Тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды на 2012 – 2013 гг.

База для начисления страховых взносов Тариф страхового взноса
ПФ РФ ФСС России ФОМС
В пределах установленной предельной величины[94] базы для начисления страховых взносов     22,0 %     2,9 %     5,1 %
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов     10,0 %     0,0 %     0,0 %

Кроме обязательных платежей во внебюджетные фонды военные организации обязаны платить установленные законодательством налоги, к числу которых относятся:

а) налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог[95], форма изъятия в федеральный бюджет части добавленной стоимости[96], которая создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации;

б) налог на прибыль организаций – это прямой налог, взимаемой с прибыли организации. Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. Согласно подп. 35 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы от инвестирования накоплений, предназначенных для распределения по именным накопительным счетам участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Налоговым законодательством для военных организаций установлен ряд льгот по уплате налогов:

1) освобождение от уплаты налогов работ, связанных с жилищным строительством для военнослужащих. В соответствии с подп. 16 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение на территории Российской Федерации работ в рамках реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, в том числе работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры; работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Указанные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления;

2) льгота по налогу на имущество. В соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, используемое этими органами для нужд обороны;

3) льгота по транспортному налогу. Согласно подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная служба. В целях применения приведенной нормы транспортными средствами, принадлежащими Минобороны России на праве оперативного управления, следует считать не только транспортные средства, непосредственно закрепленные за Минобороны России, но и транспортные средства, находящиеся в оперативном управлении входящих в него юридических лиц, используемые ими для нужд обороны;

4) льгота по земельному налогу.Подпунктом 3 п. 2 ст. 389 НК РФ предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны;

5) льгота по водному налогу. Согласно подп. 12 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом налогообложения особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Налоговым органам предоставлено право осуществлять налоговый контроль в отношении любых налогоплательщиков. Вместе с тем, проведение налоговых проверок военных организаций имеет свои особенности. Прежде всего, проверяющие обязаны учитывать наличие у военной организации сведений, не подлежащих разглашению.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-I. Согласно данной статье государственную тайну составляют сведения в военной области:

– о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

– о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.

Арбитражные суды указывают на то, что у военных организаций отсутствует обязанность представлять в налоговые органы секретную информацию; например, сведения о выплате денежного содержания военнослужащим, раскрывающие штатную численность войсковой части (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 января 2004 г. № Ф03-А73/03-2/3390).

В другом случае суд отметил, что поскольку воинская часть относится к внутренним войскам МВД России, а сведения о доходах, выплаченных военнослужащим, содержат информацию о численности войск, такие данные не могут быть переданы налоговому органу без санкции вышестоящего командования (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 декабря 2006 г. № Ф09-11234/06-С2 по делу № А60-11058/06).

По мнению судей, сведения о доходах военнослужащих, проходящих военную службу, составляют государственную тайну, поскольку раскрывают количественный состав и организационную структуру войск. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. Данные выводы сделаны в постановлениях Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2003 г. № Ф09-3157/03-АК и Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 апреля 2003 г. № А14-8435-02/254/26.

Между тем в ряде случаев региональные управления налоговой службы обладают правом получать сведения, составляющие государственную тайну, и имеют соответствующие лицензии ФСБ России. По мнению судей, военные организации обязаны представлять в такие налоговые органы информацию о доходах, выплаченных военнослужащим (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 июня 2004 г. № А14-9099-03/249/33).

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте общую характеристику понятий «военные финансы».

2. Раскройте классификацию военных расходов.

3. Охарактеризуйте понятие «распорядители бюджетных средств».

4. Каким образом и в каких целях организуется бухгалтерский учет в военных организациях?

5. Перечислите основные виды обязательных платежей и налогов, которые должны уплачивать военные организации.

6. Назовите основные виды налоговых льгот, установленных законодательством для военных организаций.