Принципы военного управления

Полномочия высших органов государственной власти по вопросам обороны и управления Вооруженными Силами Российской Федерации

Рис. 8. Военно-административное деление Российской Федерации

Рис. 7. Структура Воздушно-десантных войск

Рис. 6. Структура Войск воздушно-космической обороны

Рис. 5. Структура Ракетных войск стратегического назначения

Рис. 4. Структура Военно-Морского Флота

Рис. 3. Структура Военно-Воздушных Сил

Рис. 2. Структура Сухопутных войск

Рис. 1. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации и система управления ими

Силы общего назначения предназначены для сдерживания и отражения агрессии противника с применением обычных и ядерных средств поражения. Они включают объединения, соединения и части Сухопутных войск, Военно-Воздушных Сил (без авиационных стратегических ядерных сил), Военно-Морского Флота (без морских стратегических ядерных сил), в том числе имеющие на вооружении нестратегическое ядерное оружие, соединения и части Воздушно-десантных войск.

Сухопутные войска – наиболее многочисленный и разнообразный по вооружению и способам боевых действий вид Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенный для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов Российской Федерации.

Основные задачи Сухопутных войск:

а) в мирное время:

– поддержание боевого потенциала, совершенствование боевой и мобилизационной готовности войск к отражению агрессии локального масштаба;

– обеспечение готовности войск к осуществлению мероприятий мобилизационного и оперативного развертывания для отражения агрессии противника;

– подготовка органов управления и войск к ведению военных действий в соответствии с их предназначением;

– создание запасов вооружения, военной техники и материальных средств в объемах, обеспечивающих решение задач, стоящих перед Сухопутными войсками, и их содержание в готовности к боевому применению;

– участие в операциях по поддержанию (восстановлению) мира, проводимых по линии Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;

– участие в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

– участие в выполнении мероприятий по оперативному оборудованию территории страны.

б) в угрожаемый период:

– наращивание состава и повышение боевой и мобилизационной готовности войск;

– усиление сил и средств боевого дежурства и разведки за действиями войск противника;

– оперативное развертывание группировок войск, в том числе и коалиционных, на угрожаемых направлениях в соответствии с Договором о коллективной безопасности СНГ;

– увеличение объемов проводимой военно-сборовой подготовки граждан, пребывающих в запасе;

– участие в проведении отдельных мероприятий территориальной обороны;

– подготовка вооружения и военной техники к боевому применению, наращивание базы материально-технического обеспечения и возможностей ремонтных органов;

– прикрытие Государственной границы Российской Федерации;

– подготовка первых оборонительных операций.

г) в военное время:

– выполнение задач по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации;

– локализация (пресечение) возможных военных конфликтов, отражение агрессии противника боеготовыми в мирное время группировками войск, а при необходимости – с отмобилизованием соединений и воинских частей;

– проведение совместно с другими видами и родами войск Вооруженных Сил (при участии вооруженных сил стран – участниц СНГ, подписавших Договор о коллективной безопасности) оборонительных и контрнаступательных операций по разгрому агрессора;

– участие в отражении воздушно-космического нападения противника, проведении воздушно-десантных, морских десантных и других совместных операций видов Вооруженных Сил;

– участие в ведении территориальной обороны (охрана и оборона важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях; борьба с диверсионно-разведывательными и террористическими силами и десантами противника; обеспечение установления и поддержания режима военного положения).

Сухопутные войска включают: мотострелковые и танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны, являющиеся родами войск Сухопутных войск, а также специальные войска (соединения, части и подразделения: разведывательные, связи, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты) (см. рис. 2).

 

Мотострелковые войска – самый многочисленный род войск, составляющий основу Сухопутных войск и ядро их боевых порядков. Вместе с танковыми войсками выполняют следующие основные задачи:

– в обороне – удержание занимаемых районов, рубежей и позиций, отражение ударов противника и нанесение поражения его наступающим группировкам;

– в наступлении (контрнаступлении) – прорыв обороны противника, разгром группировок его войск, захват важных районов, рубежей и объектов, форсирование водных преград, преследование отходящего противника;

– ведение встречных сражений и боев, действие в составе морских и тактических воздушных десантов.

Основу мотострелковых войск составляют мотострелковые бригады, обладающие высокой боевой самостоятельностью, универсальностью и огневой мощью. Они способны вести боевые действия в условиях применения как обычных средств вооруженной борьбы, так и оружия массового поражения в различных физико-географических и климатических условиях, днем и ночью.

Танковые войска – род войск и главная ударная сила Сухопутных войск. Применяются преимущественно совместно с мотострелковыми войсками на главных направлениях и выполняют следующие основные задачи:

в обороне– непосредственная поддержка мотострелковых войск при отражении наступления противника и нанесение контратак и контрударов;

в наступлении– нанесение мощных рассекающих ударов на большую глубину, развитие успеха, разгром противника во встречных боях и сражениях.

Основу танковых войск составляют танковые бригады и танковые батальоны мотострелковых бригад, обладающие большой устойчивостью к поражающим факторам ядерного оружия, огневой мощью, высокой подвижностью и маневренностью. Они способны наиболее полно использовать результаты огневого (ядерного) поражения противника и в короткие сроки достигать конечных целей боя и операции.

Ракетные войска и артиллерия – род войск Сухопутных войск, являющийся основным средством огневого и ядерного поражения противника в ходе ведения общевойсковых операций (боевых действий). Они предназначены для выполнения следующих основных задач:

– завоевание и удержание огневого превосходства над противником;

– поражение его средств ядерного нападения, живой силы, вооружения, военной и специальной техники;

– дезорганизация систем управления войсками и оружием, разведки и радиоэлектронной борьбы;

– разрушение долговременных оборонительных сооружений и других объектов инфраструктуры;

– нарушение работы оперативного и войскового тыла;

– ослабление и изоляция вторых эшелонов и резервов противника;

– уничтожение прорвавшихся в глубину обороны танков и других бронированных машин противника;

– прикрытие открытых флангов и стыков;

– участие в уничтожении воздушных и морских десантов противника;

– дистанционное минирование местности и объектов;

– световое обеспечение ночных действий войск;

– задымление, ослепление объектов противника;

– распространение агитационных материалов и др.

Войска противовоздушной обороны – род войск Сухопутных войск, предназначенный для прикрытия войск и объектов от действий средств воздушного нападения противника при ведении общевойсковыми объединениями и соединениями операций (боевых действий), совершении перегруппировок (марша) и расположении на месте. На них возлагается выполнение следующих основных задач:

– несение боевого дежурства по противовоздушной обороне;

– ведение разведки воздушного противника и оповещение прикрываемых войск;

– уничтожение средств воздушного нападения противника в полете;

– участие в ведении противоракетной обороны на театрах военных действий.

Организационно войска ПВО Сухопутных войск состоят из органов военного управления, командных пунктов ПВО, зенитных ракетных (ракетно-артиллерийских) и радиотехнических соединений, воинских частей и подразделений.

Разведывательные соединения и воинские частиотносятся к специальным войскам Сухопутных войск и предназначены для выполнения широкого спектра задач в целях обеспечения командующих (командиров) и штабов информацией о противнике, состоянии местности и погоды для принятия наиболее рациональных решений на операцию (бой) и недопущения внезапности действий противника.

В интересах Сухопутных войск разведку ведут штатные разведывательные подразделения общевойсковых соединений (мотострелковых и танковых бригад), соединения и части специального назначения, радио- и радиотехнической разведки армейских и окружных комплексов, а также разведывательные части и подразделения родов войск и специальных войск Сухопутных войск. При подготовке и в ходе ведения общевойсковых операций (боевых действий) они выполняют следующие основные задачи:

– вскрытие замысла противника, его непосредственной подготовки к агрессии и предупреждение внезапности нападения;

– выявление боевого состава, положения, группировки, состояния и возможностей войск (сил) противника и его системы управления;

– вскрытие объектов (целей) для поражения и определение их местоположения (координат);

– вскрытие элементов оперативного оборудования театра военных действий, инженерного оборудования местности и системы заграждений;

– установление степени проходимости местности, состояния коммуникаций, характера водных преград, границ и размеров районов разрушений, пожаров и затоплений, зон заражений, возможных направлений их преодоления и обхода;

– выявление применяемых противником новых средств вооруженной борьбы и способов ведения боевых действий, а также проводимых им мероприятий по всестороннему обеспечению операции (боя);

– определение морально-психологического состояния войск противника и местного населения, экономического состояния района операции (боевых действий) и др.

Инженерные войска – специальные войска, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий), требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику путем применения инженерных боеприпасов.

Организационно инженерные войска состоят из соединений, частей и подразделений различного назначения: инженерно-разведывательных, инженерно-саперных, заграждений, разграждений, штурмовых, инженерно-дорожных, понтонно-мостовых (понтонных), переправочно-десантных, инженерно-маскировочных, инженерно-технических, полевого водоснабжения и др.

При подготовке и ведении общевойсковых операций (боевых действий) инженерные войска выполняют следующие основные задачи:

– инженерная разведка противника, местности и объектов;

– возведение (устройство) фортификационных сооружений (окопов, траншей и ходов сообщений, укрытий, блиндажей, убежищ и др.) и устройство полевых сооружений для размещения войск (жилых, хозяйственных, медицинских);

– устройство инженерных заграждений, в том числе установка минных полей, производство взрывных работ, оборудование невзрывных заграждений (противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов, надолбов и т. п.);

– разминирование местности и объектов;

– подготовка и содержание путей движения войск;

– оборудование и содержание переправ на водных преградах, в том числе строительство мостов;

– добыча и очистка воды в полевых условиях и др.

Кроме того, инженерные войска участвуют в противодействии системам разведки и наведения оружия противника (маскировке), имитации войск и объектов, обеспечении дезинформации и демонстративных действий по обману противника, а также в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения.

В мирное время инженерные войска выполняют ряд важных общественно значимых задач: очищают местность от взрывоопасных предметов, участвуют в ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий, предупреждают разрушение мостов и гидротехнических сооружений во время ледоходов и др.

Войска радиационной, химической и биологической защиты(РХБЗ) – специальные войска, предназначенные для проведения комплекса наиболее сложных мероприятий, направленных на снижение потерь объединений и соединений Сухопутных войск и обеспечение выполнения поставленных им боевых задач при действиях в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения, а также на повышение их живучести и защиты от высокоточного и других видов оружия.

Основу войск РХБЗ составляют многофункциональные отдельные бригады РХБЗ, имеющие в своем составе подразделения, способные выполнить весь комплекс мероприятий РХБ защиты.

К основным задачам войск РХБЗ относятся:

– выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки, масштабов и последствий разрушений радиационно, химически и биологически опасных объектов;

– обеспечение защиты соединений и частей от поражающих факторов оружия массового поражения и радиационного, химического, биологического заражения;

– снижение заметности войск и объектов;

– ликвидация последствий аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах;

– нанесение потерь противнику применением огнеметно-зажигательных средств.

РХБ защита организуется и проводится в полном объеме как при ведении боевых действий с применением, так и без применения ядерного, химического и биологического оружия и включает:

– засечку ядерных взрывов;

– радиационную, химическую, биологическую разведку и контроль;

– сбор, обработку данных и информации о радиационной, химической, биологической обстановке;

– оповещение войск об РХБ заражении;

– проведение специальной обработки (дезактивации, дегазации и дезинфекции) вооружения, военной и специальной техники, сооружений и других объектов, а также санитарной обработки личного состава;

– аэрозольное противодействие средствам разведки и наведения противника.

Войска связи – специальные войска, предназначенные для развертывания системы связи и обеспечения управления объединениями, соединениями и подразделениями Сухопутных войск в мирное и военное время. На них возлагаются также задачи по эксплуатации систем и средств автоматизации на пунктах управления.

Войска связи включают узловые и линейные соединения и части, части и подразделения технического обеспечения связи и автоматизированных систем управления, службы безопасности связи, фельдъегерско-почтовой связи и др.

Военно-Воздушные Силыпредназначены:

– для отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны и группировок войск (сил);

– для поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;

– для авиационного обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.

ВВС включают в себя: авиацию, специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБЗ, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации.

Авиация ВВСпо своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, которые в своем составе имеют: бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию (см. рис. 3).

 

Организационно авиация ВВС состоит из авиационных баз, которые входят в состав объединений ВВС, а также других частей и организаций, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС.

Дальняя авиация является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

На вооружении соединений и частей дальней авиации состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики. Действуя преимущественно в стратегической глубине, соединения и части дальней авиации выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно-морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на театре военных действий, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха. Часть сил дальней авиации может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач.

Дальняя авиация является компонентом стратегических ядерных сил.

Военно-транспортная авиацияявляется средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

Основными задачами соединений и частей военно-транспортной авиации являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях. Включает авиационные базы, части и подразделения специальных войск.

Часть сил военно-транспортной авиации может привлекаться к выполнению специальных задач.

Оперативно-тактическая авиацияпредназначена для решения оперативных (оперативно-тактических) и тактических задач в операциях (боевых действиях) группировок войск (сил) на театрах военных действий (стратегических направлениях).

Армейская авиацияпредназначена для решения оперативно-тактических и тактических задач в ходе армейских операций (боевых действий).

Бомбардировочная авиация, имея на вооружении стратегические, дальние и оперативно-тактические бомбардировщики, является основным ударным средством ВВС и предназначена для поражения группировок войск, авиации, военно-морских сил противника, разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно в стратегической и оперативной глубине.

Штурмовая авиация, имея на вооружении самолеты-штурмовики, является средством авиационной поддержки войск (сил) и предназначена для поражения войск, наземных (морских) объектов, а также самолетов (вертолетов) противника на аэродромах (площадках) базирования, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно на переднем крае, в тактической и оперативно-тактической глубине.

Истребительная авиация, имея на вооружении самолеты-истребители, предназначена для поражения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов в воздухе и наземных (морских) объектов противника.

Разведывательная авиация, имея на вооружении самолеты-разведчики и беспилотные летательные аппараты, предназначена для ведения воздушной разведки объектов, противника, местности, погоды, воздушной и наземной радиационной и химической обстановки.

Транспортная авиация, имея на вооружении транспортные самолеты, предназначена для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, военной и специальной техники и других материальных средств по воздуху, обеспечения маневра и боевых действий войск (сил), выполнения специальных задач.

Соединения, части, подразделения бомбардировочной, штурмовой, истребительной, разведывательной и транспортной авиации также могут привлекаться для решения других задач.

Специальная авиация, имея на вооружении самолеты и вертолеты, предназначена для выполнения специальных задач. Части и подразделения специальной авиации находятся в непосредственном или оперативном подчинении командующего объединением ВВС и привлекаются: для ведения радиолокационной разведки и осуществления наведения авиации на воздушные и наземные (морские) цели; постановки радиоэлектронных помех и аэрозольных завес; поиска и спасания летных экипажей и пассажиров; дозаправки самолетов топливом в воздухе; эвакуации раненых и больных; обеспечения управления и связи; ведения воздушной радиационной, химической, биологической, инженерной разведки и выполнения других задач.

Специальные войска ВВСпредназначены для обеспечения боевой деятельности объединений, соединений и частей ВВС. Организационно части и подразделения специальных войск входят в состав объединений, соединений и частей ВВС.

Части и подразделения разведки предназначены для добывания разведывательных данных о составе, состоянии и деятельности средств воздушно-космического нападения противника и выдачи информации предупреждения об угрозе и подготовке к нападению. Они выполняют задачи во взаимодействии с частями других видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации путем обнаружения летательных аппаратов различной принадлежности по работе их радиоэлектронных средств. К ним относятся отдельные радиотехнические центры обнаружения.

Части и подразделения связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления предназначены для развертывания, эксплуатационного обслуживания и поддержания в готовности к боевому применению системы связи и радиотехнического обеспечения, автоматизированной системы управления объединений, соединений и частей ВВС.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для радиоэлектронного поражения радиоэлектронных средств систем управления войсками (силами) и оружием, авиацией и противовоздушной обороной противника, а также контроля за эффективностью проводимых мероприятий по радиоэлектронной защите своих сил и средств.

Части и подразделения инженерных войск предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения, требующих специальной подготовки личного состава и использования инженерной техники и боеприпасов.

Части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач РХБ защиты соединений и частей, а также для решения других специальных задач.

Топогеодезические подразделенияпредназначены для обеспечения соединений и частей ВВС топогеодезическими данными, необходимыми для решения поставленных задач.

Части и подразделения поиска и спасанияпредназначены для организации и осуществления поиска летательных аппаратов, терпящих бедствие, и оказания им помощи.

Метеорологические подразделенияпредназначены для обеспечения соединений и частей, расчетов пунктов управления метеорологическими данными при подготовке и ведении боевых действий.

Военно-Морской Флот является видом Вооруженных Сил Российской Федерации. Он предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

В настоящее время на ВМФ возложены следующие задачи:

– сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении Российской Федерации;

– защита военными методами суверенитета Российской Федерации, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

– создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности Российской Федерации в Мировом океане;

– обеспечение военно-морского присутствия Российской Федерации в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

– обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации.

В зависимости от состояния военно-политической ситуации в мире и его регионах задачи ВМФ дифференцируются следующим образом:

а) в мирное время:

– боевое патрулирование и боевое дежурство ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН) в установленной готовности к нанесению ударов по назначенным объектам вероятного противника;

– боевое обеспечение РПЛСН (обеспечение боевой устойчивости РПЛСН) на маршрутах и в районах боевого патрулирования;

– поиск атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок вероятного противника и слежение за ними на маршрутах и в районах решения задач в готовности к уничтожению с началом военных действий;

– наблюдение за авианосными и другими корабельными ударными группировками вероятного противника, слежение за ними в районах их боевого маневрирования в готовности к нанесению ударов по ним с началом военных действий;

– вскрытие и затруднение деятельности сил и средств разведки противника в морях и районах океана, прилегающих к нашему побережью, наблюдение и слежение за ними в готовности к уничтожению с началом военных действий;

– обеспечение развертывания сил флотов в угрожаемый период;

– выявление коммуникаций и оборудования океанских и морских театров в стратегически важных районах Мирового океана;

– изучение вероятных районов боевых действий и условий использования различных родов сил ВМФ, применения оружия и технических средств;

– разведка за деятельностью иностранных кораблей и авиации;

– защита судоходства;

– выполнение внешнеполитических акций правительства;

– участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом ядерном сдерживании;

– обеспечение неядерного сдерживания от угрозы или применения военной силы против Российской Федерации с океанских и морских направлений;

– защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в подводной среде;

– защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и контроль его использования;

– защита Государственной границы Российской Федерации на суше и на море военными методами;

– содействие пограничным войскам ФСБ России в защите Государственной границы Российской Федерации, территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

– содействие внутренним войскам и органам внутренних дел МВД России в пресечении внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории Российской Федерации, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– оборона морского побережья;

– содействие войскам гражданской обороны и органам МЧС России в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;

б) в угрожаемый период:

– перевод сил (войск) с мирного на военное время и их оперативное развертывание;

– участие в локализации возможных приграничных вооруженных конфликтов;

– защита судоходства и производственной деятельности в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, а при необходимости – в кризисных зонах Мирового океана;

в) в военное время:

– поражение наземных объектов противника на удаленных территориях;

– обеспечение боевой устойчивости РПЛСН;

– нанесение поражения ударным противолодочным и другим группировкам противника, а также береговым объектам;

– поддержание благоприятного оперативного режима;

– поддержка с моря войск фронта при ведении ими обороны или наступления на приморских направлениях;

– оборона морского побережья.

Организационно ВМФ включают надводные силы, подводные силы, морскую авиацию, береговые войска, морскую пехоту (см. рис. 4).

 

 

Надводные силы являются основными для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Подводные силы – ударная сила флота, способная скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. Основу их составляют атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами (морские силы ядерного сдерживания). Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана в готовности к немедленному применению своего стратегического оружия.

Атомные подводные крейсера, вооруженные крылатыми ракетами класса «корабль – корабль», нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.

Морская авиация состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой авиации.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ.

Вертолеты морской авиации – эффективное средство целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух – поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Береговые войска флота имеются в каждом флоте – Северном, Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском. В их состав, кроме береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты, входит по одной дивизии береговой обороны. Задачами этого рода сил ВМФ являются оборона военно-морских баз, противодесантная оборона побережья, участие в высадке первых бросков морских десантов.

Морская пехота – род береговых войск, специально предназначенный и подготовленный для ведения боевых действий в составе морских, воздушных и воздушно-морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками и Воздушно-десантными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов, пунктов базирования и береговых объектов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь, морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Ракетные войска стратегического назначения – род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главный компонент ее стратегических ядерных сил (см. рис. 5).

Предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника.

Войска воздушно-космической обороны – принципиально новый род войск, который предназначен для обеспечения безопасности России в воздушно-космической сфере.

Основные задачи, решаемые Войсками воздушно-космической обороны:

– обеспечение высших звеньев управления достоверной информацией об обнаружении стартов баллистических ракет и предупреждение о ракетном нападении;

– поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника, атакующих важные государственные объекты;

– защита пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), важнейших промышленных и экономических центров и других объектов от ударов средств воздушно-космического нападения (СВКН) противника в пределах зон поражения;

– наблюдение за космическими объектами и выявление угроз России в космосе и из космоса, а при необходимости – парирование таких угроз;

– осуществление запусков космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного (военного и гражданского) назначения в полете и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск (сил) Российской Федерации необходимой информацией;

– поддержание в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления и др.

Поставленные задачи Войска воздушно-космической обороны выполняют в составе космического командования (включающего силы и средства систем контроля космического пространства, предупреждения о ракетном нападении, управления орбитальной группировкой), командования противовоздушной и противоракетной обороны в составе бригад ПВО и соединения ПРО. Кроме того, в состав Войск ВКО входит космодром Плесецк (см. рис. 6).

Воздушно-десантные войска– высокомобильный род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенный для охвата противника по воздуху и ведения боевых действий в его тылу. ВДВ являются средством Верховного главного командования Вооруженными Силами и могут составлять основу мобильных сил.

ВДВ подчиняются непосредственно командующему ВДВ и состоят из воздушно-десантных и десантно-штурмовых дивизий, бригад, отдельных частей и учреждений (см. рис. 7).

 

Указом Президента Российской Федерации «О военно-административном делении Российской Федерации» от 20 сентября 2010 г. № 1144 установлено, что основной военно-административной единицей Российской Федерации является военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с данным Указом с 1 декабря 2010 г. установлено следующее военно-административное деление Российской Федерации (см. рис. 8):

Западный военный округ – в административных границах Республики Карелии, Республики Коми, Архангельской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Костромской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа;

Южный военный округ – в административных границах Республики Адыгеи, Республики Дагестан, Республики Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкии, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Чеченской Республики, Краснодарского, Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей;

Центральный военный округ – в административных границах Республики Алтай, Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Мордовии, Республики Татарстан, Республики Тыва, Удмуртской Республики, Республики Хакасии, Чувашской Республики, Алтайского, Красноярского, Пермского краев, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Томской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа;

Восточный военный округ – в административных границах Республики Бурятии, Республики Саха (Якутия), Забайкальского, Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.

Согласно официально опубликованным данным реальный боевой потенциал новых военных округов (ОСК) сегодня является следующим:

а) ОСК «Центр» – 20 бригад, 5 баз хранения и ремонта вооружения и техники (БХиРВТ), 400 танков, 110 самолетов;

б) ОСК «Запад» – 17 бригад, 2 БХиРВТ, 750 танков, 440 самолетов, 61 корабль и подводная лодка;

в) ОСК «Юг» – 13 бригад, 1 БХиРВТ, 400 танков, 40 самолетов, 17 кораблей;

г) ОСК «Восток» – 14 бригад, 7 БХиРВТ, 600 танков, 330 самолетов, 31 корабль и подводная лодка[17].

В Российской Федерации к обороне также привлекаются: пограничные органы ФСБ России; внутренние войска МВД России; Войска гражданской обороны МЧС России; инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования Российской Федерации; СВР России; федеральные органы государственной охраны; федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте содержание основных организационно-правовых управленческих моделей военного строительства.

2. Охарактеризуйте основные типы устройства современных вооруженных сил.

3. Дайте общую характеристику предназначения и структуры Вооруженных Сил Российской Федерации.

4. Дайте характеристику предназначения и структуры Сухопутных войск.

5. Раскройте предназначение и структуру Военно-Воздушных Сил.

6. Охарактеризуйте основные задачи, решаемые Военно-Морским Флотом, и его состав.

7. Опишите задачи и структуру родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (РВСН, ВДВ, ВКО).

8. Расскажите о военно-административном делении Российской Федерации.

 

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне» и другие законодательные акты наделяют полномочиями в области обороны Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны.

Президент Российской Федерации наделен Конституцией и законодательством Российской Федерации большими полномочиями по реализации мер, связанных с организацией обороны государства.

К мерам политического характера в сфере организации обороны относится, в частности, определение основных направлений военной политики Российской Федерации. Поскольку военная политика имеет внутреннюю и внешнюю стороны, постольку Президент Российской Федерации имеет внутриполитические и внешнеполитические полномочия в области обороны.

К внутриполитическим полномочиям относятся:

– утверждение военной доктрины Российской Федерации;

– введение в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях режима военного положения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;

– введение в действие нормативных актов военного времени и прекращение их действия, формирование и упразднение органов исполнительной власти на период военного времени.

К внешнеполитическим полномочиям главы государства относится ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в пределах своей компетенции реализует следующие полномочия военного характера, связанные с организацией обороны:

– осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

– в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;

– принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

– утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

– утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

– утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

– принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

– утверждает планы применения Вооруженных Сил. План применения Вооруженных Сил Российской Федерации представляет на утверждение Президенту Российской Федерации министр обороны Российской Федерации. Разработка Плана осуществляется с участием федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы[18];

– издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву. Президент Российской Федерации своим указом утверждает Положение о порядке прохождения военной службы, издает иные указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения военной службы;

– устанавливает перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, а также общее количество военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждую из указанных организаций и образовательных учреждений.

Президент Российской Федерации наделен следующими полномочиями при реализации мер мобилизационного характера:

– объявляет общую или частичную мобилизацию в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов;

– утверждает Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования;

– утверждает План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации, реализуя свои полномочия экономического характера при организации обороны:

– утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

– утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний.

К правовым мерам, осуществляемым Президентом Российской Федерации, относятся:

– утверждение общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

– утверждение положений о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов.

Президент Российской Федерации осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации реализует свои полномочия в области обороны, в частности, через Совет Безопасности Российской Федерации, который в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590, призван быть конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Через деятельность Совета Безопасности Российской Федерации реализуется принцип единства политического и военного руководства, поскольку происходит огосударствление военного управления посредством совмещения в одном лице должности Председателя Совета Безопасности, поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обороне» полномочия по реализации мер, связанных с организацией обороны, предоставлены также Федеральному Собранию Российской Федерации, состоящему из Совета Федерации и Государственной Думы. Их деятельность в этом направлении связана, прежде всего, с их участием в бюджетном процессе, предусматривающим стадии разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением оборонной части федерального бюджета. Федеральным законом «Об обороне» они наделяются полномочиями по рассмотрению расходов на оборону, установленных законами о федеральном бюджете. Решение о принятии государственного бюджета оформляется в виде закона, принимаемого Государственной Думой и подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «а» ст. 106 Конституции Российской Федерации).

Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны.

На Правительство Российской Федерации возложено осуществление мер по обеспечению обороны, и оно несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Правительство Российской Федерации – это коллективный орган общей компетенции, призванный осуществлять исполнительную и распорядительную (административную) функции. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 110) исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган власти в России.

Распорядительная функция Правительства Российской Федерации выражается в его деятельности по руководству подчиненными органами государственного управления, осуществляемой путем издания собственных актов (постановлений и распоряжений) и обеспечения их выполнения. В области обороны распорядительная функция Правительства Российской Федерации прежде всего связана с его деятельностью по осуществлению руководства оборонным и военным строительством.

Правительство Российской Федерации:

– руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

– разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

– осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

– устанавливает мобилизационные задания федеральным органам исполнительной власти;

– принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации;

– определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

– принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

– организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

– организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

– устанавливает штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

– определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

– определяет порядок предоставления и использования для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов земель, лесов, вод и других природных ресурсов;

– устанавливает порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества;

– организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;

– определяет порядок расходования средств, выделяемых на оборону из федерального бюджета, а также источники финансирования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанных с их предназначением;

– ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения;

– устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с использованием их имущества для нужд обороны.

Исполнительную функцию Правительства Российской Федерации можно определить как правоприменительную, сводящуюся в основном к текущему управлению оперативного характера. Исполнительная власть организует реализацию принятых законов, что подразумевает решение многих конкретных вопросов, в том числе в области обороны, т. е. организует их исполнение, управляет подчиненным государственным аппаратом.

Правительство Российской Федерации:

– осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

– организует оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;

– организует обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

– осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– утверждает положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

– организует разработку федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;

– организует разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

– определяет порядок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военных сборов;

– утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, а также перечень военно-учетных специальностей.

Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте содержание полномочий Президента Российской Федерации в области обороны и управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

3. Охарактеризуйте место и роль Федерального Собрания Российской Федерации в обеспечении обороны и военной безопасности страны.

2. В чем заключаются полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны?

 

Военное управление – организационная, исполнительная и распорядительная деятельность специально учрежденных государством военных органов, представляющая собой целенаправленное управленческое воздействие на Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых предусмотрена военная служба, на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, воинских уставов и иных нормативных правовых актов по непосредственному руководству их жизнью, бытом и боевой деятельностью, в интересах успешного и эффективного решения поставленных перед ними учебных, учебно-боевых и боевых задач военными методами и средствами.

Военное управление по своей правовой природе является сферой государственного управления. Оно осуществляется государственными органами, входящими в структуру федеральных органов исполнительной власти, а должностные лица, выполняющие функции военного управления, являются государственными служащими, выполняющими свои обязанности в интересах государства при прохождении военной службы или государственной гражданской службы.

В военном управлении выделяют два вида управления: административно-хозяйственное и оперативное управление.

Административно-хозяйственное управление по своему содержанию и формам правового регулирования близко к другим сферам государственного управления и включает: организацию подготовки войск, их материально-техническое обеспечение, подбор и расстановку кадров, регулирование взаимоотношений между военнослужащими и т. п. Изучение этих вопросов, а также организации, особенностей и правовых форм повседневной деятельности органов военного управления прямо и непосредственно относится к предмету военно-административного права (военной администрации).

Оперативное управление является наиболее ярко выраженной особенностью военного управления – управления боевыми действиями войск (сил). Командование, т. е. руководство вооруженной борьбой, является основой оперативного управления. Оперативное управление характеризуется быстротой, твердостью, решительностью, гибкостью, высокой оперативностью в принятии решений. Основными правовыми формами управления боевыми действиями войск (сил) являются боевой приказ, боевое распоряжение. Оперативное управление особенно ярко проявляется в основных формах применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск: стратегических операциях, операциях и боевых действиях – в крупномасштабной и региональных войнах; операциях и боевых действиях – в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах; совместных специальных операциях – во внутренних вооруженных конфликтах; контртеррористических операциях – при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством; миротворческих операциях.

Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в указанных формах:

– в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) – защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;

– в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах – локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;

– во внутренних вооруженных конфликтах – разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;

– в операциях по поддержанию и восстановлению мира – разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

Управление боевыми действиями войск (сил) регламентируется боевыми уставами, а его содержание конкретизируется приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, боевыми приказами и распоряжениями. Правовое содержание управления боевыми действиями войск (сил) является предметом изучения оперативного права.

Основными принципами оперативного управления являются:

1) единоначалие;

2) централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

3) твердость и настойчивость в реализации принятых решений;

4) оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки;

5) личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения ими поставленных задач;

6) высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов.

Система управления войсками, представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и средств управления, должна отвечать таким организационно-техническим принципам, как высокая живучесть, помехозащищенность, надежность, и обеспечивать возможность как централизованного, так и децентрализованного управления частями (подразделениями).

Управление войсками (силами) во всех звеньях должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность штабов