кто ответит за всю бездарность и

безответственность начального этапа первой чеченской войны? Дело не в

судебных приговорах. Дело в беспристрастном анализе происшедшего.

Кто ответит за насилия над мирным населением, увы, реально

происходившие и происходящие?

Но кто ответит и за безумную авантюру вооруженной чеченской элиты,

спровоцировавшей войну, приведшую свой несчастный народ под бомбы и снаряды

российской армии? Кто ответит за маниакальное упорство радикалов, готовых

воевать до последнего чеченца на территории Чечни?

Здесь нет надобности и возможности анализировать все аспекты

происходящей трагедии. Но надо осознать ее глубину и понять, что выход из

кровавого тупика в возвращении к фундаментальным постулатам, внятным некогда

многим русским офицерам. Главный из которых - признание друг друга ЛЮДЬМИ. И

только в этом случае может сработать известная и проверенная технология

замирения.

И главный урок, который несет в себе повествование Миронова -

безысходность расчеловеченности. И это относится далеко не только к

чеченской войне.

 

Я. Гордин

 

"О Мать моя, поруганная, презираемая Мать, Святая Церковь Христова!
Ты сияла светом правды и любви, а ныне что с тобой? Тысячи и тысячи храмов твоих по всему лицу земли Русской разрушены и уничтожены, а другие осквернены, а другие обращены в овощные хранилища, заселены неверующими, и только немногие сохранились. На местах прекрасных кафедральных соборов — гладко вымощенные пустые площадки или театры и кинематографы. О Мать моя, Святая Церковь! Кто повинен в твоем поругании? Только ли строители новой жизни, церкви земного царства, равенства, социальной справедливости и изобилия плодов земных? Нет, должны мы сказать с горькими слезами, не они одни, а сам народ. Какими слезами оплатит народ наш, забывший дорогу в храм Божий? " — так говорил архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) .
Книга, которую вы видите, имеет своей целью познакомить вас со светлой личностью архиепископа Луки, профессора хирургии, лауреата Государственной премии. На его долю выпало то, что пережил любой русский православный архиерей первой половины XX века: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки.
Пройдя весь этот коммунистический ад, архиепископ Лука остался верен исповеданию Истины, и, где бы он ни был: в застенке, на кафедре, за операционным столом — он был носителем слова: Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах (Мф. 5; 16) .
Теперь, когда Русь пробуждается и вновь воскресает, милостью Божией пришло время прозвучать слову Владыки Луки. Еще при его жизни чиновники из отдела по делам религии предлагали издать некоторые проповеди, при условии, что оттуда будут изъяты все места, обличающие безбожие. Архиепископ Лука с негодованием отказался. Многие годы талантливые проповеди лежали под спудом и были доступны небольшому кругу читателей, лишь отдельные слова с сокращениями публиковались в "Журнале Московской Патриархии". Но слово Божие не вяжется (II Тим. 2; 9) . Уместно здесь привести ответ известного русского религиозного философа И.А. Ильина на вопрос, почему он не публикует свои работы. Иван Александрович сказал: "Если мои книги нужны России и Богу, их узнает Россия, а если они не нужны России, то они не нужны и мне".
Волей Божией настал час, и вот вы держите в руках книгу. С ее страниц звучит живой голос святителя, исповедника, врача, человека, принесшего себя в живую жертву Богу и ближним. Пусть же этот голос достигнет вашего сердца и отзовется в нем решимостью последовать идеалам, которые всей своей жизнью проповедовал Владыка Лука.
Многие в наши дни говорят о гибели России, многие желали бы видеть ее конечное разрушение, чтобы не было больше Святой Руси, и сама память о ней изгладилась бы бесследно из сердец человеческих. Но вот строчки, написанные нашим святым соотечественником, равноапостольным Николаем, архиепископом Японским (+1912 г. ): "Жизнь и отдельного человека, тем более, каждого народа и, несомненно, всего человечества проходит периоды, назначенные ей Творцом. В каком же возрасте теперь человечество со времени рождения его в новую жизнь? О, конечно, еще в юном! Две тысячи лет для такого большого организма совсем небольшие годы. Пройдут еще многие тысячи лет, пока истинное Христово учение и оживотворяющая благодать Святого Духа проникнут во все члены этого организма. Правда Божия сего требует. Истина Христова всею своею силою должна войти в человечество и произвести полное свое действие" (письмо от 10 ноября 1909 г.).
"...Что до родимого нашего русского народа, к которому мы имеем честь и счастие принадлежать, то я тоже твердо убежден, что он еще на пороге своей исторической жизни, и что сомневаться в его будущем и, тем более, отчаиваться за него просто грех..." (письмо от 2 апреля 1910 г.).
"А нам разве не видится или, по крайней мере, не грезится светлое будущее России? Ужели Господь создал такой многочисленный народ и вместе такое необъятное тело Церкви только для того, чтобы отдать его на съедение червям? Разве Россия развила все свои силы на таланты, заложенные в ее организме, и изжила их? Нет, по всем признакам она молодое историческое тело, возрастающее на смену стареющих организмов. Думать иначе было бы хулою на Промысл Божий" (10 июня 1911 г. ) [Архиепископ Никон (Рождественский) "Мои дневники", М. , 1914 г.] Это было написано уже после кровавых ужасов 1905 г., после "репетиции революции".
А святой Патриарх-исповедник Тихон пророчествовал: "Как быстро и детски доверчиво было падение народа русского, развращаемого много лет несвойственной нашей христианской стране жизнью и учениями, так же пламенно и чисто будет раскаяние его, и никто не будет так любезен сердцу народному, как пастырь родной его Матери-Церкви, вызволившей его из египетского зла". Есть немало других свидетельств угодников Божиих о том, что России предстоит еще расцвет и величие, и что далеко еще не конец.
Пусть же на горизонте вновь возрождающейся Руси, восстающей из праха и тлена забвения, в который поверг ее грех, в созвездии великих людей: новомучеников, исповедников, преподобных, святителей и праведников — загорится еще одна звезда — архиепископ Лука. И пусть свет этой звезды пройдет через мрачный туман человеческой злобы и бесчувствия и достигнет нас, неся с собой благодатное тепло, являющееся в сердце всякого, кто последует за Господом, взяв свой крест и не оглядываясь назад (Мф. 16; 24) .
О, паче слова и превыше похвал святых страстотерпцев подвига! Злобу убо лютых отступников и наглое иудейское неистовство претерпеша, веру Христову противу учений мира сего, яко щит, держаще и нам образ терпения и злостраданий достойно являюще. [Служ6а всем святым, в земли Российской просиявшим. Минея. Май, III ч. , Москва, 1987].
В последнее время, к сожалению, публикуется множество различной псевдодуховной литературы. В частности, повествования сподвижниках, в основе которых лежат некоторые факты из жизни людей действительно святых. Однако, эти факты часто искажаются или являются недостоверными. Вполне понятно, что жизнь любого чем-то знаменитого человека обрастает легендами и вымыслами. Поэтому свт. Димитрий Ростовский о своих Четьях-Минеях писал: Да не будет ми лгати на святого.
Публикуемые жизнеописания поражают обилием невероятных событий. Вместо истинного пути жизни подвижника, полного невидимых и непонимаемых миром трудов покаяния и внутренней борьбы со страстями, простосердечному читателю предлагаются "православные чудеса в XX веке", напоминающие сказки братьев Гримм и Шарля Перро. В книгах таких воспеваются телесные подвиги: непомерные посты, бдения, ношение вериг — и никакого понятия не дается о подвиге душевном, все христианство сводится к неядению и неспанию. Читателю предлагается искаженное, в католическом духе, понимание святости. Тем более это опасно, что речь идет действительно о великих подвижниках и святых людях. Когда ложь перемешана с правдой, она особенно пагубна, как яд трудно, или даже почти невозможно заметить в здоровой пище.
Такое чтение уводит человека с пути покаяния, завещанного Святыми Отцами Православной Церкви, в мечтательность, которая, по словам тех же Отцов, есть "легчайшая брань сатаны"; это чтение вызывает нездоровую экзальтацию. Те, кто пытается в своей духовной жизни руководствоваться вышеозначенными "подвигами" и "чудесами", легко впадают в прелесть, другие же, напротив, отходят от Православия, соблазнившись примитивным и поверхностным содержанием прочитанных книг, видя вместо православной святоотеческой духовности сусальное псевдоподвижничество. Один священник рассказывал, что к нему пришел человек, который после прочтения книг "Отец Арсений" и "Старец Захария" перестал ходить в церковь.
Тем более печально, что роман "Отец Арсений" продолжает издаваться, переиздаваться, пользуется большой популярностью, и нигде не сказано, что это художественное произведение. Люди неискушенные принимают его за действительное жизнеописание святого старца. Огромной популярностью пользуются и непроверенные рассказы об истинных подвижниках благочестия: блаженной Матронушке, схимонахине Рахили Бородинской, иеросхимонахе Феодосии из Минеральных Вод, старце Ионе Ионовского Киевского монастыря, Владыке Серафиме Соболеве, блаженном Феофиле.
Во все века духовность связана была прежде всего с крестоношением. "Святые — это не какие-то Божии "любимчики", а люди, о которых Господь провидел, что они понесут крест святости, поэтому Он избрал их и даровал нести этот крест", — говорил в проповеди архим. Венедикт (Пеньков) . Проидохом сквозе огнь и воду и извел еси ны в покой (Пс. 65; 12) .
Особенно же это относится к нашему времени. Отцы древности предсказывали о нем: "Те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди их знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением и в царствии небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями; потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей, побуждали их с усердием стремиться на подвиги" [Св. Нифонт Цареградский, "Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни", репринт М. 1993, с. 495].
Святые отцы Египетского скита говорили: "Что сделали мы? " Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: "Мы исполнили заповеди Божии". Спросили его: "Что сделают те, которые будут после нас? " — "Они, — сказал авва, — примут (будут исполнять) делание вполовину против нас". Еще спросили его: "А что сделают те, которые будут после них? " Авва Исхирион отвечал: "Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и Отцов наших"[Алфавитный патерик.].
Не чудеса и знамения, а крестоношение — признак духовности нашего времени. Святость XX века — это ежедневное мученичество. Автобиография архиепископа Луки — лучшее доказательство этого. "Я полюбил страдание", — писал он в одном из писем. Такими словами мы решили назвать книгу его воспоминаний. В этих словах весь жизненный путь настоящего подвижника нашего времени. Он не сотворил знамений и чудес, но на страницах биографии мы видим постоянное водительство Промысла Божия, являвшее себя не только естественным путем.
Мы приносим благодарность администрации Синодальной библиотеки, предоставившей рукопись "Автобиографии". Мы пользовались также книгой М. Поповского "Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга" (YMKA-PRESS, Париж, 1979 г. ) . Хотя автор книги, по всей видимости, человек далекий от религии и Церкви, многие приведенные им документы уникальны, поэтому мы опубликовали их в Примечаниях к "Автобиографии".
Благодарим А. Б. Воробьева, оказавшего помощь в художественном оформлении этого издания.
В настоящее время в Крымской епархии собираются материалы для канонизации архиепископа Луки. Всем, имеющим какие-либо документы, свидетельства или воспоминания, связанные с жизнью и деятельностью Владыки Луки, просьба обращаться в Крымское епархиальное управление:
Украина, 333023, Симферополь, ул. Одесская, 12.

Редакция.