Вступление

Имени

ДВОРЕЦ СЧАСТЬЯ

мэра КЛАРИССЫ,

 

сидела в крайней растерянности сама госпожа Кларисса и попыхивала трубкой.

Рядом с ней стоял Тофер, молчаливо уставившись в небо.

– Вот где ты! – обрадовалась зеленщица.

Тофер вздрогнул и обернулся:

– Крис, мой мальчик! Победи Птицу! Кто же, кроме тебя?!..

– Держи! – крикнул подоспевший Рэнк и протя­нул Тоферу старинный тяжёлый меч.

– Вперёд, господин художник! – ободряюще произ­несла Кларисса.

– Крис, – повторила бабушка Божена. – Ты спасёшь город!

– Нет… – с сомненьем ответил Тофер. – Вы сами сказали, что я позабыл Законы Волшебства.

– А вдруг?.. – с надеждой улыбнулась она. – Я верю в тебя!

– Назначаю вас Главным Героем! – торжест­венно изрекла Кларисса.

Чёрная тень вновь накрыла площадь.

– Эй вы, глупые людишки! – раздался хриплый клёкот. – Да разве меня можно победить?! Я всех вас загоню обратно в рамки! Чтобы знали своё место!

– Ты, мерзкая тварь! – взбешённо крикнул ей То­фер и сжал меч в руке.

– Что, мальчишка? Ну, скажи, не бойся! – насме­шливо ответила она.

– Я вступаю с тобой в бой!..

– Милости прошу! – расхохоталась Птица.

Она опустилась ниже и, когтистой лапой подобрав Тофера, резко взмыла с ним в небо.

Все застыли внизу в отчаянном ожидании. До зем­ли доносился хохот Курицы:

– Так меня! Так! Ну-ка, ударь ещё разок! По­сильнее, художник! Это тебе не кистью махать! Коли меня! Руби меня! – веселилась Птица. – Что, не получается?! То-то, мальчишка! Ну, все, довольно! – пере­стала смеяться она. – Меня ждут дела поважней! – И ткнув его железным клювом прямо в сердце, швыр­нула окровавленное тело Тофера на землю.

Нелли вскрикнула и уткнулась в плечо Рэнку.

– Эй, людишки! – доносился сверху хриплый птичий клёкот. – Кто ещё сразится со мной?!..

– Какая глупость!.. – промолвила, наконец, Кларисса. – Какое мальчишество – лезть на рожон!.. Ка­кое безрассудство: так вот взять – и умереть!

– Ну, чего же вы?!.. – надрывалась Авис. – Кто следующий?!

– Я! – раздался вдруг рядом знакомый голос.

И тут донёсся колокольный звон.

– Донн-донн!.. Динь-донн!.. – это ударилбольшой колокол церкви Воздвижения.

Динь-динь!.. Динь-донн-динь!..– зазвонили в церкви над рекой.

Колокольный звон разносился отовсюду, казалось, все колокола земли, большие и маленькие, отозвались на голос, крикнувший:

– Я!

И все обернулись на этот голос.

– Крис! – воскликнула бабушка Божена.

– Это он! – обрадовалась Нелли.

Это был Крис, безбородый и безоружный – только кисть и палитра в руках. На его плече сидела Синяя Птица Счастья, а рядом гордо шла крупно-клетчатая Коза.

Крис поднял кисть, как меч, и вступил в бой с Железной Курицей.

– Остановите его! – крикнула Кларисса. – Ещё один сумасшедший! Разве вы не видите, что драться с ней бесполезно?! Разве кисть заменит меч, а палит­ра – щит?!

Но смельчак уже напал на Птицу. С каждым прикосновеньем волшебной кисти к её железному телу, с каждым мазком волшебной краски – на землю летели жестяные перья.

– Вот это – герой! – восхищённо прошептала Кларисса. – Есть все основания назначить этого юношу Главным Героем Города! Эх, ему бы ещёкого в помощь!.. – и нервно задымила трубкой.

Не говоря ни слова, Нелли сорвалась с места.

– Куда?!.. – только и успел крикнуть Рэнк.

А по камням уже бежала следом бабушка Божена.

– А ты-то чего?! – удивился он.

– Эта драка без меня не обойдётся! – бойко от­ветила она, и в тот же миг взмыла над площадью.

– Гляди-ка, – восхищённо проговорил чучельник. – Взлетела!

А колокола продолжали звонить:

Донн! Донн! Динь! Донн!..

Бой продолжался. Теперь уже Птица была в панике: Нелли, что есть силы, дергала её за хвост, а бабушка Божена ощипывала крылья – перо за пером и приговаривала:

– Это – на дверь… Это – на баню: крыша проху­дилась… Это – на сарай…

А внизу в нетерпении пританцовывал Рэнк, следя за сражением:

– Так её!.. Так!.. Залетай слева!.. Поберегись!.. Стукни хорошенько!.. Ну, я постараюсь, ну, я сделаю чучело на славу!.. Ну, это будет шедевр!.. Во всем мире не будет ничего подобного!.. Это будет чучело чучел! Всем чучеламцарица! Царь-Чучело! Ну, я расстараюсь!..

– Отец! – крикнула ему Нелли. – Лети к нам!

– Что значит – «лети»?!.. – растерялся он. – Поди, не воробей!.. Слышали, госпожа Кларисса? – « лети» ! Легко сказать!..

Кларисса, выпустив дым изо рта, едко пошутила:

– А вы помашите ручонками – авось выйдет.

– Это легко! – донёсся с небес голос Криса.

– Давай, Рэнк! – крикнула бабушка Божена. – Нужно только захотеть!

– Я хочу! – в неистовстве прокричал им чучельник. – Я очень хочу!!!

И, перепрыгивая через камни, он внезапно взлетел над землёй.

– Лечу-у! – восторженно завопил Рэнк. – Лечу на помощь!..

– И этот взлетел!.. – не поверила своим глазам, Кларисса. – Не город, а птичий остров!..

Ей вдруг стало жаль себя: ещё бы! – все там, а она – одна-одинешенькая на руинах Дворца своего имени. Смешно и нелепо Кларисса подпрыгнула разок-другой, но осталась на месте, взмахнула руками, но они не подняли её.

– Безобразие! – с обидой сказала она. – Я тоже хочу летать! Эй, возьмите и меня с собой!.. Или нельзя?

А в городе отпирались засовы, откидывалисьцепочки, горожане заполняли улицы своего несчаст­ного города. Кто со страхом, кто с удивленьем, а большинство с восторгом следили за небесным боем.

Над ними громыхала жесть, сверкали пропеллеры вентиляторов, а перед всеми вместо Птицы Удачи уже кудахтала над городом просто большущая жирная курица.

А колокола не умолкали.

– Я ещё покажу вам! – хрипела курица из послед­них сил. – Вы у меня ещё наплачетесь!..

И тут из её клюва выпорхнула Ассистентка Королевского Зоолога.

– Держите меня! – завизжала она, и Нелли с бабушкой Боженой подхватили её за руки с двух сторон и опустили на площадь.

– Блокнот! – сказала девица, как только встала на ноги.

Вслед за девицей, кряхтя, не соображая, куда это он лезет, вылез сам Зоолог, и Рэнк сразу же посадил его себе на спину, они тоже благополучно призем­лились.

Последним из клюва появился Инспектор Тайной Канцелярии.

Не теряя самообладания, он хотел было раскрыть над собой зонт и спуститься, как на парашюте, но зонт, к всеобщему ужасу, не раскрывался: видимо, испортился от пребывания в желудке Птицы. Инспектор падал и мог бы разбиться насмерть, но тут, откуда ни возьмись, к нему на большой скорости подлетела Коза. Она подхватила его на спину: Инс­пектор оказался на Козе верхом.

– Однако!.. – промолвил он, слезая с Козы после того, как крупно-клетчатая сделала вираж над пло­щадью и приземлилась прямо перед Клариссой.

– Принесите Инспектору башмак и шляпу! – распорядилась Кларисса, поскольку тот неловко пере­минался в одном башмаке – второй он обронил во Дворце, когда Птица его заглатывала.

А курица стала стремительно уменьшаться в раз­мерах, превращаться на глазах у всех в совершенно обычную курицу-хохлатку, пеструшку, курочку рябу.

– Кудах-так-тах!.. Кудах-так-тах!.. – наконец заво­пила она, вываливаясь из постромок, на которых были прикреплены вентиляторы, и, шлёпнувшись о землю, бросилась искать свой курятник.

– Вот вам и необыкновенное чучело! – захохотал старый Рэнк. – Эх, не сбылась моя мечта!.. Всё, с чучельным делом покончено! – заявил он. – Разве это красиво: чучела?

Вентиляторы упали за лесом и взорвались.

Раздались четыре взрыва.

Первый – бухнул,

второй – ухнул,

третий – охнул,

а четвертый, – словно грохнул духовой оркестр!

– Городу не нужны летающие пожарники? – спросил Рэнк у Клариссы.

– Что?! – ответила Кларисса.

 

…Бой был закончен. Умолкли колокола. Вот и Крис спустился с небес. Кларисса шла к нему навстречу с распростёртыми объятьями. Горожане отовсюду сбегались на площадь, радостно приветствуя победителей. Вечерело.

Внезапно все услышали странный, настойчивый, негромкий стук. Все насторожились, как будто что-то вспомнили. Смех и разговоры смолкли. Стук тоже смолк. Но всем почему-то стало тревожно.

В наступившей тишине ждали его повторения.

И он повторился: тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

– Яйцо! – сказала Кларисса.

Среди обломков Дворца лежало, наполовину засы­панное обвалившейся штукатуркой, железное сверхяйцо.

– Как сто страусиных! – сказал старый Рэнк.

– Как тысяча куриных! – сказала бабушка Божена.

– Как миллион голубиных! – сказала Нелли.

– Нас ждет сюрприз, – сказал Крис.

– Мучения не кончились! – сказала Кларисса.

Наши герои, затаив дыхание, приблизились и увидели невиданное: на бронированной скорлупе от­чётливо была видна татуировка пиратского толка: кости крест-накрест и череп над костями, скре­щенные пистоли и скрещенные бандитские кривые ножи, и кинжал, по самую рукоятку обвитый змеёй.

– Бр-р-р! – сказал Рэнк.

– Мать Пресвятая Богородица! – сказала бабушка Божена.

– Ужас! – сказала Кларисса.

– Тук-тук-тук! – ответили из яйца.

– Здесь опасно, – сказала Кларисса. – Я остаюсь одна, а всех прошу отойти подальше. Надо вызвать артиллерию из столицы.

– Страшное яйцо! – с опаской сказал Рэнк. – Мы вас одну не оставим.

– Тук-тук-тук!.. Тук-тук-тук!..

– Здесь надпись!.. – прошептала Нелли. Она сдула со скорлупы пыль и прочитала:

«НЕ ЗАБУДУ МАТЬ РОДНУЮ!..»

 

– Кошмар! – простонала Кларисса. – Мыпогибли!.. Эта – не забудет.

– Тук-тук-тук! – отозвалось яйцо.

Тогда старый Рэнк изо всей силы сжал рукоять старого меча, размахнулся, все отпрянули в стороны, он ударил.

Скорлупа раскололась со страшным звоном!

– Какой хорошенький! – в восторге воскликнула Нелли.

Из яйца выпорхнул и взлетел на край скорлупы, и встряхнулся жёлтый весёлый обыкновенный цыплёнок.

– Как одуванчик! – воскликнула бабушка Божена.

– Как солнышко! – пролепетала Кларисса. – Надо дать ему хорошее воспитание!

– Ку-ка-ле-ку-у-у!.. – по-детски прокукарекал старый Рэнк.

 

Кукареку! Кукареку!

Рассвет восславим новый.

Пусть спят в дупле и на суку

все филины и совы.

Хвала отважным чудакам!

Хвала – мечтам и грёзам!

Несущимся по облакам

вольнолюбивым козам!

Хвала безумным храбрецам!

И синекрылым птицам!

Хвала творцам и мудрецам!

И – сказочным страницам!..

И Художнику хвала,

что волшебной кистью

целый город спас от Зла,

Зависти, Корысти!


 

 

В театре - искусстве, произведения которого создаются на глазах у зрителя, загадок и тайн больше, чем в творении других искусств именно потому, что художественное, сценическое преображение жизни действительной в образ иной, художественно созданной действительности, осуществляется и на глазах у зрителя и вместе с ним. Есть, однако, скрытые от зрительного зала процессы, предшествующие рождению спектакля, которыми обеспечивается рождение живого сценического произведения. Свое доспектакльное бытие произведение проживает в разных формах. Главные из них - режиссерская разработка, репетиционный и постановочный процессы. В них взращивается нечто, еще невиданное зрителем.

Современный теарт – это соединение современной пьесы, современной режиссуры, современных актеров, современных зрителей. Современная театр– это современная идея, выраженная современной формой. Современный театр – это театр, наиболее полно и глубоко отражающий жизнь.

Содержание и форму пьесы определяет автор. Нашей же задачей является отыскать, увидеть, услышать, ощутить индивидуальный строй автора, особый неповторимый строй данной пьесы и переложить все это на язык сцены. Конечно для этого нужно знать жизнь. Людей, события, изображенные в пьесе.

Образное сценическое мышление каждого спектакля не может найдено вне пьесы. Каждый автор для каждой пьесы находит свою систему условностей, свои «условия игры».

Жанр является одним из важнейших элементов создания спектакля и роли. Для того, что бы найти жанр, нужно провести огромную работу над изучением материала, которая потом будет воплощаться в спектакле и в актерской игре. Жанр – это особенность спектакля, которая отличает его от других постановок.

Актуальность темы

В каждом произведении, в авторской задумки, присутствует свой характер, та особенность, которую мы называем жанром. Задача каждого создателя спектакля найти и выявить эту особенность. Если же этого не произойдет при создании работы, то решение спектакля, сверхзадача, ради чего ставится данная пьеса будет ложная и непонятная. В каждом спектакле должна быть своя краска, а краска – это и есть жанр.

Цель и задача иследования

Моя цель и задача заключается в том, чтоб объяснить для чего данная тема нужна в создании спектакля, в современном театре, в создании чего-то нового, непохожего. Я хочу раскрыть свойства жанра и какую роль он играет в актерском воплощении роли на сцене. Моя задача вскрыть понятие жанра и охарактеризовать его, найти важные элементы его воплощения в целостности спектакля. Определить как найти этот жанр и воплотить его.

Объект исследования

Жанр как способ проникновение в природу авторского замысла, важнейший элемент в создании спектакля.

Предмет иследования

Система выявления и воплощение жанра в работе над создание спектакля и роли.

Материалы и источники исследования

На первом месте у меня стояли в списке использованной литературы работы выдающихся мастеров театрального искусств – это К.С. Станиславский и его работы « Работа актера над собой» и «Работа актера рад ролью», а также Г.А. Товстонгов «Зеркало сцены». Они как никто, лучше раскрывали актуальность, потребность этой темы. Моя работа отталкивалась от этих работ по причине того, что они одни из первых затронули тему, и точно определили свойства жанра.