Вступление
Имени
ДВОРЕЦ СЧАСТЬЯ
мэра КЛАРИССЫ,
сидела в крайней растерянности сама госпожа Кларисса и попыхивала трубкой.
Рядом с ней стоял Тофер, молчаливо уставившись в небо.
– Вот где ты! – обрадовалась зеленщица.
Тофер вздрогнул и обернулся:
– Крис, мой мальчик! Победи Птицу! Кто же, кроме тебя?!..
– Держи! – крикнул подоспевший Рэнк и протянул Тоферу старинный тяжёлый меч.
– Вперёд, господин художник! – ободряюще произнесла Кларисса.
– Крис, – повторила бабушка Божена. – Ты спасёшь город!
– Нет… – с сомненьем ответил Тофер. – Вы сами сказали, что я позабыл Законы Волшебства.
– А вдруг?.. – с надеждой улыбнулась она. – Я верю в тебя!
– Назначаю вас Главным Героем! – торжественно изрекла Кларисса.
Чёрная тень вновь накрыла площадь.
– Эй вы, глупые людишки! – раздался хриплый клёкот. – Да разве меня можно победить?! Я всех вас загоню обратно в рамки! Чтобы знали своё место!
– Ты, мерзкая тварь! – взбешённо крикнул ей Тофер и сжал меч в руке.
– Что, мальчишка? Ну, скажи, не бойся! – насмешливо ответила она.
– Я вступаю с тобой в бой!..
– Милости прошу! – расхохоталась Птица.
Она опустилась ниже и, когтистой лапой подобрав Тофера, резко взмыла с ним в небо.
Все застыли внизу в отчаянном ожидании. До земли доносился хохот Курицы:
– Так меня! Так! Ну-ка, ударь ещё разок! Посильнее, художник! Это тебе не кистью махать! Коли меня! Руби меня! – веселилась Птица. – Что, не получается?! То-то, мальчишка! Ну, все, довольно! – перестала смеяться она. – Меня ждут дела поважней! – И ткнув его железным клювом прямо в сердце, швырнула окровавленное тело Тофера на землю.
Нелли вскрикнула и уткнулась в плечо Рэнку.
– Эй, людишки! – доносился сверху хриплый птичий клёкот. – Кто ещё сразится со мной?!..
– Какая глупость!.. – промолвила, наконец, Кларисса. – Какое мальчишество – лезть на рожон!.. Какое безрассудство: так вот взять – и умереть!
– Ну, чего же вы?!.. – надрывалась Авис. – Кто следующий?!
– Я! – раздался вдруг рядом знакомый голос.
И тут донёсся колокольный звон.
– Донн-донн!.. Динь-донн!.. – это ударилбольшой колокол церкви Воздвижения.
– Динь-динь!.. Динь-донн-динь!..– зазвонили в церкви над рекой.
Колокольный звон разносился отовсюду, казалось, все колокола земли, большие и маленькие, отозвались на голос, крикнувший:
– Я!
И все обернулись на этот голос.
– Крис! – воскликнула бабушка Божена.
– Это он! – обрадовалась Нелли.
Это был Крис, безбородый и безоружный – только кисть и палитра в руках. На его плече сидела Синяя Птица Счастья, а рядом гордо шла крупно-клетчатая Коза.
Крис поднял кисть, как меч, и вступил в бой с Железной Курицей.
– Остановите его! – крикнула Кларисса. – Ещё один сумасшедший! Разве вы не видите, что драться с ней бесполезно?! Разве кисть заменит меч, а палитра – щит?!
Но смельчак уже напал на Птицу. С каждым прикосновеньем волшебной кисти к её железному телу, с каждым мазком волшебной краски – на землю летели жестяные перья.
– Вот это – герой! – восхищённо прошептала Кларисса. – Есть все основания назначить этого юношу Главным Героем Города! Эх, ему бы ещёкого в помощь!.. – и нервно задымила трубкой.
Не говоря ни слова, Нелли сорвалась с места.
– Куда?!.. – только и успел крикнуть Рэнк.
А по камням уже бежала следом бабушка Божена.
– А ты-то чего?! – удивился он.
– Эта драка без меня не обойдётся! – бойко ответила она, и в тот же миг взмыла над площадью.
– Гляди-ка, – восхищённо проговорил чучельник. – Взлетела!
А колокола продолжали звонить:
– Донн! Донн! Динь! Донн!..
Бой продолжался. Теперь уже Птица была в панике: Нелли, что есть силы, дергала её за хвост, а бабушка Божена ощипывала крылья – перо за пером и приговаривала:
– Это – на дверь… Это – на баню: крыша прохудилась… Это – на сарай…
А внизу в нетерпении пританцовывал Рэнк, следя за сражением:
– Так её!.. Так!.. Залетай слева!.. Поберегись!.. Стукни хорошенько!.. Ну, я постараюсь, ну, я сделаю чучело на славу!.. Ну, это будет шедевр!.. Во всем мире не будет ничего подобного!.. Это будет чучело чучел! Всем чучеламцарица! Царь-Чучело! Ну, я расстараюсь!..
– Отец! – крикнула ему Нелли. – Лети к нам!
– Что значит – «лети»?!.. – растерялся он. – Поди, не воробей!.. Слышали, госпожа Кларисса? – « лети» ! Легко сказать!..
Кларисса, выпустив дым изо рта, едко пошутила:
– А вы помашите ручонками – авось выйдет.
– Это легко! – донёсся с небес голос Криса.
– Давай, Рэнк! – крикнула бабушка Божена. – Нужно только захотеть!
– Я хочу! – в неистовстве прокричал им чучельник. – Я очень хочу!!!
И, перепрыгивая через камни, он внезапно взлетел над землёй.
– Лечу-у! – восторженно завопил Рэнк. – Лечу на помощь!..
– И этот взлетел!.. – не поверила своим глазам, Кларисса. – Не город, а птичий остров!..
Ей вдруг стало жаль себя: ещё бы! – все там, а она – одна-одинешенькая на руинах Дворца своего имени. Смешно и нелепо Кларисса подпрыгнула разок-другой, но осталась на месте, взмахнула руками, но они не подняли её.
– Безобразие! – с обидой сказала она. – Я тоже хочу летать! Эй, возьмите и меня с собой!.. Или нельзя?
А в городе отпирались засовы, откидывалисьцепочки, горожане заполняли улицы своего несчастного города. Кто со страхом, кто с удивленьем, а большинство с восторгом следили за небесным боем.
Над ними громыхала жесть, сверкали пропеллеры вентиляторов, а перед всеми вместо Птицы Удачи уже кудахтала над городом просто большущая жирная курица.
А колокола не умолкали.
– Я ещё покажу вам! – хрипела курица из последних сил. – Вы у меня ещё наплачетесь!..
И тут из её клюва выпорхнула Ассистентка Королевского Зоолога.
– Держите меня! – завизжала она, и Нелли с бабушкой Боженой подхватили её за руки с двух сторон и опустили на площадь.
– Блокнот! – сказала девица, как только встала на ноги.
Вслед за девицей, кряхтя, не соображая, куда это он лезет, вылез сам Зоолог, и Рэнк сразу же посадил его себе на спину, они тоже благополучно приземлились.
Последним из клюва появился Инспектор Тайной Канцелярии.
Не теряя самообладания, он хотел было раскрыть над собой зонт и спуститься, как на парашюте, но зонт, к всеобщему ужасу, не раскрывался: видимо, испортился от пребывания в желудке Птицы. Инспектор падал и мог бы разбиться насмерть, но тут, откуда ни возьмись, к нему на большой скорости подлетела Коза. Она подхватила его на спину: Инспектор оказался на Козе верхом.
– Однако!.. – промолвил он, слезая с Козы после того, как крупно-клетчатая сделала вираж над площадью и приземлилась прямо перед Клариссой.
– Принесите Инспектору башмак и шляпу! – распорядилась Кларисса, поскольку тот неловко переминался в одном башмаке – второй он обронил во Дворце, когда Птица его заглатывала.
А курица стала стремительно уменьшаться в размерах, превращаться на глазах у всех в совершенно обычную курицу-хохлатку, пеструшку, курочку рябу.
– Кудах-так-тах!.. Кудах-так-тах!.. – наконец завопила она, вываливаясь из постромок, на которых были прикреплены вентиляторы, и, шлёпнувшись о землю, бросилась искать свой курятник.
– Вот вам и необыкновенное чучело! – захохотал старый Рэнк. – Эх, не сбылась моя мечта!.. Всё, с чучельным делом покончено! – заявил он. – Разве это красиво: чучела?
Вентиляторы упали за лесом и взорвались.
Раздались четыре взрыва.
Первый – бухнул,
второй – ухнул,
третий – охнул,
а четвертый, – словно грохнул духовой оркестр!
– Городу не нужны летающие пожарники? – спросил Рэнк у Клариссы.
– Что?! – ответила Кларисса.
…Бой был закончен. Умолкли колокола. Вот и Крис спустился с небес. Кларисса шла к нему навстречу с распростёртыми объятьями. Горожане отовсюду сбегались на площадь, радостно приветствуя победителей. Вечерело.
Внезапно все услышали странный, настойчивый, негромкий стук. Все насторожились, как будто что-то вспомнили. Смех и разговоры смолкли. Стук тоже смолк. Но всем почему-то стало тревожно.
В наступившей тишине ждали его повторения.
И он повторился: тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
– Яйцо! – сказала Кларисса.
Среди обломков Дворца лежало, наполовину засыпанное обвалившейся штукатуркой, железное сверхяйцо.
– Как сто страусиных! – сказал старый Рэнк.
– Как тысяча куриных! – сказала бабушка Божена.
– Как миллион голубиных! – сказала Нелли.
– Нас ждет сюрприз, – сказал Крис.
– Мучения не кончились! – сказала Кларисса.
Наши герои, затаив дыхание, приблизились и увидели невиданное: на бронированной скорлупе отчётливо была видна татуировка пиратского толка: кости крест-накрест и череп над костями, скрещенные пистоли и скрещенные бандитские кривые ножи, и кинжал, по самую рукоятку обвитый змеёй.
– Бр-р-р! – сказал Рэнк.
– Мать Пресвятая Богородица! – сказала бабушка Божена.
– Ужас! – сказала Кларисса.
– Тук-тук-тук! – ответили из яйца.
– Здесь опасно, – сказала Кларисса. – Я остаюсь одна, а всех прошу отойти подальше. Надо вызвать артиллерию из столицы.
– Страшное яйцо! – с опаской сказал Рэнк. – Мы вас одну не оставим.
– Тук-тук-тук!.. Тук-тук-тук!..
– Здесь надпись!.. – прошептала Нелли. Она сдула со скорлупы пыль и прочитала:
«НЕ ЗАБУДУ МАТЬ РОДНУЮ!..»
– Кошмар! – простонала Кларисса. – Мыпогибли!.. Эта – не забудет.
– Тук-тук-тук! – отозвалось яйцо.
Тогда старый Рэнк изо всей силы сжал рукоять старого меча, размахнулся, все отпрянули в стороны, он ударил.
Скорлупа раскололась со страшным звоном!
– Какой хорошенький! – в восторге воскликнула Нелли.
Из яйца выпорхнул и взлетел на край скорлупы, и встряхнулся жёлтый весёлый обыкновенный цыплёнок.
– Как одуванчик! – воскликнула бабушка Божена.
– Как солнышко! – пролепетала Кларисса. – Надо дать ему хорошее воспитание!
– Ку-ка-ле-ку-у-у!.. – по-детски прокукарекал старый Рэнк.
Кукареку! Кукареку!
Рассвет восславим новый.
Пусть спят в дупле и на суку
все филины и совы.
Хвала отважным чудакам!
Хвала – мечтам и грёзам!
Несущимся по облакам
вольнолюбивым козам!
Хвала безумным храбрецам!
И синекрылым птицам!
Хвала творцам и мудрецам!
И – сказочным страницам!..
И Художнику хвала,
что волшебной кистью
целый город спас от Зла,
Зависти, Корысти!
В театре - искусстве, произведения которого создаются на глазах у зрителя, загадок и тайн больше, чем в творении других искусств именно потому, что художественное, сценическое преображение жизни действительной в образ иной, художественно созданной действительности, осуществляется и на глазах у зрителя и вместе с ним. Есть, однако, скрытые от зрительного зала процессы, предшествующие рождению спектакля, которыми обеспечивается рождение живого сценического произведения. Свое доспектакльное бытие произведение проживает в разных формах. Главные из них - режиссерская разработка, репетиционный и постановочный процессы. В них взращивается нечто, еще невиданное зрителем.
Современный теарт – это соединение современной пьесы, современной режиссуры, современных актеров, современных зрителей. Современная театр– это современная идея, выраженная современной формой. Современный театр – это театр, наиболее полно и глубоко отражающий жизнь.
Содержание и форму пьесы определяет автор. Нашей же задачей является отыскать, увидеть, услышать, ощутить индивидуальный строй автора, особый неповторимый строй данной пьесы и переложить все это на язык сцены. Конечно для этого нужно знать жизнь. Людей, события, изображенные в пьесе.
Образное сценическое мышление каждого спектакля не может найдено вне пьесы. Каждый автор для каждой пьесы находит свою систему условностей, свои «условия игры».
Жанр является одним из важнейших элементов создания спектакля и роли. Для того, что бы найти жанр, нужно провести огромную работу над изучением материала, которая потом будет воплощаться в спектакле и в актерской игре. Жанр – это особенность спектакля, которая отличает его от других постановок.
Актуальность темы
В каждом произведении, в авторской задумки, присутствует свой характер, та особенность, которую мы называем жанром. Задача каждого создателя спектакля найти и выявить эту особенность. Если же этого не произойдет при создании работы, то решение спектакля, сверхзадача, ради чего ставится данная пьеса будет ложная и непонятная. В каждом спектакле должна быть своя краска, а краска – это и есть жанр.
Цель и задача иследования
Моя цель и задача заключается в том, чтоб объяснить для чего данная тема нужна в создании спектакля, в современном театре, в создании чего-то нового, непохожего. Я хочу раскрыть свойства жанра и какую роль он играет в актерском воплощении роли на сцене. Моя задача вскрыть понятие жанра и охарактеризовать его, найти важные элементы его воплощения в целостности спектакля. Определить как найти этот жанр и воплотить его.
Объект исследования
Жанр как способ проникновение в природу авторского замысла, важнейший элемент в создании спектакля.
Предмет иследования
Система выявления и воплощение жанра в работе над создание спектакля и роли.
Материалы и источники исследования
На первом месте у меня стояли в списке использованной литературы работы выдающихся мастеров театрального искусств – это К.С. Станиславский и его работы « Работа актера над собой» и «Работа актера рад ролью», а также Г.А. Товстонгов «Зеркало сцены». Они как никто, лучше раскрывали актуальность, потребность этой темы. Моя работа отталкивалась от этих работ по причине того, что они одни из первых затронули тему, и точно определили свойства жанра.