XI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
ДР
С позиций автоматизации управления основными потоками информации по направлениям санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС являются:
- осуществление ГСЭН за состоянием здоровья человека и в зави
симости от среды его обитания при возникновении и ликвидации
ЧС;
- создание и пополнение регистра ПОО объектов;
- проведение санитарно-эпидемиологической и других разведок,
массовых медицинских обследований на зараженных территориях;
- применение медицинских средств индивидуальной защиты
(МСИЗ), фармакологических средств коррекции иммунного статуса,
работоспособности и психологического состояния человека в усло
виях ЧС;
- принятие мер по проведению специфической и неспецифической
защиты населения и обеспечению охранительного режима на объек
тах экономики и этапах медицинской эвакуации (ЭМЭ);
- осуществление ГСЭН за водоснабжением, питанием, размещени
ем и банно-прачечным обслуживанием населения, строителей, лич
ного состава войск (сил) и аварийно-спасательных формирований;
- введение режима обсервации или карантина в эпидемических оча
гах опасных инфекций;
- предупреждение возникновения ЧС путем ГСЭН, в том числе уча
стия в работе СНЛК на объектах и территориях с повышенным рис
ком возникновения ЧС, угрожающих здоровью населения и сани
тарно-эпидемиологической обстановке.
В связи с тем, что специализированные формирования ГСЭН функционально входят в ВСМК, режим повседневной деятельности для них начинается с момента завершения ликвидации медико-санитарных последствий очередной ЧС и заканчивается с момента введения режима повышенной готовности, а обработка информации производится в соответствии с основными задачами функционирования в режиме повседневной деятельности:
- планирование работы;
- уточнение схем оповещения и сбора персонала учреждений и спе
циализированных формирований ГСЭН при получении сигнала,
систем взаимодействия и связи, схем действия сотрудников при
различных ЧС;
- формирование бригад, групп экспертов; обучение персонала спе
циализированных формирований ГСЭН для работы в ЧС; обеспече
ние и контроль работы дежурной смены;
- пополнение и освежение резерва медицинского и санитарно-
хозяйственного имущества для формирований; корректировка пла
нов медико-санитарного обеспечения.
При обосновании и разработке системы автоматизации информационно-аналитического обеспечения учитываются основные задачи функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой в установленных режимах деятельности ВСМК. Основными направлениями работы с блоками информации при функционировании в режиме повышенной готовности являются данные, получаемые при:
• корректировке планов, списков бригад постоянной готовности и
др.; введении круглосуточной работы санитарного транспорта, в
том числе с задачей доставки персонала бригад, прекращении
приема плановых проб и переводе их в другие учреждения;
• приведении в состояние готовности подвижных специализиро
ванных формирований; лабораторий и отделений к приему мас
сового потока проб, развертывании дополнительных рабочих
мест;
• усилении дежурной службы врачами и средним медперсоналом;
проверка и доукомплектование резерва медицинского имущест
ва (медикаментов, перевязочных средств), СИЗ и МСИЗ, состав
ление заявок и выдача подразделениям имущества;
• проверке медицинского оборудования, электрических и водо
проводных систем, автономного электрообеспечения, кислород
ной и газовой аппаратуры; решение кадрового обеспечения ра
боты сотрудников в экстремальных условиях (например, пере
вод работы персонала на 12 часовой, а при необходимости и по
согласованию с органами местного самоуправления, и более
длительный рабочий день) за счет усиления сотрудниками дру
гих отделений; организация круглосуточного дежурства членов
межведомственной комиссии по ЧС; заседание межведомствен
ной комиссии по ЧС; контроль за ходом приведения лаборато
рий в готовность к массовому приему проб на исследование;
• внеочередных обследованиях по согласованию с территориаль
ными управлениями МЧС обстановки на ПОО, мест повышен
ной санитарно-эпидемиологической опасности и др.
Основными источниками информации при функционировании в режиме ЧС являются:
• итоги оповещения и доставки личного состава специализиро
ванных формирований постоянной готовности; приведения в
полную готовность бригад постоянной готовности; всех отделов
и подразделений учреждений ГСЭН;
• проведение экстренных лабораторных исследований и СЭЭ,
• контроль членами комиссии по ЧС выполнения срочных, неот
ложных мероприятий, доукомплектование запасов отделов по
их заявкам реактивами и диагностическими средами, медика
ментами, перевязочным материалом и другим медицинским
имуществом, организация выдачи со склада зам. главврача по
хозяйственной деятельности в отделения недостающего сани-
тарно-хозяйственного имущества, постельного и нательного бе
лья,
• доукомплектование заместителем главврача по кадрам недос
тающего медперсонала основных подразделений за счет других
отделений.
Информационно-управляющие подсистемы создаются не только в ВСМК, но и в службах других ведомств. Это требует координации усилий по унификации методических подходов к программному обеспечению, разработке планов ликвидации медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий, подготовке кадров и МТБ, разработке информационных технологий экстремальных проблем Повышение оперативности принятия управленческих решений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС облегчается наличием готового управленческого решения. Это достигается заблаговременной разработкой типовых планов СПЭ(П)М населения при ЧС, которые не являются оптимальными для конкретных условий возникновения и развития ЧС, но уточняются и корректируются по мере получения фактических исходных данных, проведения соответствующих расчетов и необходимых согласований. Так, работа по организации и осуществлению наблюдения за средой обитания человека и обстановкой на ПОО (мониторинг окружающей среды) в плане возможного возникновения и развития ЧС представлена в виде следующего алгоритма: - прием входной информации, осуществляющийся диспетчером или оперативным дежурным соответствующего органа управления Рос-потребнадзора. Основными потенциальными источниками информации являются штабы ГОЧС и органы военного управления (в порядке взаимодействия); учреждения ГСЭН РФ, особо важные объекты, ведущие мониторинг окружающей среды в пределах своей ответственности; метеорологические службы, центры медицины катастроф (в случае, если прогнозируется или осуществляется загрязнение окружающей среды со стороны соседних областей); ветеринарные учреждения (в случае возникновения антропозоонозных
эпизоотии, экспертизы крупных запасов продовольствия); другие организации, осуществляющие наблюдения за средой обитания;
- оперативный анализ поступившей информации и принятие реше
ния об отсутствии или наличии угрозы ЧС, либо о возникновении
ЧС и, соответственно, режиме функционирования учреждений и
формирований ГСЭН. Эта работа может существенно облегчаться и
ускоряться при наличии базы данных по прежним авариям и катаст
рофам, наличным силам и средствам, а также медико-
географического описания территории, готовых типовых планов
работы, проектов другой документации и т.д.;
- организация разведок, эпидемиологического наблюдения и лабо
раторного контроля с выбором состава сил и средств, привлекаемых
для этих целей, вариантов их МТО, а также состава, периодичности,
способов получения и передачи информации о санитарно-
эпидемиологической обстановке и состоянии ОС;
- организация ликвидации санитарно-эпидемиологических послед
ствий при типовых вариантах развития ЧС с определением рацио
нальных мест развертывания сил и средств, привлекаемых для ме
дицинского обеспечения населения и проведения мероприятий, ви
дов и объема медико-санитарной помощи, вариантов эвакуации
больных и пораженных в лечебные учреждения госпитального типа,
порядка медицинского и материально-технического снабжения.
На всех этапах требуется отработка вопросов оповещения руководителей и личного состава сил ГСЭН, взаимодействия с МЧС и другими министерствами и ведомствами, непрерывности управления и устойчивости связи с подчиненными и приданными силами, а также с вышестоящими организациями и другими службами.
В силу специфики деятельности учреждений и специализированных формирований ГСЭН в РСЧС подсистема организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в системе автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) ВСМК предназначена для информационной и интеллектуальной поддержки руководителей и специалистов ГСЭН при принятии решений путем автоматизации следующих ее функций в рамках МК:
- в режиме повседневной деятельности - оперативный анализ ин
формации о санитарно-эпидемиологической обстановке; разработка
типовых планов решения вопросов санитарно-эпидемиологического
профиля при ликвидации ЧС;
- в режимах повышенной готовности иоперативного управления при ЧС - организация ее деятельности в указанных режимах, научно-методическая поддержка вырабатываемых управленческих решений по организации иосуществлению ГСЭН в зонах ЧС.
Такая постановка перечня основных задач по автоматизации информационного обеспечения учитывает классификацию ЧС, критерии ЧС для представления донесений в зависимости от их характера, состав сил и средств санитарно-эпидемиологического профиля, алгоритм проведения мероприятий в различных режимахдеятельности. Схематично конкретный состав задач по отдельным направлениям автоматизации информационного обеспечения деятельности учреждений и формирований ГСЭН в зонах ЧС из определенного набора составляющих:
/. Общие задачи:
• санитарно-эпидемиологические особенности регионов, террито
рий, объектов; описание стандартных ситуаций развития ЧС и воз
никновения санитарно-эпидемиологических последствий;
• нормативные и организационно-методические документы, при
казы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей;
• содержимое гигиенических классификаторов и справочников;
сведения о силах и средствах ГСЭН, выделяемых в состав ВСМК;
• угрозометрическая характеристика наиболее значимых объектов
в соответствии с санитарно-эпидемиологической классификаций
ЧС;
• программы автоматизированной обработки данных о состоянии
элементов окружающей среды, о заболеваемости населения и т.д.;
• типовые планы ликвидации санитарно-эпидемиологических по
следствий ЧС;
• типовые программы прогнозирования санитарно-
эпидемиологической обстановки при стихийных бедствиях и техно
генных катастрофах, социально-эпидемиологических неблагополу
чиях.
//. Частные задачи по этапам деятельности: 1. Прием входной информации:
• сбор сведений о ЧС,
• поиск прецедента,
• наличие сил и средств ГСЭН;
• типовые планы работ;
• проекты документов.
2. Анализ поступившей информации:
• предварительная оценка санитарно-эпидемиологической обста
новки в зоне ЧС;
• принятие решения об отсутствии или наличии угрозы обострения
санитарно-эпидемиологической обстановки, либо о возникновении
ЧС
3. Организация и проведение силами Роспотребнадзора разведок,
сети наблюдения и лабораторного контроля:
• определение состава сил и средств Роспотребнадзора и СНЛКв
зоне ЧС, маршрутов передвижения групп разведки, точек отбора
проб, обследования эпидемических очагов и зараженных (загряз
ненных) участков местности;
• установление периодичности, объема, способов получения и пе
редачи данных о санитарно-эпидемиологической обстановке,
• анализ полученной информации с выдачей санитарно-
эпидемиологического заключения.
4. Участие в ликвидации санитарно-эпидемиологических последст
вий при различных вариантах развития ЧС:
• сроки и рациональные места развертывания сил и средств Рос
потребнадзора, маршруты и очередность передвижения, тип транс
порта;
• направления и пути эвакуации раненых и больных, порядок ме
дицинского снабжения;
• перечень основных санитарно-противоэпидемических мероприя
тий, маневр их объемом и видами, силами и средствами;
• санитарно-разъяснительная работа.
5. Переход формирований на режим повседневной деятельности:
• отчет о деятельности специалистов;
• анализ эффективности работы;
• корректировка типовых планов, стандартных ситуаций;
• регистрация и обработка полученных данных.
///. Специфические задачи по типам чрезвычайных ситуаций:
• землетрясения, извержения вулканов, сели, лавины, внезапные
разрушения плотин с образованием волн прорыва, смерчи, ураганы;
• пожары, высокие внешние температуры, засуха, опустынивание
территорий;
• сильный дождь, высокие уровни воды, катастрофические затоп
ления;
• вредные и экстремальные климатогеографические зоны;
• аварии и катастрофы с выбросом (выпуском) радиоактивных,
химически и биологически опасных веществ;
• аварии на системах жизнеобеспечения (водо- и теплоснабжения,
канализации и др.), резкое ухудшение условий жизни и быта;
• ЛВК, этнические, религиозные и иные конфликты с образовани
ем значительного числа пострадавших;
• террористические акты с использованием пожароопасных и
взрывчатых веществ, ОХВ, РВ, БС;
• эпидемии, эпизоотии зооантропонозных инфекций.
IV. Учреждения и формирования санитарно-эпидемиологического профиля:
• учреждения и формирования ГСЭН; •
• лечебно-профилактические учреждения и формирования;
• лаборатории ГСЭН, используемые в системе СНЛК;
• производственные лаборатории;
• учреждения ветеринарной, агробиологической и иных служб,
министерств и ведомств, способные определять опасные для чело
века факторы физической, химической, биологической и психоген
ной природы.
Автоматизация информационного обеспечения в рамках указанных задач позволяет обеспечить следующие основные функции автоматизированной обработки потока данных:
- ведение базы данных, расчет основных показателей поражающих
факторов ЧС;
- поиск прецедентов (для конкретных ситуаций по архиву) и поиск
стандартных (типовых) ситуаций;
- представление выходных данных (текстовых, картографических);
- ведение базы данных (БД) стандартных (типовых) санитарно-
эпидемиологических ситуаций;
- ведение БД мероприятий (действия в стандартных ситуациях и
рабочие планы);
- контроль выполнения мероприятий;
- получение сведений об ОХВ (класс опасности, возможные источ
ники загрязнения, симптомы, органы, системы и пути поражения,
стойкость, быстрота воздействия, агрегатное состояние, цвет, запах,
взрыво- и пожароопасность, действие на организм, антидоты, СИЗ и
МСИЗ, средства нейтрализации, медикаменты первой помощи, ме
ры первой помощи, сравнительная характеристика плотности, рас-
творимость в воде и других растворителях, показатели токсичности, индикаторы, тип индикатора и т.д.);
- получение сведений о радиоактивных веществах, по нормам и по
следствиям облучения (расчеты эквивалентных доз облучения орга
нов и тканей человека, нормы радиационной безопасности, норма
тивные и организационно-методические документы);
- получение сведений о возбудителях и природных очагах, энде
мичных районах опасных инфекций, мерах профилактики, локали
зации и ликвидации эпидемических очагов и т.д.).
Информационное обеспечение комплексов состоит из нескольких БД, формируемых при решении перечисленных задач, и включает в себя:
- данные о ЧС, описания стандартных (типовых) ситуаций и дейст-
вий, рабочие планы;
- данные по ОХВ, РВ, ПБА, природным очагам опасных инфекций;
- нормативные и организационно-методические документы;
- классификаторы и справочники, необходимые для ведения БД на
ПЭВМ.
Информация о ЧС поступает в течение всего периода ее ликвидации. Для сохранения информации о ЧС за различные даты предусматривается ведение нескольких записей по одной зарегистрированной ситуации с различными датами состояния. В этом случае всем записям, относящимся к одной ЧС, автоматически присваивается один и тот же номер ситуации.
Работа администратора БД комплекса заключается в поддержке БД в актуальном состоянии и сводится к следующему:
- обеспечение соответствия системных кодов классификаторов,
используемых в БД, системным классификаторам;
- обеспечение сохранности БД;
- ведение справочников и классификаторов;
- обеспечение целостности баз данных комплекса.
Входной информацией для формирования баз данных служат документы:
- входное донесение о ЧС, содержащее оперативные данные и по
ступающие оперативному дежурному;
- описания стандартных (типовых) ситуаций;
- действия в стандартных ситуациях;
- рабочие планы по ликвидации и локализации ЧС;
- содержимое классификаторов и справочников;
- нормативные и организационно-методические документы;
- приказы, распоряжения, указания вышестоящих руководителей, подлежащие выполнению.
Донесение содержит общие сведения о ЧС (дату и время возникновения, дату состояния, наименование и место ЧС), количество объектов (очагов), дату завершения ликвидации.
Описание стандартной (типовой) ЧС содержит наименования ситуации, агента, типа и вида поражения, болезни и общего описания ситуации, а также отметку о наличии (отсутствии) типового плана ликвидации ЧС.
Действия в стандартной ситуации и рабочие планы содержат иерархический номер мероприятия, его наименование, даты начала и окончания (плановые и фактические), результат работы, ответственного за его исполнение, а также приоритет выполнения работы.
Выходной информацией комплекса помимо просмотра данных на экране монитора являются:
- результаты поиска по запросам (общие запросы к БД, поиск пре
цедентов ЧС, основных руководящих документов, стандартных си
туаций для ЧС);
- результаты расчета показателей заболеваемости (интенсивный
показатель заболеваемости (смертности), показатель летальности,
коэффициент очаговости, абсолютный прирост количества забо
левших, темп прироста количества заболевших с построением ди
намических рядов, нормированный показатель заболеваемости).
Выходные документы:
- сводка о ЧС, отобранных по запросу;
- распечатка информации об одной ЧС;
- выходное донесение о ЧС;
- распечатка описаний стандартных ситуаций,
- распечатка планов мероприятий;
- справка об ОХВ, РВ, ОБВ или возбудителях опасных инфекцион-
ных заболеваний;
- содержание классификаторов и справочников;
- расчеты эквивалентных доз облучения органов и тканей челове-
ка.
Задача БД ЧС включает следующие основные функции (программы):
- ввод, корректировка и просмотр БД (с поиском прецедентов,
стандартных ситуаций, поиском и формированием планов мероприятий);
- печать данных; расчет показателей; корректировка справочников
и классификаторов; слияние баз данных.
Просмотр, заведение и корректировка информации на экране информации ЧС производится по всем разделам выбранной записи на экране содержимого БД:
- идентификационные данные, наименование объекта и пострадав
шие;
- характеристика и данные о поражении, заражении или загрязне
нии;
- меры по локализации и ликвидации, характер, масштаб, оценка,
тенденции и причины изменений, данные об условиях.
Процедура слияния баз данных необходима в случае, если данные ЧС были заведены на несвязанных между собой локальной сетью компьютерах, то есть независимо друг от друга. Слияние заключается в последовательном выполнении трех функций:
- определение местоположения БД;
- выверка классификаторов и справочников;
- слияние основной и добавляемой БД.
Формирование описаний ЧС заключается в вводе и корректировке информации по следующим полям БД:
- кодЧС;
- наименование агента воздействия;
- наименование типа объекта поражения (люди, животные или
растения);
- наименование вида объекта поражения (заражения, загрязнения);
- наименование болезни;
- описание.
В ВСМК Минздравсоцразвития России используются следующие пути программной реализации основных функций управления по санитарно-противоэпидемическим мероприятиям в ЧС:
В режиме повседневной деятельности:
- оперативный анализ информации по зоне ответственности с оцен
кой риска возникновения ЧС по данным об объектах, контролируе
мых ТУ Роспотребнадзора, о заболеваемости населения, о проис
шедших авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, осложняю
щих санитарно-эпидемиологическую обстановку, о готовности сил
и средств к действиям в режимах повышенной готовности и опера
тивного управления;
- подготовка, прием и выдача документов, таблиц, карт и схем;
прием сообщений о ЧС и об авариях, осложняющих санитарно-
эпидемиологическую обстановку; подготовка отчетов и распоряжений; формирование схем, тематических и прогнозных карт обстановки на контролируемых территориальных единицах;
- разработка типовых планов ликвидации санитарно-
эпидемиологических последствий ЧС, вариантов развития общей,
медико-санитарной и санитарно-эпидемиологической обстановки;
динамики санитарно-эпидемиологических последствий стихийных
бедствий и катастроф в зоне ответственности органов и учреждений
Роспотребнадзора; организация и ведение типовых описаний ЧС и
планов работ.
- совершенствование наполнения задач, учет и работа с норматив
ными правовыми и информационно-методическими документами
Роспотребнадзора, учет данных заболеваемости; контроль за обста
новкой на ПОО, влияющих на осложнение санитарно-
эпидемиологической обстановки; учет сил и средств Роспотребнад
зора, учет и анализ готовности учреждений к работе в режиме ЧС,
учет и организация их деятельности в режиме повседневной дея
тельности; учет и организация деятельности в режиме повышенной
готовности и ЧС, оценку эффективности проводимых мероприятий
по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; регистрацию и
обработку данных о биолого-социальных неблагополучиях и чрез
вычайных ситуациях, требующих при ликвидации санитарно-
эпидемиологических последствий участия формирований Роспот
ребнадзора;
- выбор вариантов заблаговременного проведения мероприятий за
щиты от факторов ЧС, осложняющих санитарно-
эпидемиологическую обстановку.
Режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации:
- корректировка и уточнение планов санитарно-
противоэпидемического обеспечения;
- прогнозирование и оценка санитарно-эпидемиологических и ме
дико-санитарных последствий ЧС;
- выбор варианта сценария работы органов Роспотребнадзора в со
ставе ВСМК;
- анализ и оценка текущей управленческой ситуации по условиям
протекания ЧС, данным о ходе ликвидации ЧС и о действиях сил и
средств ГСЭН
Задачи информационно-аналитического обеспечения предназначены для информационной и интеллектуальной поддержки
руководителей ВСМК и ГСЭН при принятии решений путем автоматизации функций обработки поступающей информации, выработки управленческих решений в рамках МК в установленных режимах деятельности и обеспечивают:
- оперативный анализ информации о зонах радиоактивного, хими
ческого или биологического заражения, об эпидемических очагах
опасных инфекций;
- формирование описаний стандартных (типовых) ситуаций при
радиационных и химических авариях, стихийных бедствиях, сани
тарно-эпидемиологических неблагополучиях и действий по ним;
- планирование и контроль исполнения мероприятий;
- информацию по РВ, ОХВ, ПБА, психогенных воздействиях;
- поиск нормативных и организационно-методических документов;
- ведение различных справочников и классификаторов;
- решение вспомогательных задач по обеспечению справочной ин
формацией и работе с документами, обеспечению приема и переда
чи информации по коммутируемым каналам связи общего пользо
вания в зонах ЧС.
Учет и отчетность по основным показателям деятельности специализированных формирований ГСЭН, включенных в состав ВСМК, ведутся согласно требованиям соответствующих приказов Минздравсоцразвития России.