VI. Основные механизмы и этапы реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности
V. Основные меры государственной поддержки в области обеспечения химической и биологической безопасности
17. Комплекс мер государственной поддержки в области обеспечения химической и биологической безопасности включает:
– определение органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях, осуществляющих координацию деятельности соответственно федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению химической и биологической безопасности;
– разработку и обеспечение реализации федеральных и региональных целевых программ (подпрограмм) и планов в области обеспечения химической и биологической безопасности;
– планирование выделения необходимых финансовых средств из бюджетов всех уровней, а также использование средств собственников (балансодержателей) опасных объектов на реализацию государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности;
– обеспечение рационального сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования деятельности по снижению опасности функционирования опасных объектов, включая целевые бюджетные субвенции, субсидии, кредиты, налоговые освобождения, льготы и иные преференции;
– включение в себестоимость продукции (работ, услуг) потенциально опасных в отношении обеспечения химической и биологической безопасности предприятий (организаций, учреждений) затрат, направленных на повышение химической и биологической безопасности;
– применение механизмов целевого использования амортизационных отчислений для обеспечения химической и биологической безопасности опасных объектов, включая механизмы ускоренной амортизации основных фондов этих объектов;
– разработку механизмов привлечения негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов для решения инновационно-инвестиционных задач в области обеспечения химической и биологической безопасности;
– совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся усиления ответственности собственников (балансодержателей) опасных объектов за непринятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению уровня ущерба от них;
– разработку и реализацию комплекса организационно-правовых, экономических и иных мер по выводу (перебазированию) из густонаселенных районов Российской Федерации либо реформированию (ликвидации) опасных объектов, функционирование которых создает систематическую угрозу химической и биологической безопасности;
– совершенствование отношений в области земельного законодательства путем формирования механизмов оценочной стоимости и платности за территории защитных зон, расположенных вокруг опасных объектов, в увязке с кадастровой стоимостью этих территорий;
– защиту имущественных интересов государства, инвесторов участников инновационно-инвестиционного процесса в области обеспечения химической и биологической безопасности путем предоставления и обмена гарантиями выполнения обязательств по повышению химической и биологической безопасности;
– совершенствование системы страхования рисков, в том числе формирование и внедрение механизма оптимизации страховых тарифов с учетом нарушения условий обеспечения химической и биологической безопасности;
– совершенствование государственной системы медицинского мониторинга здоровья населения, проживающего в зонах защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия и других опасных объектов.
18. На первом этапе (2003-2004 годы) необходимо разработать план мероприятий по реализации, начиная с 2004 года, настоящих Основ и осуществить:
– создание комиссии по химической и биологической безопасности Российской Федерации в целях реализации государственной политики и координации работ в указанной области;
– определение органов исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ответственных за реализацию государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, в том числе за создание средств защиты населения и объектов производственной и социальной инфраструктуры от воздействия опасных химических и биологических факторов;
– разработку в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации» подпрограмм по обеспечению химической и биологической безопасности;
– создание интегрированных научно-производственных структур, объединяющих разработчиков и производителей средств защиты населения и объектов производственной и социальной инфраструктуры от воздействия опасных химических и биологических факторов с приданием им в установленном порядке статуса федеральных центров науки и высоких технологий; концентрация финансовых, материальных и иных ресурсов для решения возложенных на эти структуры задач и в целях проведения ими единой научно-технической политики в закрепленных сферах деятельности;
– разработку и утверждение единых критериев и методической базы по определению и категорированию уровней химической и биологической опасности объектов, территорий и природных явлений;
– проведение инвентаризации опасных объектов, включая оценку их состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а также определение потребностей в замене и освежении запасов отечественных средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов, разработка на этой основе перечня опасных химических и биологических объектов Российской Федерации с выделением критически важных объектов (в составе перечня критически важных объектов Российской Федерации);
– разработку и утверждение федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации на 2004-2008 годы с включением мероприятий по повышению безопасности критически важных химических и биологических объектов, состояние которых провоцирует катастрофические последствия, в том числе особо важные мероприятия по внедрению безопасных и экономически приемлемых технологий на объектах, содержащих запасы аммиака и хлора;
– обеспечение необходимых объемов финансирования работ по созданию технологий для снижения негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему, унифицированных технологий по утилизации опасных производственных и бытовых отходов, переработке непригодных к применению и запрещенных агрохимикатов, иных токсичных веществ и патогенных микроорганизмов;
– разработку и создание систем (средств) и методов национального контроля в области химического разоружения в отношении обеспечения химической и биологической безопасности;
введение лицензирования деятельности предприятий, осуществляющих проектирование, строительство, пуско-наладочные работы и эксплуатацию опасных объектов;
– организацию подготовки по государственному заказу специалистов в области комплексной защиты населения; производственной и социальной инфраструктуры и экологической системы от опасных химических и биологических факторов.
19. На втором этапе (2005-2007 годы) необходимо осуществить законодательное закрепление механизмов обеспечения защищенности населения, производственной и социальной инфраструктуры и экологической системы от воздействия опасных химических и биологических факторов, отработку взаимодействия и разграничение сфер ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления опасными объектами;
– создание автоматизированной системы выявления и предотвращения угроз химической и биологической безопасности (включая угрозы санитарно-эпидемиологического характера) на опасных объектах и в местах, где потенциально возможны террористические акты с применением токсичных веществ и патогенных микроорганизмов;
– реализацию пилотного проекта базовой региональной системы обеспечения химической и биологической безопасности (в рамках создания государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации);
– формирование системы государственных внебюджетных фондов (федерального и региональных) для обеспечения химической и биологической безопасности.
20. На третьем этапе (2008-2010 годы) необходимо осуществить разработку и внедрение технических регламентов для различных видов промышленной деятельности выполнение требований химической и биологической безопасности, а также общих и специальных регламентов по вопросам охраны и физической защиты опасных объектов, внедрение системы сертификации работ по охране труда на указанных объектах;
– обеспечение выполнения основного объема работ по ликвидации накопителей токсичных технических отходов, реабилитации территорий (акваторий), подвергшихся техногенным загрязнениям в процессе хозяйственной деятельности, включая и ликвидацию естественных резервуаров патогенных микроорганизмов;
– разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на вывод (перебазирование) из густонаселенных районов либо реформирование (ликвидацию) опасных объектов, функционирование которых создает систематическую угрозу химической и биологической безопасности населению г.Москвы, г.Санкт-Петербурга, краевых и областных центров субъектов Российской Федерации.
21. В период после 2010 года осуществляется завершение реализации комплекса мероприятии по экономической, научно-технической и технологической готовности государства к предотвращению угроз химического и биологического характера, ликвидации их последствий и противодействию террористическим проявлениям в области химической и биологической безопасности.