ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ.

Глава I

Предисловие

 

Скоротечная операция по принуждению Грузии к миру, проведенная воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации в августе 2008 г. («пятидневная война»), несмотря на ее общий успех и решительное пресечение агрессии, выявила ряд системных изъянов в структуре Вооруженных Сил, в организации управления ими, оснащенности вооружением и военной техникой, в боевой выучке личного состава и т. п. Данное обстоятельство послужило импульсом к осуществлению кардинальных мер по реформированию военной организации государства, которые получили наименование «формирование нового облика Вооруженных Сил». Уже спустя месяц после завершения указанной операции Президентом Российской Федерации были утверждены разработанные Минобороны России основные направления формирования перспективного облика Вооруженных Сил, а 14 октября 2008 г. состоялось заседание Коллегии Минобороны России, на котором определен план первоочередных мероприятий по развитию армии и флота, которые направлены на придание им нового облика, повышение их мобильности, боеспособности и боеготовности.

Общие целевые ориентиры формирования нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации состоят в следующем[1]:

1) достижение 100%-ной постоянной боеготовности сил при отказе от массовой мобилизации личного состава и материальных средств (с существенной реорганизацией резервной и материально-технической инфраструктуры);

2) кардинальное сокращение численности Вооруженных Сил до 1 млн человек;

3) качественные изменения в структуре личного состава армии: сокращение офицеров до 150 тыс. человек; замена прапорщиков на сержантов, численность которых будет равна 120 тыс. человек; сохранение института военной службы по призыву со сроком службы 12 месяцев с численностью призывников 730 тыс. человек;

4) оптимизация инфраструктуры частей и соединений, военных образовательных учреждений, гарнизонов, баз, военных городков, земельных участков и недвижимости;

5) создание вместо шести военных округов четырех военных округов (объединенных стратегических командований – ОСК) (Западного, Южного, Центрального и Восточного) с сохранением центрального подчинения для ВВКО, РВСН и ВДВ;

6) создание вместо пятизвенной структуры Сухопутных войск трехзвенной: оперативное командование – бригада – батальон. Вооруженные Силы Российской Федерации будут состоять из 85 бригад (артиллерийских, мотострелковых, танковых, ракетных);

7) организация новой структуры ВВС: оперативное командование – авиабаза – эскадрилья. В стране будут функционировать 55 авиабаз и 165 эскадрилий;

8) сокращение вдвое частей подводных сил (до 123), переподчинение флотов ВМФ – Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского и Каспийской флотилии – оперативным стратегическим командованиям (кроме Центрального ОСК, в котором нет военно-морской составляющей);

9) кратное увеличение количества командно-штабных и боевых учений войск;

10) централизация системы военного образования: формирование 10 военных вузов на базе 65 военных академий и училищ;

11) реорганизация руководящих структур с уменьшением роли командований видов Вооруженных Сил, сокращение центрального аппарата Минобороны России и Генерального штаба на 60 %;

12) передача системы тылового обеспечения войск в гражданский сектор (путем внедрения аутсорсинга);

13) существенное увеличение денежного довольствия военнослужащих к 2020 г. до уровня 25%-ного превышения заработных плат в гражданском секторе экономики;

14) обеспечение всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, служебными жилыми помещениями, а увольняемых с военной службы – квартирами по договору социального найма или в собственность бесплатно;

15) переоснащение армии с достижением к 2015 г. 30%-ного обновления ВВТ, а к 2020 г. – 70%-ного обновления.

В условиях кардинального переустройства военной организации государства подготовка высококвалифицированных военных специалистов, переподготовка и повышение квалификации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, получение ими качественно новых знаний в области военного управления становится неотложной, первоочередной, задачей.

Решению данной задачи призвано способствовать настоящее издание. В предлагаемом учебнике излагаются результаты исследования теоретико-правовых основ военной администрации, правового механизма военного строительства, управления, комплектования, материального и финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, в работе раскрываются теоретические и организационно-правовые основы укрепления законности и правопорядка в современных условиях военного строительства, а также анализируется зарубежный опыт в рассматриваемой сфере.

Подготовленный авторским коллективом учебник призван оказать помощь в получении знаний по основам военной администрации курсантам, слушателям, адъюнктам и докторантам военных образовательных учреждений, слушателям военных кафедр и военно-учебных центров при образовательных учреждениях, а также всем, кто интересуется современными проблемами военно-административного права. Материалы учебника могут быть использованы для проведения занятий в системе командирской подготовки офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также для их самообразования.

 

Доктор юридических наук В.М. Корякин