Психогенные
Биологические
Физико-химические
• механические воздействия с прямым повреждением органов и
тканей;
• наличие в воздухе и других элементах окружающей среды опас
ных химических веществ,
• высокий уровень радиоактивности (почва, воздух, вода, пища,
здания и т.д.);
• высокое или низкое атмосферное давление, либо резкие его пе
репады;
• высокие или низкие внешние температуры, переувлажняющее
либо высушивающее действие воздуха;
• изменение соотношений обычных компонентов воздуха, появ
ление механических примесей.
• появление новых возбудителей либо известных, но с высокими
вирулентными свойствами - оспы, ВИЧ, атипичной пневмонии,
особо опасных вирусных геморрагических лихорадок, чумы, сибир
ской язвы, птичьего гриппа и др.;
• зоны массовых инфекционных заболеваний людей и животных,
эпизоотии с антропозоонозными возбудителями;
• массовое распространение паразитозов (педикулеза, малярии,
глистных инвазий и т.д.).
• вторичный иммунодефицит у значительной части населения в
результате воздействия факторов катастрофы, массированного
медицинского вмешательства, стрессового состояния,
• необходимость нахождения в непривычной среде - вдыхание
воздуха с необычными компонентами или примесями, длитель
ное питание консервированными продуктами, употребление
питьевой воды, обработанной высокими дозами хлорсодержа-
щих препаратов, длительные день или ночь;
• нарушение микропейзажа кишечника, отсутствие симбиоза
представителей его микрофлоры;
• активизация условно-патогенной флоры — синегнойная палочка
на этапах медицинской эвакуации для больных, отдельные
штаммы кишечной палочки для молодого организма и т.д.;
• появление патогенных штаммов микрофлоры кожных покровов
и слизистых (стафилококка, дифтерии и т.д.);
• высокая загрязненность воздуха, водоисточников или продуктов
питания патогенной микрофлорой.
• витальная угроза природных сил либо гибель близких людей,
устрашающие размеры (уровни, параметры) поражающего действия
факторов катастрофы;
• опасные для жизни и здоровья ранения, повреждения, заболева
ния;
• групповая заболеваемость с тяжелыми исходами - инфекцион
ная с особо опасным или неизвестным возбудителем, неинфек
ционная с неясной причиной заболеваний;
• унижения, преследования, ущемление в правах, гибель близких
людей - родителей, детей и т.д.;
• влияние экстремальных и вредных факторов среды на лиц,
имеющих акцентуации характера, перенесших психические
травмы либо тяжелые заболевания или ранения, на ослаблен
ных, больных, детей и других представителей общества, не спо
собных самостоятельно противостоять факторам ЧС;
• недоверие к действиям представителей власти, недостаток све
дений, избыток знаков смыслового отражения обстановки, лож
ность информации;
• неожиданность данных о параметрах поражающих факторов
катастрофы, резкие изменения их структуры или затруднения в
получении сообщений о них.
Воздействие этих факторов приводит к переходу человека из комфортного состояния в экстремальное или кризисное. Эти состояния предъявляют повышенные требования к качеству среды обитания, организации всего спектра санитарно-противоэпидемических мероприятий. Все это требует согласованных действий всех ведомств и служб, в т.ч. органов управления, учреждений и специализированных формирований санитарно-эпидемиологического надзора.
Подсистема патологических и нреморбидных состояний значительных масс людей в зонах ЧС требует логического построения основных проявлений с позиций требующихся мер противодействия. Наибольшую опасность представляют и требуют наиболее
решительных мер следующие кризисные состояния организма, среди которых следует отметить прежде всего:
• парализующий страх, паническое отчаяние;
• травматический или инфекциоино-токсический шок;
• острая недостаточность в деятельности внутренних органов
и систем;
• массивные массо-, влаго- или кровопотери;
• потеря сознания;
• патологический процесс, вызванный травматическим воз
действием, высоковирулентными микроорганизмами, опас
ными химическими веществами в высоких дозах или иони
зирующими излучениями поражающих уровней;
• длительный дефицит поступления белка (до 50%), других
макро- и микронутриентов;
• другие патофизиологические процессы, требующие крайне
го напряженного (на грани гибели) функционирования сис
тем, органов и тканей.
Второй пласт состояний включает в себя экстремальные параметры, при которых требуется вплоть до максимального напряжение функциональных систем противодействия факторам окружающей среды. Наиболее актуальными из них являются:
• вторичный иммунодефицит;
• психогенные, физические, токсикологические и патобиоло-
гические воздействия, требующие, напряжения защитных сил
организма;
• гипомоно- или полиавитаминоз, избыточная или недоста
точная масса тела (до 30% от нормы);
• избыточная ретенция воды, макро- и микронутриентов, не
достаточное усвоение их из поступающей пищи;
• недостаток макро- и микронутриентов в поступающей пище
и воде;
• высокая или пониженная температура тела;
• длительная неподвижность;
• монотония, психофизиологическое или физическое напря
жение, стереотипные движения, напряженная поза.
Для прогнозирования используются методы экстраполяции, моделирования, экспертных оценок, инженерного и эпидемиологического анализов, социально-гигиенического мониторинга, информационного слежения за динамикой обстановки и др. На основании
прогноза разрабатываются план действий и программа реализации принятых решений.
Модели имеются логические, информационные, математические. Последние из них основаны на строгих закономерностях, а включение в прогностическую модель нескольких переменных позволяет получить более точную картину предстоящих событий. Обработка фактографической информации облегчается наличием баз данных, которые ведутся с помощью современных технических средств и соответствующего программного обеспечения.
Для планирования мероприятий госсанэпидслужбы составляется санитарно-эпидемиологическая характеристика территорий с выделением и описанием потенциально опасных участков и объектов, нуждающихся в государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре с целью прогнозирования и предупреждения ЧС, организации санитарно-противоэпидемических мероприятий по согласованным с МЧС направлениям.
Как любая система управление должно иметь специально созданную автоматизированную систему получения, обработки и доведения информации от центральных органов до специализированных (штатных или нештатных) формирований в районах катастроф, соответствующие органы управления, устойчивую связь и подготовленных для этих целей специалистов (санитарных врачей, гигиенистов, радиологов, токсикологов, инженеров и др.).
Управление организацией санитарно-противоэпидемических мероприятий включает:сбор (прием), обработку, хранение и преобразование информации;
анализ информации и оценку санитарно-эпидемиологической обстановки;
принятие решения на проведение мероприятий,
организацию пунктов управления;
планирование (корректировку типовых планов),
доведение задач до исполнителей;
взаимодействие и поддержание его в ходе ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС;
контроль и оказание помощи подчиненным;
оценку качества и эффективности санитарно-противоэпиде-мического обеспечения населения в ЧС.
Для достижения эффективного управления организацией санитарно-противоэпидемическими мероприятиями информация
должна быть своевременной, полной и достоверной. Это может быть достигнуто соответствующей периодичностью и направленностью потоков информации, сочетанием их централизации и децентрализации. Информационные потоки, сложившиеся в санитарно-эпидемиологических учреждениях, работающих в интересах охраны здоровья населения в ЧС, нами условно подразделены на следующие группы: директивно-нормативные, информационно-справочные, методические, плановые, учетные, отчетные, запросы, ответы на запросы и предложения.
Органы управления Роспотребнадзора получают исходные данные на организацию и проведение мероприятий:
а) от региональных органов (штабов) по делам ГОЧС:
- о порядке оповещения;
- об опасностях, возникающих при ЧС;
- о категории городов по ГО, на территории которых произошла
ЧС;
- о местах ПОО народного хозяйства;
- о границах зон возможных разрушений, опасного химического,
биологического и радиоактивного заражения (загрязнения), воз
можного катастрофического затопления местности;
- о местах расположения пунктов управления ГОЧС и порядке свя
зи с ними;
- о силах и средствах, выделяемых по планам органов ГОЧС на
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) от территориальных органов исполнительной власти:
- о районах рассредоточения в загородной зоне;
- о порядке и маршрутах следования в районы рассредоточения,
- о местах расположения эвакуационных комиссий и приемных
пунктов в загородной зоне;
- о порядке снабжения в зоне ЧС продуктами питания, предметами
первой необходимости и медицинского обеспечения;
в) от других министерств и ведомств (МЧС, МО, МВД России и
ДР-):
- о порядке связи, оповещения и взаимодействия;
- о границах зон возможных разрушений, опасного химического,
биологического и радиоактивного загрязнения местности по оценке
их органов управления,
- о силах и средствах, выделяемых на проведение работ и охрану
объектов.
77-6772
Оценка обстановки проводится с учетом материалов данного анализа и включает оценку:
- фактических результатов воздействия экстремальных факторов
(разрушения, затопления, радиоактивного, биологического и хими
ческого заражения) на здоровье людей,
- готовности сил и средств Роспотребнадзора к выполнению стоя
щих перед ними задач;
- степени защищенности населения и личного состава формирова
ний Роспотребнадзора от воздействия факторов ЧС;
- климатогеографических и метеорологических условий, их влия
ния на организацию и выполнение мероприятий.
В выводах из оценки обстановки определяется степень готовности сил и средств Роспотребнадзора к действиям в ЧС и дается прогноз возможного развития ситуации, сказывающиеся на объеме принимаемых мер.
В решении на организацию и осуществление мероприятий отражаются следующие вопросы:
- содержание и алгоритм реализации основных усилий, способы и
последовательность выполнения задач;
- задачи формированиям санитарно-эпидемиологического профиля,
- основные вопросы взаимодействия,
- организация управления и всестороннего обеспечения.
Планирование мероприятий осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями для органов и учреждений Роспотребнадзора по планированию действий в функциональной подсистеме РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Мероприятия, планируемые и проводимые в зонах ЧС, включают:
- оповещение органов управления, сил и средств Госсанэпиднадзора
(ГСЭН) согласно установленному порядку и схемам;
- оценку санитарно-эпидемиологической обстановки,
- перевод органов и учреждений ГСЭН в Чрезвычайный режим
функционирования;
- выдвижение отрядов, бригад, групп экспертов, других сил и
средств ГСЭН в район ЧС;
- организацию ГСЭН в зонах ЧС;
- осуществление постоянного наблюдения и контроля (в общей сис
теме СНЛК) за состоянием окружающей среды в зонах ЧС, обста
новкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним
территориях;
- организацию материально-технического обеспечения работы спе
циалистов ГСЭН;
- восполнение резерва и создание оперативных запасов медицин
ского, санитарно-хозяйственного имущества, диагностических и
других средств, необходимых для ликвидации ЧС.
Доведение задач до исполнителей осуществляется через распорядительные воздействия, которые включают весь комплекс управленческих действий, связанных с оперативным управлением ГСЭН. Они реализуются посредством приказов, приказаний, указаний и распоряжений на разных уровнях. Упорядочение оперативного воздействия осуществляется путем составления календарных и сетевых графиков подготовки и разработки управленческих решений Для этой цели заблаговременно должны быть подготовлены соответствующие формализованные документы и бланки
Взаимодействие организуется во всех звеньях управления с целью обеспечения согласованных действий учреждений и формирований ГСЭН России, исполнительных органов власти и других ведомств, привлекаемых к выполнению задач по проведению мероприятий в зонах ЧС. Взаимодействие осуществляется по задачам, месту, времени и способам действий.
Для организации управления могут развертываться КПУ -самостоятельные или в составе штабов ГОЧС, а также создаваться оперативные группы (ОГ) медицинской службы силовых структур. Для обеспечения работы органа управления должна быть отработана соответствующая документация:
- схемы оповещения и связи;
- оперативные документы общего назначения (планы зон ЧС, карты
обстановки, графики, таблицы, схемы и другие документы);
- документация, отрабатываемая в ходе выполнения своих обязан
ностей по предназначению;
- списки личного состава специализированных формирований, их
функциональные обязанности;
- планы работ по ликвидации санитарно-эпидемиологических по
следствий при возникновении природных, техногенных и биолого-
социальных ЧС;
- справочные, методические материалы, руководящие документы и