Понятие и источники права вооруженных конфликтов. Правовая регламентация международного (немеждународного) вооруженного конфликта

Глава Х

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВА ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ*

Деятельность государств в период войны регулируется принципами и нормами, относящимися к международному праву, применяемому в период вооруженных конфликтов.

Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации[127] определяет международный вооруженный конфликт как открытое столкновение между вооруженными силами двух или более государств вне зависимости от их масштаба, интенсивности и территориального охвата.

По мнению И.И. Котлярова, право вооруженных конфликтов является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Оно представляет собой совокупность норм и принципов, применяемых во время войны, международных и немеждународных вооруженных конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение некоторых средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение. Предметом данной отрасли международного права являются отношения между воюющими сторонами во время войны, международного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта немеждународного характера[128].

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международный вооруженный конфликт представляет собой вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т. е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства. Существуют и иные названия этой отрасли международного права, например: «право войны», «законы и обычаи войны».

Таким образом, понятие «право вооруженных конфликтов» включает международно-правовое регулирование средств и методов ведения войны, особенности международно-правовой защиты личности в условиях конфликтов и регламентацию статуса отдельных категорий лиц.

Основной отличительной особенностью права вооруженных конфликтов является то, что оно применяется в ситуации вооруженного конфликта и не регулирует вопросы применения силы государствами. Последний вопрос регулируется отдельной, не менее важной частью международного права, изложенной в Уставе ООН.

Предметом правового регулирования права вооруженных конфликтов являются специфические общественные отношения, возникающие в период вооруженной борьбы или в связи с вооруженной борьбой, которая принимает форму международного вооруженного конфликта либо конфликта немеждународного характера.

Основные принципы права вооруженных конфликтов заключаются в следующем:

1) лица, вышедшие из строя, и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации;

2) запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя;

3) раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом со стороны того участника конфликта, во власти которого они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема Красного Креста или Красного Полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться;

4) захваченные в плен участники боевых действий и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение их жизни, достоинства, личных прав и убеждений. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий[129], они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи;

5) каждый имеет право на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим или моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению;

6) стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания;

7) стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения. Нападению могут подвергаться только военные объекты.

Праву вооруженных конфликтов присущи особенности, позволяющие выделять его в самостоятельную отрасль международного права, отличную от международного гуманитарного права. К таким особенностям можно отнести, во-первых, установление ответственности за нарушение международных норм о вооруженных конфликтах, в том числе уголовной ответственности физических лиц за совершение военных преступлений. Во-вторых, право вооруженных конфликтов не только регламентирует защиту личности в ситуации войны, но также определяет статус участников вооруженных конфликтов. В отличие от международного гуманитарного права нормы права вооруженных конфликтов предусматривают правовую защиту культурных ценностей, а также защиту окружающей среды во время ведения боевых действий.

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и не сражающиеся (не комбатанты).

Право вооруженных конфликтов включает:

1.Женевское право, которое относится к защите жертв войны, военнослужащих или гражданских лиц на суше и на воде, а также защищает всех лиц, вышедших из строя: раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных. Цель этого права – обезопасить и защитить жертв вооруженных конфликтов: вышедших из строя в результате ранения, болезни или кораблекрушения военнослужащих, военнопленных или гражданское население и вообще всех лиц, не принимавших или более не принимающих участия в военных действиях.

Женевское право включает четыре Женевские конвенции 1949 г.[130], предусматривающие защиту жертв войны:

а) Первая Женевская конвенция – о защите раненых и больных в сухопутной войне;

б) Вторая Женевская конвенция – о защите раненых, больных и потерпевших кораблекрушение на море;

в) Третья Женевская конвенция – об обращении с военнопленными;

г) Четвертая Женевская конвенция – о защите гражданского населения во время войны.

2. Гаагское право,которое определяет права и обязанности воюющих сторон при проведении операций и вводит ограничения на средства нанесения урона противнику. Гаагское право более относится к регулированию методов и средств боя и уделяет особое внимание способам ведения военных операций; содержит нормы, относящиеся к ведению военных действий, особенно к методам и средствам ведения боя. В частности, оно рассматривает:

а) ведение боя;

б) концепцию оккупации;

в) концепцию нейтралитета.

Гаагское право включает:

а) основные Гаагские конвенции 1899 г., большей частью замененные и дополненные Гаагскими конвенциями 1907 г. (о сухопутной и морской войнах)[131];

б) правила воздушной войны, составленные в Гааге в 1923 г.;

в) различные договоры, относящиеся к отдельным видам вооружений (например, разрывные пули, пули с расплющивающейся оболочкой, химическое оружие, бактериологическое оружие, мины-ловушки, фугасы и т. д.).

3. Смешанное право, содержащее положения о защите жертв войны и оперативные концепции. Этот «сплав» Женевского и Гаагского права содержится главным образом в двух Дополнительных протоколах 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.

Смешанное право состоит из следующего:

а) Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей[132];

б) двух дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 г., а именно Протокола I, относящегося к международным вооруженным конфликтам, и Протокола II, относящегося к конфликтам немеждународного характера.

4. Обычное право, применяемое вслучаях, не подпадающих под договорное право. Гражданские лица и комбатанты находятся под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из следующего:

а) установившихся обычаев;

б) принципов гуманности;

в) требований общественного сознания.

Право вооруженных конфликтов применяется с момента начала военных действий или оккупации, даже если они не встречают никакого вооруженного сопротивления.

Только некоторые положения права военных конфликтов непосредственно относятся к немеждународным конфликтам. В них суммируются основные правила, применимые ко всем вооруженным конфликтам. Речь идет:

а) о ст. 3, общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., и ст. 4 Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей;

б) о Дополнительном протоколе II к Женевским конвенциям, который развивает и дополняет вышеуказанную общую ст. 3.

Общие принципы права, как они определены в ст. 38 Устава Международного суда, также оказывают свое воздействие на право вооруженных конфликтов и применяются так же, как и в других отраслях международного публичного права.

К вспомогательным источникам права вооруженных конфликтов, предоставляющим значительные возможности для его толкования и прогрессивного развития, относятся решения международных судов, а также юридическая практика национальных судов применительно к международно-правовым нормам, отраженным во внутренних законодательствах применяющих их государств.

Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

Несмотря на большой накопившийся практический и теоретический опыт разрешения вооруженных конфликтов, подходы к их международно-правовой квалификации имеют существенные различия у представителей Российской Федерации, стран НАТО и Евросоюза, что заставляет вырабатывать новые подходы к их урегулированию.

Проблема международно-правовой регламентации целого комплекса социальных и политико-правовых отношений, возникающих в ходе вооруженных конфликтов, является одной из самых важных на современном этапе развития международных отношений.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта.

Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации определяет международный вооруженный конфликт как открытое столкновение между вооруженными силами двух или более государств вне зависимости от его масштаба, интенсивности и территориального охвата.

Сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Предпосылками возникновения вооруженных конфликтов являются социальные, политические, экономические, территориальные, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, а также стремление ряда государств к решению их силовыми методами.

Основные причины международных вооруженных конфликтов: конкуренция государств; несовпадение национальных интересов; территориальные притязания; социальная несправедливость в глобальном масштабе; неравномерное распределение в мире природных ресурсов; негативное восприятие сторонами друг друга; личная несовместимость руководителей и др.

После Второй мировой войны характер вооруженных конфликтов стал меняться. Если ранее конфликты были в основном международного характера, когда страны воевали друг с другом по территориальным или экономическим причинам, то после Второй мировой войны мир охватил пожар так называемых локальных войн за национальное освобождение и других локальных конфликтов. Таким образом, возникла необходимость принятия специального дополнительного протокола о немеждународных вооруженных конфликтах.

В соответствии с Дополнительным протоколом от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II), вооруженный конфликт немеждународного характера – это конфликт, происходящий на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II.

Вооруженный конфликт немеждународного характера – это, как правило, вооруженное столкновение антиправительственных организованных вооруженных отрядов с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо одного государства, а также все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов.

Указанные выше конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов, прежде всего, тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

– имеют свою организацию;

– имеют во главе ответственные за их поведение органы;

– установили свою власть на части территории;

– соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

Причинами возникновения вооруженных конфликтов немеждународного характера являются: нарушение прав меньшинств населения государств; несоблюдение прав человека и гражданина со стороны государственных органов власти; неспособность публичной власти управлять страной, обеспечивать законность и правопорядок в стране, в результате чего различные группировки населения начинают между собой борьбу за власть; конфессиональные противоречия между различными религиями; национализм, расизм, нетерпимость к другим народам.

Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:

– применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;

– коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки, не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;

– определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;

– продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабо организованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;

– осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

В современном мире вооруженные конфликты становятся все более и более сложными. Классическое разделение войн на международные и немеждународные сегодня становится все более и более относительным. Примером тому могут служить события в Южной Осетии, подвергшейся вооруженной агрессии со стороны Грузии, которые заставили мировое сообщество по-новому взглянуть на право международных конфликтов. Это обусловлено в первую очередь тем, что непризнанная республика Южная Осетия на момент вооруженной агрессии со стороны Грузии входила в ее состав, а следовательно, трактовать данный вооруженный конфликт как международный было бы не совсем правильно.

Россия, со своей стороны, выполняя свои миротворческие функции в указанном регионе в соответствии с соглашениями 1992 г., ввела в право вооруженных конфликтов такой новый термин, как «принуждение к миру», впервые озвученный Президентом Российской Федерации Д. Медведевым в выступлении относительно ситуации в Южной Осетии и действий Вооруженных Сил Российской Федерации в данном регионе.

Сам по себе термин «принуждение к миру», по сути, означал проведение со стороны Вооруженных Сил Российской Федерации по отношению к грузинским войскам войсковой операции, направленной на «выдавливание» вооруженных сил Грузии с территории Южной Осетии в соответствии со взятыми на себя Россией обязательствами по поддержанию мира в данном регионе.

Таким образом, был создан новый прецедент в международном праве, когда страна, осуществляющая свои миротворческие функции в том или ином регионе, вынуждена была задействовать свои регулярные вооруженные силы для подавления агрессии иного государства в своей зоне ответственности.

От квалификации вооруженного конфликта зависит объем применяемых норм международного права или национального законодательства, а также определение правового статуса участников-комбатантов, имеющих право применять вооруженную силу, возможность применения определенных средств и методов ведения вооруженных действий, предоставления режима военного плена, реализация ответственности за нарушение соответствующих норм применимого права.

Вооруженный конфликт немеждународного характера отличается от международного вооруженного конфликта:

а) наличием враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того же государства;

б) фактическим участием в боевых действиях вооруженных сил противоборствующих сторон, включая полицейские подразделения;

в) применением оружия;

г) коллективным характером выступлений (отдельные антиправительственные выступления, случаи нарушения конституционного строя в стране, возникновение обстановки внутренней напряженности не относятся к категории вооруженного конфликта немеждународного характера);

д) определенной степенью организованности повстанцев и наличием органов, ответственных за их действия;

е) обладанием частью территории соответствующего государства, осуществлением контроля над ней (восставшие не только должны обладать частью территории, но и эффективно осуществлять на ней функции власти, в том числе планировать и вести военные действия);

ж) небольшой продолжительностью и непрерывностью.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте понятие «право международных конфликтов».

2. Назовите основные принципы права вооруженных конфликтов.

3. Охарактеризуйте структуру права вооруженных конфликтов (женевское право, гаагское право, смешанное право, обычное право).

4. Сформулируйте отличия международного вооруженного конфликта от вооруженного конфликта немеждународного характера.

5. Назовите основные причины возникновения вооруженных конфликтов немеждународного характера.

6. Раскройте основные признаки вооруженного конфликта немеждународного характера.