Правовые основы войскового хозяйства и принципы его организации

Понятие и порядок обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами

Глава VIII

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СНАБЖЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ. ВЕДЕНИЕ ВОЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВОЙСКОВОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

 

 

Снабжение означает совокупность мероприятий по удовлетворению материальных потребностей населения, каких-либо организаций[79]. Под снабжением Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами следует понимать установленную государством систему мероприятий по получению, производству и доведению до войск и сил флота различного вооружения, боевой техники, материальных и денежных средств в целях обеспечения их всем необходимым для решения стоящих перед ними задач[80].

Материальные потребности Вооруженных Сил Российской Федерации (количество материальных средств, необходимое для повседневной жизнедеятельности и выполнения поставленных задач) определяются с учетом их боевого и численного состава, продолжительности планируемого периода обеспечения, характера, размаха и напряженности возможных военных действий, установленных норм содержания запасов и расхода материальных средств, а также особенностей театра военных действий. В мирное время материальные потребности Вооруженных Сил складываются из запросов войск и сил флота в материальных средствах, необходимых для обеспечения их боевой подготовки, жизни и быта личного состава, а также для создания установленных запасов.

Материальные потребности армии изменялись с их развитием. В рабовладельческом и феодальном обществе они были относительно невелики. Значительную часть потребляемых войсками материальных средств составляли продовольствие и фураж (корм для лошадей). По мере увеличения численности армий и роста их технической оснащенности устойчивый характер приобрела тенденция возрастания объема расходуемых материальных средств, прежде всего боеприпасов и горючего, которая стала особенно характерной для войн XX в. Так, в Первой мировой войне на одного солдата расходовалось в среднем в сутки около 6 килограммов материальных средств, во Второй мировой войне – до 20 килограммов, в локальных войнах 80-х гг. XX в. – до 100 килограммов. При возникновении войны в современных условиях, по оценкам специалистов, только одному армейскому корпусу может потребоваться подвоз в среднем в сутки 6 – 7 тыс. тонн различных материальных средств, а группе армий на операцию их потребуется сотни тысяч тонн[81].

Снабжение войск материальными средствами[82] организуется по соответствующим службам и включает:

– определение потребности в материальных средствах;

– централизованные поставки материальных средств;

– децентрализованное приобретение материальных средств;

– создание запасов материальных средств в соответствии с установленными нормами;

– хранение материальных средств и их выдача непосредственным потребителям;

– организация эксплуатации (расхода материальных средств);

– ремонт и утилизация материальных средств.

Мероприятия по снабжению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами подразделяются на общегосударственные и внутриведомственные.

Общегосударственные мероприятия связаны с решением полномочными на то органами вопросов об источниках снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск материальными средствами, организации планирования, производства и поставки их в войска. Координирующую роль в осуществлении указанных мероприятий играет Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, за исключением специальной техники и материальных средств, номенклатуру которых утверждают руководители федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками государственного оборонного заказа, а также функции по обеспечению реализации государственной политики и управлению государственным имуществом в указанной сфере[83].

Внутриведомственные мероприятия включают в себя деятельность соответствующих органов военного управления по непосредственной реализации законодательства в области материально-технического обеспечения войск: составление государственного оборонного заказа[84], организацию приема продукции и бесперебойного ее поступления в войска, организацию материально-бытового и культурно-бытового обслуживания личного состава и т. д.

По масштабам решаемых задач внутриведомственная система снабжения войск материальными средствами подразделяется на звенья, которые являются ее подсистемами:

а) центральное звено (подсистема центра) занимает ведущее положение в рассматриваемой системе. Центральные органы управления материальным обеспечением поддерживают постоянные связи с соответствующими федеральными органами исполнительной власти по вопросам обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, организуют получение от предприятий и учреждений различных форм собственности необходимых материальных средств и обеспечение ими войск и сил флота. На базах и складах центрального подчинения хранятся необходимые запасы вооружения и военной техники, боеприпасов и иных материальных средств. Подсистема центра организует и осуществляет подвоз материальных средств войскам и силам флота, обеспечивает оперативные, эвакуационные и иные воинские перевозки, а также выполняет наиболее сложные виды ремонта вооружения, техники, имущества и других материальных средств. На подсистему центра возлагаются, кроме того, организация и осуществление транспортного, инженерно-аэродромного, финансового и других видов материального обеспечения войск и сил флота;

б) оперативное звено является промежуточным в системе материального обеспечения Вооруженных Сил. В масштабе соответствующего военного округа и флота эта подсистема выполняет в основном те же задачи, что и подсистема центра (кроме поддержания связей с соответствующими федеральными органами исполнительной власти);

в) войсковое звено – войсковое (корабельное) хозяйство – низовая подсистема единой системы снабжения Вооруженных Сил материальными средствами. Она представляет собой силы и средства, входящие в состав соединений, воинских частей, кораблей, а также переданные им в постоянное или временное пользование различные объекты материально-технической базы, предназначенные для всестороннего и бесперебойного обеспечения их боевой подготовки, воинского быта, правильной эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и сохранности вооружения, техники и другого военного имущества в мирное и военное время при размещении в стационарных условиях.

К числу центральных органов военного управления, занимающихся формированием и исполнением государственного оборонного заказа, обеспечением войск вооружением в военной техникой, подчиненных первому заместителю министра обороны Российской Федерации, относятся:

– Департамент вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации;

– Департамент Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа.

К группе центральных органов военного управления, связанных с материально-техническим обеспечением войск, возглавляемой заместителем министра обороны Российской Федерации, относятся:

– Департамент планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;

– Департамент ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;

– Департамент транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Особый порядок установлен для обеспечения войск финансовыми средствами. С 1 января 2012 г. финансирование воинских частей Минобороны России и военнослужащих осуществляется через Единый расчетный центр Минобороны России.

Основными принципами снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами являются:

1) сочетание централизации снабжения с территориальным подходом. Данный принцип, с одной стороны, позволяет освободить командование соединений и воинских частей от непосредственных связей с предприятиями промышленности и сосредоточить основное внимание на решении вопросов боевой готовности войск; с другой – сокращает и упрощает расчеты с предприятиями, облегчает контроль за качеством продукции, дает возможность размещать заказы на конкурсной основе на специализированных предприятиях, что влечет за собой снижение себестоимости военной продукции и экономию денежных средств. При централизованном снабжении войск материальными средствами облегчается правовая регламентация этой деятельности;

2) подчинение органов материального снабжения единому командованию обусловлено необходимостью возложения ответственности за принятие решений по важнейшим вопросам снабжения войск на те органы военного управления, которые осуществляют руководство боевой деятельностью войск;

3) организация снабжения войск по основным видам материальных средств позволяет с учетом их специфики построить систему соответствующих служб и довольствующих органов, применить наиболее рациональный порядок получения, хранения, выдачи и эксплуатации различных материальных средств и установить более четкую правовую регламентацию этой деятельности.

В последние годы в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках активно внедряется новая форма материально-технического обеспечения повседневной жизнедеятельности и оказания услуг военным организациям, именуемая аутсорсингом.

Термин «аутсорсинг»(«outsourcing») происходит от английских слов «outside resource using» – «использование внешних ресурсов» (другой перевод – «сбросить с плеч», отдать на сторону). В бизнес-практике этот термин определяет последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых, ранее самостоятельно реализуемых организацией функций или видов деятельности, внешней организации («третьей стороне»). В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее одного года).

На сегодняшний день наиболее распространенными формами реализации аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации является передача воинскими частями сторонним организациям выполнения следующих функций: организация питания личного состава; банно-прачечное обслуживание; хранение и освежение запасов материальных средств; выполнение внутригарнизонных перевозок воинских грузов и военнослужащих; заправка военной техники горючим; погрузочно-разгрузочные работы; хлебопечение; торгово-бытовое обслуживание; химическая чистка и ремонт обмундирования и обуви; эксплуатация зданий и сооружений; содержание и уборка территории и служебных помещений; вывоз мусора; охрана отдельных объектов воинской части; организация подписки на периодические издания, доставка периодических изданий и почтовых отправлений.

Аутсорсинг позволяет военной организации сократить издержки и значительно снизить трудоемкость и затраты на реализацию хозяйственных, обеспечивающих функций и сконцентрироваться на главных задачах (поддержание должного уровня боеготовности и боеспособности воинской части, повышение боевой выучки личного состава и т. п.), не отвлекаясь на вспомогательные.

К выгодам применения аутсорсинга можно отнести:

– освобождение внутренних ресурсов военной организации для реализации ее главных целей (возможен синергетический эффект)[85];

– повышение качества получаемых продуктов и услуг;

– использование исполнителем специализированного оборудования, специальных знаний и технологий, которые у воинской части отсутствуют;

– использование конкуренции на рынке исполнителей, когда имеется возможность заключить контракт на оказание услуг методом аутсорсинга с наиболее выгодными для военной организации условиями;

– разделение и частичная передача другой организации, с которой заключен контракт, рисков хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, использование аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации может сопровождаться негативными явлениями:

а) уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании – аутсорсера (как исполнителя, так и его руководителя) может оказаться недостаточным для выполнения работ или оказания услуг на должном уровне;

б) недостаточность у воинской части рычагов контролирующего, управляющего воздействия на организацию, поставляющую услуги, что может привести к снижению качества услуг и увеличению затрат;

в) наличие рисков нарушения сохранности военного имущества, безопасности и утечки сведений конфиденциального характера и сведений, составляющих государственную тайну, вследствие предоставления права доступа сторонних организаций и их представителей на территории военных объектов, к документам, к информации и материальным ценностям военных организаций;

г) затрудненность, а нередко невозможность использования данного способа оказания услуг вне места постоянной дислокации воинской части, в период учений, выходов кораблей в море, выполнения воинской частью учебно-боевых и боевых задач, а также в воинских частях, дислоцированных в отдаленных, малонаселенных местностях, где отсутствуют какие-либо гражданские структуры, с которыми можно было бы заключить соответствующие договоры.

Использование аутсорсинга в условиях воинской деятельности имеет ряд характерных особенностей, которые заключаются в том, что:

– во-первых, экономическая выгода не является определяющей целью его применения в Вооруженных Силах Российской Федерации; главная его цель – высвобождение материальных и людских ресурсов воинской части для выполнения ею основных задач – поддержание требуемого уровня боевой готовности, полноценная боевая подготовка личного состава, повышение качества обслуживания вооружения и военной техники;

– во-вторых, оплата предоставляемых аутсорсером услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета, что предопределяет необходимость и возможность вмешательства государства в лице его контролирующих органов в отношения между сторонами данного договора;

– в-третьих, выбор поставщика услуг (аутсорсера) осуществляется военной организацией, воинскими должностными лицами не по своему субъективному усмотрению, а на основе конкурсных процедур в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Применение аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации не является чем-то принципиально новым в материальном обеспечении армии. Это давно проверенная практика хозяйственной деятельности армий многих западных государств. Как сообщается в печати, в настоящее время на аутсорсинге по всем вопросам материально-технического обеспечения находится весь контингент вооруженных сил США и НАТО в Афганистане и Ираке. Гражданские специалисты коммерческих структур этих стран работают как в воинских частях в местах постоянной дислокации, так и в «горячих точках». В частности, в вооруженных силах Франции с гражданскими структурами заключаются долгосрочные контракты на 25 – 30 лет. Поставщики услуг, имея на руках такие контракты, очень серьезно и ответственно подходят к их исполнению, разумеется, гарантируя себе стабильный доход[86].

Важное место в практической реализации задач по снабжению Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами занимает ОАО «Оборонсервис», которое создано Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359.

ОАО «Оборонсервис» выполняет свою деятельность в следующих целях:

– обеспечение безопасности и обороноспособности государства;

– выработка и реализация общей стратегии развития сервисного обслуживания в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных;

– формирование системы управления, использования и развития ключевых активов акционерных обществ, включенных в вертикально-интегрированную структуру ОАО «Оборонсервис»;

– сохранение и развитие научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации;

– формирование единой научно-технической политики и координация деятельности дочерних акционерных обществ для достижения научно-технического прогресса и повышения эффективности их деятельности;

– привлечение, концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов и централизованное управление ими в целях выполнения государственного оборонного заказа и реализации проектов в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков, включая иностранных;

– реализация программ повышения конкурентоспособности продукции (товаров, работ, услуг) дочерних акционерных обществ;

– организация гарантийного и сервисного обслуживания, модернизации, ремонта и утилизации авиационной техники, вооружения и военной техники, техники гражданского назначения, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области;

– организация строительства и эксплуатации объектов в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрения новых технологий и разработок в данной области;

– организация производства и поставок сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков, включая иностранных;

– организация эксплуатации, обслуживания, ремонта, модернизации энергетических объектов в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков;

– организация торгово-бытового обслуживания и питания в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков;

– организация производства полиграфической продукции и осуществления деятельности в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков;

– организация предоставления гостиничных услуг в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков, включая иностранных.

В состав ОАО «Оборонсервис» входят:

1) ОАО «Авиаремонт» – обеспечивает гарантийное и сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию авиационной техники, техники обеспечения полетов авиации, вооружения и военной техники противовоздушной обороны в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области;

2) ОАО «Агропром» – обеспечивает производство и поставку сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков, включая иностранных;

3) ОАО «Военторг» – осуществляет торгово-бытовое обслуживание и организацию питания в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков;

4) ОАО «Красная звезда» – обеспечивает производство полиграфической продукции и осуществление деятельности в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков;

5) ОАО «Оборонстрой» – обеспечивает строительство и эксплуатацию объектов в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области;

6) ОАО «Оборонэнерго» – обеспечивает эксплуатацию, обслуживание, ремонт, модернизацию энергетических объектов в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков;

7) ОАО «Ремвооружение» – обеспечивает гарантийное и сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области;

8) ОАО «Славянка» – обеспечивает предоставление гостиничных услуг в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков, включая иностранных;

9) ОАО «Спецремонт» – осуществляет гарантийное и сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию техники в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте сущность и содержание снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами.

2. Дайте характеристику основных принципов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами.

3. В чем заключается сущность аутсорсинга как способа материального обеспечения повседневной жизнедеятельности войск (сил)?

4. Охарактеризуйте структуру и основные задачи, решаемые ОАО «Оборонсервис».

 

Под войсковым (корабельным) хозяйством принято понимать материально-техническую базу с запасами материальных средств, включающую объекты хозяйственного, технического, медицинского назначения и учебно-материальной базы боевой подготовки, предназначенную для всестороннего и бесперебойного обеспечения деятельности военных организаций, материально-бытовых и культурных потребностей их личного состава, правильной эксплуатации и сохранности вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, горючего и иных материальных средств[87].

Вопросы организации и функционирования войскового (корабельного) хозяйства в Вооруженных Силах Российской Федерации регламентируются Руководством, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 222, согласно которому войсковое (корабельное) хозяйство включает в себя материально-техническую базу и материальные и денежные средства соединений (воинских частей), а также отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность включает в себя деятельность соединений (воинских частей) по использованию их материально-технической базы, материальных и денежных средств в ходе боевой подготовки и повседневной деятельности, направленную на поддержание боевой и мобилизационной готовности соединений (воинских частей).

Материально-техническая база соединений и воинских частей включает в себя:

1) объекты хозяйственного назначения, к которым относятся:

– казарменно-жилищный фонд (каюты, кубрики);

– столовые (камбузы, кают-компании);

– хлебозаводы и хлебопекарни;

– бани и прачечные;

– склады (кладовые) и другие аналогичные объекты;

2) объекты технического назначения, к которым относятся:

– коммунальные сооружения с оборудованием и инженерными сетями;

– парки (гаражи), мастерские;

– аэродромные и портовые сооружения, а также автомобильные дороги специального значения и железнодорожные подъездные пути с имеющимися погрузочно-разгрузочными устройствами;

– земельные участки и другие аналогичные объекты;

3) объекты медицинского назначения, к которым относятся медицинские пункты и войсковые лазареты;

4) объекты учебно-материальной базы:

– боевой подготовки: плац, спортгородок, огневые городки, стрельбища, тиры, полигоны, танкодромы, автодромы, машинодромы и вододромы и другие аналогичные объекты;

– воспитательной работы: клубы, библиотеки, радиоузлы, комнаты (каюты) досуга, комнаты боевой славы (истории), музеи, центры (пункты) психологической помощи и реабилитации, телевизионные центры, кино- и видеообъединения, кино- и видеопрокатные пункты и другие аналогичные объекты;

– службы войск: учебные классы, караульные городки.

Согласно Наставлению по учебно-материальной базе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом министра обороны Российской Федерации от 1 марта 2010 г. № 150, под учебно-материальной базой понимается совокупность зданий, сооружений, материальных и технических средств, используемых для обучения личного состава, обеспечения мероприятий оперативной и боевой подготовки войск (сил) и вузов, войсковых испытаний и проведения военно-научных исследований. Учебно-материальная база создается, совершенствуется и развивается согласно требованиям наставлений, программ обучения (курсов подготовки, стрельб, вождения) с необходимой для обеспечения подготовки войск (сил) к выполнению задач по предназначению пропускной способностью и выполнением требований безопасности по охране жизни и здоровья людей при проведении мероприятий подготовки войск (сил).

Учебно-материальная база (кроме учебно-материальной базы военно-учебных заведений[88]) подразделяется следующим образом:

1) классная учебно-материальная база, под которой понимаются комплексы учебных зданий (помещений) с техническими средствами обучения, предназначенные для проведения теоретических и практических занятий в целях приобретения военнослужащими знаний, умений и навыков по военно-учетной специальности, а также их совершенствования в составе подразделений (экипажей, расчетов, смен, групп), проведения лабораторных исследований. Классная учебно-материальная база включает специализированные (специальные) и многопрофильные учебные классы (лаборатории);

2) приказарменная учебно-материальная база, под которой понимаются оборудованные на территории (вблизи) соединения (воинской части, вуза, учебного центра) комплексы учебных мест (полей), предназначенные для проведения практических занятий, тренировок, отработки нормативов по предметам обучения, а также для подготовки военнослужащих и подразделений к несению гарнизонной и караульной служб. Элементами приказарменной учебно-материальной базы являются учебные места (поля) по основным предметам боевой подготовки (в вузах – общевоенной подготовки), строевые плацы (площадки) и караульные городки, комплексы спортивных сооружений (мест) для занятий физической подготовкой и спортом, специальные учебные места в соответствии с задачами подготовки войск;

3) полевая учебно-материальная база, под которой понимаются специально отведенные в установленном порядке и предоставленные Минобороны России участки суши или акватории с воздушным пространством над ними, оборудованные и оснащенные учебными (специальными) объектами (полями) для совершенствования полевой выучки войск (сил) и курсантов вузов, в том числе:

– для мероприятий совместной (межвидовой) подготовки войск (сил) (маневров, оперативных, оперативно-тактических, тактических, командно-штабных, специальных летно-тактических и тактико-специальных учений войск (сил), отработки вопросов управления войсками (силами) в различных условиях обстановки во взаимодействии с соединениями, воинскими частями и подразделениями видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

– для проведения показных, контрольных (проверочных), опытных и исследовательских учений (испытаний) по планам Минобороны России, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск Вооруженных Сил, руководителей органов военного управления;

– для слаживания соединений, воинских частей и подразделений, совершенствования их тактической, тактико-специальной и огневой выучки в условиях, максимально приближенных к боевым, освоения новых способов ведения боевых действий, совершенствования навыков личного состава соединений, воинских частей и подразделений в действиях при вооружении и военной технике;

– для обеспечения боевого применения различных видов вооружения и средств поражения, а также тактической выучки авиационных экипажей, подразделений и воинских частей авиационных соединений;

– для проведения воздушных маневренных боев, воздушных стрельб, пусков авиацией управляемых ракет класса «воздух – воздух», стрельб и пусков соединениями, воинскими частями и подразделениями зенитных ракетных войск зенитных управляемых ракет по ракетам-мишеням, воздушным радиоуправляемым (буксируемым), парашютным мишеням;

– для обеспечения учебного процесса учебных центров, вузов и мероприятий по военной подготовке граждан Российской Федерации;

– для мероприятий боевой подготовки соединений (воинских частей) вооруженных сил других государств в соответствии с международными соглашениями в области военного сотрудничества;

– для уничтожения боеприпасов, не разорвавшихся в ходе проведения учений, занятий, а также боеприпасов (боевых частей) образцов вооружения и военной техники, снятых с вооружения (выбракованных).

Хозяйственная деятельность соединений и воинских частей включает в себя:

а) планирование и осуществление работы объектов материально-технической базы соединения (воинской части);

б) своевременное определение потребности, истребование, получение, учет и хранение всех видов материальных средств, их распределение, выдачу (отправку, передачу) по назначению, доведение установленных норм, обеспечение правильного и экономного расходования и ведение отчетности;

в) накопление и содержание установленных запасов материальных средств, обеспечение их сохранности;

г) подвоз материальных средств автомобильным транспортом;

д) банно-прачечное обслуживание военнослужащих соединения (воинской части);

е) правильную эксплуатацию, сбережение, своевременное техническое обслуживание и ремонт вооружения, военной техники и других материальных средств;

ж) торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и членов их семей;

з) создание условий для организации и проведения боевой подготовки, воспитательной работы и других мероприятий повседневной деятельности;

и) строительство, ремонт и правильную эксплуатацию казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, столовых, бань, прачечных и других объектов материально-технической базы;

к) безопасную эксплуатацию объектов гостехнадзора;

л) мероприятия экологической безопасности, противопожарной защиты и местной обороны, а также охраны окружающей среды;

м) передачу по назначению казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, земельных участков, различного оборудования, инвентаря и имущества;

н) изучение положения дел, выявление внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на войсковое (корабельное) хозяйство;

о) выявление нарушений, ошибок в хозяйственной деятельности, оперативное принятие мер по их устранению;

п) оценку деятельности должностных лиц, отвечающих за войсковое (корабельное) хозяйство.

Основными направлениями развития и совершенствования войскового (корабельного) хозяйства являются:

– дальнейшее повышение технической оснащенности объектов материально-технической базы, механизация процессов их деятельности;

– постоянное повышение квалификации личного состава соединения (воинской части), участвующего в хозяйственной деятельности;

– улучшение планировки военных городков и строительство их объектов в строгом соответствии с требованиями экологической безопасности;

– реконструкция старых и строительство новых учебных центров, огневых городков, полигонов и иных объектов, оснащенных электронно-вычислительной, телевизионной техникой и другими современными техническими средствами обучения;

– предотвращение вредного воздействия деятельности соединения (воинской части) на окружающую среду;

– внедрение в практику войск методов наиболее экономного и эффективного использования материально-технической базы и денежных средств;

– обеспечение сохранности материальных и денежных средств и предотвращение их утрат.

Общее руководство хозяйственной деятельностью соединения (воинской части) осуществляет командир соединения (воинской части).

Должностные лица соединения (воинской части), осуществляющие хозяйственную деятельность, должны:

1) знать и доводить до подчиненных требования нормативных правовых актов по вопросам войскового (корабельного) хозяйства, руководствоваться ими в своей деятельности;

2) определять потребность и знать обеспеченность соединения (воинской части) материальными и денежными средствами по подчиненным службам для обеспечения боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, создания необходимых условий повседневной деятельности и быта военнослужащих;

3) знать наличие, состояние, порядок эксплуатации (хранения) и ремонта вооружения, военной техники и других материальных средств в соединении (воинской части), в том числе в их подразделениях, правильно определять потребность в них;

4) своевременно истребовать и получать положенные соединению (воинской части) по табелям к штатам и нормам материальные и денежные средства, организовывать бесперебойное обеспечение ими соединения (воинской части);

5) организовывать ведение учета, правильное хранение, сбережение и своевременное освежение запасов материальных средств, а также эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание вооружения и военной техники;

6) принимать меры по предотвращению утрат материальных и денежных средств;

7) организовывать контроль и устранение выявленных недостатков;

8) организовывать своевременную поверку и клеймение средств измерения, безопасную эксплуатацию объектов гостехнадзора;

9) принимать меры к совершенствованию и развитию войскового (корабельного) хозяйства, обеспечивать правильное содержание, ремонт и использование объектов материально-технической базы, своевременную и качественную подготовку их к сезонной эксплуатации;

10) изучать проектно-сметную документацию на ремонт объектов материально-технической базы, своевременно вносить предложения, направленные на повышение эксплуатационных характеристик данных объектов и качества выполняемых работ организациями;

11) осуществлять планирование хозяйственной деятельности соединения (воинской части) по подчиненным службам;

12) организовывать работу по экономному, рациональному расходованию материальных и денежных средств в соединении (воинской части);

13) осуществлять контроль за использованием грузоподъемности (грузовместимости) и содержанием транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, не допускать сверхнормативных простоев их под погрузкой (разгрузкой);

14) руководить претензионной, рекламационной и исковой работой в соединении (воинской части) по подчиненным службам;

15) организовывать хранение, ремонт и своевременный возврат (сдачу) тары поставщикам согласно условиям государственных контрактов (договоров) на поставку;

16) организовывать учет и хранение драгоценных металлов, драгоценных камней, а также лома и отходов драгоценных металлов;

17) обеспечивать на объектах материально-технической базы войскового (корабельного) хозяйства соблюдение требований противопожарной защиты и охраны окружающей среды.

Основой организации хозяйственной деятельности является ее планирование, которое осуществляется на основе плана боевой подготовки с учетом требований нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы войскового (корабельного) хозяйства, а также приказов (приказаний) и директив вышестоящих командиров и приказов командира соединения (воинской части). Планирование хозяйственной деятельности должно осуществляться во взаимосвязи с финансовым планированием, а также с учетом выделенных соединению (воинской части) лимитов бюджетных ассигнований и наличия материальных средств.

Для организации хозяйственной деятельности разрабатываются:

а) в соединении:

ежегодно:

– план хозяйственной деятельности соединения;

– план централизованного подвоза материальных средств автомобильным транспортом соединения;

– план экономии, рационального расходования материальных и денежных средств соединения;

– план контрольно-ревизионной работы соединения;

– план обеспечения экологической безопасности деятельности соединения;

– планы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники соединения по установленной форме;

– план противопожарной защиты соединения по установленной форме;

ежемесячно:

– план централизованного подвоза материальных средств автомобильным транспортом соединения;

– планы работы заместителей командира, начальников родов войск и служб соединения;

– производственный план ремонтной воинской части соединения;

– планы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники соединения;

еженедельно:

– планы проведения парково-хозяйственного (паркового) дня соединения;

б) в воинской части:

ежегодно:

– план хозяйственной деятельности воинской части;

– план экономии, рационального расходования материальных и денежных средств воинской части;

– план обеспечения экологической безопасности деятельности воинской части;

– планы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники воинской части по установленной форме;

– план противопожарной защиты соединения по установленной форме;

ежемесячно:

– план подвоза материальных средств автомобильным транспортом воинской части;

– планы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники воинской части;

– планы работы заместителей командира, начальников родов войск и служб воинской части;

– производственный план ремонтного подразделения (мастерской) воинской части;

еженедельно:

– планы проведения парково-хозяйственного, паркового дней воинской части.

Кроме того, при проведении отдельных мероприятий в соединении (воинской части) разрабатываются планы по их обеспечению.

Составной частью войскового хозяйства и его основой является ротное хозяйство, которое предназначено для обеспечения боевой подготовки, воспитательной работы и удовлетворения материальных, жилищных, бытовых и культурных потребностей солдат (матросов) и сержантов (старшин). Для этого за ротой закрепляются помещения в соответствии с УВС ВС РФ и выделяются необходимые материальные средства.

Основными задачами ротного хозяйства являются:

а) поддержание в постоянной боевой готовности имеющихся в роте вооружения и военной техники;

б) своевременное получение, доведение в полном объеме до военнослужащих материальных и денежных средств по установленным нормам обеспечения;

в) обеспечение сохранности, правильного содержания и использования имеющихся в роте материальных средств.

Ротное хозяйство организует командир роты. На него возлагается руководство ротным хозяйством, контроль за его состоянием и обеспечение военнослужащих положенными материальными средствами.

Содержание и эксплуатация закрепленных за ротой помещений и оборудования должны обеспечивать:

1) создание нормальных условий повседневной деятельности и быта, способствующих успешному проведению боевой подготовки военнослужащими роты;

2) соблюдение уставных и санитарно-эпидемиологических требований к размещению военнослужащих;

3) создание условий по предупреждению возникновения пожаров, обеспечению безопасной эвакуации военнослужащих (подготовка эвакуационных путей и выходов);

4) экономное расходование топлива, электроэнергии и воды;

5) ведение учета, обеспечение правильного и экономного расходования (использования) и эксплуатации военного имущества и оборудования, надлежащего ухода и сохранности табельных материальных средств и закрепленных за ротой объектов материально-технической базы войскового хозяйства.

Организация и ведение войскового (корабельного) хозяйства осуществляются с соблюдением следующих основных принципов:

а) принцип обособленности, который проявляется в автономном, относительно самостоятельном существовании хозяйства воинской части относительно других воинских частей или вышестоящих органов военного управления;

б) принцип единства, выражающийся в единой стройной иерархически организованной системе хозяйственных отношений всех уровней и подразделений воинской части, во главе которой стоит командир этой воинской части;

г) принцип организации и ведения хозяйства воинской части по основным видам материальных средств, поступающим в войска;

д) принцип сочетания централизованного и децентрализованного снабжения войск (организация и ведение хозяйства как за счет поставок из центра, так и за счет приобретения продукции, результатов работ и услуг из местных источников);

е) принцип живучести, заключающийся в способности войскового (корабельного) хозяйства выполнять свои задачи в тяжелых боевых условиях);

ж) принцип законности.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте сущность и содержание понятия «войсковое хозяйство».

2. Что представляет собой материально-техническая база соединений и воинских частей?

3. Что включает в себя хозяйственная деятельность соединений и воинских частей?

4. Раскройте основные направления развития и совершенствования войскового (корабельного) хозяйства.

5. Перечислите основные обязанности должностных лиц соединения (воинской части), осуществляющих хозяйственную деятельность.

6. Охарактеризуйте содержание хозяйственной деятельности воинских частей.

7. Что такое ротное хозяйство, какие задачи оно решает?