ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И РЕКОНСТРУКЦИЯ В США. СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ

B.B. СОГРИН

Список использованных источников

Выводы

На наш взгляд необходимо принять следующие меры:

1. Разработать систему действенного контроля и противодействия химическому терроризму во всех его проявлениях;

2. Разработать единую, глобальную международную программу противодействия химическому оружию;

3. В нашей стране восстановить систему противохимической защиты, сложившуюся до 90-х годов;

4. Разработать закон о химбезопасности;

5. Разработать Президентскую программу по химической безопасности и создать при Президенте группу специалистов по руководству этой программой;

6. В каждом регионе нашей страны иметь программу противодействия химтерроризму;

7. В средствах массовой информации проводить просветительскую работу по химбезопасности;

8. Организовать для медицинских работников отдельных групп и представителей силовых министерств курсы по особо опасным видам химического оружия;

9. Подготовить группы быстрого реагирования при Минздраве Украины и силовых министерствах, подготовленные для работы в очагах применения химического оружия.

1. Документы Подготовительной комиссии Организации по запрещению химического оружия // Текущий архив МИД РБ.

2. Документы конференции государств – участников Конвенции о запрещении химического оружия // Текущий архив МИД РБ.

3. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении // Действующее международное право: В 3 т. М., 1997. Т. 2.

4. Источники Интернет:

1. www.zeka.ru/chem_weapons

2. www.grani.ru

3. www.newomp.narod.ru

4. www.ort.spb.ru

5. www.korrespondent.net

6. www.liga.net

7. www.nuclearno.ru

8. www.zerkalo-nedeli.com

 

 

Цель данной статьи - осветить современное состояние изучения истории Граж­данской войны и Реконструкции в США, охарактеризовать те проблемы, в отношении которых среди исследователей достигнуто согласие, и те, относительно которых со­храняются различия. Автором будет предложено собственное их решение.

Гражданская война (1861-1865) и Реконструкция (1865-1877) различались задача­ми и содержанием, но имели и объединяющую их цель отмены рабства и утверждения в США чисто буржуазного общества, что послужило ряду историков (их мнение раз­деляет и автор статьи) основанием именовать оба этих события Второй Американской революцией. Сторонники другого направления в историографии с таким определением никогда не соглашались. Между двумя соперничающими направлениями неизменно сохранялись принципиальные разногласия в трактовке как Гражданской войны, так и Реконструкции. Целесообразно вкратце их охарактеризовать.

В осмыслении причин и характера Гражданской войны первое историографи­ческое направление обосновывало закономерное ее происхождение и выставляло в целом позитивную оценку ее результатам. Соперничающее же направление считало войну национальной трагедией, имевшей катастрофические последствия. Ещё Алек­сандр Стеффенс, вице-президент созданных южанами и поверженных Севером Кон­федеративных Штатов Америки, а вслед за ним Джефферсон Дэвис, президент само­провозглашенного рабовладельческого государства, сразу после Гражданской войны выступили с историческими сочинениями, в которых вся ответственность за крова­вый раскол возлагалась на северные штаты и их лидеров во главе с А. Линкольном1. Оба исходили из того, что рабство не имело никакого отношения к происхождению Гражданской войны. Единственной ее причиной объявлялось разное толкование прин­ципов федеральной Конституции. Правильными толкователями объявлялись южные сепаратисты, которые твердо стояли на страже равных прав штатов, невмешательства в их дела центрального правительства.

В последующем историки-профессионалы из "южной школы" развили концепцию Стеффенса - Дэвиса, добавив к ней ряд новых положений. Наиболее устойчивыми среди них были те, в которых обосновывался "секционный эгоизм" северных штатов, пошедших ради своих экономических выгод на трагическое обострение отношений с Югом, а главная ответственность за разжигание конфликта возлагалась на северо-вос­точных аболиционистов-фанатиков, заразивших своей нетерпимостью значительную часть Республиканской партии, пришедшей к власти в 1860 г.2 Во второй половине XX в. одним из распространенных положений историков, отрицавших непримири мость противоречий Севера и Юга, а, следовательно, и закономерность возникнове-

Согрин Владимир Викторович - доктор исторических наук, профессор, руководитель Цен­тра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН, главный редактор журнала "Общественные науки и современность".

1 Stephens А.Н. A Constitutional View of the Late War Between the States, v. 1-2. Philadelphia,
1868-1870; Davis J. The Rise and Fall of the Confederate Government, v. 1-2. New York, 1881.

2 См. об этом подробно: Pressly T.J. Americans Interpret Their Civil War. Princeton, 1954;
Дементьев И.П. Американская историография гражданской войны в США. М., 1963.

 

 


ния Гражданской войны, стало обоснование капиталистического характера планта- ционного рабства, как и тезиса о реальности эволюционного и достаточно быстрой отмирания рабовладения3.

На современном этапе свою лепту в умаление проблемы рабства в общественно- политических коллизиях 1850-х годов внесла школа исторической политологии (она известна также как "новая политическая история"). Ее представители, сосредото­чившись на изучении политической культуры и мотивов голосования американского электората накануне Гражданской войны, доказывали, что проблема рабства его мало интересовала и он разделялся в первую очередь по этнической и религиозной принад­лежности4.

В оценке исторических итогов Реконструкции "южная школа" получила своих первых мэтров в лице Дж. Бёрджеса и особенно У. Даннинга5. Даннинг соглашался признать "ступенью в прогрессе американской нации" только восстановление един­ства американской нации и юридическое освобождение рабов, все же важнейшие мероприятия Реконструкции и особенно военно-политическую диктатуру федераль­ного правительства в южных штатах решительно осуждал. Последователи Даннинга согласились признать позитивной так называемую президентскую Реконструкцию Юга, провозглашенную Э. Джонсоном и означавшую фактически свертывание рево­люционных преобразований Гражданской войны, и осудили конгрессовскую Реконст­рукцию, направленную на поражение в правах южных плантаторов и предоставление гражданских свобод и экономических возможностей освобожденным неграм.

На современном этапе в оценке итогов Гражданской войны и Реконструкции за­метно влияние школы "новой экономической истории". Историки-клиометристы при помощи компьютерных расчетов доказывали, что в период Гражданской войны и Ре­конструкции не произошло ни обновления, ни тем более ускорения экономического развития нации. Концепции "новой экономической истории" при всем том, что ряд ее конкретных расчетов соответствует действительности, присущ теоретический изъян, заключающийся в неспособности признать, что экономические спады так или иначе характерны для радикальных перестроечных эпох, а экономические плоды тех из них, которые являются исторически оправданными и плодотворными (а Гражданская вой­на и Реконструкция, по моему глубокому убеждению, относились к таковым) пожина­ются позднее. Это подтверждает и американский опыт: в последней четверти XIX в. в США произошел экономический взлет, немыслимый без очищающего воздействия на все сферы общества Второй Американской революции6.

Историографическая традиция, сторонники которой признают закономерный и позитивный характер Гражданской войны и Реконструкции, представлена в первую очередь научными школами либеральной и левой общественно-политической ори­ентации. Но в рамках самой этой традиции, как и каждой из представленных в ней школ, существуют достаточно серьезные различия. Первые ее выразители (Дж. Роудс, Дж. Дрейпер), отводившие рабству решающую роль среди причин Гражданской вой­ны, трактовали борьбу вокруг него с морально-этических позиций, как закономерный результат реализации принципа свободы, занимающего главное место в американском национальном кредо. В первой половине XX в. лидирующая роль в обосновании по­зитивного исторического вклада Гражданской войны принадлежала прогрессистской школе. Но ее отец-основатель, Ф. Дж. Тернер, отнюдь не рассматривал рабство в каче­стве основополагающей причины конфликта Севера и Юга. Этот конфликт трактовался

3 Один из последних вариантов данной концепции см.: Hummel J.R. Emancipating Slaves,
Enslaving Free People: A History of the American Civil War. Peru (П.), 1996.

4 Критику данной концепции см.: Согрин В.В. Политическая история США. М., 2001,
с. 131-132.

5 Burgess J. Reconstruction and the Constitution. 1866-1876. New York, 1902; Dunning W.A.
Essays on the Civil War and Reconstruction and Related Topics. New York, 1898; idem. Reconstruction,
Political and Economic, 1865-1877. New York, 1907.

6 См. подробнее: Согрин В.В. Мифы и реалии американской истории. М., 1986, гл. 2.


им сквозь призму "аграрного вопроса", борьбы северной и южной "секций" США за свободные западные земли7. Но супруги Бирды, занимавшие главенствующую пози­цию в прогрессистской школе в первой половине XX в., определили борьбу Севера и Юга как конфликт "двух господствующих систем организации труда - свободной и ра­бовладельческой" и назвали Гражданскую войну "второй Американской революцией"8. Бирды, также как их единомышленники и последователи, упирая на фундаментальный характер противоречия экономических систем Севера и Юга США, не уделяли вместе с тем сколько-нибудь пристального внимания морально-нравственным, культурным, мировоззренческим, в целом цивилизационным его аспектам. Многие критики спра­ведливо определяли подобную позицию как экономический детерминизм. Эта ограни­ченность прогрессистских историков была в значительной мере преодолена во второй половине XX в. представителями "новой левой" (известна также как "радикальная") и "новой социальной" историографических школ9.

Проблема рабства признаётся основополагающей причиной Гражданской войны и автором настоящей статьи. Вместе с тем, на мой взгляд, заслуживает углубленно­го специального рассмотрения вопрос об удельном весе в воздействии на конфликт Севера и Юга разных составляющих этой проблемы, как и роли разных групп белого населения, как, конечно, и самого негритянского народа, в вызревании драматического конфликта.

К остро дискуссионным аспектам проблемы рабства как источника Гражданской войны традиционно относятся положение черных рабов в предвоенный период и их роль в вызревании кровавой схватки Севера и Юга. Исходными вехами дискуссии можно признать концепцию представителя "южной школы" У. Филлипса и противопо­ложную по выводам концепцию С. Элкинса. Если Филлипс обосновывал позитивное воздействие рабства на чернокожих невольников10, то Элкинс в монографии 1959 г.11 доказывал, что черные рабы находились в состоянии перманентной деградации, суще­ствовали в условиях, сравнимых с гигантским концентрационным лагерем, а власть белых была для них историческим проклятием. При всем отличии и даже несовме­стимости двух историков в оценках положения черных невольников, они сходились в одном пункте: Филлипс утверждал, что у черных рабов не было никаких оснований сопротивляться своему положению, и они этого не делали, а Элкинс полагал, что юж­ные невольники были доведены своими хозяевами до такого изнеможения и отупле­ния, что утратили саму способность к сопротивлению. Т.е. оба историка полагали, что черные рабы никак не способствовали возникновению антирабовладельческой рево­люции.

Концепции Филлипса и Элкинса послужили исходной платформой длительной, продолжающейся по сегодняшний день дискуссии о положении черных рабов в юж­ных штатах в предреволюционные десятилетия. О достижении научного согласия в этом вопросе можно говорить в ограниченной степени. Одна их ведущих позиций в дискуссии принадлежала лидерам "новой экономической истории" Р. Фогелу и С. Эн-герману12 и их последователям. Свой вывод о капиталистическом характере и высокой рентабельности южного рабовладения они неизменно дополняли выводами о посто-

1Turner F.J. The United States. 1830-1850. The Nation and It's Sections. New York, 1935.

8 Beard Ch.A., Beard M. The Rise of the American Civilization, v. 1-2. New York, 1927. v. 1,
p. 702; v. 2, p. 3, 7, 100.

9 Среди их исследований хотелось бы особенно выделить работы профессора Колумбий­
ского университета Э. Фонера, удостоенные многих академических наград. См.: Poner E. Free
Soil, Free Labor, Free Men. New York, 1970; idem. Reconstruction. America's Unfinished Revolution.
1863-1877. New York, 1988.

10 Phillips U. American Negro Slavery. New York, 1918; idem. Life and Labor on the Old South.
Boston, 1929.

11 Elkins S.M. Slavery: A Problem in American Institutional and Intellectual Life. Chicago,
1959.

12 Fogel R. W., Engerman S.L. Time on the Cross, v. 1-2. Boston, Toronto, 1974.

 

 


янном улучшении положения черных рабов и даже во многом лучших условиях их материального существования в сравнении с белыми рабочими. Концепция Фогела и Энгермана была развита в других трудах, в том числе и археологических. Археологи, раскапывавшие жилища черных рабов середины XIX в., обнаружили, например, что хотя те и питались хуже своих хозяев, но регулярно употребляли мясо домашних жи­вотных и различные сорта рыбы13.

Достаточно быстро у Фогела и Энгермана появились и оппоненты среди самих клиометристов, пришедшие к отличающимся выводам. Но оппоненты не восприняли и заключений Элкинса о перманентной деградации черных рабов. Напротив, в их сре­де оформилась научная школа, ставшая частью "новой социальной истории", предста­вители которой доказывали, что, несмотря на тяжкие условия существования, черные рабы смогли сохранить человеческое достоинство и даже - благодаря собственным усилиям и вопреки воле хозяев - создать для себя цивилизованные условия существо­вания. В первую очередь речь шла о создании черными рабами семьи, их приобщении к христианской религии, выработке своеобразных афроамериканских цивилизацион-ных и культурных норм и традиций.

Создание унифицированной картины положения черных рабов затруднено по той причине, что на плантациях и фермах различного типа и разной специализации оно подчас заметно различалось. Тем не менее определенная усредненная картина эконо­мического и правового положения рабов вполне достижима. По сравнению с XVII и XVIII вв. положение чернокожих невольников изменилось к лучшему. В XIX в. осу­ществился переход черных рабов к нуклеарной семье, при этом не менее двух третей семей жили в отдельных бревенчатых хижинах. Большинство рабов приобщились к христианской религии. Многие среди них стали получать регулярную медицинскую помощь от хозяев. Улучшился рацион питания черных рабов, который включал раз­личные мясные продукты, рыбу, овощи и фрукты. Улучшилось и их правовое поло­жение. В некоторых штатах были приняты законы, ограничивавшие продажу рабов, особенно несовершеннолетних детей, отдельно от их семей. Были запрещены самые жестокие методы наказания или пыток рабов, например, кастрация, которая широко практиковалась в предшествующие столетия.

Но все эти позитивные сдвиги в положении рабов не означали принципиального или даже сколько-нибудь серьезного уменьшения власти над ними их хозяев, как и коренных изменений всех их статусов - экономического, правового, политического. Как классово-экономическая, социально-правовая и расовая общность, черные рабы оставались париями Америки. По своему основополагающему статусу рабы остава­лись "говорящей собственностью", и именно этот статус, в первую очередь, продол­жал определять их положение в XIX в., также как он определял его в предшествую­щие столетия. На практике хозяева обладали полной свободой купли-продажи рабов и могли без труда проигнорировать законы, которые ограничивали их в этом осново­полагающем праве. Прибегая к этому праву, они, по подсчетам историков, разрушали каждую третью молодую негритянскую семью. Они имели возможность уклониться от наказаний за самые тяжкие преступления против черных рабов, ибо закон запре­щал последним свидетельствовать не только против своих хозяев, но и вообще против белых американцев (рабы имели право свидетельствовать только против своей расы). Смертельной опасности подвергались беглые рабы - по неписаному закону они могли быть пристрелены любым белым14.

13 См. об этом: Perry J. С. Myths and Reality of American Slavery. Shippensburg, Pennsylvania,
2002, p. 109-111.

14 Обобщения сделаны на основе данных, почерпнутых из работ: Bancroft F. Slave Trading
in the Old South. New York, 1931; Franklin J.H. The Militant South. 1800-1861. Cambridge, 1956;
Franklin J.H., Moss A.A. Jr. From Slavery to Freedom. A History of African Americans. New York.
1994; Kolchin P. American Slavery. 1619-1877. New York, 1999; Trotter J.W. Jr. The African
American Experience. Boston - New York, 2001, p. 178-181; Cook R. Civil War America. Making a
Nation. 1848-1877. London - New York, 2003, p. 16-17.


Ответом на тяжелое положение и бесправие черных рабов стали разнообразные формы социального протеста. Самой радикальной были бунты и восстания. Эта тема вызывала различные, подчас противоположные оценки историков. Историки левой ориентации, также как и афроамериканские исследователи, неизменно отводили им важнейшую роль в расшатывании рабовладения. Но многие историки, наоборот, дока­зывали, что вооруженные выступления черных рабов происходили редко, вовлекали небольшое количество участников. Представляется, что именно эта оценка в большей степени соответствует действительности. В XIX в. были отмечены только три замет­ных вооруженных выступления черных рабов, масштабы которых были достаточно скромными - каждое из них не выходило за рамки одного штата, и участвовало в нем не более нескольких десятков человек.

Первое такое выступление произошло в 1800 г. в Виргинии. Несколько десятков рабов во главе с Гэбриэлем Проссером в конце августа взбунтовались недалеко от столицы штата Ричмонда. Губернатор Дж. Монро действовал энергично, и бунт был быстро подавлен. Более 30 участников во главе с Проссером были казнены. В 1822 г. Денмарк Виси, свободный негр из Южной Каролины, попытался организовать воору­женное выступление рабов в Чарлстоне. Но еще во время подготовки выступления за­говор был раскрыт, и несколько десятков его участников во главе с Виси казнены. При подавлении обоих бунтов осведомителями белых властей оказались лояльные черные рабы. Самое известное восстание рабов произошло в 1831 г. в Виргинии. Чернокожие невольники во главе с Натом Тернером ворвались в дом хозяина и уничтожили всю его семью. После этого бунтовщики двинулись в другие населенные пункты графства и в течение суток убили около 60 человек, среди них большинство детей15. Власти ответили жестоким подавлением бунта - были убиты более 100 чернокожих, на не­сколько десятков человек больше, чем непосредственно участвовало в выступлении. Сам Тернер был схвачен и казнен через два месяца.

Быстрое раскрытие заговоров, их энергичное и безжалостное подавление во многом были следствием эффективности репрессивной машины рабовладельческого Юга. Жесткие репрессии белой власти должны были вселить в черных рабов страх и убеждение, что любой бунт бессмыслен и будет беспощадно подавлен. Гораздо чаще рабы прибегали к пассивным формам сопротивления, например, отлынивали при каждом удобном случае от работы или работали "спустя рукава". Но наиболее распространенной формой сопротивления рабству по мере приближения Гражданской войны становилось бегство рабов в свободные штаты. И опять-таки ученые спорят о масштабах и последствиях этих побегов. По официальным данным, которыми пользу­ются многие историки, в год убегало до тысячи черных рабов. Но ведущие афроаме­риканские исследователи приводят расчеты и аргументы, согласно которым накануне Гражданской войны на Север ежегодно бежало не менее 50 тыс. рабов16. Историки, которые разделяют эти выводы, полагают, что по совокупности данных именно сопро­тивление рабов, как активное, так и пассивное, сыграло решающую роль в расшаты­вании рабовладения17. Но большинство американских историков сегодня придержи­ваются иного мнения, а некоторые вообще не отводят этому фактору сколько-нибудь важного места среди причин Гражданской войны. Думается, он играл важную роль в вызревании Гражданской войны, и не только сам по себе, но и как стимулятор актив­ности северных аболиционистов, которые видели, что их действия и усилия совпа­дают с устремлениями самих рабов, и вдохновлялись сопротивленческой позицией черных невольников. Но всё же ставить сопротивление рабов на первое или одно из первых мест среди причин Гражданской войны было бы преувеличением. Ведущее

15 Trotter J. W. Jr. Op. cit, p. 203.

^Franklin J.H., Scnweninger L. Runaway Slaves: Rebels on the Plantation. New York - Oxford, 1999, p. 270-294.

[1' Aptheker H. American Negro Slave Revolts. New York, 1963; Ashworth J. Slavery, Capitalism and Politics in the Antebellum Republic, v. 1-2. Cambridge, 1995. v. 1, p. 6-9; Franklin J.H., Schweninger L. Op. cit.


же место принадлежало конфликту по поводу рабства между самими белыми амери­канцами.

На Севере большинство белых американцев (но далеко не все) были противника­ми рабства, белые же южане его практически единодушно поддерживали. Единство в отношении к рабству не означало, что между белыми жителями южных штатов во­обще не возникало разногласий или не было различий. Социальные различия между белыми Юга были не менее, а в ряде отношений даже более острыми, чем на Севере. Например, на Юге более глубокой и яркой была социальная дифференциация белого населения, особенно же разрыв между сверх богатыми и бедными.

Белые бедняки и малоимущие фермеры выказывали неприязнь к богатым южа­нам, что зафиксировано в разнообразных первоисточниках, но в отношении к чер­ным рабам они неизменно демонстрировали солидарность с плантаторами. Тому есть несколько объяснений. Одним из главных является социокультурное: многие белые бедняки включали в свою "американскую мечту" приобретение рабов и вхождение в рабовладельческий класс, пусть и в его нижние слои; в отношении черных рабов они ощущали себя социальным верхом, в определенном смысле родственным с подлинным верхним классом и солидаризировались с ним в признании необходимости сохранения "говорящей собственности" и единения в отношении к ней белой расы18.

Северные штаты, особенно их политическая элита, и в первой, и во второй чет­верти XIX в., осуждая рабство, считая его чуждым американским первоосновам, были вместе с тем готовы к компромиссу с южанами. На протяжении всего этого периода конфликт Севера и Юга носил по большей части латентный характер. В основе дли­тельного компромисса северян с южными рабовладельцами лежало не только желание сохранить федеральный Союз и социальный мир, но и расовая солидарность с южана­ми в отношении к чернокожим американцам. Белые северяне, даже осуждая рабовла­дение, отнюдь не рассматривали чернокожих как равных себе, напротив, видели в них низшую расу, которую лучше всего было бы удалить из США.

"Север рабства" - так назвал свою монографию о положении свободных негров в северных штатах в первой половине XIX в. Л. Литвак, один из наиболее авторитетных исследователей этой темы (лауреат Пулитцеровской премии, экс-президент Организа­ции американских историков)19. Историк имел в виду, что и в северных штатах, антаго­нисте Юга, чернокожие американцы оставались париями общества, нежелательными гражданами, во всех отношениях стоявшими ниже белых и отделенных от них стеной сегрегации и расовой вражды. Чернокожие американцы добились определенных прав в северных штатах в период Первой Американской революции (1775-1783), но в по­следующем эти права стали радикально ограничиваться.

По свидетельству А. де Токвиля, посетившего США в 1831 г., белые и черные в свободных штатах представляли отдельные касты - высшую и низшую. По заключе­нию французского путешественника, чернокожие в свободных штатах были совершен­но бесправны, а отношение к ним белых заключало в себе даже больше предрассудков и презрения, нежели в штатах, где господствовало рабство. Перспектива взаимоотно­шений белой и черной рас рисовалась Токвилю в мрачном свете. Рабство в Америке, по его убеждению, в итоге будет отменено, но за этим последует кровавая межрасовая война, в результате которой свободные негры будут или истреблены, или выселены в изолированную резервацию20.

Одно из главных убеждений белых американцев в свободных штатах состояло в том, что две расы несовместимы, что идея их интеграции утопична, вредна и опасна и что настоящая цель заключается в отделении черных от белых и в изыскании способов

18 Donald D.H., Baker J.H., Holt M.F. The Civil War and Reconstruction. New York, 2001, p. 36-41; Kolchin P. Op. cit., p. 180-181; Franklin J.H., Moss A.A. Jr. Op. cit, p. 122-123.

™ LitwackL.F. North of Slavery: the Negro in the Free States, 1790-1860. Chicago, 1961.

20 Tocqueville A. de. Democracy in America, New York, 1945. v. 1, p. 259-260, 370-373, 390-392, 397.


избавления от негров. Одним из таких способов стало ограничение или даже запрет дальнейшего въезда негров в северные штаты - подавляющее большинство из них приняли в первой половине XIX в. соответствующие законы. Самым опасным орудием в руках свободных негров, с точки зрения белых, являлось избирательное право, поэто­му в первой половине XIX в. в свободных штатах были предприняты массированные атаки на право голоса, предоставленное неграм в революционную эпоху конца XVIII в. При этом лишение негров избирательных прав развивалось параллельно с расширени­ем избирательных прав белых (оно в первой четверти XIX в. было распространено на всех взрослых белых мужчин, независимо от имущественного положения). К 1840 г. 93% негритянского населения Севера были лишены избирательных прав, при этом право голоса было отнято у них даже в штатах, например, Пенсильвании, являвшихся традиционно оплотом либерализма21.

Огромную популярность в северных штатах приобрела идея о необходимости пол­ного разделения белой и черной рас посредством возвращения всех негров в Африку или же их вывоза в Латинскую Америку. Сторонники отправки черных в Африку, где с этой целью была создана специальная колония со звучным названием Либерия, объ­единились вокруг Американского колонизационного общества, возникшего в 1817 г. Общество предполагало вывоз в Либерию не только свободных негров, но также и рабов по мере их постепенного освобождения по воле хозяев. Подобный замысел вы­звал возмущение со стороны рабовладельцев, которые и не помышляли освобождать черных невольников. В 1830 г., отвечая на протест плантаторов Южной Каролины по поводу планов и деятельности общества, его руководители заверили рабовладель­цев, что безусловно признают их священное право на частную собственность, как и суверенитет южных штатов, но одновременно сочли необходимым предельно четко разъяснить собственную позицию. Бесконечное мирное проживание белой и черной рас в Соединенных Штатах, как вытекало из разъяснений Американского колонизаци­онного общества, являлось в условиях США не более чем прекраснодушной утопи­ей. Белые не были способны воспринять негров в качестве равных и подобных себе, во-первых, в силу прочно укоренившегося отношения к ним как к низшему сословию, а во-вторых, из-за черного цвета кожи. Программа колонизационного общества была воспринята политическими кругами северо-восточных штатов в целом. В 1827 г. нача­лась отправка первых свободных негров-добровольцев в Либерию. К 1830 г. в Африку было-вывезено 1420 чернокожих американцев. Но затем процесс застопорился, и в период до Гражданской войны из США выехало не более 15 тыс. негров.

Неудача проекта колонизационного общества объяснялась рядом причин, но глав­ной оказалось твердое нежелание подавляющего большинства свободных негров (их тогда насчитывалось около 400 тыс.) покидать Соединенные Штаты. Пик их протеста против, по определению лидеров чернокожих американцев, "одного из самых диких проектов, когда-либо выдвинутого просвещенными людьми", пришелся на конец 1820-х годов22. К этому же времени в северных штатах созрел и протест той части белых аме­риканцев, которые признали, что не только рабовладение, но в равной степени разделе­ние и неравноправие двух рас несовместимы с основополагающими ценностями либе­рально-демократической цивилизации. Так зародилось аболиционистское движение, выдвинувшее две радикальные цели - безотлагательная отмена рабства и обеспечение чернокожих равными с белыми гражданскими и политическими правами на террито­рии самих США. Цели аболиционизма были впервые изложены его отцом-основателем Уильямом Ллойдом Гаррисоном в 1831 г. в созданной им же газете "Либерейтор"23.

Идеи Гаррисона, в полной мере соответствовавшие духу, впрочем, как и букве либерально-демократических ценностей, не получили сколько-нибудь широкой под-

21 LitwackL.F. Op. cit, p. 16, 29, 40-43, 79.

22 Franklin J.H., Moss A.A. Op. cit., p. 169.

23 См. подробно: Согрин В.В. Идеология в американской истории. От отцов-основателей до
конца XX века. М., 1995, с. 74-80.


держки. В 1840 г. когда аболиционистами была создана партия Свободы, она смогли собрать на президентских выборах только 7 тыс. голосов, а на выборах 1844 г. ее под­держали около 63 тыс. человек. В 1848 г. партия Фри Сойл (в переводе - "Свободна} земля"), пришедшая на смену партии Свободы, предпочла смягчить аболиционист­скую критику. Эта партия, выдвинувшая крылатый лозунг "Свободная земля, свобод­ный труд, свободные люди", который стал девизом противников рабства в целом, в конкретной программе ограничивалась требованием запрета распространения рабства на свободные территории. Но и фрисойлеры не смогли пошатнуть позиции главных национальных партий - демократов и вигов.

В целом в 1820-1840-х годах противники рабства, а тем более расизма в северных штатах оставались в явном меньшинстве. Их конфликт с белыми южанами мало влиял на общественно-политическую обстановку в стране, а политическая элита США иг- игнорировала. Они испытывали враждебное отношение со стороны не только юж- ных штатов, но и многих жителей свободных штатов. Аболиционисты подвергались регулярным нападениям (подчас со смертельным исходом) белых расистов-северян большинство среди которых принадлежало к социальным низам24.

Резкое обострение конфликта Севера и Юга на рубеже 40-50-х годов формально имело в своей основе земельный спор: два региона вступили в спор по поводу распре деления между ними отнятых у Мексики огромных юго-западных территорий. Это и послужило основанием Ф. Дж. Тернеру, как и ряду других историков, утверждать, что конфликт Севера и Юга был по своей сути аграрным, а рабство к нему отношения не имело. Данное положение, весьма популярное в историографии, уязвимо для критиков уже по той причине, что достаточно быстро, уже во второй половине 1850-х годов именно проблема рабства, а не земельный спор, выдвинулась на первое место в дис- куссиях и противоборстве Севера и Юга и стала фундаментальной причиной раскола двух регионов.

Конфликт Севера и Юга впервые обозначился в острой форме в 1846 г., когда представитель Демократической партии Д. Уилмот внес в Конгресс предложение о запрете на присоединяемых к США мексиканских территориях рабства. Это предло- жение Конгрессом США было отклонено. Вслед за этим последовали события, преж- де для американской политической элиты немыслимые. Сразу после войны США с Мексикой (1846-1848) часть деятелей Демократической партии во главе с недавним президентом США Ван Бюреном образовали партию Фри Сойл, которая взяла на во- оружение требование полного запрета рабства на новых землях. Это стало важнейшей причиной поражения Демократической партии на президентских выборах 1848 г. (Де- мократическая партия и фрисойлеры, вчерашние демократы, вместе набрали больше голосов, чем виги, так что при отсутствии раскола демократы вполне могли сохранить за собой президентское кресло).

Конфликт внутри правящего класса всё более углублялся, и следующей его вехой стали дискуссии 1850 г. Во время "великих дебатов" в сенате США (событие назван так по той причине, что это был один из самых жарких споров в верхней палате Кон- гресса США за всю ее историю) южане твердо настаивали на том, что рабовладельче- ские штаты имеют право на доступ к новым территориям, а влиятельные северяне, на-конец-то, проявили решимость поставить предел распространению антилиберального института "вширь". Верх взяли сторонники компромисса во главе с вигом Г. Клеем. Сразу же выяснилось, что компромиссные предложения Клея не устраивали мо- гущественные общественно-политические круги как на Севере, так и на Юге. Многие южане отвергали содержавшиеся в компромиссе уступки свободным штатам, а на Севере стали набирать силу те, кто решительно противился уступкам рабовладельцам. Среди северян особое возмущение вызвал новый закон о беглых рабах, являвшийся частью компромисса Клея. Закон изымал вопрос о беглых рабах из юрисдикции cамих северных штатов (как это было прежде) и передавал его в ведение специальных

24 GrimstedD. American Mobbing, 1828-1861. Toward Civil War. New York - Oxford, 1998.

 


уполномоченных федеральной власти. При этом за решение в пользу истца-рабовла­дельца, уполномоченный получал вознаграждение в 10 долл., а за решение в пользу чернокожего американца - 5 долл. Эти цифры определили предпочтения федеральной власти и ее уполномоченных - в течение трех лет после вступления закона в силу в пользу рабовладельцев было вынесено 75 решений, а в пользу чернокожих не более 1525. Прежние же решения судебных инстанций самих северных штатов были прямо противоположными; они, если перефразировать известную средневековую западноев­ропейскую максиму, чаще всего исходили из того, что "воздух Севера делает человека свободным" (другое дело, что северяне предпочли бы, чтобы на их территории не было вообще никаких негров и не считали необходимым наделять свободных негров равными гражданскими и политическими правами). Массовый выигрыш рабовладель­цами судебных исков в свободных штатах имел следствием всплеск в них антирабо­владельческих настроений. И, если прежде гнев обывателей в свободных штатах чаще падал на аболиционистов, то теперь он уже чаще оборачивался против рабовладель­цев, выигрывавших судебные дела не на своей территории.

Настоящий раскол в отношения Севера и Юга внес закон Канзас - Небраска, одоб­ренный Конгрессом США в 1854 г. Закон был предложен С. Дугласом, одним из лиде­ров Демократической партии, в связи с обсуждением вопроса о приеме в Соединенные Штаты двух новых территорий. Обе эти территории, Канзас и Небраска, лежали север­нее 36°30' северной широты и, согласно Миссурийскому компромиссу 1820 г., который поддерживался на протяжении 34 лет и являлся главным условием сохранения мира между свободными и рабовладельческими штатами, как и целостности американского Союза, могли быть включены в США только в качестве свободных штатов. Законопро­ект Дугласа наносил сокрушительный удар по этому компромиссу и как следствие - по всей системе баланса сил между Севером и Югом. Согласно законопроекту вопрос о разрешении или запрете на новых территориях рабства, независимо от того, должны ли они отходить по Миссурийскому компромиссу к северным или южным штатам, мог быть решен самим населением новых штатов, которое реализует свою волю при помощи процедуры демократического волеизъявления.

Дуглас и его сторонники доказывали, что их волнует не вопрос о рабстве, который они вообще не хотели вносить в повестку дня, а вопрос о том, какой должна быть процедура приема новых штатов в Союз. При этом, указывали они, демократическое волеизъявление приобретет силу закона и в том случае, если оно одобрит рабство, и в том, если отвергнет его. А сам Дуглас, пытаясь отвести любые обвинения в защите интересов рабовладения, доказывал, что рабство не сможет укорениться ни в Небрас­ке, ни в Канзасе.

Все эти аргументы не смогли, однако, обмануть ни противников рабства, ни жите­лей северных штатов в целом. Главным в законе Канзас - Небраска для них было то, что он создавал возможность проникновения и легализации рабства в сфере влияния свободных штатов и изменял сложившийся политический порядок в пользу рабовла­дельческого Юга. И уже во время обсуждения и голосования закона Канзас - Небраска американские политики разделились главным образом по географическому, а не по партийному признаку. Это новое, секционно-географическое разделение американ­ских политиков, в будущем закреплявшееся все больше и больше, подорвало преж­нюю двухпартийную систему.

Последствия принятия закона Канзас - Небраска для расстановки политических сил в США сказались незамедлительно. Уже в середине 1854 г. большая часть вигов и демократов из свободных штатов, объединившись с фрисойлерами, объявила о соз­дании Республиканской партии, потребовавшей недопущения рабства на любой части новых территорий, как на Севере, так и на Юге. Образование Республиканской партии нанесло чувствительный удар по прежним партиям. Существенный урон понесло се-

25 Fehrenbacher D.F. The Slaveholding Republic. An Account of the United States Government's Relation to Slavery. New York, 2001, p. 235.


верное крыло Демократической партии, ставшее одним из главных доноров республи­канцев. Но наиболее чувствительными оказались потери Вигской партии, фактически 1854 г. сокрушил ее как национальную политическую силу.

С 1854 г. Республиканская партия все более упрочивается в качестве главной ан­тирабовладельческой силы США.

Ее позиция, идеология и действия, определяли характер конфликта Севера и Юга, в наибольшей мере отражали умонастроения северян в целом, и по ним, в первую очередь, следует судить об изменении характера и содержания противоречий двух регионов. Республиканцы с самого начала опирались на широкую либерально-де­мократическую коалицию, в которой были представлены самые разные социальные слои, но преобладали средние и мелкие собственники, фермеры, мастеровые, рабочие, а в их руководстве, в сравнении со всеми главными американскими партиями, было гораздо больше выходцев из нижних слоев.

Республиканцы неизменно исходили из несовместимости основополагающих для них ценностей либерализма и демократии, с одной стороны, и рабовладения, с дру­гой. По этой причине партия заслуживает названия антирабовладельческой, но это определение применительно к республиканцам нуждается в серьезном осмыслении и комментарии. В партии были разные политические течения, а наиболее влиятельными были два - радикальное и умеренное. Радикалы, костяк которых составили аболицио­нисты, предполагали не только отмену рабства, но также уравнение негров в граж­данских и политических правах с белыми. Но в 1850-х годах радикалы явно уступали в политическом весе умеренным, и именно последние определяли мировоззрение и стратегию Республиканской партии предреволюционного десятилетия.

В антирабовладельческой же позиции умеренного течения были заключены как минимум два принципиальных отличия от радикальной позиции. Во-первых, умерен­ные, лидером которых, как и Республиканской партии в целом, выступал А. Линкольн, ориентировались на длительную эволюционную отмену рабовладения посредством запрета его распространения на свободные земли, а сохранение рабства в южных штатах не подвергали сомнению (но они вместе с тем были уверены, что рабство там обречено на отмирание и что бесконечное сосуществование свободных и рабовладель­ческих штатов невозможно; отсюда и крылатая библейская фраза, использовавшаяся Линкольном - "Дом, разделившийся внутри себя, не устоит"). Во-вторых, умеренные, соглашаясь, что отмена рабства отвечает интересам негров, исходили из того, что сама Республиканская партия осуждает и отвергает рабство, имея в виду интересы белой Америки, для которой избавление от рабовладения обернется экономическим процветанием всех социальных классов и групп, упрочением либерализма и демокра­тии, морального и нравственного здоровья. Умеренные, доказывая невозможность бесконечного сосуществования свободы и рабства, одновременно доказывали и не­возможность сколько-нибудь длительного сосуществования белой и черной рас. Они восприняли логику и аргументацию Колонизационного общества и вынашивали идею вывоза освобожденных негров из США26. Антирабовладельческая позиция белого большинства уживалась с белым расизмом.

Противоречивая позиция Республиканской партии в отношении черных рабов весьма полно и точно отразилась в высказываниях и оценках Линкольна. Он не раз за­являл, что принцип Декларации независимости о равных естественных правах людей распространяется как на белых, так и на черных, но он же, идя на очевидные уступки расовым предрассудкам белых избирателей, занимал весьма непоследовательную по­зицию в вопросе о том, какими гражданскими и политическими правами должны быть наделены освобожденные рабы на деле. Выступая перед массовыми аудиториями, он исключал из этих прав то равное с белыми право на образование, то право избирать и

26FonerE. Free Soil, Free Labor, Free Men, p. 41, 45, 63, 140-141, 146-151, 164,188-189, 269, 281,290-291,294-295.


быть избранным, то право на приобретение собственности27. В конечном счете, ссы­лаясь на неискоренимость расовых предрассудков белых американцев и вражду двух рас, Линкольн связывал реальную возможность реализации естественных прав негров с возвращением их после освобождения на прародину в Африку. Даже в конце 1862 г. на встрече с депутацией свободных негров Линкольн заявлял, что "две расы должны быть разделены"28.

Главное внимание в идеологии Республиканской партии было уделено обосно­ванию несовместимости рабовладения с интересами подавляющего большинства белых американцев. Своей главной целью они провозглашали утверждение "цивили­зации свободного труда" (free-labor civilization)29, опорой которой являются трудящие­ся классы - рабочие, фермеры, а также мелкие и средние предприниматели, которые непосредственно участвовали в производственном процессе и доходы которых осно­вывались на собственном трудовом вкладе.

Республиканцы отказывались проводить принципиальные различия между этими социальными слоями и по той причине, что границы между фермерами и рабочими оставались в Америке, по их убеждению, подвижными, эти слои беспрерывно обме­нивались между собой, а среди собственников численно преобладали мелкие незави­симые предприниматели и фермеры, в значительной мере вчерашние рабочие. А. Лин­кольн неизменно подчеркивал, что представляет интересы именно этих независимых предпринимателей и фермеров, которых никто не нанимает и которые работают на самих себя и свои семьи. Такой предприниматель и фермер, доказывал он, являются центральными фигурами американского общества, свидетельствуя, что в Америке труд стоит выше капитала и выступает в качестве главной ценности общества. Статус наемных рабочих характеризовался Линкольном как переходный. Ссылаясь на свой жизненный опыт, он доказывал: усердные и предприимчивые рабочие имеют в Со­единенных Штатах стопроцентный шанс завести собственное дело и просто обязаны стремиться к этой цели. Но чтобы эта американская мечта становилась явью, в стране должна повсеместно утвердиться система свободного труда30. Отсюда вытекал один из основополагающих лозунгов республиканцев - "Свободный труд!"

Свою цель как политической партии республиканцы видели в том, чтобы с помо­щью государства помочь гражданам реализовать американскую мечту. Хотя большин­ство среди них отрицательно относилось к сверхбогатствам, они не принимали идеи перераспределения собственности. Главная возможность обращения американцев в независимых фермеров и предпринимателей, по убеждению республиканцев, заклю­чалась в предоставлении им свободного доступа к западному земельному фонду. С момента возникновения Республиканская партия стала отстаивать закон о гомстедах: согласно ему, земельные участки на свободных территориях должны были предостав­ляться простым труженикам или бесплатно, или за минимальную, чисто символиче­скую плату. Такой подход был несовместим с распространением на новые территории рабства, в связи с чем формулировался второй важнейший лозунг Республиканской партии: "Свободная земля!"31. Еще до начала Гражданской войны они внесли в Кон­гресс США законопроект о гомстедах, который был отклонен усилиями представите­лей рабовладельческих штатов.

Было очевидно, что главным препятствием на пути реализации социальной про­граммы Республиканской партии оказывались рабовладельцы, твердо вознамерив­шиеся прибрать западные земли к своим рукам и утвердить там рабский труд. Борьба против плантаторов обретала для республиканцев характер политической закономер­ности: без ликвидации рабства ее цели были недостижимы. Их осуществление по-

27 The Collected Works of Abraham Lincoln. New Brunswick (New York), 1953-1955. v. 2, p.
405, 409, 520, 546-547; v. 3, p. 16, 83, 146, 222.

28 Ibid., v. 5, p. 371.

29 Цит. по: Foner E. Free Soil, Free Labor, Free Men, p. 39.

30 The Collected Works of Abraham Lincoln, v. 3, p. 462, 477, 479; v. 5, p. 52.

31 National Party Platforms, 1840-1864. Urbana, 1961, p. 48-49.

 

 


требовало выдвижения еще одного, третьего принципиального лозунга - "Свободные люди!".

Линкольн, как и другие республиканцы, разделял и развивал идею Джефферсона о необходимости сочетать принципы представительного управления с прямой демокра­тией, означающей расширение непосредственного участия народа в государственных делах. Именно Линкольну принадлежало определение демократии как "правления из народа, посредством самого народа, для народа", ставшее в США классическим. В це­лом политическая, социальная и экономическая программа Республиканской партии оказывалась в явном противоречии с ценностями рабовладельческого Юга, и не слу­чайно в мировоззрении республиканцев и их сторонников разногласия между Севером и Югом представали как антагонизм двух противоположных по сути цивилизаций, несовместимых общественно-политических систем. Объективно Республиканская партия нацеливалась на либерально-демократическую революцию, которая призвана была обеспечить общенациональное торжество буржуазно-либерального миропоряд­ка, причем развитие его не только вширь, но и - о чем наиболее ярко свидетельствова­ла аграрная программа партии - также и вглубь.

По мере приближения Гражданской войны всё больше республиканцев приходило к убеждению, высказанному в 1858 г. У. Сьюардом: цивилизациям Севера и Юга пред­стоял "неотвратимый конфликт". Данное мнение разделялось не только республикан­цами, в 1850-х годах всё большее число жителей северных штатов в целом стали рас­сматривать рабовладельческий Юг как враждебную цивилизацию, в корне отличную от Севера. Можно говорить о том, что в 1850-х годах в северных штатах произошла идеологическая революция. Их общественное мнение 1850-х годов являло собою пора­зительный контраст с ситуацией 1830-1840-х годов: тогда в отношении Юга не было не только вражды, но и сколько-нибудь массового негативного отношения32.

Быстро нараставшее отчуждение Севера от Юга сопровождалось не менее стре­мительным отчуждением рабовладельческих штатов от свободных: общественно-ис­торическую противоположность двух регионов в 1850-х годах в равной степени осо­знали обе стороны. В 1850-х годах силу в плантаторских кругах все более набирали политические экстремисты. Они решительно настаивали на возобновлении ввоза в Со­единенные Штаты рабов, распространении рабства на все новые территории, ужесто­чении репрессивного режима в отношении черных невольников. Вынашивалась и все более активно отстаивалась идея о необходимости существования Юга как автаркии, развивающей собственную промышленность, торговлю, финансы, изолирующей себя от капиталистического Севера. Южане подготавливали себя к инициативе отделения от Севера и настраивались на возможность и даже необходимость военных действий против Севера, защиты рабовладельческой цивилизации с помощью силы оружия33. Активистская часть плантаторского класса готовилась к отделению от Севера и воен­ным действиям еще до прихода Республиканской партии к власти34.

Идеологические дискуссии и сражения северян и южан развивались на фоне непосредственных острейших политических столкновений, каждое из которых ста­новилось катализатором Гражданской войны. Главное из этих столкновений произо­шло в 1854-1856 гг. после одобрения Конгрессом США закона Канзас - Небраска. Легализованная им формула свободного волеизъявления поселенцев как механизма общественного обустройства новых территорий привела к тому, что на территорию

32 Grant S.M. North Over South. Northern Nationalism and American Identity in the Antebellum
Era. Lawrence, Kanzas, 2000, p. 38.

33 Franklin J.H. The Militant South, p. 225-249; Eaton C. The Growth of Southern Civilization.
New York, 1961; Freeh!ing W. The Road to Disunion: Secessionists at Bay, 1776-1854. New York,
1990; Oakes J. Slavery and Freedom: An Interpretation of the Old South. New York, 1990; Grant S.M.
Op.cit., p. 33.

34 Алентъева T.B. Роль общественного мнения в канун Гражданской войны в США. - Новая
и новейшая история, 2005, № 4, с. 42-57; ее же. Роль общественного мнения в канун Граждан­
ской войны в США (1850-1861). Курск, 2008, с. 157-178.


Канзаса с целью воплощения угодного "народного суверенитета" устремились как прорабовладельческие, так и антирабовладельческие силы. В 1855 г. в Канзасе были приняты прорабовладельческая и антирабовладельческая конституции. Канзас оказал­ся зеркалом разделенного американского общества, а события в этом штате заключали в себе модель последующего национального развития. Очень быстро они переросли в малую гражданскую войну, причем обе стороны обнаружили намерение сражаться не на жизнь, а на смерть. В 1856 г., к моменту завершения активных военных действий, потери сторон составили 200 человек убитыми. Обе стороны получили своих героев: у северян таковым оказался Джон Браун, впервые приобретший национальную из­вестность.

В ситуации, когда попытки поселенцев в Канзасе выяснить отношения между собой зашли в тупик, разрешение канзаского кризиса стало во все большей степени зависеть от федеральной власти. Очень быстро обнаружилось, что на федеральном уровне большей поддержкой пользуются прорабовладельческие силы. На их стороне выступали президент Пирс, так же как и сменивший его на посту главы государства в 1857 г. Дж. Бьюкенен (как и Пирс, представитель Демократической партии). К под­держке прорабовладельческой позиции склонялось большинство сената, и только в палате представителей наблюдалось определенное равновесие сил и готовность к поиску компромисса. Благодаря позиции нижней палаты, прием Канзаса в Союз на условиях, навязанных рабовладельцами, был заблокирован (Канзас вошел в Союз, но уже в качестве свободного штата только в 1861 г.).

Откровенно прорабовладельческую позицию занял Верховный суд США. Избран­ная федеральной властью позиция твердой защиты интересов рабовладельцев усили­вала радикальные настроения в северных штатах. Ярким их проявлением стала пози­ция У. Гаррисона и поддерживавшей его части аболиционистов. С середины 1850-х годов лидер аболиционистов начал проповедовать ту идею, что при существующей федеральной Конституции и сохранении политического союза с рабовладельцами от­мена рабства невозможна и что свободные штаты должны пойти на разрыв с рабовла­дельцами и образование собственного государства. Гаррисон пророчил скорый крах в этом случае рабовладельческого государства, а вместе с ним и рабства, так как южные штаты, основывавшиеся на отсталой аграрной экономике, не могли выжить без про­мышленных товаров, финансов и банков Севера35. Другое течение в революционном аболиционизме исходило из необходимости насильственного ниспровержения рабства на Юге. Осенью - зимой 1859 г. его представители во главе с Джоном Брауном подня­ли антирабовладельческое восстание в Виргинии, в котором участвовали как белые, так и чернокожие американцы. Восстание было жестоко подавлено, но радикальные настроения продолжали набирать силу.

И все же радикальная позиция не находила поддержки у большинства северян, продолжавшем сплачиваться вокруг Республиканской партии. На национальных выборах 1860 г. А. Линкольн, лидер умеренного большинства республиканцев, был избран президентом США. Программа партии не посягала на рабовладельческие отношения южных штатов, как и прежде она ограничивалась требованием запрета распространения рабства на свободные территории. Но умеренность Линкольна не могла обмануть южан: они судили о целях северян и их "секционной партии", как неизменно характеризовали республиканцев на Юге, по тысячам их речей, митингов, политических акций предшествующих лет. У них не было сомнений в том, что целью Севера было разрушение рабовладельческой цивилизации. 4 февраля 1861 г., за месяц до вступления Линкольна в президентскую должность одиннадцать южных штатов из 15 провозгласили образование собственного государства и обнародовали его конститу­цию (Делавэр, Мэриленд, Миссури, Кентукки, в которых позиции рабовладения были слабы и которые соседствовали со свободными штатами, сохранили верность Союзу).

35The Letters of William Lloyd Garrison, v. 1-4. Cambridge (Mass.), 1975. v. 4, p. 405, 408-409, 496, 567-574.

2 Новая и новейшая история, № l 33


Президентом южной Конфедерации был избран Джефферсон Дэвис, а вице-президен­том - Александр Стеффенс. 18 февраля, т.е. раньше Линкольна, они были приведены к присяге. А. Стеффенс, излагая кредо нового государства, лаконично определил суть: "Краеугольным камнем нашего государства является та великая истина, что негр не равен белому человеку и что рабство - подчинение высшей расе - является его естест­венным и нормальным состоянием"36.

Конфликт Севера и Юга, приобретший характер антагонизма двух разнородных общественно-политических систем, завершился длительным периодом революцион­ных преобразований, вместивших в себя два крупных этапа - Гражданскую войну и Реконструкцию. Вопросы, которые неизменно являлись главными и наиболее дискус­сионными при их изучении историками, заключались в том, насколько были глубоки и обширны осуществленные преобразования, в какой степени они были либеральными, демократическими и эгалитарными, что получили и что потеряли в результате разные социальные классы и слои американцев, белая и черная расы, какой была цена рево­люции, ее кратковременные и долговременные экономические, социальные и полити­ческие следствия. Ниже этим вопросам будет уделено главное внимание.

Каждый из этапов второй Американской революции имеет собственную перио­дизацию. В Гражданской войне различимы два периода. В первый период — 1861-1862 гг. - Линкольн и его правительство твердо стояли на том, что с их стороны война ведется исключительно с целью восстановления единства федерального Союза, а лик­видация или даже ограничение рабства в их намерения не входит. Во второй период -конец 1862-1865 гг. - Линкольн и Республиканская партия восприняли цель-полной отмены рабства и осуществления других радикальных общественных преобразований, что резко повлияло на характер войны, трансформировавшейся в социально-полити­ческую революцию. В результате наступил перелом в войне, завершившейся полным разгромом рабовладельцев.

Особенностью Гражданской войны в сравнении с Реконструкцией было то, что главное место в ней все же занимали не социально-политические преобразования, а вооруженная борьба Севера и Юга. В ходе ее рухнула надежда Линкольна и его едино­мышленников завершить Гражданскую войну без революционного решения вопроса о рабстве. Летом-осенью 1862 г. после серьезных поражений армии северян их по­литическое руководство пришло к выводу о военно-политической целесообразности немедленного освобождения черных рабов и призыве их в армию. Прокламация об освобождении рабов, вступившая в силу с 1 января 1863 г., одним из следствий имела пополнение армии Севера сразу 100 тыс. чернокожих солдат. Это стало важнейшей причиной перелома хода военных действий в пользу свободных штатов. Подтверждал­ся расчет Республиканской партии на активную поддержку армии Союза со стороны освобожденных рабов, подтверждались слова Линкольна: "Чем больше негры сделают для спасения Севера, тем меньше останется на долю белых солдат". Впервые негри­тянские полки участвовали в сражении на стороне армии Союза 27 мая 1863 г. и, как засвидетельствовала влиятельная американская газета, "сражались как тигры". Каж­дая новая битва обнаруживала, что негры готовы сражаться за свою свободу насмерть. В плену их, в отличие от белых, ожидало повешение или возвращение в рабство, по­этому они предпочитали умирать на поле боя. Всего в войне приняли участие 186 тыс. чернокожих солдат - 51 тыс. из свободных штатов и 135 тыс. из рабовладель­ческих. Каждый четвертый чернокожий солдат отдал жизнь за освобождение своей расы37.

Освобождение рабов явилось важнейшей мерой, свидетельствовавшей о транс­формации Гражданской войны Севера и Юга в социально-политическую революцию. Другой важнейшей мерой явился закон о гомстедах, одобренный Конгрессом США

36 Cleveland H., Alexander H. Stephens: In Public and Private with Letters and Speeches Before,
During and Since the War. Philadelphia, 1866, p. 721.

37 История США. Отв. ред. Г.Н. Севостьянов, т. 1. М., 1983, с. 440.


20 мая 1862г., т.е. еще до освобождения рабов. Он воплотил в жизнь либерально-эгалитарную аграрную программу Республиканской партии. Согласно закону, все граждане США старше 21 года и даже претенденты на гражданство получали право на приобретение в полную собственность 160 акров (64 га) земли из государственного фонда после занятия и пользования соответствующим участком в течение пяти лет и уплаты регистрационного взноса в размере от 26 до 34 долл. Те же, кто хотел обратить участок в полную собственность быстрее, но не ранее чем через 6 месяцев после заяв­ки, должны были уплатить также весьма небольшую сумму - по 1,25 долл. за акр.

Эту меру можно охарактеризовать как самый выдающийся и самый демократи­ческий аграрный закон за всю историю США. Он имел одновременно и антирабовла­дельческий характер, поскольку доступ к свободным территориям для рабовладельцев и рабовладения закрывался. Принятие закона упрочивало либерально-капиталистиче­ские начала американской цивилизации, оно открывало перспективу развития аме­риканского сельского хозяйства по самому прогрессивному в условиях рыночно-ка-питалистической экономики фермерскому пути. Несмотря на то, что практическая реализация закона в последней трети XIX в. сопровождалась многими нарушениями и коррупционными злоупотреблениями со стороны властей, земельными участками и фермами смогли обзавестись сотни тысяч простых американцев, Площадь выделен­ных по гомстед-акту земель составила в 60-90-х годах 170 млн. акров, что равнялось одной трети всего прежнего фермерского землевладения в США38. Конкуренция и темпы развития в сельском хозяйстве США существенно оживились, так что закон немало поспособствовал укреплению американского сельского хозяйства в качестве одного из самых передовых в мире.

Вместе с тем гомстед-акт свидетельствовал о расовой ограниченности Граждан­ской войны как социально-политической революции: огромный западный земельный фонд открывался только для нижних слоев белых американцев и только в интересах белых американцев вводился запрет на дальнейшее распространение рабства. В мо­мент обнародования гомстед-акта Линкольн и его окружение еще не помышляли об освобождении рабов. Последовавшее же затем восприятие Линкольном идеи отмены рабства определялось фактором политической целесообразности. Прокламация от 1 января 1863 г. отменяла рабовладение в одиннадцати мятежных штатах, но сохраняла его в четырех лояльных. Это был только первый шаг в формировании революционной ментальности республиканцев и массы северян по отношению к черной расе. Лидеры республиканцев, как и основная масса белых американцев пока не помышляли о на­делении освобожденных рабов равными гражданскими и политическими правами, на­против, они продолжали вынашивать идею о вывозе свободных черных американцев за пределы США. В стране продолжали возникать колонизационные общества, а Кон­гресс США в 1862 г. выкроил из дефицитного бюджета на их цели 100 тыс. долл.39

Логика запущенной в жизнь социально-политической революции обусловила пол­ную отмену рабства в США, не только в мятежных, но и в лояльных штатах Юга, в январе 1865 г. Конгресс США на исходе Гражданской войны просто не мог не принять соответствующую - 13-ю - поправку к Конституции США (она была ратифицирована необходимым большинством штатов в декабре 1865 г.). В исторической литературе остается непроясненным вопрос о том, сколько членов Конгресса, одобривших эту меру, действовали по убеждению, а сколько руководствовались политическим расче­том. Но как бы то ни было, полная отмена рабства была выдающейся революционной мерой. Она покончила с дуализмом американской цивилизации и знаменовала превра­щение США в чисто либерально-капиталистическое общество. Она означала очень необычную, в высшей степени радикальную с точки зрения буржуазной ментальности акцию - экспроприацию частной ("говорящей") собственности на сумму в 3 млрд.

38 Encyclopedia of American History. Ed. R. B. Morris. New York, 1976, p. 636, 692.

39 История США, т. l, с. 429.


долл.40 На протяжении десятилетий идеологи и политики свободных штатов наклады­вали табу на идею ограничения и тем более отмены рабства на том в первую очередь основании, что это означало бы недопустимое попрание священного права частной собственности. Но финальный и главный закон периода Гражданской войны поставил эту максиму ниже другой основополагающей либеральной ценности - неограниченно­го права каждого человека на собственную жизнь и свободу.