Подготовка кадров сети наблюдения и лабораторного контроля Роспотребнадзора
Материально-техническоеи финансовое обеспечение
Учреждениях Роспотребнадзора, работающих в СНЛК
На потенциально опасные вещества (ОХВ, РВ, ПБА) в
Сырья, пищевых продуктов, питьевой воды при исследовании
Утилизации проб окружающей среды, продовольственного
Порядок отбора, доставки, исследования, хранения и
При получении сообщения об обнаружении (угрозе возможного заражения) потенциально опасных веществ в окружающей среде, продовольственном сырье, пищевых продуктах, питьевой воде, в водоемах хозяйственно-питьевого и рекреационного назначения, в жилых и общественных помещениях должностные лица филиалов
ФГУЗ - центров гигиены и эпидемиологии в муниципальных образованиях:
• немедленно информируют единую диспетчерскую службу и ад
министрацию муниципального образования, заинтересованные
ведомства муниципального уровня (управления по делам ГО и
ЧС, органы УВД и др.), ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиоло
гии» в субъекте Российской Федерации, головной центр СНЛК
Роспотребнадзора в субъекте, в зону обслуживания которого
входит филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» муни
ципалитета для решения вопроса о порядке действий сил и
средств муниципального образования (территориальной) СНЛК
и порядке исследования обнаруженных веществ на наличие
взрывчатых веществ, уровня радиационного фона, патогенных
биологических агентов, опасных химических веществ;
• организовывают выезд на место группы санэпидразведки ФГУЗ
- центров гигиены и эпидемиологии для оценки санитарно-
эпидемиологической обстановки, отбора проб и доставки их в
лабораторию (приложение 7).
При угрозе или совершении террористического акта санэпид-разведка с отбором проб проводится после официального уведомления учреждения госсанэпидслужбы оперативным штабом по предупреждению (ликвидации) чрезвычайной ситуации или соответствующими службами (управление по делам ГО и ЧС, органы ФСБ, УВД и др.) о взрыво- и пожаробезопасности обнаруженных неизвестных веществ, предметов, посылок, бандеролей и т.п.
Отбор проб проводится после предварительного обязательного дозиметрического контроля приборами типа СРП, ДРГ,-ДБГ. Перед отбором проб неизвестных веществ измеряется: а) радиационный фон на чистой местности (помещении и др.); б) мощность дозы гамма-излучения от исследуемого объекта. Данные величины должны быть указаны в акте отбора проб (направлении).
При уровнях мощности дозы гамма-излучения, не превышающих 0,06 мР/час (60 мкР/час) = 0,6 мкЗв/час материал считается ра-диационно-безопасным. Дальнейшие исследования проводятся без ограничений.
При уровнях мощности дозы гамма-излучения от 0,06 мР/час (60 мкР/час) = 0,6 мкЗв/час до 21 мР/час (21000 мкР/час) = 210 мкЗв/час материал считается потенциально опасным в радиационном отношении. Непосредственный контакт одного работающего с
исследуемым материалом (данной пробой) имеет ограничение по времени - не более 2-х суток.
При уровнях мощности дозы гамма-излучения более 21 мР/час (21000 мкР/час) = 210 мкЗв/час материал считается радиационно-опасным. Для работы с ним вызываются специализированные организации. Дальнейшие исследования такого материала, в т.ч. на наличие химически и биологически опасных веществ, проводится с соблюдением требований радиационной, химической и биологической безопасности
Обязательным условием отбора проб является соблюдение правил безопасности работы с возбудителями инфекционных заболеваний I—II групп патогенности, с химическими и радиоактивными веществами, а также их комбинациями.
Отобранная проба помещается в пластиковый пакет или другую лабораторную посуду, затем в металлический контейнер или бикс, который опломбируется и обрабатывается дез. раствором.
На отобранные пробы составляется направление, включающее следующие данные:
• дата и час отбора проб, место отбора;
• характеристика пробы (почва, вода, пищевые продукты, живот
ные и т.д.);
• если проб несколько, то указывается номер и место отбора каж
дой;
• куда направляется проба и на предмет каких исследований;
• фамилия лица, отбиравшего пробу;
• дата направления.
Кроме направления необходимо составить краткое донесение, в котором излагается обоснование отбора проб из различных объектов, визуально выявленные признаки наличия потенциально опасных веществ, указываются другие данные (больные люди, павшие животные и др.).
В зависимости от результатов оценки санэпидобстановки, в т.ч. наличия (по косвенным признакам и результатам исследований жепресс-методами) в зоне ЧС патогенных биологических агентов, химически опасных и радиоактивных веществ, отобранная проба доставляется в лабораторию филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" муниципального уровня (при наличии возможности проведения исследования в этой лаборатории в объеме поставленных задач или в лабораторию головного (дублера) центра СНЛК
Роспотребнадзора, или в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Федерации при отсутствии возможности исследования в головном) на специально выделенном транспорте с сопровождающим лицом из числа специалистов ЦГСЭН, а также при обязательном наличии охраны и спецсопровождения. Охрана и спецсопровождение группы санэпидразведки с пробами окружающей среды, пищевых продуктов и питьевой воды, отобранными в зоне совершения террористических актов или обнаружения неизвестных веществ, которые могут быть химически, биологически, радиационно-опасными, осуществляется органами внутренних дел на всем маршруте следования от зоны чрезвычайной ситуации до места проведения лабораторных исследований.
Пробы, доставленные в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Федерации и головные центры СНЛК Роспотребнадзора, проходят повторный дозиметрический контроль, затем направляются на исследование в бактериологическую и вирусологическую лаборатории, лабораторию особо опасных инфекций, санитарно-гигиеническую и токсикологическую лаборатории.
В пробах, подозреваемых на заражение радиоактивными веществами, химическими и биологическими агентами, в первую очередь исследования проводят на наличие радиоактивных веществ, затем патогенных биологических веществ и только после этого исследуют на ОХВ.
При получении положительного результата о наличии (подозрение) микроорганизмов I-II групп патогенности в любом из вышеперечисленных видов исследований весь материал доставляется в лабораторию особо опасных инфекций ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации.
После отбора проб личный состав группы санэпидразведки проходит частичную санитарную обработку с обеззараживанием (дезинфекция, дегазация, дезактивация) защитной одежды и транспорта на специально развернутой площадке. Полная санитарная обработка сил и средств, принимавших участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, проводится после получения и с учетом результатов лабораторных исследований проб в учреждениях СНЛК или специализированных центрах (НИИ, НИУ). Организация санитарной обработки осуществляется силами МЧС территориального (муниципального) уровня.
Место, где обнаружено потенциально опасное вещество, после отбора пробы должно быть обработано (дезинфицировано, дегази-
ровано, дезактивировано) в соответствии с действующими правилами и требованиями.
После отбора проб силами и средствами МЧС, УВД, ФСБ осуществляется локализация обнаруженных потенциально опасных неществ (предметов). До определения типа и класса опасности обнаруженные вещества (предметы) помещаются на временное хранение в отдельное помещение (место для временного хранения определяется территориальной или муниципальной КЧС) с соблюдением необходимых мер безопасности и обеспечением охраны силами и средствами органов внутренних дел.
Обеспечение сохранности неизвестных предметов и веществ в юне ЧС, оставшихся после отбора проб, осуществляется в соответствии с действующим порядком в системах ГО и ЧС, УВД, ФСБ до получения результатов исследования и уничтожения.
Обеспечение сохранности потенциально опасных проб в учреждениях СНЛК Роспотребнадзора возлагается на администрацию ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" (филиала).
Уничтожение (дегазация, дезинфекция, дезактивация) химически, биологически, радиационно-опасных веществ (предметов их содержащих) проводится специализированными организациями (учреждениями, формированиями), имеющими лицензию на этот вид деятельности, в присутствии представителей управлений по делам ГО и ЧС, УВД, ФСБ, госсанэпидслужбы и других заинтересованных ведомств и объектов экономики.
Продовольственное сырье, пищевые продукты, в т.ч. питьевая вода (далее именуются - пищевая продукция), в которых обнаружены ОХВ, ПБА, используются или утилизируются (уничтожаются) после санитарно-эпидемиологической экспертизы с заключением территориального (муниципального) ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» о их пригодности использования по назначению.
При решении вопросов экспертизы, дальнейшего использования (утилизации) или уничтожения некачественной и опасной для здоровья населения пищевой продукции следует исходить из порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997г. № 1263 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении».
Пробы объектов окружающей среды, пищевых продуктов, продовольственного сырья, питьевой воды на заражение отбирают:
• при подозрении на зараженность (загрязненность) объектов ок
ружающей среды, продовольственного сырья, пищевых продук
тов и питьевой воды, а также при отрицательных (сомнитель
ных) результатах индикации с помощью полевых средств;
• для установления степени эффективности проведения восстано
вительных мероприятий (полноты дезактивации, дегазации, де
зинфекции, дезинсекции и т.д.).
При возникновении локальных очагов диверсионного характера обследованию подлежат все объекты, подозреваемые в заражении ОХВ, ПБА. При аэрозольном заражении одновременно территорий нескольких районов и городов, закрепленных за одной головной лабораторией, на исследование направляется 3-5 проб из каждого района, города.
В зависимости от технологии производства, особенностям упаковки и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов (далее продукция) отбираемые пробы в зоне (очаге) заражения (загрязнения) разделяют на 3 группы:
• первая - продукция, хранившаяся в безусловно герметичных
таре и хранилищах;
• вторая - продукция, находившаяся в хранилищах и таре, герме
тичность которых нарушена (сомнительна) или не регламенти
рована нормативно-технической документацией на ее производ
ство и хранение;
• третья - явно зараженные (загрязненные) продовольственное
сырье и пищевые продукты, питьевая вода, вода источников
питьевого водоснабжения и зон рекреации, объекты окружаю
щей среды.
Отбор проб проводится в процессе санитарно-эпидемиологической разведки нештатными специализированными формированиями быстрого реашрования (СПЭО, СЭБ), создаваемыми на базе санитарно-эпидемиологических учреждений. Составной структурной единицей этих формирований является группа санитарно-эпидемиологической разведки.
Группы для проведения санитарно-эпидемиологической разведки комплектуются из специально подготовленного личного состава, обеспечиваются укладками для забора проб, средствами индивидуальной защиты, дезинфицирующими средствами, портативной дезаппаратурой, автотранспортом высокой проходимости, плавсредствами (типа моторных лодок), средствами спасения на водах
(типа авиационных спасательных жилетов, спасательных кругов и т.п.).
При проведении санитарно-эпидемиологической разведки все лаборатории и формирования учреждений по прибытию в зону бедствия должны в короткие сроки и оперативно организовать свою работу по месту новой дислокации. Для этого необходимо заранее предусмотреть выделение соответствующего палаточного фонда или лабораторий на автомобилях. В тех случаях, когда нет возможности для развертывания лабораторий и организации их работы в зоне бедствия, должна проводиться в лаборатории по месту ее постоянного расположения или на новом месте дислокации, где имеются (сохранились) соответствующие помещения.
При планировании работы учреждений СНЛК в чрезвычайных ситуациях необходимо учитывать пропускную способность лабораторий по проведению санитарно-гигиенической и микробиологической экспертизы зараженных объектов окружающей среды, продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, порядок отбора, хранения и доставки материала для исследования (приложение 7), а также их возможности в проведении индикации с учетом укомплектованности кадрами, их квалификации, наличия лабораторного имущества.
Готовность учреждений СНЛК Роспотребнадзора территории (муниципального образования) к решению возложенных на нее тдач обеспечивается соответствующими учреждениями (органами) службы территории (муниципального образования). Степень готовности территориальных, муниципальных (прикрепленных в системе СНЛК) учреждений СНЛК Роспотребнадзора к выполнению возложенных на них задач в мирное и военное время должна оцениваться (отслеживаться) по специальным программам. Эти программы разрабатываются исходя из банка данных о наличии и количестве на обслуживаемой территории потенциально опасных объектов и веществ. При этом учитываются масштабы и объемы прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, материально-технические, методические и кадровые возможности каждого учреждения СНЛК Роспотребнад-юра. Наличие вышеуказанных сведений по каждому конкретному учреждению СНЛК Роспотребнадзора позволит оперативно маневрировать силами и средствами службы в масштабах как всей струк-1уры СНЛК территории субъекта Российской Федерации, так и в пределах зоны обслуживания головным или прикрепленным к нему учреждением. Программы составляются с учетом прогнозируемых
М-6772 321
чрезвычайных ситуаций с санитарно-эпидемиологическими последствиями, видов (радиоактивное, химическое, биологическое), масштабов и объемов возможного заражения (загрязнения) исследуемых объектов окружающей среды, продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды каждым потенциально опасным веществом в зоне обслуживания.
Оснащение учреждений СНЛК Роспотребцадзора лабораторным оборудованием, химическими реактивами, диагностикума-ми, питательными средами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач по предупрежденикэ и ликвидации чрезвычайных ситуаций с санитарно-эпидемиологическими последствиями в мирное и военное время производится за счет средств федерального, субъектового и местного бюджета, а также внебюджетных поступлений.
Компенсация финансово-экономических затрат учреждений СНЛК Роспотребнадзора на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации юридическими (физическими) лицами, виновными в происхождении чрезвычайной ситуации, или из средств резервного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Положение о специализированных формированиях, организационно-штатная структура и табели оснащения санитарно-противоэпидемических отрядов (СПЭО) и ФГУЗ - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации утверждаются приказами Роспотребнадзора по совершенствованию организации работы специализированных формирований.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайные ситуации военного времени), хранится непосредственно в учреждениях СНЛК Роспотребнадзора. Оно используется только по прямому назначению и освежается в установленном порядке.
Лабораторный контроль пищевых продуктов, продовольственного сырья, питьевой воды, объектов окружающей среды на на-
пичие ПБА, БС, ОХВ, РВ проводится по методикам, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по планам и программам, согласованным с МЧС России. На субъектовом уровне подготовка проводится мод руководством территориальных учреждений СНЛК Роспотребнадзора. Важной формой подготовки являются ежегодные учения и тренировки на всех уровнях организации СНЛК госсанэпидслужбы.
За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений.
Учреждения СНЛК Роспотребнадзора территориального и муниципального уровня должны иметь следующий комплект документации:
- ведомственное положение (инструкцию) о работе СНЛК;
- штатное расписание и табель оснащения учреждения
СНЛК;
- план перевода учреждения СНЛК с мирного на военное
положение;
- план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий
i од и на перспективу;
- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в
рабочее время и не рабочее время (в том числе с учетом мест воз
можного, наиболее вероятного нахождения вне постоянного места
жительства - дачи, садовые товарищества и т.п.),
- функциональные обязанности специалистов учреждения в
< НЛК Роспотребнадзора в зоне действия учреждения;
-перечень возможных особо опасных заболеваний людей, сельскохозяйственных животных и растений на территории обслуживания учреждением СНЛК;
- перечень ОХВ, нарабатываемых, использующихся и хра
нящихся на объектах экономики в зоне действия учреждения СНЛК;
- перечень потенциально опасных объектов экономики в ра-
чиационном, химическом и микробиологическом отношении в зоне
действия учреждения СНЛК;
- инструкцию о порядке ведения радиационного, химическо
го, биологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения о
заражении (загрязнении) объектов окружающей среды, продоволь
ственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды;
- инструкцию о порядке передачи информации о заражении
(загрязнении) объектов окружающей среды, продовольственного
сырья, питьевой воды, пищевых продуктов со схемой связи,
- методики отбора проб и проведения исследований на зара
женность ПБА, БС, РВ, ОХВ;
- нормы допустимых уровней радиоактивного и биологиче
ского (бактериального, паразитарного) заражения (загрязнения),
предельно-допустимых концентраций ОХВ в окружающей среде,
питьевой воде, продовольственном сырье, пищевых продуктах, в
воде открытых водоемов хозяйственно-питьевого назначения на
мирное и военное время;
- карту (схему) контролируемого района для отображения
радиационной, химической и биологической обстановки;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и
учета результатов анализов;
- журнал радиационного, химического и биологического на
блюдения (разведки);
- инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами,
зараженными (загрязненными) РВ, ОХВ, ПБА;
- переговорные таблицы, табели срочных донесений для пе
редачи информации по подчиненности и в территориальное (муни
ципальное) управление (отдел) по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям.
Годовые отчеты о работе и состоянии готовности к работе учреждений СНЛК Роспотребнадзора представляются по подчиненности в вышестоящие учреждения службы, а также в территориальные и муниципальные структуры МЧС соответственно.