ОБУЧЕНИЕ НА ПОДСОБНЫХ СНАРЯДАХ

 

Это более высокий этап овладения структурой приемов, имеющий качественное отличие от предыдущей формы обучения: здесь, занимающийся впервые знако­мится с понятием «дистанция» и «тактильными ощущения­ми», связанными с соприкосновением оружия с целью. Появление определенной цели и задачи позволяет совер­шенствовать точность и величину мышечных напряже­ний для нанесения уколов, ударов с различных расстоя­ний и позиций, а наличие, пусть даже условного, без­действующего противника обязывает бойца представлять противника, противодействовать ему, т.е. элементарно тактически мыслить.

Для занимающихся рапирой и шпагой применяется настенная мишень, подвешенная на уровне поражаемой поверхности фехтовальщика, находящегося в боевой стойке или в положении выпада. Более высокое расположение мишени ведет к неверной работе вооруженной руки, подниманию гарды оружия вверх, сопровожда­ющемуся перенапряжением дельтовидной мышцы воору­женной руки и нарочитым открытием всей поражаемой поверхности при ответных действиях партнера, что встре­чается довольно часто в обучении.

На настенной мишени буквами или цифрами обозна­чены круги радиусом 5 см, сделанные из более прочного материала, чем обивка мишени (кожа, многослойный брезент и т.п.) (рис. 4). Для отработки уколов шпа­жиста необходимо объемное чучело с ногой и рукой (рис. 5), дополнительными кругами на бедре, ступне и руке; для саблистов — то же чучело с дополнительной маркировкой в виде горизонтальных прямоугольников шириной 6—8 см на боках и маске (рис. 6).

Если на мишенях и чучелах можно изучать и совер­шенствовать все начальные приемы фехтования, то на подсобных снарядах с дополнительным приспособлением в виде клинка соответствующего оружия можно длитель­ное время отрабатывать без непосредственной помощи со стороны тренера большинство боевых действий, доби­ваясь вариативного их исполнения. Для этого необходи­мо выполнять действия с различных дистанций, из раз­личных позиций, соединений и т. д. Даже такими слож­ными по структуре приемами, как захват в 4-е соедине­ние — финт переводом — перенос в 4-й сектор, можно и нужно вначале овладеть на мишени с оружием. Для изучения и совершенствования, к примеру, той же атаки с обыгрыванием противоположных секторов (захват в 6-е соединение, финт переводом — перенос в 3-й сектор) достаточно перевернуть мишень, подвесив ее за противо­положные ушки. Для отработки действий в нижних ли­ниях следует с помощью винта переместить оружие мишени вниз (рис. 7).

Для тренировки шпажных и сабельных приемов при­меняется чучело с рукой (см. рис. 5).

При отсутствии в зале подобных мишеней их можно заменить с меньшим эффектом упражнениями в более простых действиях по методу венгерского тренера В. Дуранелли.

Ученик перед обычной мишенью в боевой стойке. Ле­вая рука держит оружие в номерной позиции. Вооружен­ная рука (правая) в боевой позиции. Упражняющийся самостоятельно защищается парадом с последующим отве­том в мишень. Благодаря произвольному изменению прижатой к боку левой руки (конец оружия вверх, вниз, вправо, влево), можно отра­ботать «чувство железа» при взятии всех защит и на­несении почти всех рипостов, а также атак с батманами и захватами, выполняя их в различных фазах сближения с мишенью (рис. 8).

 

 

 

Упражнения на чувство оптимальной силы и дли­тельности укола.Визуальное судейство шпажных и рапирных боев требовало сильных уколов и длительной их фиксации. Методика обучения рапиристов и шпажистов приспособилась к судейской практике: отсюда наблюда­лось частое и обязательное положение спортсмена в конечном положении укола.

Введение электрофиксатора, позволяющего прекра­тить схватку при утыкании головки наконечника силою более 750 г в течение 0,04 с у шпажиста и 500 г у рапи­риста, предъявило другие требования к технике нанесения укола.

Практически для фиксации рапирного и шпажно­го укола достаточен прогиб нормального клинка со стрелой прогиба равной 2—3 см. В этих параметрах и должен наноситься укол.

1. Исходное положение: занимающийся в положении «вольно» у мишени. Одинарное замыкание и размыкание наконечника оружия, не теряя контакта с мишенью.

2. То же, но многократные контакты с мишенью в одном ритме, затем со сменой ритма с различной дли­тельностью.

3. Занимающийся постоянно меняет расстояние до цели в пределах ближней дистанции; вооруженная рука, не теряя контакта с мишенью, наносит укол сгибанием и разгибанием в локтевом суставе.

4. То же самое, но каждый раз после окончания задания занимающийся возвращает вооруженную руку в заданную позицию.

5. То же самое с увеличением расстояния до цели — из положения полувыпада, выпада.