ОБУЧЕНИЕ НА ПОДСОБНЫХ СНАРЯДАХ
Это более высокий этап овладения структурой приемов, имеющий качественное отличие от предыдущей формы обучения: здесь, занимающийся впервые знакомится с понятием «дистанция» и «тактильными ощущениями», связанными с соприкосновением оружия с целью. Появление определенной цели и задачи позволяет совершенствовать точность и величину мышечных напряжений для нанесения уколов, ударов с различных расстояний и позиций, а наличие, пусть даже условного, бездействующего противника обязывает бойца представлять противника, противодействовать ему, т.е. элементарно тактически мыслить.
Для занимающихся рапирой и шпагой применяется настенная мишень, подвешенная на уровне поражаемой поверхности фехтовальщика, находящегося в боевой стойке или в положении выпада. Более высокое расположение мишени ведет к неверной работе вооруженной руки, подниманию гарды оружия вверх, сопровождающемуся перенапряжением дельтовидной мышцы вооруженной руки и нарочитым открытием всей поражаемой поверхности при ответных действиях партнера, что встречается довольно часто в обучении.
На настенной мишени буквами или цифрами обозначены круги радиусом 5 см, сделанные из более прочного материала, чем обивка мишени (кожа, многослойный брезент и т.п.) (рис. 4). Для отработки уколов шпажиста необходимо объемное чучело с ногой и рукой (рис. 5), дополнительными кругами на бедре, ступне и руке; для саблистов — то же чучело с дополнительной маркировкой в виде горизонтальных прямоугольников шириной 6—8 см на боках и маске (рис. 6).
Если на мишенях и чучелах можно изучать и совершенствовать все начальные приемы фехтования, то на подсобных снарядах с дополнительным приспособлением в виде клинка соответствующего оружия можно длительное время отрабатывать без непосредственной помощи со стороны тренера большинство боевых действий, добиваясь вариативного их исполнения. Для этого необходимо выполнять действия с различных дистанций, из различных позиций, соединений и т. д. Даже такими сложными по структуре приемами, как захват в 4-е соединение — финт переводом — перенос в 4-й сектор, можно и нужно вначале овладеть на мишени с оружием. Для изучения и совершенствования, к примеру, той же атаки с обыгрыванием противоположных секторов (захват в 6-е соединение, финт переводом — перенос в 3-й сектор) достаточно перевернуть мишень, подвесив ее за противоположные ушки. Для отработки действий в нижних линиях следует с помощью винта переместить оружие мишени вниз (рис. 7).
Для тренировки шпажных и сабельных приемов применяется чучело с рукой (см. рис. 5).
При отсутствии в зале подобных мишеней их можно заменить с меньшим эффектом упражнениями в более простых действиях по методу венгерского тренера В. Дуранелли.
Ученик перед обычной мишенью в боевой стойке. Левая рука держит оружие в номерной позиции. Вооруженная рука (правая) в боевой позиции. Упражняющийся самостоятельно защищается парадом с последующим ответом в мишень. Благодаря произвольному изменению прижатой к боку левой руки (конец оружия вверх, вниз, вправо, влево), можно отработать «чувство железа» при взятии всех защит и нанесении почти всех рипостов, а также атак с батманами и захватами, выполняя их в различных фазах сближения с мишенью (рис. 8).
Упражнения на чувство оптимальной силы и длительности укола.Визуальное судейство шпажных и рапирных боев требовало сильных уколов и длительной их фиксации. Методика обучения рапиристов и шпажистов приспособилась к судейской практике: отсюда наблюдалось частое и обязательное положение спортсмена в конечном положении укола.
Введение электрофиксатора, позволяющего прекратить схватку при утыкании головки наконечника силою более 750 г в течение 0,04 с у шпажиста и 500 г у рапириста, предъявило другие требования к технике нанесения укола.
Практически для фиксации рапирного и шпажного укола достаточен прогиб нормального клинка со стрелой прогиба равной 2—3 см. В этих параметрах и должен наноситься укол.
1. Исходное положение: занимающийся в положении «вольно» у мишени. Одинарное замыкание и размыкание наконечника оружия, не теряя контакта с мишенью.
2. То же, но многократные контакты с мишенью в одном ритме, затем со сменой ритма с различной длительностью.
3. Занимающийся постоянно меняет расстояние до цели в пределах ближней дистанции; вооруженная рука, не теряя контакта с мишенью, наносит укол сгибанием и разгибанием в локтевом суставе.
4. То же самое, но каждый раз после окончания задания занимающийся возвращает вооруженную руку в заданную позицию.
5. То же самое с увеличением расстояния до цели — из положения полувыпада, выпада.