Учебный вопрос. Вооруженные Силы античных государств

Сл.№4

Заключительная часть

Основная часть

Вводная часть

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебные вопросы и примерное распределение времени

Тема №1 Зарождение и развитие военного искусства в античные времена.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Генерал-майор У.Еламанов

При ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Начальник военной кафедры

Утверждаю

« » _________2012 год

 

 

 

по ИСТОРИИ ВОЕННОГО ИСКУССТВА И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН для проведения занятий со студентами, обучающимися по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» по ВУС-800100

Программа 2011 года

Учебные и воспитательные цели:

1. Раскрыть студентам сущность и значение военного искусства в античные времена.

2. Изучить особенности тактики и стратегии Вооруженных Сил античных государств.

Метод: Лекция

Место занятия: Учебный класс

Время: 2 часа (80 минут)

Литература:

1. «История Казахстана в средние века», Алматы 1996 г.;

2.«Очерк по истории Казахстана», Алматы 1993 г.;

3.«История военного искусства», Алматы 2005 г.

Материальное обеспечение: Слайды по теме, методическая разработка, проектор, экран, плакаты.

№ п/п Вопросы занятия Время (мин)
Вводная часть.
Основная часть: Учебный вопрос №1. Вооруженные Силы античных государств, изменение численности ВС, системы комплектования, изменение состава ВС. Складывание оргструктуры. Учебный вопрос №2. Зарождение и развитие военного искусства.      
Заключительная часть

Руководитель занятия должен: принять доклад командира взвода (дежурного по учебному взводу), проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность взвода к занятию, материально-техническое обеспечение занятия, провести опрос по предыдущей теме, объявить тему, учебно-воспитательные цели, учебные вопросы занятия.

В основной части руководитель занятия излагает материал лекции методом рассказа и объяснения с демонстрацией схем, таблиц, дает под запись основные понятия и определения; раздает на каждое отделение взвода раздаточный материал (отпечатанный вариант схем и таблиц); уточняет в ходе занятия степень усвоения студентами учебного материала.

Действия обучаемыхпри отработке учебных вопросов контролируются руководителем занятия и могут включать: внимательное прослушание учебных вопросов занятия; при возникновении трудностей в восприятии изучаемого материала обращение к руководителю занятия с вопросами; запись в рабочие тетради темы занятия, учебных вопросов, рекомендуемой литературы, основных понятий и определений темы занятия; получение раздаточного материала (отпечатанный вариант схем и таблиц для последующего занесения их в часы самостоятельной подготовки в рабочую тетрадь); ответ на поставленные руководителем занятия вопросы.

Руководитель занятия напоминает тему, цели и учебные вопросы, подводит итоги занятия, отмечает степень усвоения пройденного материала, отмечает положительные моменты при проведении занятия, объявляет оценки, отвечает на возникшие вопросы, дает задание для самостоятельной работы студентов.

ВВЕДЕНИЕ

 

Военное искусство как теория и практика подготовки и ведения боевых действий зародилось с появлением войн. Войны, как свидетельствуют древнейшие документы и результаты археологических исследований, возникли в IV тысячелетии до н.э. с образованием ранних рабовладельческих государств.

Несмотря на такую удаленность по времени, вопросы зарождения военного искусства в античные века оставались всегда актуальными и не теряли практическую ценность до наших дней. Все новые и новые поколения военных специалистов обращались и обращаются к походам Александра Македонского и Юлия Цезаря. Почему? Потому что без глубокого знания истории зарождения и развития военного искусства невозможно правильно понять закономерности и тенденции совершенствования его составных частей (стратегии, оперативного искусства и тактики) на временном этапе. Кроме того, многие принципы боевого применения войск, способы и формы военных действий, зародившиеся в глубокой древности, не потеряли своего значения и сегодня; они с успехом использовались во многих войнах, в том юле и происходивших совсем недавно, несмотря на то, что поменялись принципиально новые виды оружия, оформлялись новые сферы вооруженной борьбы.

Вооруженные Силы или армия, т.е. отряды специально оснащенных и обученных для ведения боевых действий людей, как важнейший орган обеспечения господства правящих классов, также как средство для захвата новых земель и защиты своих угодий от нападения врага возникли примерно в XI в. до н.э. в древних рабовладельческих государствах Месопотамии, (Вавилонии, Ассирии) и северной Африки (Египте). С тех пор они прошли сложный путь своего совершенствования, который можно разделить по следующим направлениям:

-развитие средств вооруженной борьбы;

-изменение численности Вооруженных Сил;

-изменение системы комплектования Вооруженных Сил;

-развитие системы обучение и воспитания войск;

-изменение состава Вооруженных Сил;

-совершенствование организационной структуры войск.

Развитие средств вооруженной борьбы. Под средствами вооруженной борьбы понимаются различные системы оружия и военной техники, предназначенные для ведения и обеспечения боевых действий видов Вооруженных Сил и родов войск. Важную роль в системе средств вооруженной борьбы играет боевое оружие.

В период своего зарождения отряды вооруженных людей применяли в качестве боевого то самое оружие, которое использовалось для охоты. Это было холодное оружие, т.е. такие устройства и средства, боевое использование которых связано с применением главным образом мускульной силы человека. До XIV в. н.э. оно оставалось главным средством вооруженной борьбы и, совершенствуясь, получило значительное развитие. Холодное оружие очень скоро стали разделять по целевому предназначению или способу действия на колющее и защитное, ударное и метательное (рис. 1). Сл.№5

С ростом количества и качества металла, с совершенствованием технологии его обработки появлялись новые образцы холодного оружия, старые приобретали новые свойства. Так, воины ранних рабовладельческих государств были вооружены коротким копьем с медным наконечником, медным кинжалом; они могли иметь медный, топор на длинной рукоятке, булаву с каменной головкой. Из защитного снаряжения имелись волосяной, кожаный, войлочный, иногда медный шлем, шерстяная одежда с нашитыми на нее кожаными полосами и медными пластинками, плетеный из тростника и обтянутый кожей щит. Большего достигнутый уровень производства дать не мог, да и медь была слишком мягким металлом для производства сложного вооружения.

Другое дело античная Греция в VII-V вв. до н.э., где с появлением так называемых металлургических мануфактур научились в массовом количестве добывать бронзу и искусно ее обрабатывать. Практически все защитное вооружение греков отливалось, выковывалось и чеканилось из бронзы; усложнилась конструкция шлемов: лицо прикрывалось пластиной с прорезями для глаз;

... ■