Правовое положение (статус) военнослужащих. Система социально-правовой защиты военнослужащих

 

Военнослужащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права, осуществляющих социально необходимые функции (оборона и военная безопасность) и выполняющих задачи в государственных органах и организациях, в которых законом предусмотрена военная служба.

Все граждане Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации имеют равный доступ к военной службе как разновидности государственной службы. Это положение соответствует требованиям п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (Резолюция 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г., Пакт вступил в силу 23 марта 1976 г.), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

На военную службу призываются граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет; первый контракт о прохождении военной службы могут заключить граждане обоих полов в возрасте от 18 до 40 лет. Иностранные граждане могут проходить военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Перечень лиц, являющихся военнослужащими, определен п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих». К ним относятся:

– офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

– сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Граждане, пребывающие в запасе, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими, хотя в отдельных случаях они приравниваются по своему правовому положению к военнослужащим (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Наделение их статусом военнослужащих происходит не в полном объеме и только в целях их социально-правовой защиты в случае наступления неблагоприятных последствий при прохождении ими военных сборов (например, причинения вреда жизни и здоровью). Военные сборы они проходят в воинских званиях запаса.

Понятие «военнослужащий» имеет следующие признаки:

– во-первых, военнослужащий – это физическое лицо не моложе 18 лет, призванное на военную службу или поступившее на военную службу в добровольном порядке, т. е. по контракту. Лицо, зачисленное на военную службу, становится стороной военно-служебных правоотношений;

– во-вторых, военнослужащий должен отвечать требованиям законодательства о военной службе;

– в-третьих, военнослужащему присваивается в установленном порядке персональное воинское звание;

– в-четвертых, военнослужащий выполняет функции в составе государственных органов и организаций, в которых законом предусмотрена военная служба, в сфере обороны и военной безопасности государства;

– в-пятых, военнослужащий принимает Военную присягу (приносит обязательство) на верность государству – Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих представляет собой совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством Российской Федерации.

В структуре специального правового статуса военнослужащих выделяют следующие части:

1) общую, относящуюся к правовому статусу гражданина вообще;

2) специальную (совокупность общих военно-служебных прав и обязанностей);

3) особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий военнослужащих);

4) единичную, включающую в себя особенности правового положения конкретного военнослужащего.

Итак, статус военнослужащего включает три составные части: права военнослужащего; обязанности военнослужащего; ответственность военнослужащего.

Под правами военнослужащего понимаются обусловленные Конституцией Российской Федерации, установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и охраняемые государством возможности эффективного исполнения военной службы.

Военнослужащие как граждане Российской Федерации пользуются правами и свободами, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, с некоторыми ограничениями, обусловленными спецификой военной службы.

Так, согласно ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения ВВК) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

При увольнении с военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, военнослужащие не вправе разглашать государственную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются (ст. 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Военнослужащим гарантируется свобода совести и вероисповедания с учетом специфики военной службы (ст. 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В свободное от военной службы время они вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.

При этом, государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, как и иные граждане Российской Федерации, имеют право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями. В соответствии с законодательством они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Конституционное право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы (см. гл. IV настоящего учебника).

В группе общих прав военнослужащих, призванных стимулировать прохождение службы и компенсировать ограничения отдельных прав и свобод в связи с прохождением военной службы, выделяются те, которые связаны: а) с продвижением по службе (карьерой); б) с государственным материальным обеспечением, отдыхом; в) с правом на защиту; г) с социальными гарантиями; д) с поощрением.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» называет следующие связанные с продвижением по службе (карьерой) права:

– занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;

– повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и собственного выбора военнослужащего.

Право военнослужащих на материальное обеспечение и отдых включает права:

а) на денежное довольствие, состоящее из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, а также ежемесячных и иных дополнительных денежных выплат[37];

б) на натуральное (продовольственное, вещевое) материальное обеспечение;

в) на предоставление жилых помещений в следующих основных формах:

– предоставление служебных жилых помещений;

– предоставление жилых помещений в общежитиях;

– предоставление жилых помещений по договорам социального найма;

– предоставление жилых помещений в собственность бесплатно;

– предоставление жилищной субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения;

– приобретение жилого помещения путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих;

г) на ежегодный основной отпуск, продолжительность которого зависит от имеющейся у военнослужащего выслуги на военной службе. Военнослужащие имеют право также на дополнительные отпуска: учебные, творческие, по личным обстоятельствам, по болезни, а военнослужащие женского пола – на отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком;

д) на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение;

е) на пенсионное обеспечение за выслугу лет, по инвалидности и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти военнослужащего, наступившей во время прохождения военной службы, а в некоторых случаях и после увольнения с военной службы в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-I;

ж) на обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу во время прохождения службы[38].

Для защиты своих прав и законных интересов военнослужащий может использовать право на обращение с жалобой в порядке подчиненности к вышестоящему должностному лицу или в военный суд для разрешения споров, связанных с военной службой.

Военнослужащие имеют право на следующие льготы:

– жилищные льготы – сохранение жилой площади (жилых помещений) и права на нее, право на дополнительную жилую площадь отдельных категорий военнослужащих, обеспечение служебной жилой площадью в трехмесячный срок со дня прибытия к месту прохождения службы и иные преимущества;

– льготы в области образования и культуры – преимущества при поступлении (восстановлении) в учебные заведения, обучении в них, при пользовании культурно-просветительными учреждениями, спортивными сооружениями;

– льготы по перевозкам – предоставление права проезда на безвозмездной основе при переводах и назначении по службе, при поездках в основной и дополнительные отпуска (для проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также бесплатной перевозки всеми видами транспорта (кроме воздушного) до 20 тонн личного имущества с прежнего места жительства на новое в связи с увольнением со службы и при переводе на новое место службы.

Особой разновидностью общих прав военнослужащих является право на поощрения, которые являются мощными стимулами в служебной деятельности военнослужащих. Правом на поощрение обладают не все военнослужащие, а только те, которые нормативными правовыми актами уполномочены их применять, т. е. командиры и начальники.

Поощрение военнослужащих является, с одной стороны, средством их воспитания, с другой – средством укрепления воинской дисциплины. Поощрение военнослужащих – разновидность стимулирования их военно-служебной деятельности, т. е. воздействие командиров (начальников) или иных должностных лиц и органов (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.) на потребности, интересы, на сознание, волю, практическое поведение военнослужащего, а следовательно – на результаты его военно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) способствует улучшению воинской дисциплины, качества исполнения военно-служебных обязанностей, воспитывает инициативу и ответственность военнослужащих.

Применение поощрения должно базироваться на правовой основе, т. е. соответствовать полномочиям воинского должностного лица (должностного лица, органа).

Для того чтобы поощрение сыграло свою стимулирующую роль, оно должно быть: 1) обоснованным, т. е. применено за конкретные положительные результаты в военно-служебной деятельности или заслуги; 2) своевременным; 3) справедливым (весомым, значимым), т. е. мера поощрения должна соответствовать результату или заслуге; 4) применено строго индивидуально, т. е. за конкретные личные положительные результаты и заслуги поощрению подлежит конкретный военнослужащий, а не коллектив в целом, в штате которого он состоит. В то же время индивидуальный подход не исключает возможности поощрения всего личного состава подразделения (воинской части, корабля и т. д.), если положительный результат достигнут в результате коллективной деятельности.

Повышению эффективности воспитательного воздействия поощрения способствует использование его различных видов с соблюдением постепенности в их применении, т. е. применение видов поощрений от более низких до более высоких. Однако постепенность не исключает возможности поощрения особо отличившегося военнослужащего сразу же одним из высших видов поощрения, но с учетом индивидуальных особенностей поощряемого, его дисциплинированности, а также степени воспитательного воздействия на других военнослужащих.

Поощрение должно осуществляться с соблюдением принципа гласности, т. е. с доведением его до военнослужащих подразделения (воинской части, войск и т. д.).

Объявленное поощрение должно быть обязательно исполнено, т. е. завершиться совершением определенного действия (вручением грамоты, подарка, денег, отменой приказа о наказании, внесением соответствующей записи в карточку поощрений и взысканий и т. д.).

Поощрение, с одной стороны, является субъективным правом командира (начальника), а с другой – его юридической обязанностью, что предусмотрено ст. 17 ДУ ВС РФ.

Субъективное право командира (начальника) по применению поощрения предусматривает предоставленную ему возможность по своему усмотрению, но в пределах установленного порядка, применять виды поощрений, предусмотренных ДУ ВС РФ и другими нормативными правовыми актами. Военнослужащий субъективного права на применение к нему какого-либо вида поощрения не имеет, т. е. он не может требовать от командира (начальника) применить к нему поощрение. В то же время он может иметь законный интерес в применении к нему того или иного поощрения, которое влечет для него приобретение каких-либо дополнительных прав и социальных гарантий.

С другой стороны, ДУ ВС РФ предусматривает необходимость должного поведения командира (начальника) по поощрению конкретного военнослужащего (военнослужащих конкретных подразделений, воинских частей и т. д.), и в таком качестве указанное поведение является юридической обязанностью в целях стимулирования подчиненных военнослужащих, исполняемой в интересах государства в целом.

Поощрение может быть индивидуальным и коллективным, а по содержанию – моральным, материальным или смешанным, т. е. включающим в себя и моральные, и материальные элементы. По субъектам, осуществляющим стимулирование, поощрения подразделяются: 1) на поощрения со стороны командиров или начальников (объявление благодарности, награждение ценными подарками и деньгами, грамотами, нагрудными знаками и т. д.); 2) на награды, применяемые высшими органами государственной власти (награждение государственными наградами, почетными грамотами, присвоение почетных званий и др.); 3) на поощрения со стороны общественных организаций (объявление благодарности, награждение почетными грамотами, именными подарками, почетными знаками и др.).

ДУ ВС РФ возлагает на каждого командира (начальника) обязанность поощрять подчиненных военнослужащих за подвиги, разумную инициативу, усердие и отличие в службе, которые являются основаниями для поощрения:

1) подвиг – героический, самоотверженный поступок;

2) разумная инициатива – это внутреннее побуждение военнослужащего к целесообразному, творческому, логичному исполнению служебных обязанностей (в том числе не входящих в круг должностных обязанностей), отличающемуся новизной форм, в целях достижения положительного результата в служебной деятельности;

3) усердие – большое старание в службе;

4) отличие в службе – исполнение служебных обязанностей, выделяющее военнослужащего среди других, заслуживающее всеобщего одобрения и награды.

Права командиров (начальников) по применению различных видов поощрений дифференцированы в зависимости от их служебно-должностного положения, т. е. занимаемой воинской должности (должности) и воинского звания. Когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся военнослужащих властью старшего командира (начальника).

Все меры поощрений можно разделить на общие и специальные. Первые в соответствии с законодательством установлены для всех граждан Российской Федерации, и к ним относятся поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных званий, присуждения государственных премий.

Специальные меры поощрения установлены ДУ ВС РФ, они дифференцированы для различных категорий военнослужащих. Так, например, к солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по контракту, могут применяться следующие меры поощрения:

– снятие ранее наложенного взыскания;

– объявление благодарности; награждение грамотами, ценными подарками или деньгами; награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом знамени воинской части; присвоение солдатам, матросам воинского звания ефрейтора (старшего матроса); присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по штатной воинской должности; награждение нагрудным знаком отличника; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии военнослужащего.

К офицерам применяются следующие меры поощрения:

– снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;

– объявление благодарности;

– награждение грамотами, ценными подарками или деньгами; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий офицеров; досрочное присвоение очередного воинского звания, присвоение очередного воинского звания до майора, капитана III ранга включительно на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности;

– награждение именным холодным и огнестрельным оружием.

Под обязанностями военнослужащего понимаются обусловленные Конституцией Российской Федерации и установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для обязательного осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо исполнения военной службы. В целях исполнения военной службы на военнослужащих возлагаются повышенные по сравнению с другими гражданами обязанности, некоторые из которых являются общими для всех военнослужащих, их исполнение не регламентировано какими-либо временными рамками, например исполнение должностных или специальных обязанностей.

Таким образом, обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные.

Общие обязанности военнослужащих Российской Федерации перечислены в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и конкретизированы в Военной присяге (ст.ст. 40, 41 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), УВС ВС РФ и других воинских уставах. К ним относятся такие обязанности, как:

– быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

– строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

– дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

– совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

– быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

– соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепила важнейшее, исходное для всего военного законодательства положение о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59). Слово «долг» подразумевает моральную и юридическую обязанность всех и каждого посильно участвовать в защите Отечества. В таком закреплении понятия «защита Отечества» используются две категории: правовая, нормативная, юридическая – как обязанность и моральная, нравственная – как долг. Таким образом, защита своего Отечества не только правовое, но, прежде всего, нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей, суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории.

Использование в Конституции Российской Федерации категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина. Ни к одной другой обязанности гражданина Российской Федерации данное понятие не применяется. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. Долг – не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Отечества закрепляется правовыми требованиями Основного Закона. Формы реализации этой конституционной обязанности разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т. д.).

Обязанность граждан защищать Отечество, с одной стороны, включает юридическую обязанность российских граждан нести военную службу по призыву, а с другой – подразумевает общие обязанности всех военнослужащих независимо от воинского звания, занимаемой должности и принадлежности к тому или иному министерству или ведомству. Подтверждая готовность к исполнению своего долга по защите Отечества в форме исполнения военной службы, военнослужащий приносит Военную присягу на верность своему Отечеству и народу.

Требование строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, беспрекословно выполнять приказы командиров есть не что иное, как одна из граней законности (являющейся важнейшим принципом государственной и общественной жизни, в том числе военной службы как государственной службы особого вида). Суть этого требования заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других нормативных правовых актов всеми органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими.

В то же время при исполнении подчиненными приказов командиров и начальников неизбежно возникают вопросы об их законности, о пределах исполнения приказов и ответственности за их исполнение. Безусловность повиновения приказам командиров и начальников является одним из основных требований воинской дисциплины. Однако возникает вопрос о характере безусловного повиновения: является ли оно абсолютным или относительным? В ст. 39 УВС ВС РФ закреплено положение о том, что обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа, отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы. Получив приказ, военнослужащий сталкивается с коллизией обязанностей, так как, с одной стороны, согласно ст. 9 ДУ ВС РФ обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться является одним из основных принципов единоначалия, а с другой стороны, ст. 3 ДУ ВС РФ обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Таким образом, именно в этом случае возникает проблема, связанная с установлением пределов повиновения и юридической ответственности военнослужащих за отдачу и исполнение неправомерных приказов.

Пределы повиновения приказу и ответственности за его исполнение и неисполнение содержатся в нормах международного права. Так, ст. 8 Устава Международного военного трибунала предусмотрено, что тот факт, что обвиняемый действовал в соответствии с приказом начальника, не освобождает его от ответственности за содеянное, а может лишь рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства[39]. «Нельзя налагать наказание за невыполнение преступного приказа, и наоборот, ссылка на приказ при совершении высшего преступления не освобождает от уголовной ответственности» (ст. 77 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.). М. Обер, исследовавший проблемы исполнения приказа, не соответствующего нормам международного гуманитарного права, считает, что каждый гражданин-военнослужащий должен иметь «…определенную ответственность, дающую ему право отказаться подчиниться противоправному приказу»[40].

Устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров (начальников), общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации исходят из презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам службы, т. е. приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. Согласно п. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

Следовательно, согласно действующему законодательству безусловная обязательность приказа основывается на условии, что командиры (начальники) не будут издавать незаконные приказы. УК РФ в ст. 332 установлена уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке.

Пределы повиновения военнослужащих приказам командиров и начальников и ответственности за их неисполнение можно определить путем анализа гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы.

УК РФ в ст. 42 устанавливает условия, при которых военнослужащий, не исполнивший приказ командира (начальника), не будет являться субъектом уголовной ответственности. В соответствии со ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность. Точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за последствия исполнения приказа, в том числе и незаконного, если в данной конкретной обстановке подчиненный не мог сознавать этого или когда он сомневается в законности полученного приказа, но его предписания выполняет.

В процессе военной службы не должно быть изъятий правового регулирования применительно к военно-служебным отношениям. На военнослужащих распространяются общегражданские права и свободы граждан Российской Федерации с ограничениями, устанавливаемыми федеральными законами (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Законы действуют независимо от объявления их приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об обороне»).

Военнослужащие обязаны мужественно и умело защищать свое Отечество, народ, а также свободу, независимость и конституционный строй России.

Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг. Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска.

Военнослужащий, захваченный в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер (ст. 23 УВС ВС РФ). Данная норма соответствует ст. 17 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными с той лишь разницей, что по Конвенции это является обязанностью военнопленного. В случае если военнопленный сознательно нарушит это правило, ему может угрожать ограничение преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения.

К общим обязанностям военнослужащих относится также требование быть дисциплинированными. Для военнослужащих характерна, прежде всего, дисциплина воинская, которая определяется в ДУ ВС РФ как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров и начальников (ст. 1).

Характерной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение – основа воинской дисциплины.

Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Обо всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику (ст. 19 УВС ВС РФ).

Военнослужащие обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Они обязаны знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными (ст. 22 УВС ВС РФ).

Помимо общих обязанностей, военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные обязанности могут быть классифицированы по их целевому назначению (видам должностных обязанностей), по категориям военнослужащих, на которых они возлагаются, и по видам должностей, которыми эти обязанности определяются.

Должностные обязанности делятся также на общие (например, всех прямых начальников – ст.ст. 75 – 92 УВС ВС РФ) и конкретные (например, должностные обязанности по типовым должностям: командир полка, батальона, роты, взвода и т. д.; для корабельного состава ВМФ они закреплены в Корабельном уставе Военно-Морского Флота).

Для военнослужащих, находящихся на иных (кроме типовых) должностях, разрабатываются и утверждаются соответствующими должностными лицами положения и функциональные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности.

Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, которые устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами и носят, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула. На период выполнения специальных обязанностей военнослужащий, как правило, освобождается от своих постоянных должностных обязанностей.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Например, в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ военнослужащие, проходящие службу в органах государственной охраны, имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом. Аналогичные положения сформулированы в отношении военнослужащих других министерств и ведомств. Так, в Федеральном законе «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ указывается, что сотрудники органов федеральной службы безопасности имеют право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 14). Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники внутренними войсками МВД России установлены Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ.

Третьим неотъемлемым элементом статуса военнослужащих является ответственность военнослужащих за правонарушения, под которой понимается предусмотренная нормами права обязанность совершившего правонарушение военнослужащего претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения[41].

Важнейшим условием реализации правового статуса военнослужащих является обеспечение их правовой и социальной защиты.

Социально-правовая защита представляет собой функционирующую систему нормативных правовых актов и органов государственной власти, обеспечивающих нормальное материально-бытовое, правовое и моральное положение военнослужащих и членов их семей в обществе. Содержание понятий правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей раскрыто в ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»:

а) правовая защита является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации;

б) социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

– реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

– совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

– охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Действующим законодательством предусмотрено широкое многообразие форм социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. С точки зрения способа реализации эти формы можно разделить на две большие группы: пассивные и активные.

К числу пассивных форм социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей относятся:

1) наличие в законодательстве материальных правовых норм, устанавливающих размеры денежного довольствия, дополнительных выплат и пенсий, нормы вещевого, продовольственного и иных видов материального обеспечения военнослужащих и членов их семей, а также различного рода льготы, социальные гарантии и компенсации;

2) законодательное закрепление механизма реализации указанных материальных правовых норм;

3) включение в законодательство процессуальных норм, устанавливающих процедуры защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих и членов их семей.

К активным формам социально-правовой защиты данных категорий граждан относятся:

а) правомерная деятельность уполномоченных государственных органов, органов военного управления и должностных лиц по реализации военно-социального законодательства;

б) правоохранительная деятельность органов прокуратуры, судов и других государственных органов по защите и восстановлению нарушенных прав военнослужащих и членов их семей;

в) деятельность негосударственных структур (общественных объединений, ассоциаций, фондов, правозащитных организаций и т. п.) по социальной поддержке и защите прав указанных граждан;

г) активная деятельность самих военнослужащих по защите и отстаиванию своих прав, по обжалованию неправомерных действий органов государственного и военного управления, должностных лиц в административном либо в судебном порядке.

С точки зрения их содержания основные формы социально-правовой защиты военнослужащих подразделяются на социальные гарантии, льготы, компенсации.

Понятие «гарантии» трактуется словарями как материальные, духовные и юридические условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться установленными законодательством правами и свободами. Исходя из указанного определения, социальные гарантии можно рассматривать как совокупность объективных и субъективных факторов, условий и средств, направленных на реализацию социальных прав военнослужащих и их семей.

Главное место в системе социальных гарантий занимают правовые (юридические) гарантии, под которыми понимаются содержащиеся в нормах права средства и способы защиты социальных прав личности, а также правомерная деятельность государства, правоохранительных органов, правозащитных организаций, направленная на их обеспечение. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность использования военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии).

К основным гарантиям социальных прав военнослужащих относятся:

– наличие законодательства, юридически устанавливающего необходимый объем социальных прав, льгот и компенсаций военнослужащих;

– достаточность финансовых средств, выделяемых на реализацию законодательства о социальной защите и социальном обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

– законодательно закрепленная обязанность государственных органов, должностных лиц, командиров (начальников) обеспечивать реализацию социальных прав указанных категорий граждан;

– предусмотренная законодательством юридическая ответственность органов и должностных лиц за нарушение социальных прав военнослужащих;

– наличие юридически закрепленных правил и процедур защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих.

Под льготами военнослужащих понимаются дополнительные, особые права (преимущества), предоставляемые гражданам в связи с исполнением обязанностей военной службы, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей. Они являются элементом специального правового статуса военнослужащих, т. е. механизмом дополнения основных конституционных прав и свобод военнослужащих специфическими возможностями юридического характера.

Роль и место льгот в системе социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей состоят в том, что льготы:

а) предоставляются не всем поровну, в одинаковых размерах и количестве, а в строгой связи со степенью нуждаемости в дополнительной защите со стороны государства: с учетом особого характера их деятельности (например, риск для жизни и здоровья участников боевых действий); в силу объективных обстоятельств (инвалиды, семьи погибших военнослужащих, ветераны, малообеспеченные, многодетные семьи и т. п.); исходя из общепризнанных и официально закрепленных особых заслуг перед государством (Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны);

б) заключаются в предоставлении отдельным категориям военнослужащих некоторых преимуществ перед другими военнослужащими (например, внеочередное или первоочередное предоставление жилых помещений) либо находят выражение в полном или частичном освобождении отдельных категорий военнослужащих от некоторых обязанностей (например, от оплаты стоимости путевки в санаторно-курортное учреждение);

в) различаются в объеме, характере и условиях их предоставления в зависимости от уровня социальной защиты со стороны государства тех или иных категорий военнослужащих и членов их семей;

г) закрепляются как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.

К числу основных функций социальных льгот относятся: 1) функция дополнительного материального обеспечения их получателей; 2) компенсационная функция; 3) регулятивная функция; 4) стимулирующая функция; 5) поощрительная функция; 6) психологическая функция. В указанных функциях наиболее ярко проявляются цели и задачи льготного правового регулирования, его юридическая природа и социальное назначение.

Примером данной формы социально-правовой защиты военнослужащих является льготное исчисление выслуги лет, под которой понимается продолжительность нахождения военнослужащего на военной службе, учитываемая при определении объема и видов предоставляемого ему социального обеспечения и мер социальной защиты.

Выслуга на военной службе исчисляется в календарном и в льготном порядке. Целью установления льготного порядка исчисления продолжительности военной службы является дифференцирование количества и качества дополнительных социальных гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, выполняющим (выполнявшим) задачи в особых условиях.

Российским законодательством предусмотрены следующие основания для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих:

а) участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;

в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных;

г) нахождение на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;

д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.

Подробный перечень обстоятельств и оснований для льготного исчисления выслуги лет военнослужащих установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. № 941. Данным Постановлением Правительства Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами в зависимости от сложности выполняемых военнослужащими задач и условий прохождения ими военной службы предусмотрено льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц военной службы за 6, 3, 2, 1,5 или 1,3 месяца.

В соответствии с действующим законодательством продолжительность военной службы в льготном исчислении учитывается в трех случаях:

1) при определении размеров пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы;

2) при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих;

3) при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию.

При предоставлении всех других социальных льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в расчет принимается только календарная выслуга лет.

Законодательством предусмотрен ряд льгот по реализации конституционного права на получение образования различными категориями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членами их семей. К числу таких льгот относятся следующие:

1) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом, они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний;

2) граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. «б» – «г» п. 1, подп. «а» п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»[42], имеют право на внеконкурсное поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам высшего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний, а также на подготовку к вступительным испытаниям. В период обучения указанным лицам выплачивается повышенная стипендия;

3) граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования. Те из них, кто поступает в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах;

4) граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право:

а) на бесплатное первоочередное прохождение подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению и за счет средств федеральной государственной службы занятости населения, а имеющие право на пенсию – на получение профессионального образования по направлению и за счет средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения;

б) на внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального профессионального образования и на курсы обучения соответствующим профессиям;

в) на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования без вступительных экзаменов:

– на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования – окончившие средние военные образовательные учреждения;

– на первый курс государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования – с образованием не ниже основного общего образования;

– на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования – имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование;

– на подготовительные отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования – окончившие общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования.

Такое же право на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 15 лет и более. Прием указанных граждан в государственные образовательные учреждения профессионального образования проводится в течение всего учебного года, в том числе дополнительно к установленным этим образовательным учреждениям планам приема. Граждане, имеющие среднее военное или высшее военное профессиональное образование, проходят обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования бесплатно;

5) детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

6) дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, пользуются правом зачисления в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса, а при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования – преимущественным правом при условии успешной сдачи экзаменов и соответствия другим установленным для поступающих требованиям;

7) участники боевых действий и инвалиды боевых действий пользуются правом внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Военнослужащие имеют право на некоторые льготы по перевозкам:

а) военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной[43] основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования дополнительных отпусков (только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву), на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;

б) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год к месту использования основного (каникулярного) отпуска на территории Российской Федерации и обратно;

в) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, – другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Система социально-правовой защиты военнослужащих и их семей, помимо льгот, включает ряд компенсационных выплат. Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.

Основными видами компенсационных выплат, установленных законодательством для военнослужащих и членов их семей, являются:

1) компенсация за наем (поднаем) жилых помещений;

2) денежная компенсация взамен невыданных предметов вещевого имущества;

3) компенсация по оплате жилья семьям погибших военнослужащих;

4) денежная компенсация отдельным категориям военнослужащих вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно.

Одной из важнейших форм социально-правовой защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является системасоциального обеспечения, которая включает пенсии, пособия, страховые выплаты в рамках обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих (см. гл. VIII настоящего учебника).

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте содержание понятия «правовой статус военнослужащего».

2. Назовите основные признаки понятия «военнослужащий».

3. Охарактеризуйте содержание понятия «права военнослужащего».

4. Дайте характеристику содержания обязанностей военнослужащего.

5. Раскройте содержание понятия «социально-правовая защита военнослужащих».

6. Назовите основные характеристики понятия «социальные гарантии военнослужащих».

7. Проведите сравнительный анализ понятий «гарантии», льготы», «пособия», «компенсации», «социальное обеспечение».