Пенсии и пособия военнослужащих и лиц, проходивших военную службу. Страховое обеспечение военнослужащих
Одной из важнейших форм социально-правовой защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является система социального обеспечения.
Право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. В нашей стране каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, в Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Под социальным обеспечением следует понимать форму распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) лиц пожилого возраста, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, а также за счет средств федерального бюджета в случаях и на условиях, установленных законодательством.
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях, к числу которых относятся:
1) экономическая функция – заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; в частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам;
2) политическая функция – способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения;
3) демографическая функция – призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны;
4) социально-реабилитационная функция – направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Неотъемлемой частью общей системы социального обеспечения граждан Российской Федерации является социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Необходимость и возможность рассмотрения социального обеспечения указанных категорий граждан в качестве относительно самостоятельной сферы общей системы права социального обеспечения обусловлены тем, что Вооруженные Силы Российской Федерации являются особой социальной системой, которая имеет ряд характерных черт. Вооруженные Силы имеют особую организацию, структуру, способы решения стоящих перед ними задач. Присущие армии дисциплина, строгая централизация и соподчиненность людей, жесткая регламентация всех видов деятельности, наличие системы военного законодательства, внешняя атрибутика превращают ее в особый общественно-государственный институт, в сложно организованный, структурно упорядоченный социальный объект, существование, функционирование и развитие которого отличаются постоянством, устойчивостью и целостностью.
Обязанности военной службы связаны с выполнением специфических задач обороны страны в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья военнослужащих, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы не только обусловливает предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства гарантировать им повышенную социальную защиту и социальное обеспечение.
Отличительными особенностями социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей являются следующие:
– во-первых, нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся главным образом в федеральном законодательстве – законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль;
– во-вторых, финансирование социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется главным образом за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (ПФ РФ, ФСС России), играющие ключевую роль в социальном обеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорий граждан практически не используются;
– в-третьих, если социальное обеспечение населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и т. п., то социальное обеспечение военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод;
– в-четвертых, социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей отличается повышенными по сравнению с другими категориями граждан размерами пенсий и пособий. Этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинского труда;
– в-пятых, социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включает в себя ряд специфических видов пособий и компенсационных выплат, предназначенных только для указанных категорий граждан (например, ежемесячное пособие супругам военнослужащих, вынужденным не работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства ввиду особенностей дислокации воинских частей; социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет; компенсация за поднаем жилых помещений «бесквартирным» военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы др.).
Наиболее распространенным и социально значимым видом социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей является пенсия, под которой понимается ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет средств федерального бюджета в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим определенного возраста либо имеющим определенную выслугу лет, инвалидам, а также семьям, потерявшим кормильца. Разновидностями пенсий, назначаемых бывшим военнослужащим, являются пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, а пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по призыву, и их семей – Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по контракту, членов их семей и членов семей пенсионеров из числа указанных граждан в зависимости от последнего места военной службы гражданина, проходившего военную службу по контракту, осуществляют Минобороны России, МВД России и ФСБ России. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву, и их семей осуществляется органами социальной защиты по месту жительства указанных граждан.
Основаниями, определяющими право на тот или иной вид пенсии, являются:
а) за выслугу лет – увольнение гражданина с военной службы в запас или в отставку, наличие определенной выслуги либо выслуги с учетом трудового стажа;
б) по инвалидности – наличие инвалидности у гражданина, уволенного с военной службы;
в) по случаю потери кормильца – смерть (умер, погиб, пропал без вести, признан безвестно отсутствующим) гражданина (кормильца) в период прохождения военной службы либо после того, как гражданин, уволенный с военной службы, уже получал пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...».
Выплата пенсий гражданам, проходившим военную службу, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. В соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ пенсии, назначаемые и выплачиваемые федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включаются:
– оклад по последней штатной воинской должности;
– оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения;
– процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
При исчислении пенсий учитывается 54 % указанного денежного довольствия. Начиная с 1 января 2013 г. данное денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, будет ежегодно увеличиваться на 2 %, пока не достигнет 100 % его размера (если произвести соответствующие расчеты, можно определить, что это произойдет через 23 года, т. е. к 2035 г.).
Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» для лиц, проходивших военную службу по контракту, установлены две разновидности пенсий за выслугу лет:
1) пенсия за выслугу 20 лет и более;
2) пенсия за выслугу лет с учетом трудового стажа.
Согласно конституционно-правовому смыслу понятия «пенсия за выслугу лет» указанный вид пенсии в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе когда гражданин уже не отвечает повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим военную службу[120].
В ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» указаны условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с названной статьей право на ту или иную разновидность пенсии за выслугу лет имеют:
а) граждане, уволенные с военной службы, имеющие на день увольнения выслугу на военной службе, службе в правоохранительных органах[121] 20 лет и более, независимо от возраста на день увольнения, а также времени и причины увольнения;
б) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие на этот день общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба и (или) служба в правоохранительных органах.
Пенсия за выслугу лет назначается в следующих размерах:
– уволенным с военной службы гражданам, имеющим выслугу на военной службе, на службе в правоохранительных органах 20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 % соответствующей суммы денежного довольствия; за каждый год выслуги сверх 20 лет – 3 % соответствующей суммы денежного довольствия, но всего не более 85 % этой суммы;
– уволенным с военной службы гражданам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, служба в правоохранительных органах: за общий трудовой стаж 25 лет – 50 % соответствующей суммы денежного довольствия; за каждый год стажа сверх 25 лет – 1 % указанной суммы денежного довольствия.
Другой разновидностью пенсий, назначаемых бывшим военнослужащим, является пенсия по инвалидности[122].
Согласно ст.ст. 19 и 20 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» право на пенсию по инвалидности имеют уволенные с военной службы граждане, признанные учреждением МСЭ инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими военной службы (включая военные сборы, проводимые после 1 марта 1993 г.) или не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (включая военные сборы, проводимые после 1 марта 1993 г.) или во время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины.
Инвалиды из числа граждан, уволенных с военной службы, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:
а) инвалиды вследствие военной травмы – лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы, – лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Пенсия по инвалидности инвалидам вследствие военной травмы назначается в следующих размерах:
а) по инвалидности I и II групп – 85 % соответствующей суммы денежного довольствия;
б) по инвалидности III группы – 50 % соответствующей суммы денежного довольствия.
Пенсия по инвалидности инвалидам вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, назначается в следующих размерах:
а) по инвалидности I и II групп – 75 % соответствующей суммы денежного довольствия;
б) по инвалидности III группы – 30 % соответствующей суммы денежного довольствия.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причины инвалидности в следующем размере:
1) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:
– инвалидам I группы – 300 % размера социальной пенсии[123];
– инвалидам II группы – 250 % размера социальной пенсии;
– инвалидам III группы – 175 % размера социальной пенсии;
2) при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:
– инвалидам I группы – 250 % размера социальной пенсии;
– инвалидам II группы – 200 % размера социальной пенсии;
– инвалидам III группы – 150 % размера социальной пенсии.
Таким образом, размер пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, дифференцируется в зависимости от причины инвалидности и степени утраты трудоспособности. Размер пенсии устанавливается в твердой сумме и зависит от величины социальной пенсии.
Право на пенсию по случаю потери кормильца[124] семьи умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, приобретают при наличии условий, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 5 и 28 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» пенсия по случаю потери кормильца назначается:
а) нетрудоспособным членам семьи гражданина, проходившего военную службу, состоявшим на его иждивении, если кормилец умер (погиб, пропал без вести, признан безвестно отсутствующим) в период прохождения военной службы (включая военные сборы, проводимые после 1 марта 1993 г.) или не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы (включая военные сборы, проводимые после 1 марта 1993 г.) или во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), а также если кормилец был уволен с военной службы в связи с необоснованным осуждением к лишению свободы и умер в местах лишения свободы, но впоследствии реабилитирован посмертно;
б) нетрудоспособным членам семьи пенсионера из числа граждан, проходивших военную службу, состоявшим на его иждивении, если кормилец умер (погиб, признан безвестно отсутствующим) в период получения пенсии от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или не позднее пяти лет после прекращения выплаты этой пенсии либо позднее этого срока, но вследствие причин, указанных выше, а также если кормилец был уволен с военной службы в связи с необоснованным осуждением к лишению свободы и умер в местах лишения свободы, но впоследствии реабилитирован посмертно.
Члены семьи умершего гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, если они соответствуют одновременно следующим критериям, указанным в ст. 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...»:
1) являются детьми, братьями, сестрами, внуками, отцом, матерью, супругой (супругом), дедушкой или бабушкой умершего кормильца;
2) являются нетрудоспособными;
3) признаны состоявшими на иждивении гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, перед его смертью. В определенных случаях пенсия по случаю потери кормильца может назначаться членам семьи умершего кормильца независимо от нахождения на иждивении гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы.
Согласно ст. 36 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:
– семьям лиц, умерших вследствие военной травмы, – 40 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;
– семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, – 30 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере:
а) пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего – 200 % социальной пенсии;
б) пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего – 150 % социальной пенсии;
Важное место в системе социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей принадлежит пособиям, под которыми понимаются краткосрочные или единовременные выплаты, назначаемые за счет государственных средств в целях временного замещения утраченного заработка (дохода) в размерах, соотносимых с ним, либо в целях оказания социальной поддержки, как правило, в твердых размерах.
Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются в целях замещения утраченного заработка (например, пособия супругам военнослужащих, вынужденным не работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства по месту прохождения службы), другие – в целях социальной поддержки граждан в случае наступления определенных жизненных обстоятельств (например, подъемное пособие при перемене места службы, единовременное пособие в случае гибели военнослужащего и др.).
Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия подразделяются на единовременные, ежемесячные и периодические. Рассмотрим некоторые из них.
Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей. Выплата данного пособия предусмотрена ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. № 231 и приказом министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 1999 г. № 171.
Условиями выплаты вышеназванного пособия являются:
а) отсутствие возможности трудоустройства супругов военнослужащих (признание их в установленном порядке безработными; неполучение пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты);
б) наличие заключения учреждения здравоохранения о том, что дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе.
Размер пособия составляет 100 руб. В местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов. Пособие выплачивается за счет средств Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без права на пенсию, предусмотрено п. 4 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего, в течение одного года после увольнения производится выплата ежемесячного социального пособия в размере оклада по воинскому званию.
Пособие на погребение и единовременное пособие в случае смерти военного пенсионера. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 установлено, что в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, подлежит выплате пособие на погребение в размере двухмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.
Указанное пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или произведенные расходы не подтверждены соответствующими документами либо была произведена оплата ритуальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460, согласно которому оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 13 845 руб., а в городах Москве и Санкт-Петербурге – 19 170 руб.
Кроме того, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств Минобороны России:
– погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, – до 19 170 руб.;
– погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, а также пенсионерам из их числа – до 24 495 руб.
Выходное пособие супругам военнослужащих в случае расторжения ими трудового договора. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1991 г. № 585 и приказом министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 265 предусмотрена выплата женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории Российской Федерации, по месту военной службы их мужей выходного пособия в размере двухмесячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением (переводом, прикомандированием) военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР.
Ежемесячная денежная выплата отдельным категориям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ ряд «натуральных» льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан (бесплатный проезд на общественном транспорте, льготное обеспечение лекарствами, освобождение от уплаты некоторых налогов и др.), заменены ежемесячной денежной выплатой (далее – ЕДВ).
Размер ЕДВ определен ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ и подлежит обязательной индексации один раз в год с 1 апреля текущего года, исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции (см. таблицу 4).
Таблица 4