МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Задание на самоподготовку
Заключительная часть
Вывод
Сл.№14
Складывание основных принципов военного искусства.
В войнах древних рабовладельческих государств сложились многие принципы военного искусства. Некоторые из них дожили до наших дней. Так, с 371 г. до н.э. известен принцип сосредоточение сил на решающем направлении. В то время у города Левкры произошло сражение, в котором встретились две греческие фаланги из Спарты и из Фивы. Спартанцы имели в составе своей фаланги 11 тыс. человек, а фиванцы менее 8 тыс. Предводитель повстанцев Клеомброт построил фалангу глубиной в 12 шеренг, воины были сосредоточены на правом фланге: казалось, победа воинственных спартанцев не вызывала сомнений. Однако фиванский полководец Эпаминонд отказался от идеи несения фронтального удара равномерно распределенными по фронту силами и сосредоточил против сильнейшего фланга спартанцев свои превосходящие силы. Там была построена колонна из отборных сил глубиной 50 шеренг за счет оголения центра и правого фланга.
Сражение завязала конница, которая в то время большого влияния на его исход оказать не могла. Когда же сошлись фаланги, то правый фланг стал отступать.
Уклоняясь от сражения с превосходящими силами противника, карфагенская армия непрерывно маневрировала, совершая обходы по болотам, разливам рек и в узком дефиле между берегом Тразименского озера игорами устроила преследовавшим ее римлянам искусную засаду. Римляне не успели построить боевой порядок и подверглись нападению с двух сторон. За три часа была уничтожена их тридцатитысячная армия. В приведенном примере видно действие и других принципов военного искусства той эпохи: умелый выбор места сражения; построение войск в боевой порядок ранее противника.
На следующий год после победы у Тразименского озера Ганнибал реализовал еще один принцип военного искусства — окружение и уничтожение окруженного противника. В 216 г. до н.э. у местечка Канны, где карфагеняне захватили большие склады продовольствия, сделанные римлянами, их настигла римская армия. Римлян было 86 тыс. человек, из них 80 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы. Под командованием Ганнибала находилось 40 тыс. пехоты (из них 8 тыс. —легкой) и 10 тыс. конницы .
В начале августа римский консул Варрон, решивший разгромить карфагенян ударом тесно сомкнутых и численно превосходящих противника сил, построил свои войска, образовав из манипул как бы массивную фалангу, глубиной 48 шеренг. На флангах находилась конница. Ганнибал построил свой боевой порядок в виде серпа, обращенного выпуклой стороной к противнику; причем фланги его оказались очень мощными. Там были колоны тяжелой африканской пехоты и на левом крыле — 8 тыс.тяжелой конницы.
Эта конница, которой командовал брат полководца Гасдрубалл разгромила правофланговую группировку кавалерии противника, затем рассеяла левофланговую группировку. За это время пехота римлян, потеснив карфагенян с фронта, обратила их серп выпуклой стороной в тыл и оказалась как бы в полукольце. Кольцо замкнула кавалерия. Задние и фланговые ряды римлян вынуждены были повернуться, и их численное превосходство уже не имело значения, т.к. бой вели лишь внешние шеренги. Сражение продолжалось 12 часов. Из 86-тысячной армии римлян спаслось бегством лишь около 16 тыс. человек; 48 тыс. были убиты Карфагеняне потеряли убитыми 6 тыс. человек. Сл. №15
Военно-теоретическая мысль. Вместе с зарождением и развитием военного искусства зародила и получила свое развитие военно-теоретическая мысль. Обобщением и осмыслением специальных знаний, составивших основы военной теории, занимались Сунь-цзы и У-цзы — в Древнем Китае, Ксенофонт — в Древней Греции, Полибий и Вегеций в Древнем Риме.
Сунь-цзы - военный теоретик древнего Китая - в своих работах анализирует цели войны, оценивает и раскрывает известные ему основные формы военных действий, последовательность их подготовки. «Знание же будущего нельзя получить от богов и демонов, знания о противнике можно получить лишь от людей, шпионов», — утверждает мудрец.
У-цзы — крупный военный теоретик и полководец — жил в вв. до н.э. Он написал трактат «Об искусстве ведения войны» дополнивший и развивший некоторые положения учения.
Ксенофонт— полководец и историк — жил в V-IV вв. до н.э. вопросы военного искусства он анализирует в своих трудах: отступление десяти тысяч (Анабазис)» и «История Греции». Кроме того, им написана работа под названием «Киропедия», где изложены принципиальные основы комплектования и обучения войск и основы отдельных положений тактики. Работы его является обобщением боевой практики V века до н.э. и сыграли роль в развитии военно-теоретической мысли древних греков.
Полибий (около 210-128 гг. до нэ.) — был очевидцем и участником третьей Пунической войны и советником крупного римского полководца Сципиона Эмилиона. Им написана «Всеобщая история» в сорока книгах, пять из которых сохранились полностью, а остальные — лишь в отрывках; из них мы узнаем о стратегии и тактике римских войск. Автор не только описывает войны и сражения, но и исследует причины побед и поражений, Преимущества и недостатки боевых порядков, тактические приемы, стратегические формы.
Таким образом, военное искусство как теория и практика подготовки и ведения боевых действий зародилось с появлением войн.
В период разложения римской империи и упадка военного искусства взоры военных теоретиков стали обращаться к прошлому. Одним из таких теоретиков IV в. до н.э. был Вегеций, тщательно изучивший боевой опыт и военно-теоретические положения прошлого. Он написал «Краткое изложение основ военного дела», где рассмотрел вопросы комплектования, обучения и организации армии, описал боевые порядки и тактические приемы, привел основные правила ведения войны и боя, описал способы обороны и осады крепостей. Вся работа Вегеция состоит из четырех небольших книг, написана кратко, и по своему существу является уставом древнеримской армии.
- напомнить тему, учебные цели занятия и как они были достигнуты;
- ответить на вопросы студентов;
- объявить оценки;
- дать задание на самоподготовку.
- изучить и законспектировать главу 2 учебного пособия «История военного искусства», Алматы, 2005 год.
Методическую разработку разработал
подполковник запаса Ахметжанов С.Ж.
по предмету «История Вооруженных Сил» для проведения занятий со студентами, обучающимися по ВУС-800100