На региональном уровне

Наблюденияи лабораторного контроля Роспотребнадзора

Организация и порядок функционирования сети

VII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

Цель, основные задачи, организация и порядок функциони­рования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Единой государственной системы предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций (СНЛК ГО РСЧС)* в мирное вре­мя и как элемента (структурной единицы) гражданской обороны в особый период (военное время) определены в "Положении о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Рос­сийской Федерации" (1993).

СНЛК Роспотребнадзора является составной частью сил и средств наблюдения и лабораторного контроля единой государст­венной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций и функциональной подсистемы РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Выполнение задач, стоящих пе­ред ней, является обязательным для всех юридических лиц (учреж­дений, организаций, органов, объединений) различных форм собст­венности, включенных в СНЛК Роспотребнадзора регионального и муниципального уровней.

* Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, пищевых продуктов, продовольственного сырья, питьевой воды РВ, ОХВ и ПБА в процессе Госсанэпиднадзора с использова­нием инструментальных (технических) средств. Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окру­жающей среды, продовольственном сырье, пищевых продуктах, питьевой воде, биологическом (клиническом) материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации). Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт наличия (заражения, загрязнения) РВ, ОХВ и ПБА в исследуе­мой среде.

Идентификация - комплекс мероприятий, позволяющих определить вид РВ, ОХВ и ПБА


Координация деятельности и методическое руководство ПЛК Роспотребнадзора в сети наблюдения и лабораторного конт- роля РСЧС субъектового и местного (муниципального) уровней шплагается на Главное управление (управление, отдел) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послетствий стихийных бедствий. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК Роспотребнадзора осу­ществляет ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Рос-1 миской Федерации.

Наблюдение и лабораторный контроль проводятся учрежде­ниями Роспотребнадзора на межрегиональном, региональном и му­ниципальном уровнях в целях:

• предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных си­
туаций с санитарно-эпидемиологическими последствиями в
мирное и военное время;

• своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, хи­
мического, биологического заражения (загрязнения) питьевой
поды, пищевых продуктов, продовольственного сырья, объектов
окружающей среды (атмосферного воздуха, почвы, источников
питьевого водоснабжения, воды открытых водоемов хозяйст-
иенного и рекреационного назначения и др.) при чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени;

• обоснования комплекса неотложных (экстренных) и отсрочен­
ных, в том числе долговременных, профилактических меро­
приятий по защите населения и территории от радиоактивных,
химических веществ и агентов биологической природы для при­
нятия оптимальных управленческих решений при ликвидации
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
принятия экстренных санитарно-противоэпидемических меро­
приятий в очагах поражения радиоактивными веществами (РВ),
опасными химическими веществами (ОХВ), патогенными био-
погическими агентами (ПБА), в т.ч. бактериальными средствами
(БС), применяемыми в террористических целях;

• прогнозирования и контроля за последствиями чрезвычайной
ситуации для здоровья населения и состояния окружающей сре­
ды.


Общие задачи СНЛК Роспотребнадзора:

• сбор и оценка информации о радиоактивном и химическом за­
грязнении и биологическом заражении, о наличии возбудителей

• инфекционных болезней человека в окружающей среде, питье­вой воде, пищевых продуктах, продовольственном сырье, о мас­совых эпидемических вспышках заболеваний среди людей, сельскохозяйственных, домашних и диких животных;

• постоянное слежение за интенсивностью и динамикой загрязне­
ния (заражения) окружающей среды (селитебных территорий,
природных объектов, питьевой воды, пищевых продуктов, про­
довольственного сырья) веществами химической (включая ра­
диоактивные) и биологической природы;

• установление факта чрезвычайной ситуации (ЧС) путем опреде­
ления степени загрязнения объектов окружающей среды, питье­
вой воды, пищевых продуктов, продовольственного сырья ра­
диоактивными, опасными химически веществами и патогенны­
ми биологическими агентами;

• выявление причин, вызвавших загрязнение (заражение) объек­
тов окружающей среды, питьевой воды, пищевых продуктов,
продовольственного сырья, а также поражение людей и живот­
ных;

• количественная оценка масштабов ЧС;

• обобщение и передача в период угрозы, возникновения и ликви­
дации ЧС данных о радиационной, химической, бактериологи­
ческой обстановке в вышестоящие, а также в заинтересованные
учреждения по установленным формам;

• дополнительное динамическое наблюдение за объектами окру­
жающей среды непосредственно в период угрозы и ликвидации
ЧС и в ходе дальнейшего устранения ее последствий;

• обеспечение готовности органов и учреждений СНЛК Роспот­
ребнадзора к работе по ликвидации санитарно-
эпидемиологических последствий в мирное и военное время.

Перечень конкретных учреждений, организаций, органов и объединений госсанэпидслужбы, функционирующих на территори­альном или муниципальном уровнях в соответствующих системах СНЛК, устанавливается региональными или муниципальными орга­нами исполнительной власти по согласованию с вышестоящими структурами Роспотребнадзора. Перечень отраслевых научно-исследовательских учреждений и профильных высших учебных за-


недений, входящих в структуру СНЛК Роспотребнадзора террито­риального уровня, определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с министерспш ми, ведомствами и организациями федерального уровня. -

Главные управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, а также муниципальные управления (отделы) по чрм-вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бгд» i вий в рамках функциональной подсистемы территориальной (муни­ципальной) системы предупреждения и ликвидации ЧС выполняют следующие мероприятия по обеспечению деятельности учреждений Роспотребнадзора в СНЛК на подведомственной территории:

• организация и координация деятельности сети наблюдения и пя
бораторного контроля госсанэпидслужбы в СНЛК РСЧС на ПОД»
ведомственной территории;

• оперативное руководство деятельностью СНЛК Роспотребнвдю-
ра при ликвидации ЧС мирного и военного времени;

• контроль состояния готовности СНЛК Роспотребнадзора к дей­
ствиям в условиях мирного и военного времени;

• организация и контроль обучения, подготовки (переподготовки)
специалистов Роспотребнадзора по вопросам предупреждения и
ликвидации ЧС с санитарно-эпидемиологическими последствии
ми;

• обеспечение взаимодействия учреждений СНЛК РоспотребнвД
зора со специализированными учреждениями заинтересованныи
министерств, ведомств, служб, агентств;

• участие в установленном порядке в работе по совершенствоий
нию системы мониторинга и прогнозирования ЧС учреждений
СНЛК гражданской обороны, а также разработке и внедреник»
показателей риска на территориях и объектах экономики;

• участие в материально-техническом и финансовом обеспечении
учреждений СНЛК Роспотребнадзора.

7.2. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями СНЛК Роспотребнадзора

Функционирование СНЛК Роспотребнадзора осуществляе! ся в трех режимах.

В режиме повседневной деятельности (мирное время, нор мальная радиационная, химическая, микробиологическая обстанон


ка, отсутствие эпидемий, эпизоотии) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения, органа вышестоящим структурным образованием. Ин­формация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую ор­ганизацию по подчиненности.

В режиме повышенной готовности (ухудшение санитарно-эпидемиологи-ческой обстановки, в том числе радиационной, хими­ческой, микробиологической, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного происхождения, угроза начала войны, локальных военных конфликтов) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмот­ренных настоящими методическими рекомендациями.

При ухудшении санитарно-эпидемиологической обстановки, обнаружении в атмосферном воздухе, почве, воде, пищевых продук­тах, продовольственном сырье РВ, ОХВ, ПБА, в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), регистрации случаев опасных для жизни и здоровья инфек­ционных заболеваний людей, в т.ч. зоонозов (зооантропонозов), а также при высоком загрязнении окружающей среды информация передается учреждениями СНЛК Роспотребнадзора в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующе­го уровня (территориального, муниципального) структуры МЧС, других заинтересованных министерств, ведомств, служб, организа­ций, полномочных представителей государственной власти Россий­ской Федерации в субъекте Федерации, органы исполнительной власти в субъекте Федерации, органы местного самоуправления, оповещается население о санэпидобстановке и о принимаемых ме­рах по обеспечению санэпидблагополучия.

Передача информации осуществляется в сроки, не превы­шающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы воз­никновения ЧС, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

Состав, объем и конкретные формы представления инфор­мации по подчиненности устанавливаются нормативно-распорядительным документом (актом) вышестоящей организации СНЛК Роспотребнадзора.

В режиме чрезвычайной ситуации мирного времени (воз­никновение и ликвидация ЧС в мирное время), а также при исполь-


зовании террористами современных средств поражения (химиче­ское, биологическое, ядерное оружие) в военных конфликтах, на­блюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящими методическими рекомендациями.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окру­жающей среды (воздухе, почве, воде источников хозяйственно-питьевого пользования и водоемов зон рекреации), пищевых про­дуктах, продовольственном сырье РВ, ОХВ, ПБА в количествах, превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), о каждом случае заболевания особо опасными инфекциями, о вспышках инфекцион­ных заболеваний (поражений) людей, о случаях высокого (10-ти кратное превышение ПДУ) загрязнения окружающей среды переда­ется учреждениями СНЛК Роспотребнадзора в вышестоящую орга­низацию по подчиненности и одновременно в соответствующего уровня (территориального, муниципального) структуры МЧС, дру­гих заинтересованных министерств, ведомств, служб, агентств.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществ­ляется в формализованном и неформализованном виде по имею­щимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уве­домления о возникновении ЧС. Последующая информация о разви­тии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

7.3. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза, исследования,